Разработка экологического проекта под руководством учителя биологии Лисенковой Нины Ивановны «Изучение экологического состояния двух озер – Длинное Мочилище и Круглое Мочилище»
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 353 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 2 г. Перевоза»
Экологический проект:
«Изучение экологического состояния двух озер – Длинное Мочилище и Круглое Мочилище»
Работу выполнили:
Учащиеся МАОУ СШ № 2 г. Перевоза
Шалаев Игорь, Шалаев Илья
Руководитель:
учитель биологии
Лисенкова Нина Ивановна
г. Перевоз
Оглавление
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3
1.Обзор литературы ----------------------------------------------------------------------7
2. Объект исследования – озера Длинное Мочилище и Круглое Мочилище -----------------------------------------------------------------------------------------------------12
3. Методы исследования----------------------------------------------------------------13
4. Результаты исследований-------------------------------------------------------------14
5. Заключение------------------------------------------------------------------------------17
6. Используемая литература ------------------------------------------------------------19
6. Приложение
7.Рецензия
3
Введение
«Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения. Ибо он сам часть природы. Ветер, солнце лес, вода доставляют всем огромную радость. Нас притягивает завораживающий голос леса, неповторимое журчание ручья, зеркальная гладь озер. Умиротворение вызывает прикосновение к духовному наследию прошлого родного края. Какое великое, доброе влияние оказывает природа на всех нас! Она шлифует характер, делает его мягче, поэтичнее. Рождает чувство любви к Родине».[1]
Вода – один из основных ресурсов, связанных напрямую с жизнью человека. Издавна известны и традиции почитания водных источников: родников, озер, прудов. Многие из них считаются непростыми, с ними связаны какие-то рассказы, истории предсказания. Природные водоемы тесно связаны со всей окружающей средой, и в них попадают разнообразные загрязняющие вещества: смывы с полей, автодорог и др. Загрязнение водоемов усиливается в последнее время, снижая хозяйственные свойства воды и отражаясь на численности и видовом разнообразии гидробионтов. Кроме антропогенного происходит и естественное загрязнение воды. Оно обусловлено как отмиранием, так и прижизненным выделением ими органических веществ.
Хозяйственная и бытовая деятельность человека связана с широким использованием водных ресурсов. При этом чистая вода – необходимое условие существования всех живых организмов и человека в частности, что обуславливает необходимость экологического мониторинга состояния природных вод и водоемов.
Химический анализ воды является стандартной процедурой оценки качества вод водоемов. Существуем множество методик по оценке показателей качества, определению концентрации различных химических компонентов природных вод с последующим сравнением данных анализа с нормами или
предельно допустимыми концентрациями.
В данной работе был сделан акцент на изучение одной из самых динамичных
4
характеристик вод водоема – концентрации кислорода и восстановителей органической и неорганической природы.
«Достаточное количество растворенного кислорода – необходимое условие существования гидробионтов и реализации механизмов самоочищения водоемов.
Концентрация растворенного кислорода в воде зависит от многих факторов и, в первую очередь от биотического и антропогенного воздействия».[6]
«Таким образом, растворенный кислород является важнейшим фактором , обеспечивающим существование водных экосистем». [4]
«Основной причиной изменений, происходящих в стоячих водоемах, является антропогенное воздействие.
На концентрацию биогенных элементов и растворенного кислорода в большей степени влияют выпас скота по берегам водоемов и смывы с сельскохозяйственных угодий. При этом в озеро поступают биогенные элементы, вызывая интенсивный рост биомассы, что приводит к снижению уровня растворенного кислорода в воде и быстрому эвтрофированию озера».[2]Следовательно, изучение концентрации растворенного кислорода и ее динамики позволяет оценить степень антропогенного воздействия на водоем.
Полный анализ состояния водоема не может быть осуществлен без учета физико-географических показателей, таких как его глубина, температурный, ледовый режим водоема и др. Поэтому одним из направлений исследования стали построение карты глубин и температур изучаемых озер и качественная оценка их гидрологического режима.
Этот проект об озерах Длинное Мочилище и Круглое Мочилище, являющихся объектами изучения, являются «дикой» рекреационной зоной,
используемой жителями села Вельдеманово. Поэтому данные водоемы не входят в список объектов, подлежащих обязательному мониторингу экологического состояния. В Перевозском районе нет метеослужбы. Практика показала, что обучающиеся образовательных учреждений могут выявить и
5
предварительно оценить водоемы местного значения, использующихся человеком в его хозяйственной и иных видах деятельности. Об этом свидетельствуют результаты работы обучающихся Вельдемановской основной общеобразовательной школы по изучению и благоустройству родников на территории села Вельдеманово (2002 – 2009 г.г.).
