В последнее время реклама заполонила экраны телевизоров, улицы, газеты и журналы и является целенаправленной попыткой повлиять на человеческое поведение, глубоко проникая в наше подсознание. Особенно это касается подростков, которые в силу своих возрастных особенностей характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, совершением необдуманных действий и поступков. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения подростков, так как именно в этом возрасте происходит формирование психики, которая наиболее подвержена внешним влияниям.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г.Охи Сахалинской области
Секция: «Психология» / Психология рекламы и ее влияние на человека
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Реклама и ее влияние на подростка»
Составитель:
Стрижак Валентин Васильевич,
10 Б класс МБОУ СОШ № 7 г.Охи
Научный руководитель:
Трубникова Галина Викторовна,
социальный педагог МБОУ СОШ № 7 г.Охи Сахалинской области
г.Оха, 2015
Актуальность:
Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама – динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Уже многие годы, являясь постоянным спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров, и в этом качестве выступает не только как "двигатель торговли", но и как своеобразный "двигатель прогресса".
В последнее время реклама заполонила экраны телевизоров, улицы, газеты и журналы. Реклама использует средства массовой информации для распространения своих объявлений, касающихся потребительских товаров, различных организаций и политики. Реклама – это целенаправленная попытка повлиять на человеческое поведение. Она принадлежит к внешним проявлениям нашего обихода, нашей повседневной жизни, являясь неотъемлемой частью окружающего нас мира. Постепенно она глубоко проникает в наше подсознание.
Особенно это касается подростков, которые в силу своих возрастных особенностей характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, совершением необдуманных действий и поступков. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения подростков, так как именно в этом возрасте происходит формирование психики, которая наиболее подвержена внешним влияниям.
Цель данного исследования: изучить влияние рекламы на психику и поведение подростков. Объектом исследования являются подростки, предметом - реклама.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ источников, опросы и беседы).
- практические (систематизация данных, презентация, написание работы)
Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в практике школьной психологической службы. Полученные в ходе исследования результаты, выводы могут быть востребованы при решении задач психологического консультирования школьников. Также материал может быть полезен как тема для классных часов в старших классах.
Реклама – это средство заставить людей
нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали.
Мартти Ларни
Предпосылки современной рекламы сопровождают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе. Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:
Все это можно охарактеризовать как примитивную рекламу. Дальнейшее ее развитие полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности. Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стали основой средств распространения современной рекламы.
В нашей жизни реклама занимает огромное значение. Она в какой-то степени влияет на наш образ и стиль жизни, поведение людей, оказывает влияние на наши взгляды, отношение к себе и окружающему миру (Некоторые плюсы и минусы воздействия рекламы на общество приведены в Таблице 1 – см.Приложение 1).
Слово «реклама» латинского происхождения (reklamare — «кричать») и означает:
Сегодня просто невозможно пройтись по улице и не встретить изобилие всевозможной рекламы, она повсюду: на щитах, плакатах, листовках, стендах, столбах, на транспорте, в газетах, на телевидении, на радио и т.д. Реклама складывается из множества элементов, ее цели и задачи могут быть различны, как и варианты ее создания, а также каналы, по которым она распространяется. И существует множество классификаций современной рекламы. Наиболее распространенной из них является по способу распространения - здесь выделяют телевизионную, печатную, радийную, видео- и кинорекламу, рекламу на транспорте, наружную рекламу и т.д.
Например, по данным «Гэллап Медиа» в России телевизор смотрят около четырех миллионов детей и подростков. В среднем — два с половиной часа в день. Доля детско-юношеских передач (не включая кинофильмы и анимацию) на российском телевидении составляет всего около одного процента от общего эфирного времени канала. С января 2008 года длительность рекламы не может превышать девяти минут в час. Таким образом, в день ребенок видит около 20 минут телевизионной рекламы.
