Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.
Вложение | Размер |
---|---|
svetskaya_etika.ppt | 624 КБ |
Слайд 1
Светская этика Гончарова Наталия 4 Б класс ГБОУ СОШ №456 Санкт- Петербурга Учитель: Митрофанова В.Н.Слайд 2
Светская этика У этого термина существуют и другие значения, см. Этика (значения). Э́тика (этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Слайд 3
История светской этики Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие. Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[4], встречается в Мишне. В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Слайд 4
Классификация этических ценностей Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы: ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины; ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения; прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.
Слайд 5
Направления исследований и разделы светской этики В этике выделяют следующие направления исследований: Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы. Нормативная этика — поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев? Прикладная этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
Слайд 6
Разделы светской этики Агафология (буквально «учение о добром», составляет ту часть практической философии или этики, в которой идёт речь о «высшем благе») Биоэтика (учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии) Компьютерная этика Медицинская этика Профессиональная этика Социальная этика Политическая этика Экологическая этика Этика деловых отношений (Бизнес-этика, Экономическая этика) Этика поступка Юридическая этика
Слайд 7
Современное состояние светской этики Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика). На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели группируются по оппозиции мужественности и женственности. Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития. Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
Слайд 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Н. Гумилёв. Жираф
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Валентин Берестов. Аист и соловей
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Зимний дуб