Оценка ущерба, наносимого человеком водоему, позволит спланировать шаги по организации защиты данных водных объектов с использованием административных ресурсов и непосредственных мероприятий по очистке водоемов.
Цель проекта: комплексная оценка экологического состояния двух озер - - Длинное Мочилище и Круглое Мочилище в с.Вельдеманово Перевозского района Нижегородской области.
Задачи проекта:
Обследование двух озер - Длинное Мочилище и Круглое Мочилище и выявление экологических проблем;
ознакомление с методиками проведении исследования озер;
наблюдения за температурным, ледовым, уровенным режимом озер;
исследование воды в озерах;
изучение животных и растений озер.
Исследовательская деятельность проводилась в несколько этапов:
Этап 1. Подготовительный.
Изучение литературы, сбор предварительных данных об озерах изучения, подбор и изучение методики и необходимого оборудования, заведение дневников.
Этап 2. Экспериментальный.
Проведение системных наблюдений, сбор информации, описание опытов.
Этап 3. Камеральный.
Обработка материалов, определение видового состава, составление таблиц, карт, диаграмм, графиков.
Этап 4. Аналитический.
6
Проведение работы по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составление рекомендаций и предложений.
Этап 5. Отчётный.
Составление отчёта об исследовательской работе по следующим разделам:
- актуальность темы;
- цель и задачи исследования;
- литературный обзор;
- экспериментальная часть (описание методик исследования, постановка экспериментов, использование комментарий к чертежам, диаграммам, таблицам, фотографиям);
- выводы и предложения по работе;
- список литературы.
Этап 6. Информационный.
Ознакомление коллектива школы, население микрорайона с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.
Этап 7. Практический
Личное участие в практической работе по охране природы.
7
1. Обзор литературы.
1.1. Метод мониторинга водных объектов
Методика изучение и описания озера.
«Полевые работы на озере нужно начинать с рекогносцировочного обследования водоема, в результате которого составляется его краткая характеристика: особенности водосборного бассейна с указанием форм рельефа, характера грунта, облесенности и, приуроченность озера к той или иной форме рельефа, заболоченности.
Ознакомление с прилегающей к водоему местностью позволит оценить условие формирования озерной котловины и поверхностного стока в озеро, при изучении котлована и путем опроса местных жителей устанавливается граница колебания уровня воды в озере.
Съемка озера.
После визуального обследования производится гидрографическая съемка озера. Съемка осуществляется с помощью буссоли или мензулы путем обхода или посредствам графических засечек. Съемку способом засечек целесообразно применять при вытянутой, сравнительной узкой форме озера. В этом случаи съемочный ход достаточно проложить только на одном берегу в виде незамкнутой магистрали, а противоположный берег снимает засечками. Определяется отметка уровня воды в озере относительно условного рейтера методом нивелирования. При ограниченности во времени можно применять глазомерную съемку.
Промеры глубин.
Измерение глубин озера начинают с разбивки на нем промерных профилей или створов. Количество профилей и их расположение зависит от размера и формы водоема. При округлой фигуре и равном дне достаточно наметить два взаимно перпендикулярных профиля или же промерные профили разбивать из единой береговой точки в разных направлениях. Промерных глубин производятся с лодки с помощью ручного лота или наметки.
Расстояние между промерными точками определяется по скорости движение
8
лодки. Скорость хода лодки рассчитывается заранее. Для этого на берегу намечаются 2 точки на расстоянии 100-200 метров. В намеченных точках ставят вехи. Зная расстояние и время, за которое лодка проходит это расстояние, определяют ее скорость.
Точки промеров более точно можно установить методом засечек с берега. Количество промерных точек зависит от площади, конфигурации озера и рельефа дна. При плавном очертании дна расстояние между промерными точками могут составлять 20-25 метров. Во время промеров глубин ведется опробование донных и изучение водной растительности при исследовании водной определяется видовой состав и распространение ее по поверхности дна. На озерах с пологими берегами водно-болотные растения надвигаются на озеро с берегов. В прибрежной части озер выделяют несколько зон, со своеобразной растительностью, описание производится по этим зонам.
