Данная работа была представлена на школьном конкурсе исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
работа была представлена на школьном конкурсе исследовательских работ | 158 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 25
Город Набережные Челны
Влияние компьютерных игр на здоровье и эмоциональное состояние младших школьников
Выполнил:
Пасечников Никита
учащийся 4 В класса
Научный руководитель:
Шагимарданова Г.М.
учитель нач.классов
Набережные Челны 2016 год
Содержание
Введение
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Он так глубоко проник во все сферы нашей жизни, что ее сложно представить без этой умной машины. Дети растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизор, электричество. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.
Игра! Взрослые утверждают, что дети должны играть. Игра развивает мышление, память, внимание. Дети много играют: в куклы, конструктор, шашки… И, конечно, современные дети увлекаются компьютерными играми. Все мы знаем, что такое компьютерные игры. Либо сами играли, либо видели, как другие играют. Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.
Когда сидишь за компьютером, слышишь от взрослых: «Не сиди долго у компьютера!», «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема: «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получал ответ, что «компьютер плохо влияет на организм человека, что не все игры полезны для детей». Одно из самых «страшных» предостережений – зависимость от компьютерных игр
В нашем классе ребята также играют в компьютерные игры. Проведя социологический опрос, мы выяснили, что среди 23 респондентов, учащихся 4 «в» класса компьютерными играми увлекаются 84 % опрошенных. Этому занятию они посвящают от 30 минут до 6 часов в день, а в выходные дни и того больше.
Так что же такое компьютер – новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?
Интересно, как воздействует компьютер на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему, как «сидеть» за компьютером так, чтобы он не был врагом? И мы решили провести исследование: все ли компьютерные игры – враги или, на наше счастье, есть и друзья? Помогают ли игры в учёбе или только мешают?
Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм и эмоциональное состояние.
Мы хотели получить ответы на вопросы:
Мы поставили следующие задачи:
Гипотеза исследования. Мы предположили, что если наши сверстники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение и осанка, снижается качество учёбы, портятся отношения с родителями.
Методика исследования
В нашем исследовании приняли участие 23 ученика 4 в класса МБОУ «Сош № 25». Исследование проводилось в декабре 2015 года.
Были использованы следующие методы исследования:
Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
За последние десятилетия XX века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.
В конце XX века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.
Для чего ученику компьютер?
Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Нужен он только как дань моде? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели опрос среди учащихся 4 класса нашей школы. В опросе участвовало 23 ученика. Опрос проводился в виде ответов на вопросы анкеты (Приложение).
Вот что показали результаты опроса:
Класс | Количество опрошенных учеников | Есть личный компьютер или телефон | Есть выход в интернет | Используют для учёбы | Только для игр | ||||
человек | % | человек | % | человек | % | человек | % | ||
4 в | 23 | 23 | 100% | 20 | 86% | 3 | 13% | 17 | 73% |
Данные таблицы говорят о том, что из 23 учащихся компьютер или телефон , в котором есть игры есть у всех 23 детей, с выходом в интернет 20 учащихся из них используют для учёбы 3 человека, что составляет 13 %. Следовательно, оставшимся опрошенным компьютер нужен для игры, общения, просмотра фильмов? Не у всех ребят есть персональные компьютеры. Но сейчас есть то, чем его можно заменить: планшет, сенсорный телефон. По результатам исследования получилось, что почти все ученики используют только игровые возможности компьютера.
2. История развития компьютерных игр.
Первая компьютерная игра SpaceWar родилась в далеком 1961 г. в Массачусетском Технологическом Институте, однако играли в эту игру одни программисты, поскольку компьютеров тогда ни у кого не было.
В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать первую коммерческую игру Computer Space, но больше всего шума наделала другая игра (выпущенная в 1972 г.), которая называлась Pong. В ней две тарелочки отбивали мячик, стараясь удержать его на игровом поле.
Победное шествие компьютерных игр по всему миру началось с начала восьмидесятых, когда все стали покупать игровые приставки.
В 1981-м произошло событие, перевернувшее мир: IBM впервые представила публике IBM PC. А выпуск в 1989 году карманной компьютерной игры Gameboy заложил фундамент того, что мы сегодня зовем индустрией компьютерных игр.
Можно с уверенностью сказать, что с историей развития игр, стала совершенствоваться и компьютерная техника. Ведь каждая новая игра, выпускаемая разработчиком, с каждым годом требовала более высокопроизводительные характеристики от компьютера. Улучшение видео-карты, оперативной памяти и свободного места на жестком диске.
