Одной из актуальных проблем современной науки является объективное осмысление художественного наследия национальной культуры ХХ века в широком историко-культурном контексте. Важной частью этого наследия является роман бурятского писателя Жамсо Тумунова «Степь проснулась». В нем описываются не только события гражданской войны в Забайкалье, но большое внимание уделено характеристике жизни и самих героев, воплощены важные грани бурятского характера. О каждом их них можно сказать словами Ц.-А.Дугар-Нимаева: это «сложный социальный и психологический тип, ознаменовавший становление реалистического характера в бурятской литературе». Статья посвящена рассмотрению национального своеобразия жизни и характеров героев в романе Ж.Тумунова «Степь проснулась» Ключевые слова: Исторический роман, гражданская война, бурятский характер, преемственность поколений, Ага, толерантность.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.95 КБ |
Национальное своеобразие жизни и характеров героев в романе
Ж.Тумунова «Степь проснулась»
Барадиева Цыцык
Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское
МБОУ «Агинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
ГО «Поселок Агинское», 10 «б» класс
Краткая аннотация
Одной из актуальных проблем современной науки является объективное осмысление художественного наследия национальной культуры ХХ века в широком историко-культурном контексте. Важной частью этого наследия является роман бурятского писателя Жамсо Тумунова «Степь проснулась». В нем описываются не только события гражданской войны в Забайкалье, но большое внимание уделено характеристике жизни и самих героев, воплощены важные грани бурятского характера. О каждом их них можно сказать словами Ц.-А.Дугар-Нимаева: это «сложный социальный и психологический тип, ознаменовавший становление реалистического характера в бурятской литературе».
Статья посвящена рассмотрению национального своеобразия жизни и характеров героев в романе Ж.Тумунова «Степь проснулась»
Ключевые слова:
Исторический роман, гражданская война, бурятский характер, преемственность поколений, Ага, толерантность.
Жамсо Тумунов – известный бурятский писатель. Автор многих стихов, рассказов, поэм. Популярным Ж.Тумунов стал благодаря роману «Степь проснулась». «Степь проснулась» является художественным наследием XX века, роман советского периода, первый бурятский роман, созданный в 1949г., который получил признание не только в нашей стране, но и в других странах. Был переведен на венгерский, монгольский, словацкий, немецкий и чешский языки.
Возникновение романа было вызвано потребностью в широком обобщении коренного перелома в жизни страны, нового уклада жизни бурятского народа. Роман относится к историческому жанру, в котором гражданская война показывается как важнейшее историческое событие, описываются события в Забайкалье, передается атмосфера будней и праздников жителей местности Табтанай в степной Аге, чувства, мысли и поступки персонажей. Это подчеркивается метафорой пробудившейся степи, поэтому и такое яркое живое название «Степь проснулась».
В романе появляется типичный бурятский характер – миролюбивый, сдержанный, немногословный. Это центральный герой Дылгер. Специфическим был и образ старика, это обусловлено особым почитанием старости как мудрости, а также тем, что люди старшего поколения олицетворяют ценность прошлого, преемственность поколений. Большинство из них выступают на стороне справедливости, проявляют доброту, заботливость, рассудительность. Их облик исполнен достоинствами: умное лицо, добрые внимательные глаза, натруженные руки. [4; С.169]
Писатель воспроизводит такие общечеловеческие черты бурятского характера, как доброта, душевность, трудолюбие, отзывчивость, честность и т.д. Их носителями являются бедняки. Добросовестными тружениками, честными и совестливыми людьми являются главный герой Дылгер, его жена Сэсэгма, отец Дылгера Доржи, Рыгзед, Очир, Нима, Янжима, Должод и др. О Должод говорится: «…Если бы сложить те версты, что она прошла, вращая кожемялку, ее путь протянулся бы от моря до моря…». [1; С.14]
В характеристике героев часто употребляется понятие «хороший человек», характеризующее нравственное чувство народа. Например, старушка Должод, слабая с виду, но сильная душой, говорит «…есть люди хорошие, выросшие у бедных очагов. У них золото не в сундуках, а в сердце…». Зато недостатки и пороки проявляются в поведении и образе мыслей «плохих людей» - богачей. «Они хуже волков, опасней змей», - говорит Должод о старосте Тосото и его сыне Гомбо. Нравственная сущность отрицательных персонажей фиксируется в неприглядном портрете, подлых поступках, бесчеловечном отношении к людям[3; С.162]
Природа в романе занимает значительное место, и ее роль заметна в показе характеров через их отношение к природе, родной земле. Герои любят благодатную агинскую степь, реки, сопки, горы, их краски, звуки, запахи.
Неотъемлемая часть окружающей природы - животные, и для скотоводов
естественно считать их составляющей своего мира. Об особом значении коня для бурят писатель говорит словами персонажа, который, увидев лихо скачущего на коне старика, говорит: «...скачет словно молодой. Наши буряты на спине лошади рождаются, на лошади и умирают». В характеристике животных писатель умеет подчеркивать разнообразные детали, вносящие колорит в описание жизни бурятского улуса и его жителей. Это видно на примере изображения собак, весьма популярных у скотоводов.
Колоритно и описание традиций, обычаев, обрядов, игр молодежи и т.д. Празднование Сагалгаана, Нового года по лунному календарю, отмечено всеобщей радостью и воодушевлением. Общение проходит в традиционной манере: разговор начинается издалека, а первые вопросы - о благополучии хозяев, зимовке скота и т.п.
Герои почтительно относятся к старшим по возрасту. «Я самый старший в этих местах», - с гордостью говорит Галдан [1; С.45]. Позитивно воспринимаются скромность, сдержанность и немногословность, особенно в поведении молодежи и женщин. Вместе с тем, хотя упоминается, что женщине неприлично вмешиваться в мужской разговор, Сэсэгма и Янжима в необходимых случаях, например, защищая мужей от нападок недругов, вступают в диалог. Также гибко действуют Дылгер и Сэсэгма, когда, в нарушение обычая, женятся по любви, и это находит понимание близких.
Основное внимание уделяется показу трудного, противоречивого процесса постепенного перехода Дылгера от стремления остаться в стороне от классовых битв к сознательной борьбе с контрреволюцией. Дылгер целеустремлен, прям и решителен, расторопен, краток и четок в речах, не одобряет многословия, бывает строгим, но быстро смягчается, миролюбив (и это показано особенно подробно), не любит уступать никому, кроме жены и отца. Он верит, что честный труженик рано или поздно будет жить в достатке.
В характере Сэсэгмы сочетаются решительность, воля, смелость, чувство собственного достоинства, рассудительность и мягкость, заботливость, женственность. Она покидает нелюбимого жениха Гомбо и выходит за Дылгера.
Ж. Тумунов обстоятельно раскрывает присущую как бурятам, так и русским толерантность, подтверждение которой - тесное переплетение судеб: русский охотник Михаил Петров спас замерзающую в степи мать с новорожденным Дылгером, и тот с глубокой благодарностью помнит об этом. Еще в детстве зародилась верная дружба партизан Пунсока и Ивана. Дамба доверяет русскому другу Андрею, ценит его прямоту и прозорливость. Автор показывает взаимное влияние народов. В одном из эпизодов русский старик, называя Ниму принятым у местных жителей любой национальности бурятским словом «тала» (друг), не спрашивая ни о чем, наливает ему в начале трапезы чай, т.е. поступает в соответствии с бурятским обычаем [4; С.173].
Таким образом, достоинством романа Ж.Тумунова стала своеобразная модель национального мира. Писателю удалось показать самобытность жизни бурят в разное время года, атмосферу будней и праздников, конкретику чувств и мыслей героев.
Список использованной литературы:
Петушок из русских сказок
Мост Леонардо
Белый лист
Что есть на свете красота?
Весёлая кукушка