Температурный режим озер определяется в основном метеорологическими условиями. Но в различных частях водоема температурные условия неодинаковы, что определяется его размерами, глубиной и формой озерной котловины. Измерение температуры воды, поверхностного слоя, ведется одновременно с промерами глубины. Водный термометр погружается на глубину 10 сантиметров и выдерживается 3-5 минут. Для измерения температуры воды на различных глубинах используются глубоководный опрокидывающийся термометр. Глубоководный термометр в отличие от обычных, позволяет определить температуру глубинных слоев воды через любое время, после извлечение его на поверхность, так как температура воды на заданной глубине фиксируется опрокидыванием термометра. Опрокидывающийся термометр состоит из двух термометров: основного и вспомогательного, заключенных в стеклянную трубку, предохраняющую. Определение прозрачности и цвета воды производиться одновременно с измерением воды. Прозрачность воды определяется с помощью белого
диска сведенья о годовом ходе температуры воды, сороках ледовых явлений, толщине льда можно получить из соответствующих справочников или
9
расспросов местных жителей.
Описание гидрологического режима озер составляют по данным наблюдений. Собираются, прежде всего, сведенья об уровненном режиме озера, годовом ходе уровня воды, высоте и сроках наступления наивысшего и низшего уровней. Для характеристики ледового термического режима используются материалы стационарных и полевых исследований. В процессе проведения полевой практики собираются сведенья о хозяйственном использовании водоемов путем личных наблюдений, опроса местных жителей. Изучается качество воды и влияние на него антропогенных факторов. Выявление негативного со стороны воздействия».[5]
Биоиндикация качества воды по животному населению.
«Одним из эффективных методов исследования качества воды является биоиндикация – определение по наличию организмов – биоиндикаторов.
Биоиндикаторы - организмы, присутствие, количество или интенсивность которых служит показателем каких - либо естественных процессов или условий окружающей среды, наличие определенных веществ в воде или почве, степени загрязнения. Методы биоиндикации применимы только к водоемам, имеющим собственную биоту. Они учитывают реакцию на загрязнение целых сообществ водных организмов или же отдельных систематических групп. Основными показателями является уменьшение видового разнообразия (в 2, в 4, а иногда и в десятки раз) и изменения обилия водных организмов. Причем обилие может, как снижаться (при очень высоком уровне загрязнения), так и расти по сравнению с нормальным состоянием. Этот рост объясняется тем, что в водоемах, особенно при их загрязнении органическими веществами, могут выжить немногие, но устойчивые к загрязнению, виды животных.
Например, некоторые виды рачков, сине-зеленые водоросли.
Именно эти закономерности применяются во многих методах биоиндикации. Учитывается так же способность определенных организмов обитать в водоемах с тем или иным уровнем загрязнения. Следует так же учесть то, что представители любой подвидовой систематической группы (рода, семейства,
10
отряда) практически никогда не обладают одинаковыми экологическими потребностями. В состав таких групп могут входить совершенно разные по степени выживаемости виды: устойчивые к загрязнителям, не устойчивые, виды универсалы.
Считаются индикаторами очень чистой воды – ручейники, пресноводные моллюски, личинки веснянок, поденок, вислокрылок.
Некоторые виды способны жить в умеренно загрязненных водоемах – это бокоплавы, водяные ослики, личинки мошек, двустворчатые моллюски – шаровки, битини, лужанки, личинки стрекоз и пиявки, большая ложноконская клипсина, водяные скорпионы и др. Личинки комаров – звонцов, личинки иловой мухи, малощетинковые кольчецы (трубочники), используются как организмы – индикаторы сильного органического загрязнения, но среди этого семейства есть немало видов, обитающих только в чистой воде». [4]
Физико-химические методы исследования качества воды.
«Для проведения физико-химического анализа воды необходимо правильно провести пробоотбор. В зависимости от цели исследования, проба воды для анализа может быть получена несколькими способами: - путем однократного отбора всего количества воды, нужного для анализа, путем смешанных проб, отобранных одновременно в разных местах исследования водоема.
При отборе проб воды используют посуду из бесцветного стекла или полиэтилена – марок, разрешенных для контакта с питьевой водой. На практике удобно пользоваться банкой или бутылью. В местах с затрудненным доступом к воде, банку или бутылью можно прикрепить к месту.
В озерах, водохранилищах, прудах, где течение воды резко замедленно, качество воды может быть неоднородным на различных участках (здесь возможно возникновение вторичных источников загрязнения) поэтому в этих водоемах обычно берут серию проб по глубине. Для получения достоверных результатов следует проводить как можно быстрее. В воде происходят процессы окисления – восстановления, физика – химические, биохимические, вызванные деятельностью микроорганизмов.