Но не стоит забывать, что в истории видеоигр не последнее место занимали такие приставки, как Денди и Сега. Одни из культовых игр на денди стали танчики и марио. В России такие приставки стали появляться только в конце 92 года, спустя несколько лет после их разработки.
А трехмерная графика игр появилась впервые в 92 году, после этого развитие современных игр стало происходить гораздо быстрее. И уже в 94 году в свет выходит первая игровая консоль от компании Sony,так же появившаяся в России несколько позже.
3. Влияние компьютера на человека
Сегодня увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня зависимости, называемой специалистами игроманией, или гемблингом. Как развивается это заболевание? Завзятого игромана вы узнаете сразу: он погружен в себя и в виртуальный мир, игнорирует внешние события, не адоптирован к жизни в реальности. Первая стадия зависимости - это еще легкообратимое расстройство. Сначала ребенок просто увлечен «новой игрушкой» в ущерб другим делам и учебе. Постепенно он отдаляется от родственников и друзей. Как правило, скрывает от родителей, сколько времени он проводит за компьютером. Вторая стадия – это уже лавинообразное нарастание симптомов. Если ребенка насильственно «оторвать» от компьютера, он испытывает чувство, похожее на «ломку» наркомана. Ребенок может воровать деньги на оплату времени, проведенного в Интернет-клубе. Здесь характерно снижение работоспособности, нарушение внимания, появление навязчивых мыслей, головных болей, рези в глазах, бессонницы… Третья стадия – это уже социальная дезадаптация. Ребенок полностью «уходит» в виртуальный мир, возникает состояние депрессии.
Почему дети предпочитают не невинные логические «игрушки», а те, в которых в избытке и неприкрытом виде имеются насилие, жестокость, убийства и другие активности, связанные с разрушением, деструкцией? Дело в том, что такие игры дают ребенку почувствовать себя всемогущим. Чувства превосходства, всемогущества – это то, что, как правило, не дано ощутить ребенку в реальном мире, где все сильнее его: родители, учителя, другие дети… А погружение в мир игры, в которой ты выступаешь в роли всесильного героя – прекрасная возможность «взять реванш».
За последние 30 лет ведущими институтами и специалистами в области психиатрии проведено уже более 1000 исследований, в которых было установлено, что существует связь между насилием на телеэкране или мониторе и агрессивным поведением детей. Это значит, что просмотр сцен насилия вполне может привести к появлению агрессивных чувств, реакций и неадекватного поведения детей. А, кроме того, ребенок, злоупотребляющий наблюдением жестоких сцен, становится бесчувственным к насилию в реальной жизни.
Психологи заметили, что чем больше проблем у ребенка в жизненной реальности, тем он охотнее погружается в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков. Уход в виртуальную реальность присущ людям с тонкой ранимой психикой. В жизни у них, возможно, проблемы с друзьями и т.п., а придя домой и включив любимую игру, они погружается в виртуальный мир, где он становится королем, ему надо только умело наводить курсор и вовремя нажимать кнопки. Такие дети привыкают к тому, что в игре у них на прохождение есть несколько жизней и все легко дается, а в настоящей жизни ни чего подобного нет, и чтобы достичь чего-то, надо многое преодолеть. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Такой вот примитивности становится все больше, дети отвыкают от книг и много смотрят мультфильмы, где насилия кстати, не меньше. При этом не стоит думать, что если девочки, не играющие в кровопролитные игры, а увлеченные, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются. Компьютерные игры (стрелялки, бродилки) ведут к тому, что ребенок начинает мыслить технологически, а не творчески.
Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи с детьми, играющими подолгу в жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.
Игры, признанные вредными для психики ребёнка:
DOOM, Quake, Duke Nukem 3D, Unreal, Grand Theft Auto, Resident Evil II, Wild 9, Sanitarium, Carmageddon II, Mortal Kombat, Blood, Postal, Requiem. Naughty Bear Mafia II Call of Duty: Black Ops. Kane and Lynch 2: Dog Days. Medal of Honor (Медаль за отвагу) Castlevania: Lords of Shadow. Assassin's Creed: Brotherhood Fallout: New Vegas.
Топ самых опасных игр.