Кроме телевизионных роликов, реклама обращается к школьникам и подросткам через детские журналы, плакаты и вывески на улицах, через игрушки в виде любимых персонажей, через изображения персонажей на продовольственных и промышленных товарах. Наконец, через социальные сети и виртуальные клубы — детям нравится чувствовать свою принадлежность к определенному кругу. Ведь в России домашним Интернетом пользуются почти четыре миллиона подростков, то есть около 40% всех школьников.
Реклама на телевидении - самый дорогостоящий, самый массовый и престижный вид рекламы. Ее эффективность весьма высока. Она объясняется синтезом двух видов воздействия на человека - визуальным и аудиальным. Рекламу в прессе человек воспринимается только зрительно, рекламу по радио - только посредством слуха, а вот телевизионная реклама воспринимается обоими каналами. Именно поэтому она столь действенна, и рекламодатели не жалеют на нее финансовых средств. Телевидение способно влиять не только на сознание, но и на подсознание человека. Именно поэтому эффективность ТВ - рекламы не оставляет сомнений.
Причем дети и подростки оказываются под воздействием не только рекламы, нацеленной непосредственно на них, но и рекламы, рассчитанной на взрослых. В дневное время идет реклама кинофильмов, содержащих сцены насилия, во многих роликах делается акцент на повышенную сексуальность персонажа, причем без особой необходимости, — все это вызывает понятные опасения.
Например, реклама сигарет может быть более значимым фактором риска для детей, чем курящие члены семьи или сверстники, и даже способна подорвать воспитательное влияние родителей; а из всей телевизионной рекламы половину составляют ролики, пропагандирующие нездоровую пищевую продукцию, в первую очередь сладких сухих завтраков и высококалорийных снеков; 20% реклам фастфуда обещают бесплатную игрушку вместе с едой. Контакт подростков с рекламой, эксплуатирующей сексуальность, может провоцировать раннее начало сексуальной жизни.
Очень часто демонстрируются чрезвычайно худые модели, что может привести к занижению самооценки и психическим расстройствам вплоть до анорексии у девочек подросткового возраста.
Подростки сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира.
Для получения полной картины, мною был проведен социологический опрос с целью выяснить влияния телевизионной рекламы на психику подростка. В исследовании принимали участие 45 учащихся, из них 7 ученики среднего (8 классы) и 38 - старшего школьного возраста (9-11 классы).
Какова же сила воздействия телерекламы на сознание подростков?
В среднем, по данным анкетирования (см. Приложение 2), школьники проводят за просмотром телевизора в будни от 2 до 4 часов, в выходные - до 6-7 часов. За год они видят порядка 20 тысяч различных рекламных роликов, убеждающих в необходимости приобретения жевательных резинок, колготок, дорогой парфюмерии и пр. Кроме этого рекламу они встречают на страницах журналов, газет.
В ходе исследования было выявлено, что большинство школьников (62%) равнодушно относятся к рекламе, никак не реагируя на нее, но, конечно же, есть и такие, которые воспринимают рекламу негативно - 29% . Следует отметить, что с возрастом критическое отношение к рекламе усиливается. Положительно к рекламе относятся лишь 12% опрошенных, среди них нет ни одного учащегося старшего звена. Можно сделать вывод, что отношение старшеклассников к рекламе более осознанно и критично.
Среди рекламных роликов, которые более других запомнились школьникам, является реклама энергетических напитков, «Киндер-сюрприза», «Кока-колы», «Скитлс», косметики, реклама фильмов, а также рекламные заставки о спорте. На вопрос, почему именно эта реклама запомнилась, ответы были следующими: «смешные», «запоминающаяся песня», «интересный сюжет», «трогательная», «яркая». Кроме наиболее предпочитаемых, подростки называли также и наименее понравившиеся рекламные ролики, вызывающие негативное отношение. Для школьников это различные шампуни от перхоти, реклама бытовых средств. При этом объяснения были такими: «неинтересная», «несмешная», «неприятная», «скучная».