11
Биохимические процессы в воде можно замедлить, охладив ее до 4 град.С. В этих условиях медленнее разрушается и многие органические вещества». [ ]
Органические показатели воды.
«Содержание взвешенных частиц – это показатель качества воды через бумажный фильтр и последующего высушивания осадка на фильтре в сушильном шкафу до постоянной массы. Для анализа берут 500-1000мл. воды. Фильтр перед работой взвешивают. После фильтрования осадок с фильтра высушивают до постоянной массы при 150 град. С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают. Весы должны обладать высокой чувствительностью, лучше использовать аналитические весы. Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле:
(М1- М2)*1000,
V
где М1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частей, г;
М2 – масса фильтра до опыта, г;
V- объем воды для анализа, л;
Ценность воды определяют визуально, сравнивая с раствором, имитирующим ценность природных вод.
Цветность природных вод обусловлена главным образом присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений трехвалентного железа, цвет (окраска).
При загрязнении водоема стоками промышленных предприятий, вода может иметь окраску не свойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения может иметь окраску в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения – 10см.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц или, тины, песка, микроорганизмов, от содержания химических веществ.
Измеряют прозрачность воды различных водоемов с помощью диска. Секи (можно взять фанерку размером 20*20см. с белой поверхностью, к которой
12
прикреплен груз и веревка с метками на ней для определения глубины). Мерой прозрачности может служить так же высота столба воды (в см.), при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 3,5 см и дном из плоского отшлифованного стекла. Цилиндр устанавливают неподвижно над стандартным шрифтом на высоте 4см. Просматривая шрифт сверху через столб воды, и доливая, ее в цилиндр находят высоту столба воды, позволяющей читать шрифт. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов не должен превышать 2 баллов обнаруживаемых непосредственно в воде (для водоемов хозяйственно-питьевого назначения) после ее хлорирования.
100мл. исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу вместимостью 150-200 мл. с широким горлом, накрывают часовым стеклом или притертой пробкой, стряхивают вращательным движением, открывают пробку или сдвигают часовое стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 60 град. С. на водяной бане итак же оценивают запах.
По характеру запахи делятся на две группы: запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации, приведенной в таблице (приложение). Вторая группа запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, для питьевой воды – от обработки воды, реагентами на водопроводных сооружениях) называются по соответствующим веществам: хлорофенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.п. Интенсивность запаха так же оценивается при 20 и 60 град.С. По 5 бальной системе согласно таблице 2 (приложение). Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей». [6]
Химические показатели воды.
«Водный показатель (рН). Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию
13
(рН около 7). Величина рН воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно - бытового назначения регламентируется 6,5-8,5. В результате происходящих в воде химических и биологических процессов и потерь углекислоты рН воды может быстро изменяется, поэтому его следует определять сразу же после отбора пробы, желательно на водоеме. Оценивать величину рН можно оценивать разными способами:
Приближенное значение рН. В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивают и окраске раствора оценивают величину рН:
-розово-оранжевая - рН около 5
-светло-желтая - рН 6
-светло-зеленая - рН 7
-зеленовато-голубая - рН 8
рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги,
сравнивая окраску со шкалой. Свинец является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Большая концентрация свинца тормозит биологическую очистку сточных вод. Основными источниками загрязнения свинцом является выхлопные газы автотранспорта и сточные воды различных производств. Допустимая концентрация свинца в воде- 0,03 мг/.л. качественное определение родизонатом натрия. На лист фильтровальной бумаги нанесите несколько капель исследуемого раствора, и добавить 1 каплю свежеприготовленного 0,2%- наго раствора родизоната натрия. В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или кольцо. При добавлении 1 капли буферного раствора синий цвет превращается в красный. Реакция очень чувствительная: обнаруживаемый минимум 0,1 мкг. Таким образом, важнейшее значение в современных условиях придается изучению экологического состояния водных ресурсов, связанного с антропогенным загрязнением.
Одним из эффективных методов исследования качества воды является биоиндикации – определение по наличию организмов – биоиндикаторов.
14
Рассмотрев несколько источников, раскрывающих понятие мониторинг, было выяснено что, все понятия о мониторинге взаимосвязаны.
Выявлен оригинальный подход авторами в том, что реализация экологического воспитания должна происходить через систему школьного мониторинга.
«1.2. Факторы, определяющие концентрацию кислорода и ее изменение.