1. Blitz: The League II
2. Gears of War 2
3. Saint Row 2
4. Dead Space
5. Fallout 3.
6. Far Cry 2.
7. Legendary
8. Left 4 Dead
9. Resistance 2.
10. Silent Hill: Homecoming
11. GTA.
В Китае ограничения по играм регулирует правительство. Были проведены исследования и выяснено, что после одного часа игры у ребенка теряются все игровые навыки, которые он смог приобрести за это время. После трех часов игры — он устает. После пяти часов игры у ребенка начинается психическое истощение. Вот почему был создан специальный закон об играх.
Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Мы думаем, что лучше постоянно выполнять простые правила! При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий при работе на компьютере, он превращается из жуткого монстра в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.
Для пользователей компьютеров характерен жалобы на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.
При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.
Мерцание экрана, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези, жжения в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глаз. Такие жалобы встречаются у большей части любителей компьютера, зависят от времени непрерывной работы за экраном. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и глазные мышцы, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.
Причины, которые влияют на зрение при работе с монитором:
• неправильно настроенная четкость и резкость изображения;
• неправильно настроенная яркость;
• мерцание изображения;
• наличие бликов.
Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и правильно настроить монитор.
Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея (сидя за компьютером, мы вынуждены принять определенное положение, и не изменять его до конца работы), приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.
Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.
Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.
Перейдем к психологическим аспектам использования новых информационных технологий. Такая технология как Интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы общения, конференции, форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание – неврастения.
Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден. Это уход взрослых от воспитания детей.
Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...
Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера: боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!
Приведенные ниже факты психологов, которые мы нашли в информационных ресурсах помогут сделать правильный выбор.
ХОРОШО
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции;
• мелкую моторику рук;
• визуальное восприятие объектов;
• память и внимание;
• логическое мышление;
• зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать;
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
• добиваться своей цели;
• совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх.
А что же тогда ПЛОХО?
Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет
4.Результаты исследования
За последние несколько лет окружающий мир изменился, изменились и увлечения учащихся нашей школы. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 84 % учащихся 7-10 классов (данные интеренета). В моем классе постоянно играют в компьютерные игры 17 учащихся.
В день проводят за компьютером от 30 минут до 5-6 часов. 7 % опрошенных посвящают этому занятию до 1 часа, 41 % - играют 1-2 часа, 9% - 3-4 часа, 8% - более 4 часов.
Проведённый опрос показал, что ребята игры в основном берут у знакомых, друзей, скачивают с интернета. Можно говорить о возникновении некой субкультуры, внутри которой ребята делятся мнением о компьютерных играх, обмениваются играми, играют в сетевые игры
Любимыми жанрами компьютерных игр являются «Гонки» (2 человека), «стрелялки» (10 человек), (2 человек), «приключения» (10 человек), «стратегии» (21 человек), обучающие (2 человек), шашки, карты, шахматы (1 человек), сетевые (8 человек),
На вопрос «Как часто вы ожидаете, что окажетесь за компьютером?» мы получили следующие ответы:
На вопрос «Как часто вы чувствуете нервозность, снижение настроения от того, что не можете зайти в игру ?» мы получили следующие ответы:
На вопрос «Как часто вы ощущаете потребность вернуться за компьютер для улучшения настроения?» мы получили следующие ответы:
Руководствуясь списком «Топ самых опасных и запрещенных игр» мы выявили, что 8 наших учащихся в классе играют в запрещенные игры, необходимо убивать, и льётся кровь.
При этом ребята испытывают следующие чувства и эмоции:
Видимо, эти игры некоторые ребята с повышенным уровнем агрессии используют для того, чтобы каким-то образом выплеснуть свою агрессию безопасным для окружающих образом. В то же время есть опасность, что дети, психика которых ещё не до конца сформировалась, могут воспринимать поведение виртуальных героев как модель собственного поведения и вынести это в реальный мир. Вызывает опасение и то, что у 8 учащихся возникает частое или очень частое влечение для увеличения времени, которое хочется проводить за компьютером, учащихся не хотят или не могут отказаться от компьютерных игр в пользу других занятий.
На вопрос «Как часто продолжительное время, проводимое за компьютером сказывалось на снижение учебы, становилось причиной ссоры с друзьями или родителя?» мы получили следующие ответы:
На вопрос «Как часто вы приходилось лгать родителям, скрывая время нахождения за компьютером?» мы получили следующие ответы:
Ответы, касающие изменения в режиме дня, например, нарушение сна, трудности с засыпанием испытывали – 3 учащихся, головные боли, сухость в глазах и ухудшение зрения испытывали на себе: редко -15 человек, часто 3 детей.