Хотя у многих реклама и вызывает отвращение своей навязчивостью, продолжительностью, частыми повторами, но все равно на вопрос: «Если бы перед тобой стоял выбор - что купить: прорекламированный товар или нет, что бы ты купил?» большинство опрошенных ответили, что купили бы прорекламированный товар.
В ходе анализа анкет была определена прямая связь ценностных ориентаций подростков с их отношением к рекламе.
В среде тех, кто высказал недоверие рекламе, преобладают ценности межличностного общения, такие, как дружба, семейное счастье, родители и родные. Это может свидетельствовать о представлении телевизионной рекламы для данных подростков как неважном факторе в их жизни и стремлении избегать ее влияния, т.е. реклама для подавляющего большинства этих подростков не воспринимается как «образец» межличностных отношений.
Наличие в ответах некоторых учащихся таких приоритетных ценностей, как компьютер, мобильный телефон говорят о том, что у подростков ошибочно складывается мнение, что только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на человека, преуспевающего в жизни. Поэтому, наверное, некоторым хотелось бы также иметь большой дом, машину, много денег.
На вопрос о том, хотели ли бы мои сверстники следовать какой-либо рекламе, только 3% ответили утвердительно. Но это не просто реклама, а социальная – реклама помощи детям и инвалидам.
Проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на подростков, играет решающую роль в формировании потребительских предпочтений. Некоторые школьники узнают рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее, большинство критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие рекламной продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, что напрямую зависит от возраста, уровня психического развития подростка, его интересов и жизненных целей.
Заключение
Реклама в современном обществе распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на ценностный выбор и психологический комфорт личности. Подростки, по сравнению с взрослыми, не в состоянии эффективно противостоять воздействию рекламы. Но, несмотря на результаты опроса, нельзя не сказать, что думающего человека, имеющего собственное мнение, обмануть практически невозможно. Подростки понимают бессмысленность некоторой рекламы и могут проанализировать, что им предлагают и осознать, нужно ли им этот товар или эта услуга.
Исходя из данных исследования, можно сделать вывод, что реклама влияет на психику подростка, но опасаться этого не стоит, так как для большинства подростков, негативно относящихся к ней, реклама является лишь носителем информации об окружающем мире, не затрагивая ценностные установки. Это говорит о достаточно высоком уровне их нравственности, большое влияние на который оказывает как сложившееся социальное окружение, система устоев провинциального города, так и система воспитательной работы школы.
Жить совсем без рекламы невозможно. Это понимают и подростки и взрослые. Но нужно сделать всё необходимое, чтобы реклама была качественной, чтобы она не пускала пыль в глаза покупателю, а давала достоверную информацию.
Источники:
Приложение 1
Таблица 1
Положительное и отрицательное воздействие рекламы на общество
Плюсы рекламы | Минусы рекламы |
Благодаря рекламным роликам общество участвует в программах защиты дикой природы, которая ведётся сейчас по всему миру. | Существует мнение, что реклама воздействует на потребителя на подсознательном уровне, тем самым манипулируя его поведением, вопреки его желаниям |
Приобщение населения к здоровому образу жизни через рекламу использования натуральных добавок в пищу и витаминных препаратов, рекламу фитнес-клубов, тренажёров. | Не всегда вызывает понимание эмоциональная реклама, т.е. практика обращения рекламы к эмоциям потребителя. |
Реклама говорит о той дополнительной пользе, которую покупатель приобретает, покупая товар | Существует миф, о неограниченном могуществе рекламы, с помощью которой якобы можно продать всё, что угодно. |
Реклама генерирует потребность к лучшему уровню жизни. | Отдельные рекламные обращения кажутся раздражающими. |
Реклама стимулирует трудовую деятельность: если заработаешь, то сможешь получить что хочешь. | Реклама табака и алкогольной продукции наносит вред здоровью нации. |
Рекламирую самое современное оборудование, бытовую технику и т.д., тем самым она пропагандирует научно-технические достижения. | В обществе не существует полного доверия к рекламному объявлению, что связано недобросовестной рекламой. |
Реклама помогает обществу концентрировать внимание на определённых социальных программах. | Общество волнует: не слишком ли возвышенные эпитеты используются в рекламе о пользе пищевых продуктов; действительно ли настолько сильны те или иные лекарственные препараты, как о том говорит реклама. |
Приложение 2
Приложение 3
Анкета «Реклама и её влияние на человека»
Пол ж, м возраст
Положительно
Отрицательно
Все равно
2. Как вы чаще всего проводите свое свободное время дома? (возможно несколько вариантов ответов)?
