Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы.
1000-летие русского монашества на Святой Горе Афон
Руководитель: Колесникова Елена Васильевна,
учитель истории, обществознания, ОПК
МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова».
Авторы: Сафронова Анастасия Сергеевна,
Лукьянчикова Полина Алексеевна, учащиеся 8 класса.
История Святой Горы Афон
Афон или Святая Гора является восточным ответвлением полуострова Халкидики и омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 360 кв.км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высота которой достигает 2033 м. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову.
История христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Во многих рукописях, копии которых хранятся на Святой Горе, имеются рассказы о Её пребывании на Афоне.
Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но на пути их корабль сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, рядом с тем местом, где сейчас располагается Иверский монастырь. Она так полюбила красоту этого полуострова, что попросила своего божественного сына дать Ей его в Удел. Он с радостью отдал это место Матери как Её «наследство и сад, рай и пристань спасения».
Неизвестно, когда возникли первые монашеские поселения на Горе Афон. До нас дошли имена первых насельников Святой Горы: преподобный Петр Афонский, который был аскетом-отшельником и жил приблизительно с 681 по 734 год и преподобный Евфимий Солунский, живший в 8 веке.
Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы.
Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.
С тех пор влияние Святой Горы на духовное становление и развитие Руси играло решающую роль на протяжении всей её истории. Собственно, именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей.
Исключительно важную роль играли связи Руси с Афоном в эпоху послеордынского нашествия. В это время выдающимся афонитом, внесшим весомый вклад в развитие русской духовности и культуры, был святитель Киприан (Цамблак), митрополит Киевский и всея Руси. Во времена его святительства на Русь привозится с Афона много книг, осуществляются переводы святоотеческих трудов, проводится богослужебная реформа и т.п. Под влиянием Афона на Руси начинается период «возрождения», глубоко отразившийся на формировании самобытной и глубоко духовной культуры Руси.
Яркими продолжателями и носителями афонского наследия на Руси этого периода были преп. Сергий Радонежский и преп. Кирилл Белозерский. Плодом их духовных трудов стал новый расцвет русского монашеского подвижничества, который принято называть «Северной Фиваидой».
Наиболее ярко влияние афонского наследия на Руси отразилось в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, художественные шедевры которых до сих пор не перестают волновать взор и воображение своей гармоничностью, глубиной и величием.
Важный вклад в восстановление связей между Русью и Афоном совершил преп. Нил Сорский, который провел на Святой Горе около 20 лет. Вернувшись на родину, он всячески пропагандировал приобретенные на Афоне духовные ценности и выступил одним из идеологов движения «нестяжателей». Другим важным «соединительным звеном» Афона с Русью был выдающийся греческий богослов и афонский подвижник преп. Максим Грек.
Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне
Особенно тесными и плодотворными были традиционные связи с Отечеством у Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. После непродолжительного пребывания обители в руках греческих монахов, в начале XIX столетия она возрождается как непререкаемый центр русского монашества на Святой Горе. Эта святая обитель по праву считается твердыней Святой Руси на Афоне, в Уделе Божией Матери.
Под духовным водительством опытных старцев Свято-Пантелеймоновой обители Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в XIX веке начался процесс возрождения и подъема русского монашества на Афоне. Уже к концу XIX века численность русских монахов на Святой Горе становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее.
Так расцвел духовно-исторический феномен «Русский Афон». В 1913г. на повестке дня даже стоял вопрос о предоставлении русскому Свято-Пантелеймонову монастырю статуса Лавры, а русским Андреевскому и Ильинскому скитам – самостоятельных монастырей. Однако последующие печальные события не дали этим планам осуществиться.
Важно отметить, что уже к концу XIX века все три русских обители на Афоне – Пантелеймонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты фактически объединились в одну большую общину. Оба скита признали духовный авторитет Русика, к которому даже обращались за помощью в урегулировании внутренних споров. Один из игуменов Ильинского скита даже писал игумену Пантелеймонова монастыря о. Андрею: «Мы, три Русских Обители на Афоне, как Троица Святая – единосущны и нераздельны!»