Исходя их полученных данных, весьма неутешительных, у 13% (3) имеется риск возникновения компьютерной зависимости, мы решили выяснить, контролируется ли как-нибудь ситуация родителями учащихся. Мы задали ещё один вопрос: «Интересуются ли родители, в какие игры ты играешь?» Оказалось, что всего 52 % родителей интересуются, чем занимаются их дети, и ещё меньше запрещают ребятам играть во вредные игры. Такое положение вещей могло сложится из-за недостатка у родителей необходимой информации.
Заключение
Наше исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Практическая значимость исследования: На классном уголке в нашем классе мы разместим информацию о вреде компьютерных игр и рекомендации врачей по сохранению здоровья, исходя из результатов анкетирования, мы также решили донести эту информацию на родительском собрании учащихся нашего класса.
Литература
Информационные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Какое значение в твоей жизни имеет компьютер»
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Как сохранить свое зрение, работая за компьютером?
Рекомендации врача офтальмолога помогут вам сберечь зрение!
Ученые также советуют в перерывах между работой за компьютером делать различные упражнения для глаз, массаж для глазных яблок. Также полезно смотреть в окно на предметы вдали. Самым лучшим отдыхом после напряженной умственной деятельности являются физические упражнения и прогулка на свежем воздухе.
Для снятия усталости нужно выполнить упражнения для глаз и мышц тела.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ
Совершайте движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые, по диагонали. Все движения нужно выполнять по часовой и против часовой стрелки.
Интенсивное поморгайте, зажмурьтесь.
Внимательно рассмотрите вдалеке какой-нибудь предмет, затем резко переведите взгляд на близкий предмет, через 2–3 минуты вновь посмотрите вдаль. Повторить 6–10 раз.
«Бантик»: не поворачивая головы, нарисуйте глазами бантик — переведите взгляд в правый нижний угол, затем — в левый верхний, в левый нижний и в правый верхний. Повторить 5–7 раз (в том числе и в обратном порядке).
Зажмурьте глаза, досчитайте до 10, а потом широко откройте их.
Закройте глаза, досчитайте до 10. Широко откройте глаза, поднимите вверх и не опускайте, пока снова не досчитаете до 10.
Не поворачивая головы, посмотрите влево. Досчитав до 10, переведите взгляд прямо, закройте глаза и снова досчитайте до 10.Повторите упражнение, смотря вправо.
Закройте один глаз, вторым старательно всматривайся в какую-нибудь точку в дальнем углу. Через 10 секунд расслабьте глаз. Повторите другим глазом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С ГЛАЗ
Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину; закройте глаза, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой, не напрягая глаза; голову держите легко, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.
Упражнение 2. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Упражнение 3. Посмотрите вдаль 2-3 секунд, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. Поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 секунд. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 секунд. Повторите 3-5 раз.
УПРАЖНЕНИЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Советы родителям,
желающим уберечь детей от компьютерной зависимости
Советы позитивного отношения к компьютеру подросткам и их родителям «Когда компьютер – твой друг»
1. Используйте компьютер для получения знаний, которые необходимы в жизни.
2. Используйте и воспринимайте компьютер только как устройство, развивающее ваши способности, облегчающее вашу жизнь.
3. Определите свое место и цель в реальной жизни и ищите реальные пути достижения цели, будьте тем, кем хочется в этом мире.
4. Виртуальный мир привлекателен, он дает ощущение легкости в принятии решений и достижении целей, но это обман.
5. Предпочитайте живое общение, стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные. Ищите друзей в реальном мире. Виртуальные отношения – это иллюзия и не развивает навыков общения.
6. Помните, что вы интересный и привлекательный человек, что у вас много достоинств, которые можно проявлять в реальной жизни.
7. Будьте естественным и эмоциональным в настоящей жизни - вы человек, а не робот.
8. Планируйте свое время, проведенное за компьютером, и сократите его, если оно затрачивает больше половины вашего свободного времени.
11. Зависимость от компьютера приносит только страдания. Вам нужны проблемы в школе, с родителями и со здоровьем?
12. Помните - только ощущения, полученные в реальном мире, являются реальными, а виртуальные - это иллюзия. Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как нарисовать портрет?
Ах эта снежная зима
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сказка "Колосок"