Темп современной жизни подразумевает большую нагрузку на глаза. Следуя некоторым простым правилам и ежедневно выполняя простые упражнения, можно нейтрализовать большинство, но не все проблемы с глазами.
Любые факторы, которые могут привести нас в упадок, испортить настроение и вызвать стресс, неизбежно влияют на «зеркало нашей души» - на наши глаза. Компьютерное моделирование подтвердило предположения ученых о том, что функция обработки изображения непосредственно влияет на работу мозга. Отсюда вывод: чем выше уровень стресса, тем сложнее нашему мозгу обработать информацию, поступающую из сетчатки. Или наоборот, чем меньше стресса, тем лучше мы видим, несмотря на пол, возраст и возможные заболевания. Очень часто слабое здоровье – тошнота, головокружение и слабость – это результат повышенной нагрузки на глаза.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_veroniki_zrenie.doc | 660.5 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук Крыма «Искатель»
Отделение: охрана здоровья
Зрение – проблемы и пути решения!
Работу выполнила:
Жуковская Вероника
Ученица 5-А класса
МБОУ «СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ №5»
МОГО Симферополя
Республики Крым
Научный руководитель:
Османова Зебиде Серверовна
Учитель химии и биологиии
Симферополь, 2015
Содержание
Вступление ………………………………………………………………………….3
1.Интересное ………………………………………………………………………….5
2.Строение и функции глаза. Опыты………………………………………………6
3.Причины ухудшения зрения………………………………………………………9
4.Правила бережного отношения к зрению………………………………………10
5.Советы для здоровых глаз………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………...13
Приложение………………………………………………………………………...14
Создание буклета……………………………………………………………………..
Вступление.
Темп современной жизни подразумевает большую нагрузку на глаза. Следуя некоторым простым правилам и ежедневно выполняя простые упражнения, можно нейтрализовать большинство, но не все проблемы с глазами.
Любые факторы, которые могут привести нас в упадок, испортить настроение и вызвать стресс, неизбежно влияют на «зеркало нашей души» - на наши глаза. Компьютерное моделирование подтвердило предположения ученых о том, что функция обработки изображения непосредственно влияет на работу мозга. Отсюда вывод: чем выше уровень стресса, тем сложнее нашему мозгу обработать информацию, поступающую из сетчатки. Или наоборот, чем меньше стресса, тем лучше мы видим, несмотря на пол, возраст и возможные заболевания. Очень часто слабое здоровье – тошнота, головокружение и слабость – это результат повышенной нагрузки на глаза.
Глаза — это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение — это подарок природы, который надо беречь. Однако в век компьютеров, человек стал все больше и больше времени проводить перед экраном. От напряжения и усталости глаз у людей начали слезиться глаза, а в отдельных случаях некоторые стали обращать внимание на то, что их зрение стало хуже.
Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. Моя двоюродная сестра любит смотреть в интернете видео о зрении. В одном видео врачи взяли обыкновенное стекло и показали , как может видеть человек. Мне стало очень интересно. Сначала они смотрели на стекло, а потом стекло разрисовали краской и врачи сказали, вот так видят люди с ухудшенным зрением. Смотреть на это стекло, скажем, неприятно. Когда я пришла в школу я рассказала это своим одноклассникам и учителям. Я посмотрела на тех детей которые носят очки. У меня возник вопрос: как сохранить свое зрение? , как сделать так чтобы их зрение улучшилось? У меня появилась большая необходимость узнать ответы на мои вопросы. Для решения вопроса надо поставить перед собой цели и задачи. Я поставила себе цель: ответить на вопрос, как сохранить наше зрение и здоровье глаз. Я поставила задачи: изучить литературу по заданной теме. Как можно относиться бережно к зрению. Узнать правила к бережному отношению к зрению. Сделать буклет «Береги зрение!» Я использовала соответствующие методы: Подбор специальной литературы. Разговор. Опыты. Опрашивание. Над чем исследование: глаза как органы зрения. Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению. Я выдвинула гипотезу: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить отличное зрение надолго полностью подтвердилась.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно, рассмотреть данный вопрос.
Для решения вопроса, надо поставить перед собой цели и задачи .