Читаю художественную литературу
Читаю газеты и журналы
Приглашаю друзей в гости
Слушаю музыку
Смотрю телевизор
Играю в компьютер
Помогаю по дому родителям
"Сижу в Интернете"
Занимаюсь собой (своей внешностью)
Отсыпаюсь
Занимаюсь домашними животными
Ничего не делаю
Другое:
3. Насколько охотно вы смотрите телевизор?
Люблю его смотреть
Не очень люблю смотреть
Не нравится смотреть
Другое:
4.Как вы относитесь к рекламе на телевидении?
Очень плохо
Скорее плохо, чем хорошо
Не знаю
Скорее хорошо, чем плохо
Очень хорошо
5. Если на предыдущий вопрос вы ответили положительно, то какая телереклама вам больше всего нравится? (возможно несколько вариантов ответов)
Продуктов питания
Напитков
Игрушек
Развлекательных клубов/центров
Фильмов
Косметики
С животными
Бытовой техники
Спорта
Заставки или сюжета
Другое:
6.Доверяете ли вы рекламе?
Да
Скорее да, чем нет
Не знаю
Скорее нет, чем да
Нет
7.Можете перечислить некоторые сюжеты телерекламы, которые сейчас вспомните, или какие больше всего запомнились?
8.Почему они запомнились больше всего?
9.Часто ли вы используете рекламные фразы в своем лексиконе, рекламные «слоганы»?
Очень часто
Не очень часто
Иногда использую
Довольно редко
Никогда
10.Готовы ли вы следовать какой-либо рекламе? Если да, то какой рекламе и почему?
Нет Затрудняюсь ответить Да
11.Если вы ответили да, то тогда:какой рекламе вы готовы следовать:почему вы готовы ей следовать?
12.Как вы считаете, какое из нижеследующих утверждений, касающегося вашего стиля жизни, вам больше всего подходят? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
Я ношу обычную повседневную одежду
Я питаюсь только домашней простой пищей
У меня обычное хобби (компьютерные игры, музыка)
Я часто смотрю телевизор
Я ношу яркую необычную одежду, достаточно дорогую
У меня необычная прическа, украшения
У меня редкое хобби (например, толкинизм, коллекционирование дорогих вещей)
Я чрезмерно забочусь о себе
Я веду «разгульный» образ жизни (провожу свободное время в уличной компании, потребление спиртных напитков, никотина)
Я принимаю активное участие в общественной жизни
Я принимаю активное участие в политической жизни;
Я уделяю достаточно времени занятиям спортом, физической культурой
Я стараюсь потреблять здоровую пищу (соки, фрукты, молочные продукты)
Я поддерживаю свою физическую форму (слежу за весом тела)
Я стараюсь помогать ближним (друзьям, родителям, незнакомым людям)
13.Насколько нижеприведенные суждения соответствуют вашему мнению по поводу телерекламы? (выберите один или несколько наиболее соответствующие вашему мнению)
Мне доставляет удовольствие смотреть красивую, сделанную со вкусом рекламу
Реклама для меня — удобный способ получить информацию о товаре и его качестве
Мне нравится смотреть рекламные ролики, передачи и т. п
Реклама всегда приукрашивает товар
Я считаю, что реклама — это настоящее искусство
Реклама формирует мои потребности, привлекает мое внимание к современным товарам и идеям
Я и не верю рекламе, но смотрю ее с удовольствием
Рекламы стало слишком много, она раздражает
Слайд 1
Реклама и ее влияние на подростка Автор: Стрижак Валентин, 10 Б класс МБОУ СОШ № 7 г.Охи Научный руководитель: Трубникова Галина Викторовна, социальный педагог МБОУ СОШ № 7 г.ОхиСлайд 2
«Кто бы знал, что Солнце вращается вокруг Земли, если бы не реклама?» Аркадий Давидович