К сожалению, после трагических событий 1917г. и началом богоборческих гонений на православие в России, очень сильно пострадал и Русский Афон. Из-за отсутствия в течение 80 лет притока новых монахов из Отечества все три русские обители на Святой Горе численно оскудели. В результате, Андреевский и Ильинский скиты, а также многочисленные русские келлии и каливы на Афоне опустели, подверглись разрушению или отошли к грекам. Эта же угроза висела и над Свято-Пантелеймоновым монастырем, но обитель устояла, оставшись на сегодняшний день единственным островком Святой Руси на Афоне.
Ныне, когда на Святой Горе вновь возрождается русское монашество, а вся Православная Русь готовится торжественно отметить в 2016г. его 1000-летний юбилей, очень важно восстановление памяти о роли и значении Афона в истории Русской Церкви и Святой Руси. Ведь подлинное возрождение возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где Святая Гора Афон всегда занимала одно из ведущих мест.
Как справедливо отмечает духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря иеромонах Макарий: «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является отростком святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысел Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».
Уголок Святой Руси на Афоне
Русский монастырь на Афоне – это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси, и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.
Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. То есть тысячелетие русского монашества на Афоне будет отмечаться 2016-м году. Когда празднуется столь большой юбилей, возникает вопрос: «Откуда взята такая цифра?!».
Эта цифра взята из древнейшего документа, хранящегося в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского. В одной рукописи мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них вот такая надпись:
«Γεράσιμος μοναχὸς ἐλέῳΘεοῦ πρεσβύτερος καὶ ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ ῾Ρῶς μαρτυρῶν ὑπέγραψα ἰδιοχείρως».
Можно перевести так: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись».
Интересно заметить что выражение « μονῆς τοῦ ῾Ρῶς», то есть росами называли русских, появляется первый раз в древних рукописях в 867-м году в писаниях патриарха Фотия, известного исторического деятеля. Впоследствии это название прочно закрепилось за русскими, так что даже в настоящее время Русский на Афоне монастырь вмч. Пантелеймона называется одним словом – «Росико».
Уже с 1030г. к наименованию «Обитель Росов» присоединяется собственное имя монастыря: «Богородицы Ксилургу». Последнее слово (от греч. ξυλουργός – плотник или древодел) означает, что основным родом занятий здешних монахов было плотничество. Этот факт также свидетельствует о русских корнях обители, ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня.
По сути, Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» – древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире, учрежденная вскоре после Крещения Киевской Руси.
По преданию, «Ксилургу» был основан попечением князя Владимира Киевского, Крестителя Руси, и его супруги, византийской царевны Анны.
Из «Повести Временных лет» мы узнаем, что в 988 г. Великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим, а в 989г. – в Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь.
Ныне это общежительный скит, принадлежащий Русскому на Афоне Свято-Пантелеймонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон.
Соборный храм Русской Богородичной обители Ксилургу посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием Печерским по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери.
Подобное совпадение в названиях не случайно. В пределах русской земли это было как бы символической проекцией первообраза – Свято-Успенской русской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе, где, по преданию, духовно возрастал и принял постриг будущий «начальник русского монашества».
Продолжая эту традицию, в дальнейшем главный храм Русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» послужил прообразом многих Успенских Соборов Русской Земли, в частности во Владимире и Москве.
Все эти храмы имели особое значение для Руси. Величественные монументальные здания Великой Печерской церкви в Киеве, Успенских соборов в Чернигове, Владимире и Московском Кремле были не просто наследованием традиций древнейшей русской обители на Афоне. Это были попытки создания «русской иконы» Святого Афона – как Удела Божией Матери на Руси.
На Святой Горе среди Русских монахов значение Успенской церкви обители Ксилургу было настолько символично и священно, что перемещаясь постепенно из обители в обитель, они возводили его аналог и там. При переселении русской братии в Нагорный Руссик в 1169 году при игумене Лаврентии Успенский собор Богородичного монастыря будет воспроизведен и там. А спустя еще более шести столетий, в начале XIX века, при игумене Савве, когда будет возведен новый Прибрежный Руссик, Успенская церковь вновь будет также перенесена и туда, причем с сохранением статуса собора.
Этот храм памятен и священен тем, что именно в нем зажглась первая русская лампада на Афоне; тем, что у алтаря этого собора принес иноческие обеты первоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский; тем, что именно отсюда он принял и перенёс благословение Святой Афонской Горы и своего старца, Игумена Герасима, постригшего его, на Русскую Землю и, таким образом, навеки соединил Святую Русь и Святой Афон узами духовной благодатной преемственности.
По слову духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря иеромонаха Макария: «Первая русская обитель на Святой Горе – обитель Древоделя или Ксилургу – это величайшая святыня Русского Православия и Русского Афона. Она есть колыбель русского монашества. О значении Богородичной обители Ксилургу для Святой Руси свидетельствует не столько приток в нее насельников и материальных средств, сколько то огромное обратное влияние, которое оказала обитель на наше Отечество».
Родоначальники русского монашества
Антоний и Феодосий Печерские
Новокрещёная Русь нуждалась в духовных наставниках. Необходимо было создавать свои, русские школы, монастыри – сокровищницы духа, центры христианского просвещения и книжности.
Первый такой центр на Руси появился в середине XIв. трудами преподобных Антония (около 1000-1073) и Феодосия (около 1020-1074). Киево-Печерская монашеская обитель с самого своего возникновения сделалась средоточием духовной и культурной жизни страны, неоспоримым авторитетом в достижении христианского идеала – святости.
Корни Киево-Печерской обители и всего русского монашества уходят на Святую гору Афон, славную своими монастырскими обителями. В одном из афонских монастырей и принял постриг молодой Антоний (в миру Антипа). С ранних лет он думал о монашеском подвиге, мирская суета не тянула его к себе. Когда в 1015г. на Руси началась братоубийственная распря между князьями, Антоний, не стерпев кровопролития, ушёл к святыням Афона. Благословление божией Матери Антоний привёз с собой в 1028 году на Русь, после того как игумену монастыря Феоктисту было пророческое видение. К этому времени Антоний был уже умудрённым подвижником, достигшим немалых духовных высот. Феоктист призвал его к себе и велел возвращаться на родину, добавив: «Да будет на тебе благословление Святой горы, многие от тебя станут черноризцами»[1].
Преподобный Антоний Печерский по праву считается одной из самых важных и интересных личностей ранней истории Русской Православной Церкви. Он был одним из основателей русского монашества, основоположником Киево-Печерского монастыря – первого на Руси монастыря, основанного без участия великого киевского князя, а также учителем преподобного Феодосия Печерского. Эти два инока были первыми в чреде русских преподобных – монахов, признанных Церковью святыми.
Иноки и священноиноки (монахи, имеющие сан священника) с самого начала заняли особое положение в русском духовенстве. Жизнь иночества для новокрещёной Руси была поистине иной – загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях. Монашество существовало «не в миру», и поэтому только оно виделось по-настоящему отделённым от мира, святым и могло являть недоступный свет Царства Небесного[2].
Среди пращуров, прославивших край наш Курский, Феодосий Печерский занимает самое почетное место.
В лице Феодосия Печерского Русь на многие столетия получила свой идеал святости, которому следовали ещё во времена Сергия Радонежского. Сколь бы ни возникало новых монашеских школ и направлений, но все они оставались верны заветам святого Феодосия Печерского. Житие же, написанное Нестором, вообще стало образцом всей русской агиографии. По-видимому, именно Антоний Печерский сыграл важнейшую роль в жизни преподобного Феодосия. Его советы и наставления помогли Феодосию Печерскому достигнуть того образа, который справедливо называют идеалом русского святого.
Находясь во главе монастыря, Феодосий постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.
Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым её преподобным. Св. Феодосии был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря.
Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.
Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского был первый историк Древней Руси, один из лучших ее писателей Нестор-летописец. Он является автором «Повести временных лет», «Сказания о Борисе и Глебе». Им же создано «Житие Феодосия Печерского», в котором говорится, что «...в земле Курской такой муж явился».
Русский Святогорский монастырь сегодня
По всем внешним признакам Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне должен был постепенно придти к полному упадку, оставшись без русских насельников. Но сложилось иначе.
В 1960-е гг. в истории Русика открывается новая страница. В это время ослабли прежние преграды для желающих выехать на Афон. В 1965 году правительство Греции предоставило греческое гражданство пяти монахам из Советской России и разрешило им прибыть на Святую Гору.
Среди новых насельников из СССР был и нынешний игумен Свято-Пантелеймонова монастыря отец Иеремия (Алехин), которому ныне 100 лет. В 1930-е – 1940-е гг. он прошел через советские и немецкие концлагеря, испил горькую чашу атеистических гонений на веру. Целых 14 лет ему довелось ждать разрешение на переезд на Афон. И вот в апреле 1975 года на постоянное жительство на Афон приехал отец Иеремия. Через три года, в декабре 1978 года, он был избран наместником игумена, а 5 июня 1979г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря.
Стараниями отца Иеремии и новоприбывшей молодой братии начинается возрождение Русика.
Новый период в жизни Свято-Пантелеймонова монастыря открылся в начале 1990-х гг. Число русских монахов в монастыре постепенно возрастало и на сегодня составляет более 80 человек (всего на Афоне ныне около 2000 монахов). Последние несколько лет активно ведутся работы по капительному ремонту и восстановлению полуразрушенных сооружений обители.
Возрождаются и утраченные традиции паломничества православных русских людей к святыням Русика.
Святыни монастыря
Русский Афонский Свято-Пантелеймонов монастырь является многовековой бесценной духовно-национальной сокровищницей русского народа, его национальной гордостью и духовно-культурной твердыней, олицетворяющий 1000-летнюю историю пребывания русских монахов на Святой Горе Афон.
Но, кроме этого, обитель ценна еще и тем, что в ней издревле хранятся многочисленные чудотворные и целебные святыни всеправославного значения.
Так в главном соборе русского Свято-Пантелеймонова монастыря в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона паломникам на богослужении открыт доступ для поклонения и молитв к честной главе этого великого святого.
Также в этом храме хранятся части Древа Креста Господня и мощи многих святых (св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, части мощей св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, св. мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других).
Всего в Русском на Афоне Свято-Пантелеймоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых.
В русском Афонском монастыре хранятся чудотворная икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Казанская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской», икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона.
Кроме этого, на территории русского монастыря действует еще около 30 малых храмов (параклисов), в том числе и единственный в мире храм в честь Всех Святых Русских Князей и Царей. В Собор святых русских государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых.
Библиотека и архив Русика
Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, являясь местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг, архивных документов, нот, фотографий и т.п., представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной духовной культуры и наследия.
Как отмечает один из паломников Игорь Михайлов: «Паломничество в Пантелеймонов монастырь, участие в богослужениях и поклонения его многочисленным целебным и чудотворным святыням и мощам оставляют неизгладимый след, преображая как духовно, так и физически… Кроме того, приятно ощутить в Пантелеймоновом монастыре традиционное славянское гостеприимство, открытость и радушие, а еще – русский язык, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро… Так что Пантелеймонов монастырь воистину является твердыней и оплотом Святой Руси на Афоне».
Список литературы и источников
Интернет-ресурсы
[1] [Энциклопедия для детей. [Т. 40.] Россия: православие/ ред. коллегия: Н. Ипатько, С. Шокарев, К. Ларичкина – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009. – с.258.]
[2] [Энциклопедия для детей. Т.6, ч. 2. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996. – с. 277.]
Слайд 1
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» 1000-летие русского монашества на Святой Горе Афон Руководитель: Колесникова Елена Васильевна, учитель истории, обществознания, ОПК. Авторы: Сафронова Анастасия Сергеевна, Лукьянчикова Полина Алексеевна, учащиеся 8 классаСлайд 2
Афон или Святая Гора является восточным ответвлением полуострова Халкидики и омывается водами Эгейского моря.
Слайд 3
История христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Икона Богородицы « Игумения Святой Горы Афон» Он отдал это место Матери как Её «наследство и сад, рай и пристань спасения ».
