Исследовательская работа ученицы 8 класса, которая поставила перед собой цель познакомиться с историей возникновения августовских Спасов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 880.78 КБ |
Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная
школа» в с. Малиновка
Исследовательская работа
Выполнила:
ученица 8 класса
Миронова Юлия.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна.
2015г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………...4
Глава 1.«Это удивительное слово – СПАС…» ………………………. …4
Глава 2.Медовый Спас………………………………………………….......5
Глава 3. Яблочный Спас………………………………………………....... 7
Глава 4. Ореховый Спас …………………… ………………………….. .9
Заключение.……………………………………………………………… .10
Список информационных источников …………………………………...11
Приложения…………………………………………………………………12
Введение. 3
Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста (Приложение1).
Все три названия содержат общий элемент – Спас. Что это, случайность? Или здесь кроется какая-то тайна?!
Так наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет и узнали много интересного.
Цель нашей работы: узнать, почему все три названия религиозных августовских праздников содержат общий элемент – Спас.
Задачи исследования:
-проанализировать полученные данные о каждом из трёх праздников в энциклопедической и художественной литературе, в материалах сети Интернет;
-описать историю возникновения праздников.
Гипотеза: названия праздников даны в честь Иисуса Христа - Спасителя (Спаса) и восходят к далёкой древности, отражая представления народа об окружающем его мире.
Основные методы исследования:
2. Отбор наиболее значимых материалов.
Объект исследования: три религиозных праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Значимость исследования: данная работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.
«Это удивительное слово – СПАС…» 4
В названии трёх религиозных праздников есть общее слово – Спас.
Мы узнали, что у этого слова несколько значений. Так, например,
Т.Ф. Ефремова толкует значения этого слова следующим образом:
1.Иисус Христос, спасший, по христианскому вероучению, человечество, искупив его грехи; Спаситель.
2. Название церкви в честь Спасителя.
3. Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю.
А вот материал из Википедии — свободной энциклопедии:
*Спас — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу.
*Спас — народное название праздника Преображения Господня у восточных славян.
В Толковом словаре под редакцией Ожегова С.И. читаем:
-В христианском вероучении - Христос (цер. корень ). В христианстве и иудаизме: божественный избавитель человечества от его грехов. Пришествие Спасителя. Христос-Спаситель.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова также толкует значение слова Спас как Спаситель.
Значит, названия всех трёх праздников напрямую связаны с образом Иисуса Христа.
Медовый Спас 5
История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории.
Первым из трех августовских Спасов отмечают Медовый. В основе первого Спаса - праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Прошло время, и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество — теперь уже посвященное Спасу. А началось всё с чуда… В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.
Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько названий: Спас на воде, мокрый, или медовый Спас. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь.
6
В 988 году, 14 августа, или 1 августа по старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
Принимая во внимание найденные материалы, скажем, что происхождение праздника Медовый Спас уходит корнями в глубокую древность, ознаменованную Пришествием Иисуса Христа на нашу Землю.
Яблочный Спас 7
Спас Второй – Яблочный - отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик. Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Существует поверие, что если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки. Вообще собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые
8
христиане традиционно к алтарю приносили виноград. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся. Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас. Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным. По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.
Как видим, история праздника Яблочный Спас (Преображение Господне) насчитывает не одно столетие. Религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.
Ореховый Спас 9
Завершает августовские праздники Ореховый спас, который отмечают 29 августа, прозванный по-народному Ореховым, а ещё Хлебным, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название —Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Аппетитные огромные караваи, выпечка и различные блюда с орехами —всё это очень полезно и вкусно.
Сделаем вывод: на Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.
Заключение 10
Мы установили, что три больших православных праздника, возникших у славян во славу Спасителя и одновременно чествующих щедрость природы, одарившей живущих богатым урожаем меда, яблок и орехов, выпадают на самый яркий и теплый месяц лета – август, за которым следует первый месяц осени.
Мы установили также, что названия даны в честь Иисуса Христа - Спасителя (Спаса). По народной этимологии, значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, чтобы употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.
В настоящее время августовские Спасы не утратили своей значимости. Как и много веков назад, 14 и 19 августа верующие спешат на рассвете в храм, чтобы освятить мёд и свежие фрукты (Приложение 3). Традиционно в эти дни едят мёд, выпекаются пресные яблочные пироги и раздариваются ангельски чистым созданиям - детям, а также близким, знакомым, дорогим сердцу людям и нуждающимся.
Что касается народных обрядов, то Яблочный спас не обходится без шумных игр и веселья на природе. У нас, в сельской местности, всё ещё принято собираться вместе для танцев и песен, которые издавна использовались славянами для задабривания сил земли и выражения им своей благодарности. Праздник, сочетающий в себе чистоту православной веры и мистический смысл язычества, настолько тесно переплелся с реальностью современной жизни, что без него уже невозможно представить прощание с летом (Приложение 4). Неудивительно поэтому, что верующие поздравляют друг друга, одаривая красочными открытками (Приложение 3), угощая свежеиспечёнными пирогами и орехами.
11
Список информационных источников
1.Банников Е.Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.
2.Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
3.Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2: П—V.
5. 4nsad.ru›articles/avgustovskie-spasy
6.tlt.poetree.ru›news/avgustovskie_spasy
7.kulina.ru›articles/holy/doc_3/
8..azbyka.ru›days/p-avgustovskie-spasy
9.yandex.ru/images›Августовскиеспасы
10.oracle-today.ru›articles/72480/
12
Приложения
Приложение 1
13
Приложение 2
14
Приложение 3
15
Приложение 4
Щелкунчик
У меня в портфеле
Лиса Лариска и белка Ленка
Басня "Две подруги"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши