Война – это всегда боль, страдание и горечь народа. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи нашего села. Многие защищали Родину и погибли на фронтах. Участниками Великой Отечественной войны были и учителя нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelpered_imenem_tvoim.docx | 27.47 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района Пензенской области
Исследовательская работа
Учитель, перед именем твоим…
Подготовила:
Шамионова Иркям Рустямовна,
учащаяся 8а класса
МБОУ СОШ с. Индерка
Руководитель: Гафарова
Румия Джафяровна, учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Индерка
Введение
6 мая 2015 года в Институте регионального развития Пензенской области состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски «Спасая мир, вы нас учили жить!», посвящённой учителям - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пожалуй, не найдешь школы, где бы её учителя не были участниками Великой Отечественной войны. О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который впился в общую победу над фашизмом. Меня заинтересовала данная тема, и мне захотелось узнать: были ли учителя нашей школы участниками Великой Отечественной войны. Кто же они, учителя-фронтовики? Как сложились их судьбы? Это интереснейшая тема. Поэтому я и решила свою краеведческую работу посвятить теме: «Учителя-фронтовики моей родной школы».
Я поставила цель: узнать подробнее о наших замечательных ветеранах, чьи имена многократно повторяются в воспоминаниях выпускников, односельчан.
Задачи работы:
Методы исследования:
Работа со школьным архивом.
Беседа с родственниками, коллегами по работе, знакомыми.
Работа с Интернет- ресурсами.
Актуальность исследовательской работы.
Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков.
Основная часть
Учителя-фронтовики моей родной школы
Война – это всегда боль, страдание и горечь народа. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи нашего села. Многие защищали Родину и погибли на фронтах. Участниками Великой Отечественной войны были и учителя нашей школы.
Мельзетдинов Абдуталиб Мухаммеджанович родился в селе Индерка в 1918 году. До войны он работал учителем математики. Добровольцем ушел на фронт. Командир танка отдельной гвардейской танковой бригады лейтенант Мельзетдинов погиб в бою 5 мая 1942 года. Похоронен в Новгородской области Чудовском районе село Мотино.[1]
Ернеев Айнулла Хайруллович родился в 1920 году в селе Индерка. Работал в школе учителем рисования. В 1938 году его призвали в ряды Красной Армии. Он не успел вернуться домой, как началась Великая Отечественная война. Айнулла Хайруллович попал в Брянск. Старший сержант Ернеев пропал без вести в феврале 1942года.[2]
Волков Ахмет Якубович родился 25 декабря 1921 года в селе Индерка. В школе проучился 7 классов. После этого учился в Оренбурге на «рабфаке», потом в педагогическом институте на физико-математическом факультете, но не окончил учебу. Уехал в Среднюю Азию. Его призвали в армию. Прослужил с 1.01.1940 по 27.02.1947 года. Западный фронт с 29.08.1941 по 18.02.1943.г (командир 76 мм оружия); Северо-западный фронт
с 15.02.1943 по 10.04.1943г. (командир 45 мм орудия); 4-й Белорусский фронт с 22.12.1944 по 7.03.1945г. (командир огневого взвода 76 мм пушек). Младший лейтенант Волков был дважды ранен(в 1941 году в левую ногу при защите г. Смоленска, в 1945 году, контужен под городом Старая Русса). Командир 2 орудия 3 батареи 15 марта 1943 года вовремя переправы через реку Ловать в течение 20 минут в исключительных трудных условиях по льду при сильной бомбежки переправил свое орудие и боевую машину и сразу же стал поддерживать огнем наступающие стрелковые подразделения. За это был награжден медалью «За отвагу». [3]
После службы, некоторое время работал в городе Пенза. Поступил в Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского на исторический факультет. Учился с 1947 по 1951 года. С 1951 года работал 6 лет в Нижней Елюзани Городищенского района директором школы и вел уроки истории. В 1960 году Волков Ахмет Якубович поступил в Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского на географический факультет и в 1967 году окончил полный курс (заочно) названного института. В 1967 г. вернулся в село Индерка. Ахмет Якубович был директором вечерней школы, а в дневной школе преподавал уроки истории и географии.
Добровольцем ушел на фронт директор школы Гафаров Гидият Мустафович. Он родился в 1910 году в селе Индерка. Окончил 7 классов при Саратовском педагогическом техникуме в 1928г.; 2й Саратовский татарский педагогический техникум в 1931г.; 2 курса Куйбышевского пединститута заочно в 1938г.; 3х - месячные курсы политического состава в г. Куйбышеве в 1941году. С началом Великой Отечественной войны Гафаров Г.М. был признан на военную службу. С 5 июля 1941 года по апрель 1942года
находился в Пензенском артиллерийском училище в должности комиссара
батареи, а с апреля 1942 года по ноябрь 1944 года был парторгом пулеметного батальона на Тамбовских окружных курсов младших лейтенантов. В декабре 1944 г. был направлен на фронт заместителем командира стрелкового батальона по политической части 1059 стрелкового батальона 297 стрелковой дивизии 2 Украинского фронта. 7 февраля Гафаров Г.М был ранен. Получил легкое сквозное пулевое ранение в левую лопатку. Орденом Красной Звезды был награжден 5 апреля 1945 г. Гафаров Г. М. после излечения по ранению в военном госпитале вернулся в строй и был назначен командиром автороты 1 отдельного автомобильного батальона 46 армии 2 Украинского фронта. До 2 ноября 1945 г. он находился в 46 армии. А с 2 по 30 ноября в 37 отдельном полке резерва офицерского состава Одесского военного округа. Имел звание старший лейтенант. После войны работал директором Индерской средней школы. Районное руководство заметило организаторские способности и широкий кругозор Гафарова Г. и выдвинуло его на партийную работу. В 1953г. он был принят на работу в должности заведующего отделом культуры при Сосновоборском райисполкоме. В 1954г. назначен учителем математики Вачелайской семилетней школы. В 1955г. переведен учителем математики Индерской средней школы. В 1962г. стал завучем по производственному обучению. Умер в 1985 году.
Хакимов Хайдар Аипович родился в 1918 году в селе Индерка. Закончив семилетку, поступил в Ульяновское педучилище. Вынужден был уйти со второго курса и работать учителем в сельской школе. Через год возобновил учебу. В декабре 1940 года был призван в ряды Красной Армии.
Свое боевое крещение получил 26 июня 1941 года под Шепетовкой. С первых дней войны он служит в 225 Гвардейском армейском полку ПВО. Гвардии младший сержант Хакимов был командиром отделения связи.
Только в одном бою устранил 11 порывов связи. За это был награжден орденом Красной Звезды. День Победы застал его под Прагой. Он кавалер ордена «Боевого Красного Знамени», медали «За Победу над Германией». У него 18 благодарностей за взятие и освобождение городов и сел, за боевой героизм. С 1952 по 1961 работал директором школы с. Большой Труев, затем в с. Бестянка. Вернулся в родное село и работал учителем математики до пенсии.
Шарафутдинов Сахаб Салахович родился в 1915 году. Работал учителем математики. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
Хамзин Юсуп Рахимович родился в 1910 году с. Усть-Уза Пензенской области. До войны жил в Челябинской области. Челябинским РВК был призван 13 июля 1941 года на войну. В бою был тяжело ранен. Считался без вести пропавшим. Его фамилия есть в Пензенской Книге памяти ( том 8, стр.341). Награжден орденами”За боевые заслуги”, “Отечественной войны 2 степени”. После войны жил в Лунинском районе. Затем его перевели в Сосновоборский район. В нашей школе работал учителем физики.
Данную работу нельзя считать законченной. Продолжаю искать данные о других учителях и постараюсь дополнить сведения уже об известных.
У каждого ветерана богатая военная биография, много наград за подвиги. Каждый из них был ранен не один раз, каждый из них смотрел в лицо смерти не один раз. Но такие вот военные трудности не сломили дух мужества и силу воли наших воинов. Они с честью и достоинством все выдержали и все преодолели. Такие мужественные люди работали в нашей школе. Они также по -честному и работали, как воевали. Все наши
ветераны-педагоги уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире.
Заключение
К сожалению, всех тех, кому посвящена данная работа нет в живых, но добрая память о них не угаснет в сердцах благодарных учеников.
Я склоняю голову перед ним и всеми ветеранами войны и тружениками тыла, вынесшими с честью все испытания, выпавшие на их, в то время молодые плечи. Сложны судьбы учителей- участников войны: погибли в бою, прошли трудный путь к великой Победе над фашистами, сделали профессию учителя не просто своим призванием, но воспитали в духе любви подрастающее поколение. Исследовать их жизнь и подвиг необходимо, потому что они история, прикоснувшись к которой можно почувствовать, что интерес к этой области жизни никогда не пропадет. Именно на таких, как они, держится и будет держаться Россия.
Говорят, что жизнь не прожита зря, если человек построил дом, вырастил дерево, воспитал детей. Все это было выполнено нашим учителями. Они построили свой дом и помогали строить другим, они вырастили свой и школьный сад, они воспитали своих детей и большое число сельских ребят.
Проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперёд, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый должен помнить, кому он обязан за то, что у него мирное небо над головой, спокойная жизнь. Человек должен помнить историю своей страны, своей малой родины, должен знать имена героев, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны.
Источники
3.Сайт «Форум о Великой Отечественной войне»
4. Портал о фронтовиках «Победа, 1945».
[1] Сайт «Мемориал»
[2] Там же.
[3] Сайт «Подвиг народа»
[4] Сайт «Подвиг народа»
[5] Сайт «Подвиг народа»
Хитрый коврик
Дымковский петушок
Сочные помидорки
Сочини стихи, Машина
Заповеди детства и юности