Доклад подготовлен для выступления студентов СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж" на VI городской студенческой конференции с международным участием "Культурное наследие и современность".
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsii.docx | 28.21 КБ |
Авторы: Жунина А.Ю., Литвинова С.С.
Руководитель: Любавина Т.И.
СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»
ТАИНСТВЕННЫЙ ЕГИПЕТ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ.
Санкт-Петербург от начала своего существования был городом
межнационального и межконфессионального сосуществования его жителей, как старожилов, так и вновь приехавших. Городская культура Северной столицы – результат совместного труда людей различных языков и обычаев, в том числе и восточных.
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал!
Кто воспоет тебя достойно,
О град Великого Петра,
Великолепный, дивно-стройный,
Восточных вымыслов игра!
В. Романовский.
И многие памятники культурного наследия свидетельствуют об этом.
Данный доклад посвящен наследию Древнего Египта в Санкт-Петербурге.
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве.
В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах египетские стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных, так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Самые древние сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов города. Им около 3,5 тысяч лет. Два гранитных сфинкса, найденные
при раскопках древней столицы Египта – Фив, были установлены в 1834 г.
у здания Академии художеств. Сфинкс – чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Высеченные из сиенита, они стояли у входа в величественный храм, сооруженный в Египте около Фив для фараона Аменхотепа III. Головы сфинксов являются портретными изображениями этого фараона. На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 г. перевел египтолог, академик В. В. Струве. Тексты посвящены прославлению фараона Аменхотепа III– царя Верхнего и Нижнего Египта.
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
В. Я. Брюсов
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество мифов и легенд о них. Люди были уверены, что сфинксы живые, они просто спят, но и во сне охраняют Петербург от наводнений.
Считается, что выражение лица сфинксов меняется в течение дня.
С утра до полудня оно – безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро. Многие утверждают, что желания, загаданные рядом со сфинксами, исполняются.
Эти сфинксы – не единственные в нашем городе. Самыми первыми были выполнены два сфинкса из розового мрамора. В 1796 г. они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 г. перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица,
а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса – это символы власти. В конце XVIII века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца.
С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 г., по четырем углам которого расположены
4 каменных сфинкса. В 1826 г. на Египетском мосту через реку Фонтанку были установлены 4 чугунных сфинкса. Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки.
В 1826 г. самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2 – две небольшие скульптуры черного цвета с женскими лицами работы скульптора А. Постникова. В 1995 г. на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены 2 бронзовых сфинкса работы скульптора М. Шемякина. Это самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге. У сфинксов по два разных профиля. К жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы – оголенными костями черепа. На пьедестале можно прочитать строки из произведений В. Высоцкого и М. Цветаевой, А. Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой. Самый маленький сфинкс с 1832 г. сидит на боевом шлеме богини мудрости Минервы, скульптура которой находится на главном фасаде здания Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли. Скульптор – В. Демут-Малиновский.
На въезде в Царское Село в 1827-1830 гг. были сооружены Египетские ворота, в декоративном убранстве которых использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Карнизы украшены изображениями солнечных дисков, змеиных голов и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян. Наружные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен
из мифологии и быта Египта.
У станции метро Чернышевская на улице Захарьевская расположен дом под номером 23, построенный в 1913 г. Но никто из петербуржцев при упоминании этого дома не называет его точный адрес, достаточно сказать «Египетский дом», и все становится ясно. При одном взгляде на него возникают ассоциации с гробницами фараонов, загадочными пирамидами, сфинксами, мифами и легендами древнего мира. Фасад украшен высокими выступающими колоннами с ликами богинь. В центре расположена арка, ведущая во внутренний двор, потолок и стены арки сплошь украшены изображениями летящих птиц, крылатых солнечных дисков. По обе стороны от арки - два симметричных подъезда, у каждой двери стоят статуи бога солнца Ра в набедренных повязках со скрещенными руками. Весь фасад щедро украшен барельефами с изображениями богинь, сценами из жизни, в основном, сельскохозяйственными работами, дисками с мифическими существами, полуколоннами, пилястрами. Здание предназначалось не для музея египтологии, а было обычным доходным домом. Дом почти полностью сохранился в первоначальном виде, и остается жилым домом.
На башне Главного Адмиралтейства среди 14 фигур есть статуя богини Исиды Египетской, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа. Статуя Богини Исиды – египетский идеал женственности и материнства, стоит на углу, обращенном к Исаакиевскому собору.
В 1940 г. по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова был создан Египетский зал, представляющий грандиозную коллекцию, отражающую многовековую историю целой страны, и пользующийся наибольшей популярностью у посетителей. Здесь представлены экспонаты из гробниц четырех придворных периода Среднего царства. Раскрашенные саркофаги и мумии занимают середину зала. Здесь же выставлены амулеты с изображениями скарабеев, которые должны были обеспечить беспрепятственное прохождение умерших в загробную жизнь, а также тексты из Книги мертвых, описывающие суд Осириса.
В Санкт-Петербурге есть и пирамиды. Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Она была построена в 1770-1771 гг. архитектором
В.И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 г. по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора.
В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исаакиевском соборе. Вот несколько самых известных: пирамида на фасаде Казанского собора, на противоположном фасаде точно такая же; пирамида на Смольном соборе; пирамида в лучах, и всевидящее око внутри на Александрийской колонне.
Элементы египетского стиля встречаются и в оформлении жилых домов.
Например, дом 31 по ул. Зверинской и дом 65 на Петроградской стороне по Большому проспекту украшены египетским декором.
Санкт-Петербург – уникальный город, который хранит память о культурах разных стран, о разном времени, об удивительных людях, которые создавали наш город, жили в нем, сохраняли его. И мы, петербуржцы, должны бережно хранить то, что сохранил для нас город. Это связь времен, народов, культур.
Литература:
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Круговорот воды в пакете
Злая мать и добрая тётя
Под парусами