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Использованы соответствующие методы исследования:
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
1.Интересное
Если посмотрите в окно, перед вами откроется вид на улицу. Вы увидите другие дома, деревья или поля, или просто голубое небо и солнце, до которого 150 миллионов километров, а когда солнце опустится за горизонт, вы увидите звезды, чужие галактики, до которых так далеко, что расстояние до Солнца от нашей Земли по сравнению с расстоянием до звезд покажется вам мизерным. Наши глаза видят целый мир. Разве это чудо? Ученые подсчитали, что только за один-единственный день человек видит так много, что если все увиденное им перевести на кинопленку, то нужно израсходовать ее около 19 километров. Когда-то считали, что из глаз исходят как бы особые тонкие лучевидные щупальца, воспринимающие предмет. «Самый вид наших глаз,- читаем мы в одном из сочинений Гелиодора из Лариссы, - которые не пусты, а устроены так же, как и другие органы чувств, доказывает, что свет истекает из них». Его поддерживали великий Евклид- создатель «Начал геометрии», Птолемей, Пифагор, Гиппарх, Герон и Сенека. «Светоносным оком» называли глаз величайшие умы древности. Платон считал, что истекаемый из глаз свет, встречается со светом от наблюдаемого тела, в результате чего и возникает восприятие предмета. А вот его ученик Аристотель, описавший пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, высказал предположение, что глаз нельзя сравнивать с огнем, который светит, что, напротив, он воспринимает свет с помощью зрительных нервов, которые находятся на его задней стенке . Любопытные соображения, высказал на этот счет, один из основоположников учения об атомах - Демокрит. Он считал, что от всех тел происходит мгновенное истечение образов, воздух между предметом и глазом уплотняется и, принимая окраску, отражается в глазу. Четыре основных цвета: белый, черный, красный и желтый – определяются формой атомов. Белый порождается поверхностью гладкой, как нутро раковины, где атомы плотно прилегают друг к другу, что даже не отбрасывают тени, черный – поверхностью пористой и шероховатой, красный – сферической и так далее. А вообще, цвета в природе нет, это все мнение, возникающее в глазу от «соприкосновения, очертания и поворота» атомов. У человека есть органы чувств - всего 5 главных. Для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Есть еще органы чувств тела: чувство боли и чувство равновесия. Теперь я довольно хорошо знаю органы зрения . Зрение – это дар с помощью которого человек может видеть красивое и ужасное, и наслаждаться миром . – Как вы думаете кто из животных очень хорошо видит? Ну конечно орел. Он летает очень высоко и зорко смотрит за добычей. Сова лучше всех видит ночью. Она быстро найдет себе еду в темноте. Люди не так зорко видят как орел. И в темноте люди не видят. Но наши глаза - это орган, который нужно беречь. Они ведь помогают видеть все .
2. Строение глаза.
Давайте разберемся: почему у всех у нас есть 1 пара глаз? Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком (Рис.1). Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, почему, почти, что все дети, когда рождаются, имеют, голубой цвет глаз. Почему же у нескольких детей цвет глаз не меняется, а практически у всех меняется . От чего это зависит? Наш цвет глаз зависит, от радужной оболочки она называется пигмент, который называется «меланин». Меланин определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза, а меньшее создает светлые глаза. Цвет глаз может меняться в течение нашей с вами жизни. У некоторых детей, сразу после рождения светлый цвет глаз меняется на темный. Связано это с большим количеством меланина. В центре радужной оболочки мы можем увидеть черный кружочек, он называется зрачком. Через него внутрь глаза проходит свет. Зрачок регулирует количество света, если свет очень яркий он сужается, а если ему недостаточно света он расширяется. Сзади радужной оболочки и зрачка находится специальная линза-хрусталик. Хрусталик похож на линзу фотоаппарата. Для того чтобы было правильным изображение, хрусталик меняет свою форму, становясь то более рельефным, то более суженным. Поначалу свет проходит через роговицу и зрачок, потом через хрусталик, потом через прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. При помощи сетчатки мы видим. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет , достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А потом когда наш мозг получает сигнал, мы прекрасно видим на что смотрим. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Они похожи на колбочки и палочки. Колбочки работают днем, в это время палочки отдыхают. А потом, отдыхают колбочки, а палочки работают в сумраке, но когда включить свет колбочки, снова принимаются за работу. В колбочках содержится йод. Если вы хотите, чтобы они, работали дальше, кушайте витамины. Я хочу представить вашему вниманию опыты по выявлению некоторых функций глаза. Я захотела поделиться выводами с одноклассниками.
Практическая часть
Опыт 1. Посмотрите друг другу в глаза, найдите цветной кружок. Это и есть радужка. Она у каждого из вас разного цвета. Глаза у Ани — карие, у Алеши с Давидом — серые, у маленькой Ксюши зеленые глазенки. Вывод: - Дети определили, что радужка бывает зелёная, голубая, серая, каряя.
Опыт № 2: Я посадила на стул девочку, посетила в её глаза настольную лампу. При очень ярком свете зрачки сужаются. Когда я выключила, настольную лампу они расширились. Делаю вывод: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 3: Я сделала трубочку из ненужной мне тетрадки. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубочку. Результат: я удивилась, мне показалось, что у меня на ладони дырка. Потому, что, наши глаза видят разные изображения. Но наш мозг старается объединить и сделать единое изображение, поэтому получается обман.