Растворенный кислород (РК) находится в природной воде в виде молекул O2. На его содержание в воде влияют две группы противоположно направленных процессов.
Процессы, обогащающие воду кислородом:
-процесс абсорбции кислорода из атмосферы;
- выделение кислорода водной растительностью в процессе фотосинтеза:
- поступление в водоемы с дождевыми и снеговыми водами, которые обычно пересыщены кислородом.
2. Процессы, уменьшающие содержание кислорода в воде:
- реакции потребления кислорода на окисление органических веществ:
бологическое (дыхание организмов), биохимическое (дыхание бактерий), расход кислорода (при разложении органических веществ) и химическое;
- выделение кислорода в атмосферу из поверхностных слоев в том случае, если вода при данной температуре и давлении окажется пересыщенной кислородом».[]
Содержание кислорода зависит от температуры, атмосферного давления, степени турбулизации воды, количества осадков, минерализации воды и др. Каждому значению температуры соответствует равновесная концентрация кислорода, которую можно определить по специальным справочным таблицам, составленным для нормального атмосферного давления (прил. Данные в табл. ).
Степень насыщения воды кислородом , соответствующая равновесной концентрации, принимается равной за 100%. Растворимость кислорода возрастает с уменьшением температуры и минерализации и с увеличением
15
атмосферного давления.
Во верхностных водах содержание растворенного кислорода может колебаться от 0 до 14 мг/л и подвержено значительным сезонным и суточным колебаниям. В эвтрофированных и сильно загрязненных органическими соединениями водных объектов может иметь место значительный дефицит кислорода. Уменьшение концентрации кислорода до 2 мг/л вызывает массовую гибель рыб и других гидробионтов».[4]
1.3. Распределение растворенного кислорода по глубине, суточная динамика концентрации кислорода.
« В период температурной стратификации ( период, характеризующийся наличием температурного водораздела) С.И.Кузнецов выделяет в озерах поверхностный слой (эпилимнион), имеющий почти одинаковую температуру по глубине, металимнион (термоклин), в котором наблюдается резкое падение температуры с глубиной незначительно. Фотосинтез водорослей важный – важный элемент кислородного баланса, особенно в летний период. Вночное время они поглощают кислород, поэтому концентрация кислорода меняется в течении суток». [6]
Для составления характеристики озер Длинное Мочилище и Круглое Мочилище целесообразно использовать методы мониторинга водных объектов по методикам Ашихминой Т. Я., Близняк Е.В.
2. Объект исследования два озера – Длинное Мочилище и Круглое Мочилище
2.1 Краткая характеристика озер Длинное Мочилище и Круглое Мочилище
На территории села много карстовых провалов, поэтому грунтовые воды выходят на поверхность в разных местах. В Вельдеманове расположено 5 прудов и более20 родников. Территория озер Длинное Мочилище и Круглое Мочилище – это красивое место в окрестности села Вельдеманово.
«Когда–то давным-давно был сильный ураган, проступила вода, а потом пошел сильный ливень, много было воды и все стекало и сливалось в углубления, так образовались эти два озера. В старину местные жители ходили туда мочить лыко для лаптей, отсюда и пошло название Мочилище».
16
(Записано от Мочаловой Глафиры Яковлевны, 1925 г.р. пенсионерка, бывший учитель истории, местный кревед. Записал Шалаев Игорь, декабрь 2010г.) Одно озеро по форме округлое, похоже на блюдце, его назвали Круглое, а второе имеет вытянутую форму. Его назвали Длинное. Вода в озерах чистая, прозрачная, без запаха, мягкая.
Озера расположены в 2,5 км к юго-востоку от села.
Озеро Длинное Мочилище расположено в 200 м к северу от озера Круглое Мочилище. Длина озера 0,45 км, ширина 0,065 км, максимальная глубина
1,5м. Характер берегов – пологий. Дно песчано-илистое.
Озеро Круглое Мочилище отличается большей глубиной. «Давно еще было, мне отец рассказывал, что хотели измерить глубину этого озера на середине, да не вышло. Связали трое вожжей, привязали камень, а дна не достали. В виде воронки оно и глубина там большая. Говорили в старину, якобы эти два озера между собой связаны под землей». (Записано от Мочаловой Глафиры Яковлевны, 1925 г.р. пенсионерка, бывший учитель истории, местный кревед. Записал Шалаев Игорь, декабрь 2010г). В настоящее время известно, что максимальная глубина озера 6 м. Дно озера песчано-каменистое. К юго-востоку берег обрывистый.