Слайд 4
Наиболее ярко влияние афонского наследия на Руси отразилось в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева А. Рублёв. Святая Троица, 1410-е. Ф. Грек. Успение Богоматери, XIV век
Слайд 5
Тесными и плодотворными были традиционные связи с Отечеством у Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря.
Слайд 6
Русский на Афоне Свято-Пантелеймонов монастырь.
Слайд 7
Свято-Пантелеймонов монастырь остался на сегодняшний день единственным островком Святой Руси на Афоне.
Слайд 1
Духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря иеромонах Макарий : «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является отростком святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысел Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».Слайд 2
«Γεράσιμος μοναχὸς ἐλέῳΘεοῦ πρεσβύτερος καὶ ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ ῾Ρῶς μαρτυρῶν ὑπέγραψα ἰδιοχείρως». Можно перевести так: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись».
Слайд 3
Уже с 1030 г. к наименованию «Обитель Росов » присоединяется собственное имя монастыря: «Богородицы Ксилургу ». Последнее слово (от греч. ξυλουργός – плотник или древодел ) означает, что основным родом занятий здешних монахов было плотничество.
Слайд 4
Корни Киево-Печерской обители и всего русского монашества уходят на Святую гору Афон, славную своими монастырскими обителями. Великая Успенская церковь Киево-Печерской лавры. Строительство храма в XI веке сопровождалось множеством чудес и знамений, о которых рассказывается в «Киево-Печерском патерике»
Слайд 5
В одном из афонских монастырей и принял постриг молодой Антоний (в миру Антипа )
Слайд 6
Самарийская гора с часовней прп . Антония, современный вид
Слайд 1
«Да будет на тебе благословление Святой горы, многие от тебя станут черноризцами». Нестеренко В. И. Ксилургу . Проводы преп. Антония на РусьСлайд 1
Икона Божией Матери Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Около 1288 г.Слайд 2
Антоний Печерский сыграл важнейшую роль в жизни преподобного Феодосия. Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием
Слайд 3
Феодосий постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Сайда Афонина . Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Слайд 4
Феодосии Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым её преподобным. Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского был первый историк Древней Руси, один из лучших её писателей Нестор-летописец. Преподобный Феодосий Печерский
Слайд 5
Братство Царицы Небесной
Слайд 6
Среди новых насельников из СССР был и нынешний игумен Свято-Пантелеймонова монастыря отец Иеремия (Алехин), которому ныне 100 лет.
Слайд 7
Стараниями отца Иеремии и новоприбывшей молодой братии начинается возрождение Русика .
Слайд 1
Святыни монастыря Многочисленные паломники получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеймона Целителя, глубоко чтимого как в Греции, так и на Руси. Всего в Русском на Афоне Свято- Пантелеймоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых.Слайд 1
икона Матери Божией «Казанская»Слайд 2
На территории русского монастыря действует еще около 30 малых храмов ( параклисов ), в том числе и единственный в мире храм в честь Всех Святых Русских Князей и Царей.
Слайд 1
Библиотека и архив Русика Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной духовной культуры и наследияСлайд 3
«Паломничество в Пантелеймонов монастырь, участие в богослужениях и поклонения его многочисленным целебным и чудотворным святыням и мощам оставляют неизгладимый след, преображая как духовно, так и физически… Кроме того, приятно ощутить в Пантелеймоновом монастыре традиционное славянское гостеприимство, открытость и радушие, а еще – русский язык, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро… Так что Пантелеймонов монастырь воистину является твердыней и оплотом Святой Руси на Афоне». Паломник Игорь Михайлов.
Слайд 1
Спасибо за внимание!Слайд 2
Источник шаблона: Курбанова Ирина Борисовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ школы № 594 Санкт-Петербурга. Сайт http://pedsovet.su
Слайд 3
Ссылки Фон (текстура кожи) http://fotobg.ru/upload/leather_texture368.jpg Фон (бумага) http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png Уголок http://www.lenagold.ru/fon/clipart/u/ugol/ugol28.png Геральдическая лилия для маркированного списка http://www.trafaret-shop.ru/img/cat/item/0171-01_med.jpg Остальной декор создан самостоятельно в программе Adobe Photoshop
Сказка "12 месяцев". История и современность
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рыжие листья
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна