Конкурсная работа «Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в области развития сельского хозяйства на примере Таловского муниципального района», врамкахучастия в IX областном конкурсе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"
Вложение | Размер |
---|---|
miheev_selskoe_hozyaystvo_talovskiy_rayon.docx | 96.32 КБ |
Таловский муниципальный район Воронежской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
IX областной конкурс «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления».
Конкурсная работа (проект)
«Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в области развития сельского хозяйства на примере Таловского муниципального района».
Выполнил: Михеев Алексей
ученик 10«Б» класса
МКОУ Таловской СОШ
Научные руководители:
Королевская Е.С. (учитель истории и обществознания);
Китаева Н.С. (учитель истории и обществознания);
2016год
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Анализ экономического состояния сельскохозяйственной отрасли в районе 4
Раздел 2. Проблемы, возникающие в сфере функционирования сельскохозяйственной отрасли Таловского муниципального района 7
Раздел 3. Пути решения проблем МСУ. 8
Заключение. 9
Источники и Интернет-ресурсы. 11
Приложения 12
Введение.
В настоящее время достаточно много внимания уделяется органам местного самоуправления, в том числе их реформированию. Наряду с Конституцией РФ, определяющей основы местного самоуправления в стране, существует ряд нормативных актов, регламентирующих сферу местного самоуправления. Основным правовым атом является Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он «устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления».[1] А также охватывает широкий круг конкретных направлений, форм и методов воздействия органов местного самоуправления на развитие и функционирование сельского хозяйства.
Правовой основой их деятельности в данном направлении служат федеральные законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Следовательно, перечень вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления достаточно широк и разнообразен. Нами была выбрана тема совершенствования деятельности органов местного самоуправления в области развития сельского хозяйства на примере Таловского муниципального района. Актуальность выбранной темы заключается в том, что аграрный сектор экономики является важнейшим фактором развития муниципальных образований, а закон № 131-ФЗ предусматривает их содействие в развитии сельскохозяйственного производства и создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[2].
Таким образом, в качестве объекта исследования нами был выбран сельскохозяйственный сектор Таловского муниципального района.
Цель исследования: выявить особенности реализации федеральных и региональных программ в сфере поддержки сельского хозяйства в районе.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
Раздел 1. Анализ экономического состояния сельскохозяйственной отрасли в районе.
Таловский муниципальный район – административная единица в центре Воронежской области. Административный центр – рабочий поселок Таловая. Население района составляет более 45 тыс.человек, в том числе в городских условиях проживают около 14 тыс.
Исторически сложилось так, что ведущей, определяющей для экономики Таловского района, была и остается аграрная отрасль. Сельским хозяйством занят 31 % населения. Земли сельскохозяйственного назначения с преобладанием плодородного чернозема составляют 78,2% всей территории района. Таловский муниципальный район по своему развитию и экономическому потенциалу имеет сельскохозяйственную специализацию. В районе нет предприятий, имеющих в соответствии с действующим законодательством статус градообразующих. Экономика района ориентирована на целый ряд предприятий, осуществляющих различные виды экономической деятельности.
Поскольку уровень жизни большинства населения района зависит от состояния сельского хозяйства, мною был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 120 учащихся, педагогов МКОУ Таловской СОШ и жителей райцентра (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
На вопрос «Как вы оцениваете состояние сельского хозяйства в районе», более половины опрошенных отметили достаточно низкий уровень его развития. Тем не менее, 70% респондентов возлагают надежды на укрепление отрасли в условиях экономических санкций. А положительные перспективы развития сельского хозяйства, по их мнению, в равной степени зависят от самостоятельной инициативы фермеров и поддержки местной районной администрации.
Изучив отчет главы администрации района об основных результатах и направлениях деятельности органов местного самоуправления Таловского муниципального района Воронежской области по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию Таловского муниципального района Воронежской области за 2015 год и планируемых значениях на 3-х летний период, мы выяснили, что меры по улучшению социально-экономического состояния Таловского муниципального района проводились в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Таловского муниципального района на долгосрочный период до 2020 года, Комплексной программой социально-экономического развития Таловского муниципального района, муниципальными программами.
В 2014 году произошел рост численности крупных и средних предприятий, в связи с тем, что на территории района реализуется крупный инвестиционный проект по строительству современных свинокомплексов (инвесторы ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК», ООО «АГРОЭКО-ВОРОНЕЖ»). После завершения строительства к 2015 году планируется создание около 400 рабочих мест, в 2014 году уже создано 201 рабочее место. Причина уменьшения численности средних предприятий в 2014 году связана с переходом 2-х предприятий в разряд малых.
В районе хозяйствуют 19 сельскохозяйственных организаций, 179 крестьянских (фермерских), около 13 тысяч личных подсобных хозяйств (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе в 2014 году составила 100 %. В плановом периоде 2015-2017 гг. удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций не изменится и составит 100%.
В районе 12 сельскохозяйственных организаций и 31 крестьянское (фермерское) хозяйство занимаются развитием животноводства (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
По итогам года в сельскохозяйственных предприятиях произведено 22,8 тыс. тонн молока, что соответствует уровню прошлого года. Продуктивность дойного стада составила 5669 кг на одну голову. По валовому надою молока и продуктивности стада за прошлый год район занимает шестую позицию в области.
Наметился рост производства молока и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. За прошедший год ими произведено 2628 тонн молока, что на 547 тонн больше, чем в 2014 году.
Мяса всех видов скота в выращивании в сельскохозяйственных предприятиях произведено 1461 тонна, что составляет 144 % к уровню 2013 года.
В 2014 году была продолжена реконструкция помещений и модернизация молочного оборудования. В ФГУП «Знамя Октября» проведена реконструкция молочно-товарной фермы на 200 голов дойного стада, в ООО «Елань-Агро» на молочно-товарной ферме отделения Тишанка установлен молокопровод, организован кормовой стол.[3]
По состоянию на 1 января 2015 года для ведения сельскохозяйственного производства в районе имеется 161,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 131 тыс. га пашни (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Таловский район занимает достойное место в развитии растениеводства области. В минувшем году урожайность свёклы составила 480 ц с гектара, подсолнечника – 38, 5 тысяч тонн (25,7 ц с гектара). Это девятый показатель в области.
1. 1. Программы по поддержке сельхозпроизводителей.
Поддержка со стороны государства существенно повлияла на положительную динамику развития сельского хозяйства района. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка Таловского муниципального района на 2014 – 2020 годы» в прошедшем году получено более 120 млн. руб. бюджетных средств. В 2014 году было выделено два гранта на развитие семейных животноводческих ферм на сумму 3,5 млн. руб. и четыре гранта на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающим фермерам на сумму 2 млн. руб.
На территории муниципального района подходит к завершению реализация инвестиционного проекта, включенного в Программу социально – экономического развития Воронежской области на 2012 – 2016 годы «Создание современного свинокомплекса общей мощностью 28 тыс. тонн свинины в живом весе в год и комбикормового завода мощностью 230 тыс. тонн кормов с зернохранилищем на 90 тыс. тонн» (предприятие – заявитель – ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК»). В рамках реализации данного проекта построено два свинокомплекса, на которые завезено маточное поголовье. Начал работать комбикормовый завод. В настоящее время строится Березовский свинокомплекс. Это позволит нашему району выйти на первое место в области по производству свинины.
Ежегодно отмечается рост заработной платы работников сельскохозяйственного производства, средняя величина которой составляет 17608 рублей, в прошедшем году составила 15772 рубля, что на 12 % больше аналогичного периода 2013 года (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
1.2. Роль инвесторов и фермерских хозяйств в формировании местного бюджета.
Местный бюджет существенно пополняется за счет аренды объектов муниципальной собственности. Значительную долю доходной части составляют налоговые отчисления, в том числе НДФЛ, который в минувшем году составил более 9 млн. рублей. Этот показатель демонстрирует заинтересованность органов МСУ в поддержке создания новых предприятий и соответственно, рабочих мест. Инвесторы, вкладывающие деньги в развитие сельскохозяйственных предприятий в нашем районе, выплачивают налоги в районный бюджет. Это существенный вклад в его доходную часть.
Раздел 2. Проблемы, возникающие в сфере функционирования сельскохозяйственной отрасли Таловского муниципального района.
Для выявления проблем, возникающих в сфере функционирования сельхозпредприятий, нами была проведена беседа с начальником отдела по развитию АПК Таловского района Н. И. Ворониным, руководителями фермерских хозяйств - М.Городецким (1-Абрамовское сельское поселение) и И.Тимофеевым (Нижнекаменское сельское поселение), а также, проанализирован доклад о работе администрации района за 2014-2015 год.
Начальнику отдела по развитию АПК были заданы вопросы, касающиеся общего состояния и проблем развития сельскохозяйственной отрасли района. Обобщив ответы, мы можем сформулировать общие проблемы сельского хозяйства района. Среди них – отсутствие перерабатывающих предприятий, нехватка денежных средств у сельхозпроизводителей и высокие ставки по кредитам, несмотря на субсидирование. Также местным фермерам трудно соперничать с крупными инвесторами на торгах. В данном вопросе мнения начальника отдела АПК и руководителей фермерских хозяйств совпали.
Из беседы с руководителями фермерских хозяйств, я сделал вывод, что грантов и субсидий, выделяемых из бюджетов разных уровней недостаточно. Необходимы более значительные средства. Так, расходы на посевной материал, удобрения, гербициды, ГСМ, запчасти и оплату труда составляют около 10 тыс. руб. на обработку 1 га пашни. В среднем у каждого фермерского хозяйства около 400-500 га земли. Путем несложных математических подсчетов выясняем, что расходы в данном случае составят 4-5 млн. рублей. Если к тому же учесть стоимость сельхозтехники, то грантов и субсидий в размере от 2 до 3.5 млн. руб. на открытие собственного дела не хватит, нужен кредит.
Не могло не отразиться на состоянии сельского хозяйства и введение экономических санкций. Несмотря на возросшую потребность в отечественной сельскохозяйственной продукции, существует проблема подорожания сельхозтехники и запасных частей к ней.
Еще одной проблемой, на мой взгляд, является достаточно узкая специализация производителей растениеводческой продукции (сахарная свёкла и подсолнечник) и животноводства (свиноводство и молочная продукция). Овцеводство не рассматривается как перспективное направление и развивается только за счет КФХ. На 1 января 2016 года поголовье курдючного стада составляет чуть более 6000 голов. Кролиководство и птицеводство вообще представлено только на уровне личных подсобных хозяйств.
Также, по словам Н.И.Воронина, самой серьезной проблемой является земля. В результате политики государства в начале 90-х годов прошлого века большое количество земель сельскохозяйственного назначения перешло в частную долевую собственность и в настоящее время не востребовано. Процесс оформления невостребованных земель – дорогостоящая и длительная процедура. В связи с тем, что продолжается активный отток сельских жителей в город, остаются заброшенными и приусадебные участки.
Раздел 3. Пути решения проблем МСУ.
Решение проблем, связанных с сельскохозяйственной отраслью района, на мой взгляд, не возможно без устранения причин, по которым они возникают.
В соответствии с Федеральным законом №131 – ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства, а так же, создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.[4] Формулировки «содействие» и «создание условий» охватывают широкий круг конкретных направлений, форм и методов воздействия органов МСУ на развитие и функционирование сельского хозяйства.
Я выяснил, что существует ряд региональных и федеральных программ финансирования, которые способствуют созданию и развитию сельскохозяйственных предприятий. Органам местного самоуправления необходимо включать соответствующие меры и ресурсы в муниципальные целевые программы.
Также мне удалось определить, что основной «движущей силой» современных преобразований является молодежь, которую нужно привлекать в сельскохозяйственную отрасль. Здесь важным условием является обеспечение социальной инфраструктуры: подготовка и закрепление кадров на селе, обеспечение потребностей населения в жилье, коммунальных и бытовых услугах, транспортном сообщении, связи, качественных и доступных услугах муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры. Необходимо комплексное решение данной проблемы с привлечением муниципальных образований, в том числе и в форме финансового участия.
Чтобы решить проблему с землями сельскохозяйственного назначения, на мой взгляд, необходима систематическая работа по повышению правовой грамотности населения в данном вопросе: проведение консультаций по порядку оформления и использования паёв, контроль со стороны органов МСУ за своевременностью оформления собственности на землю.
Для повышения конкурентоспособности Таловского района в области растениеводства необходимо активное сотрудничество с НИИ им. Докучаева в части проведения селекционной работы и работы по внедрению научно-обоснованной структуры посевных площадей с оптимальным набором культур.
Все данные мероприятия, на мой взгляд, смогут оказать существенное положительное влияние, как на состояние сельского хозяйства района, так и на работу органов МСУ в целом.
Заключение.
Изучение материалов, расположенных на официальном сайте администрации Таловского муниципального района позволило нам в полной мере охарактеризовать состояние сельского хозяйства района. Мы можем сделать вывод о том, что в Таловском районе имеются многие необходимые объекты, способные обеспечить нормальный уровень функционирования аграрной отрасли: сельскохозяйственные объединения, КФХ, свинокомплексы, комбикормовый завод.
Мы определили, что основными проблемами в сельскохозяйственной сфере района являются: отсутствие перерабатывающих предприятий, нехватка денежных средств у сельхозпроизводителей, высокая стоимость техники и комплектующих, узкая специализация растениеводческих и животноводческих хозяйств, большой процент заброшенных земель сельскохозяйственного назначения.
Тем не менее, хотелось бы отметить положительную динамику в развитии сельского хозяйства района, основанную на улучшении финансирования деятельности органов местного самоуправления за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Для решения выявленных проблем, по нашему мнению, необходимо устранить причины, по которым они возникают. Таким образом, мы предлагаем:
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования: выявить особенности реализации федеральных и региональных программ в сфере поддержки сельского хозяйства в районе была мною достигнута.
Источники и Интернет-ресурсы
Таловского муниципального района Воронежской области по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию Таловского муниципального района Воронежской области за 2014-2015 год и планируемых значениях на 3-х летний период. http://www.taladm.ru/
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.ht
[2] Муниципальное право России//под ред. А.Н.Костюкова. – URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=7089
[3] http://taladm.ru/%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8-2020/
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.ht
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Лист Мёбиуса
Аэродинамика и воздушный шарик
Лиса-охотница
Нарисуем попугая цветными карандашами