Опыт № 4: Для чего нам с вами нужны глаза? Закройте глаза ладонью, посидите немножко — Вы ничего не увидите. Я зашла в свою темную комнату и хотела взять игрушку с кровати. Когда прошла 1 минута, я до тех пор ничего не видела, но через 5 минут, я нашла нужную себе игрушку. Я сделала вывод: в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать через несколько минут. Просто в темноте, мы не очень хорошо видим, мы видим облик предмета, но не видим его цвет.
Опыт 5. Проследим за работой хрусталика. Учащимся раздаются листы бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см. По краям отверстия по радиусу написаны буквы. Испытуемому предлагают прочесть надпись на доске. Какими во время чтения буквы кажутся?
Вывод: Буквы кажутся размытыми.
Затем переходят ко второй части опыта. Ребенка просят смотреть на буквы, окружающие отверстие в листе бумаги. Теперь они видны четко, а изображение на доске? Вывод: Изображение на доске кажется размытым. Хрусталик настраивается то на близкое расстояние, то на далекое и меняет свою кривизну.
Опыт 6. Исследуйте глаза своего соседа и определите, какую функцию выполняют веки. Испытуемому предлагают моргнуть и понаблюдать за движением век. А затем ответить на вопрос: какое значение имеют веки? Вывод: веки могут прервать поток света, воздействующий на глаза, защитить их от световых раздражений. Благодаря миганию слезная жидкость равномерно смачивает поверхность склеры и роговицы, предохраняя живые клетки от высыхания, освобождает глаз от попадания в него посторонних частиц. Глаза нужно беречь! В школе - напряженная зрительная нагрузка. Дома - телевизор или компьютер, чтение лежа, да еще при плохом освещении, чтение в движущемся транспорте, чтение на ходу..И результат - испорченное зрение. Глазам, как и другим органам, необходим отдых, нужна гимнастика.
3. Причины ухудшения зрения
Причины ухудшения зрения изучив строение глаза, я поняла, насколько важную функцию выполняют глаза. Я, отправилась за помощью к нашему врачу в школе. Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса - 4 класса.
(Приложение 1)
Далее доктор ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения. - Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины. Есть и другие причины: мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе и неправильный режим дня - это главная причина. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-4часов, для возраста 8-11лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием). Изучив литературу, побеседовав с врачом, я поняла, что очень важно бережно относится к своим глазам. Потом, я , с одноклассниками провели анкету «Как я забочусь о своих глазах». (Приложение 2). На основе полученных результатов мы решили, что ребятам нашего класса необходимо рассказать как они заботятся или ухудшают свои глаза.
4. Правила бережного отношения к зрению
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым было очень тяжело сидеть с закрытыми глазами. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей следить за зрением. В результате мы с одноклассниками и учителем решили соблюдать правила бережного отношения к зрению. Много времени мы сидим за письменным столом. Поэтому нужно подобрать соответствующий стул для роста ребенка. Когда ты выполняешь уроки, не наклоняйся, помни, может быть, искривление осанки. Если вы работаете за письменным столом в темноте, то нужно обязательно включить свет. Нельзя читать лежа, потому что глаза быстро утомляются. Питание должно быть полноценным, также должны быть витамины, ведь они очень нужны для нашего здоровья. Нужно регулярно проверять своё зрение, посещайте окулиста хотя бы раз в год. Врач подскажет также возможные процедуры для зрения. Нельзя сидеть долго за телевизором и компьютером (не более 2 часов в день, нужно делать перерывы). Если вы, долго читаете и пишите, необходимо сделать гимнастику для глаз. Она очень проста. Обязательно давайте отдых глазам. Мы поработали, 20-25 посмотрели на окно, на дверь и в потолок. Это мы делаем практически на каждом уроке. Наш школьный врач это подтвердила, что мы правильно делаем. Если вы, хотите, чтоб ваши глаза лучше видели нужно тренировать глазные мышцы. Подтвердилось, что практический любой человек сможет исправить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения очень простые: сядьте в кресло или на стул, закройте глаза на 2-5 секунд потом откройте на такое же время. Упражнение повторяйте 5-8 раз. Упражнение для снижения утомления когда вы читаете или пишите. Встаньте. Осмотритесь перед собой 2-5 секунд, преподнесите палец на расстояние 20-25 см и смотрите на него 5-10секунд. Опустите свою правую руку. Повторите это 10-12 раз. Упражнения, которые укрепляют мышцы глаз, делаются стоя. На уроке после примерно 20-35 минут нужно сделать упражнения для глаз: нужно закрыть глаза, посидеть так 20-25 секунд, поморгайте глазами 1 минуту, посмотрите в потолок, на окно и на дверь, закройте правый глаз, а левым сильно-сильно поморгайте, затем это нужно повторить с другим глазом. Приложение В Интернете я нашла специальную физкультминутку, чтобы отдохнули наши глаза.
Советы для здоровых глаз: «И чтоб книгу прочитать, Нужно зреньем обладать. Если хочешь ты в кино — Тоже зрение нужно. Да и в цирке представление посмотреть нельзя без зрения. Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз!» Когда вы читаете книгу освещение должно быть ярким, не менее 60 ватт. Никогда не читайте и не пишите лежа. Сидя за компьютером, соблюдайте расстояние не менее 60 см. Телевизор нельзя смотреть слишком близко к экрану. Свет не должен попадать в глаза. – Курение и алкоголь также влияют на зрение. Кушайте чернику. Черника снижает усталость глаз. Чернику можно кушать круглый год. Правильное положение монитора : когда работаешь за компьютером, то монитор следует поместить немного ниже уровня глаз. Необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, потому что свежий воздух влияет на весь организм и на зрение. Защищайте свои глаза от яркого солнечного света. В солнечную погоду всегда надевайте солнцезащитные очки. Побольше ешьте зелени: зеленый лук, петрушку, укроп, салат, сельдерей и т.д. Для зрения зелень очень полезна. Кроме зелени нужно есть свеклу, потому что она содержит цинк, железо .Они необходимы для организма и для зрения. Если вы будете соблюдать эти простые советы, то вы сохраните свое зрение на долгие годы. Потому, что наше зрение, — это важное сокровище, которое зависит, от того, как мы его будем беречь. Заключение. Проводя исследование, я выяснила причины ухудшения зрения, научилась бережно относиться к своим глазам. Я выдвинула гипотезу, что если правильно следить за зрением, то можно сохранить здоровье глаз надолго, полностью подтвердилась. Чтобы исправить ухудшенное зрение, необходимо выполнять самые простые правила.
Заключение
Проведя исследование, я выяснила причины ухудшения зрения, научилась бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне бы очень хотелось , чтобы мои исследования помогли школьникам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Необходимость с раннего возраста приучать ребенка регулярно посещать офтальмолога - это одна из важных обязанностей родителей, которые хотят, чтобы их чадо не испытывало проблем со здоровьем в будущем. Как показали последние статистические исследования, 80% детей, которые ходили до 12 лет к окулисту, в будущем не имели проблем со зрением. Во время учебы в начальной и средней школе такие проверки также необходимы, особенно если ребенок жалуется на головные боли, прищуривается и часто потирает глаза. Исследователи выявили, что пять процентов детей дошкольного возраста имеют проблемы со зрением, и если лечения нет или его недостаточно, то со временем у них может развиться прогресирующая амблиопия.
Список использованных источников
1.Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель» , 2000. – с.140-144
2.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232
3.Физиология человека. Ред. Г.И. Косицкий, М.: Медицина.1985. -560 с.
4.Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский. М.: Медицинская энциклопедия. 1993. -496 с.
5.http://www. alenushka-ds.ucoz.ru/
8.Источник: http://www.vitamarg.com/health/article/2...
Приложение 1
Результаты проверки зрения в классе
Количество детей | 1 класс Начало учебного года (сентябрь 2010г.) | 2 класс Начало учебного года (сентябрь 2011г.) | ||
норма зрения | нарушение зрения | норма зрения | нарушение зрения | |
32учеников | 28 | 4 | 24 | 8 |
Норма зрения | НарНарушение зрения | Норма зрения | Нарушение зрения |
22 22 | 10 | 21 21 | 11 11 |
Результаты проверки зрения в школе.
\ таблица ухудшения зрения/
Количество учеников в школе 767 | 2011г. | 2012г. | 2013г. |
180 учеников | 209 учеников | 265 учеников |
Приложение 2
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Вопросы | ДА | НЕТ |
1. Всегда читаю сидя. | 22 | 10 |
2. Делаю перерывы во время чтения. | 20 | 12 |
3. Слежу за посадкой при письме. | 10 | 22 |
4. Делаю уроки при хорошем освещении. | 27 | 5 |
5. Делаю гимнастику для глаз. | 23 | 9 |
6. Часто бываю на свежем воздухе. | 26 | 6 |
7. Употребляю в пищу растительные продукты. | 21 | 11 |
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. | 11 | 21 |
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. | 20 | 12 |
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача | 27 | 5 |
Приложение 3
Упражнения для глаз
1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь, наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!
2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.
Правила
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.
То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.
2. Компьютер.
Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.
Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.
Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.
В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный стресс в условиях плохой освещенности и не возможности отдохнуть.
При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).
5.Бедное полезными веществами питание
Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.
Приложение 4
Опыт №1
Опыт №2
Опыт №3
Опыт №4
Физкультминутка
Можно от Солнца уйти...
Вокруг света за 80 дней
Машенька - ветреные косы
Снеговик
Басня "Две подруги"