Слайд 3
Цель: изучить влияние рекламы на психику и поведение подростков. Задачи : Рассмотреть какую рекламу предоставляет современное общество. Изучить особенности воздействия рекламы на психику подростков. Провести исследование влияния рекламы на психику подростка. Проанализировать содержание рекламы. Цели и задачи:
Слайд 4
Реклама – двигатель прогресса
Слайд 5
Предпосылки современной рекламы Наскальные рисунки « Имиджевая » реклама «Из уст в уста»
Слайд 6
Мероприятия , имеющие цель создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей, покупателей; Распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популяризации. Понятие рекламы Reklamare ( лат. ) — «кричать»
Слайд 7
телевизионную , печатную , радийную , видео- и кинорекламу, рекламу на транспорте, наружную рекламу и т.д. Классификация рекламы По способу распространения в современной рекламе выделяют:
Слайд 8
Реклама является целенаправленной попыткой повлиять на человеческое поведение, глубоко проникая в наше подсознание. Влияние рекламы
Слайд 9
Влияние рекламы
Слайд 10
Около четырех миллионов детей и подростков в России телевизор смотрят в среднем — 2,5 часа в день и соответственно видят около 20 минут рекламы каждый день.
Слайд 11
«Взрослая» реклама Влияние рекламы
Слайд 12
Влияние рекламы Реклама фастфуда и снеков 20% реклам фастфуда обещают бесплатную игрушку вместе с едой.
Слайд 13
«Модельная» реклама Влияние рекламы
Слайд 14
Влияние рекламы «Детская» реклама
Слайд 15
Влияние рекламы Реклама в Интернете В России домашним Интернетом пользуются около 40% всех школьников .
Слайд 16
Подростки постоянно находятся в ситуации выбора : между различными взглядами и представлениями, формированием собственной картины мира.
Слайд 17
Цель : выяснить степень влияния телевизионной рекламы на психику подростка. Социологический опрос
Слайд 18
Социологический опрос 24 21 25 человек
Слайд 19
Социологический опрос Отсыпаюсь Слушаю музыку Как чаще всего проводят свободное время дома Компьютер, Интернет Смотрю ТВ
Слайд 20
Девочки Положительно – 7% Отрицательно – 3% Все равно – 15% Мальчики Положительно – 5% Отрицательно – 6% Все равно – 10% Отношение к рекламе Социологический опрос
Слайд 21
Социологический опрос Предпочитаемые рекламные ролики
Слайд 22
Социологический опрос Предпочитаемые рекламные ролики
Слайд 23
Дружба Семья Ценность общения Компьютер Телефон Богатство Социологический опрос Реклама для подавляющего большинства подростков не воспринимается как «образец» межличностных отношений.
Слайд 24
Социальная реклама
Слайд 25
Результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер и напрямую зависят от возраста, уровня психического развития подростка, его интересов и жизненных целей. Реклама влияет на психику подростка, но не опасна, так как для большинства подростков является лишь носителем информации об окружающем мире, не затрагивая ценностные установки. Выводы:
Слайд 26
Социальное окружение Устои провинциаль-ного города Система воспитатель-ной работы школы Достаточно высокий уровень нравственности Выводы:
Слайд 27
Об идеалах нации можно судить по ее рекламе. ( Норман Дуглас) Не реклама копирует жизнь, а жизнь копирует рекламу. (Фредерик Бегбедер )
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Чья проталина?
Зимний дуб
Швейня
Если хочется пить...
Мать-и-мачеха