«Наибольший уровень воды в озерах наблюдается весной (конец апреля, май) после таяния снега. Особенно когда снежные зимы раньше были. Тогда вода прибывает и уровень ее увеличивается на 1 – 1,5 м. Наименьший уровень в засушливые месяцы лета (июль, август). Вот в этом, 2010 году, обмелело особенно озеро Длинное Мочилище. Где-то на 2,5 м. Жарища была и сушь все лето. Зимой озера промерзают по-разному, в зависимости от наступления морозов. Я много лет хожу зимой на рыбалку на эти озера и могу сказать, что лед промерзает до 0,8 – 1 м. толщиной ». (Записано от Шалаева Николая Ивановича, 1950 г.р. пенсионер, охотник и рыбак состажем 40 лет. Записал Шалаев Илья, декабрь 2010г.)
Озерная ванна блюдцеобразная форма имеет ясно выраженную прибрежную мелководную и глубоководную часть. Прозрачность воды 1,2м. цветение воды
17
незначительную и наблюдается только во второй половине июля.
Берега хорошо дренируются, поэтому заросли камыша незначительны, большая часть их приурочена к юго-восточной окраине озера.
Особенность питания сказывается на уровне водности озер. Подъем уровня воды озер начинается во время весеннего снеготаяния. Максимум
наблюдается в апреле – июне, затем уровень понижается, достигая минимума к концу лета.
В сухие годы озера сокращают поверхность зеркала воды и сильно понижают свой уровень – «мелеют» или «усыхают», по выражению местных жителей.
Озера имеют народнохозяйственное значение, используются как источник водоснабжения для питьевых (водопой скота). Является излюбленным местом отдыха местных жителей.
Прибрежная растительность представлена камышом, рогозом, осокой. Из мягкой растительности: элодея канадская, стрелолист, кубышка желтая.
Животный мир озер:
мелкие беспозвоночные – большой прудовик,катушка, лужанка, большая ложноконская пиявка, водомелкий жук-плавунец, паук-серебрянка, большое коромысло, стрелки, личинки стрекоз, жуки вертячки, личинки ручейников, которые является индикаторами чистой воды и умеренно загрязненной воды, что свидетельствуют о чистоте воды в озерах.
Позвоночные: серебряный карась, обыкновенный тритон, обыкновенный уж,озерная лягушка, дикие утки, серый гусь, серая цапля, ондатра, норка.
«Карась в Круглом Мочилище намного крупнее, чем в Длинном. Ондатра появилась двно, где – годах в 30 –х, а вот норка лет 10 назад. Один раз, в 1998 году, я видел на берегу мертвую выхухоль. Значит они у нас тоже есть. Но видеть мне больше ее не приходилось.
В настоящее время наиболее продуктивным является озеро Круглое Мочилище. В озере Длинное Мочилище иногда случаются заморы рыбы. Происходит это в конце зимы из-за нехватки кислорода.». (Записано от Шалаева Николая Ивановича, 1950 г.р. пенсионер, охотник состажем 40 лет.
18
Записал Шалаев Илья, декабрь 2010г.)
3. Методы исследования
3.1.Фотометрический способ
При фотометрическом способе анализа исследуемая жидкость кладётся в специальный прибор, где определяется оптическая плотность.
Таким способом определяется цветность и мутность.
Фотометрическим способом определяется и наличие железа, при этом в жидкость добавляют родонит аммония и вода окрашивается - можно определять оптическую плотность.
При определении содержания аммония добавляется сегментовая соль и реактив Неслера, при этом жидкость окрашивается в жёлтый цвет.
При определении содержания нитритов добавляется реактив Грисса.
При определении содержания кремния используется молибдат аммония.
Титрование:
Содержание определённого компонента при этом способе определяется по затраченному количеству реактива, до выпадения в осадок определенного вещества. Например, содержание хлоридов определяется с помощью серебра азотнокислого и калия хромовокислого.
Жёсткость определяется трилоном "б" и реактива аммиачный буфер с помощью хромогена черного и индикатора.
Для кальция используется индикатор кальцион.
PH определяется индикаторной бумагой
Пределы допустимой концентрации для питьевой воды:
Хлориды – до 350 мг /дм3
Цветность – до 20о
Железо – до 0,2 мг /дм3
Жесткость – до 7 мг экв/дм3
Кремний – до 10 мг /дм3
Аммоний – до1 мг /дм3
19
4. Результаты исследования
|
- |
Пробы были взяты в 2010 году в разных местах озер. В результате анализов проб выяснилось, что вода в озере очень мягкая и слабощелочная. Содержит мало хлоридов и кремния, содержание аммония также в пределах ПДК, следовательно, в воде отсутствуют сбросы и вредные вещества. В воде отсутствуют нитраты, что также свидетельствует о том, что в воде нет особо серьезных загрязнении. Органических загрязнении нет. Минеральный состав воды довольно сбалансированный. Вода чистая и пригодна для питья.
Проанализировав пробы, можно сделать вывод, что концентрация загрязняющих веществ, а также других химических соединений находится в пределах допустимой нормы.
20
Заключение
Отношение к водоемам – часть нашей национальной культуры, это отношение к своей малой Родине, это показатель благополучия жизни в селе. Исследуемые озера имеют большое практическое и эстетическое значение для жителей села Вельдеманово. К сожалению, наши озера нуждаются в охране и благоустройстве. На основании проведенных анализов и наблюдений, мы сделали следующие выводы: Теоретические исследования экологического состояния озер были проведены по рассказам старожилов села, данных в местной сельской администрации.
Основная форма антропогенных воздействий на озера - выпас крупного рогатого скота, захламление бытовыми отходами отдыхающих. На берегах попадается мусор: в основном – пластиковые бутылки, пакеты, разбитое стекло.
О загрязнении также свидетельствует и изменение некоторых органических показателей – прозрачности цвета воды. По сравнению с прошлыми годами изменился цвет и прозрачность воды. Увеличилось количество водорослей в озере Длинное Мочилище, происходит незначительное зарастание прибрежной части озера камышом, осокой. Экологический вред устраняется путем восстановления природных свойств, но для этого необходимо длительное время и прекращение вредного воздействия. Если вредное воздействие не уменьшается, природа не успевает само восстановиться и постепенно деградирует.
Для того чтобы устранить экологический вред на озерах Мочилище необходимо выполнить ряд мер такие как: запрет мойки машин, установление контейнеров для мусора. Так же нужно активизировать проводение информационной работы с жителями села, привлекать к рейдам представителей местной власти. На основании изученных источников и проведенных исследований была составлена краткая характеристика озер и выявлено их экологическое состояние. Изучаемые водоемы характеризуются разной средней глубиной: озеро Длинное Мочилище 1м, озеро Круглое Мочилище более глубокое – 2 м. это обуславливает склонность водоема к эвтрофированию вследствие хорошей прогреваемости мелководий, а также достаточной для развития на этой территории погруженных макрофитов освещенности. Температурный режим свидетельствует о наличии температурной стратификации, характерной в летнее-зимний период для водоемов со стоячей водой.
Высокая биологическая продуктивность водоема является показателем концентрации кислорода. Результаты исследования показали, что озеро Длинное Мочилище в большей степени подвержено эвтрофикации, возможно это связано со смывом части удобрений. Озеро Круглое Мочилище , которое используется как «дикая» рекреационная зона, характеризуется менее выраженными процессами эвтрофикации.
Состояние исследуемых озер Длинное Мочилище и Круглое Мочилище можно оценить как экологически относительно благополучное. Существует различие по показателям рН-среды и содержанию хлорид-ионов. Но в целом, физические и химические показатели воды в двух озерах соответствуют нормам. Следовательно, воду из озер можно использовать в хозяйственных и технических целях. Для более точного заключения о пригодности воды для питьевых целей нужно провести бактериологический анализ.
Флора и фауна озер богата и разнообразна. Но видовой состав озера Круглое Мочилище многочисленнее и обильнее, чем в экосистеме озера Длинное Мчилище.
Оба озера испытывают антропогенную нагрузку, но в разной степени. Озеро Круглое Мочилище поддерживается в лучшем состоянии. Различие воды в озерах по рН-среды и содержанию хлорид-ионов – результат воздействия человека.
Материалы работы будут переданы местной администрации с предложениями мер по охране озер.
Данная работа показывает также возможность и необходимость включения учащихся школ в систему экологического мониторинга водоемов местного значения.
Перспективным исследованием может стать многолетний анализ концентрации кислорода, биохимическое потребление кислорода. Для более точной оценки состояния водоемов необходимо также провести исследование воды на содержание биогенных элементов химическими методами.
23
Используемая литература
1.ДобровольцеваН.В. Экологическое воспитание школьников. М.:Агропромиздат,1988.
основы водного хозяйства. – Л. :Гидрометиздат. 1990.
2 Зависимость гидрохимического режима водоема от биотического и антропогенного воздействия // htt:/svireco.ru/10 htm. Нижиховский Р.А. Гидро-экологические.
3. Колесникова Д.Г., Кашина В.А., Жуков Ф.А. Содержание растворенного кислорода в техногенных и природных озерах Амурской области // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. /Под общей редакцией проф. Баранова А.Ф. – Благовещенск, 1999. – Том 18. – Вып.1 Естественные науки.
4. Кузнецов С.И. Микрофлора озер и ее геохимическая деятельность. – Л.:Гидрометиздат, 1988.
5. Методические материалы. Общие и суммарные показатели качества вод // http:ecolife.org.ua/data/tdata/td-4-3-9.php. Алекин О.А. Основы гидрохимии. – Л.: Гидрометиздат, 1970.
6. Хендерсон-Селлерс Б., Маркленд Х.Р. Умирающие озера: причины и контроль антропогенного эвтрофицирования. – Л.: Гидрометиздат. 1990. Руководство по определению качества воды полевыми методами. Растворенный кислород // http://www.anchem/literature/books/nuraviev/.
Рецензия
Человек всегда использовал окружающую среду как источник ресурсов, однако до последнего времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в ХХ веке изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человечества обратили на себя внимание ученых. Мониторинг за окружающей средой становится нормой жизни. Велика роль, в становлении этого процесса принадлежит школе через привлечение детей к простейшим навыкам наблюдений, исследованиям и практической деятельности по формированию нового отношения и природе, изучение ближайшего окружения (на примере родной реки, озера, рощи – всего того, что называют «малой» Родиной). Озера Длинное Мочилище и Круглое Мочилище являются живописными водными природными объектами на территории села Вельдеманово. С каждым годом увеличивается антропогенная нагрузка на озера, но мы должны сохранить их для будущих поколений. Изучение природных объектов способствует формированию экологической культуры.
Исследования озер проводились в 2010 году учениками 5-го класса Шалаевым Игорем и Шалаевым Ильей с целью выявить степень современного загрязнения и экологические проблемы озер Длинное Мочилище и Круглое Мочилище. Свои исследования они начали со сбора информации у местных жителей села, использовали свои личные наблюдения, далее проводили взятия проб озерной воды. Проводить заборы воды было очень интересно и захватывающе, они чувствовали себя настоящими исследователями. Вода озер удивительно чистая и прозрачная, дно озер видно на глубине нескольких метров. А каково же было наше удивление, когда, проведя анализы воды в лаборатории, мы узнали, что соответствует всем нормам ПДК и полностью пригодна для питья! Но это были личные ощущения, а теперь о результатах. В результате анализов
проб выяснилось, что вода в озере очень мягкая и слабощелочная. Содержит мало хлоридов и кремния, содержание аммония также в пределах ПДК, следовательно, в воде отсутствуют сбросы и вредные вещества. В воде отсутствуют нитраты, что также свидетельствует о том, что в воде нет особо серьезных загрязнений. Органических загрязнений нет. Минеральный состав воды довольно сбалансированный. Вода чистая и пригодна для питья.
Изучение их методами школьного мониторинга поможет не только созданию более полной их характеристики, но и привлечь подрастающее поколение и поисковой и исследовательской деятельности, глубже узнать и полюбить свой край, осознать свою меру ответственности за состоянием окружающей среды. Осознание этой ответственности – одна из составляющих качеств экологически культурного человека.
Учитель биологии Н.И. Лисенкова
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Что мы знаем о погоде?
Что мы знаем о погоде,
О ее значении в природе?
Почему в любое время года
Так меняется погода?
Почему зимою дни короче,
Почему в июле жарко очень,
В январе – морозно, зябко
И луч Солнца пробивается украдкой.
Почему под Новый год
В саду вишня не цветет?
Не летают бабочки и пчелки,
Почему у елки листья как иголки?
Почему улетают вдруг
Птицы осенью на юг,
А весной звенит капель,
И слышна соловьиная трель?
Почему бывают ураганы,
Снегопад, землетрясение, цунами?
Почему мерцают в небе звезды,
Мы узнаем это рано или поздно.
Мы читаем книги о природе,
Наблюдаем изменения погоды.
А когда мы подрастем,
В метеослужбу работать пойдем!
Шалаев Игорь, Шалаев Илья
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рисуем домики зимой
Если хочется пить...
Вода может клеить?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018