Данная презентация посвящена рассмотрению жизненного пути и основ учения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Сделан акцент на биографических данных, повлиявших на становление личности лидера большевиков. Приведены основные положения марксизма-ленинизма. Проанализирован характер политического лидерства В.И. Ленина. Имеется материал по оценке роли вождя в историческом процессе.
Вложение | Размер |
---|---|
lenin_v.i.ppt | 2.12 МБ |
Слайд 1
Ленин В.И. (1870-1924 гг.) Выполнил: ученик 9 класса МБОУ «Вяткинская СОШ» Ильинский ИльяСлайд 2
План Детство, образование и воспитание Знакомство с марксизмом Марксизм и ленинизм Личность В.И. Ленина Анализ специфики политического лидерства В.И. Ленина Общественное мнение
Слайд 3
Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 10 (22) апреля 1870, Симбирск (ныне Ульяновск) — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Слайд 4
Детство, образование и воспитание В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии. В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Вплоть до 1887 года ничего не известно о какой-либо революционной деятельности молодого Ленина. Он принял православное крещение, и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу. В университете молодой Ленин был вовлечён в нелегальный студенческий кружок «Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом. Через три месяца после поступления Владимир Ильич был исключён за участие в студенческих беспорядках. В декабре 1895 года, как и многие другие члены «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме. В.И. Ленин в возрасте 4 лет со своей сестрой Ольгой. Симбирск. 1874 год.
Слайд 5
Знакомство с марксизмом В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан за участие в студенческой сходке. Его сослали в имение матери деревню Кокушкино, где он очень много читал, прежде всего Н. Г. Чернышевского («Роман «Что делать?» глубоко перепахал меня»), а также Д. И. Писарева, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева, которые стали его духовными учителями. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию.
Слайд 6
В сентябре 1891 года, Ленин успешно сдал экстерном за курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, что потребовало колоссальных усилий и знаний. В 1892 года занял должность помощника присяжного поверенного в Самаре. Но как юрист Ленин не проявил себя и уже в 1893 года, оставив юриспруденцию, перебрался в Петербург, где вступил в марксистский студенческий кружок Технологического института. В 1894 года появилась одна из его первых работ «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», в которой утверждалось, что путь к социализму лежит через рабочее движение, возглавляемое пролетариатом. В апреле-мае 1895 года за границей состоялись первые встречи Ленина с членами группы «Освобождение труда», в том числе с Г. В. Плехановым, который позднее (1906 г.) так охарактеризовал будущего лидера первого в мире пролетарского государства: «Ленин с самого начала был, скорее, бланкистом, чем марксистом».
Слайд 7
Марксизм и ленинизм Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 году для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах.
Слайд 8
Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства — Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата». Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905 год) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению «диктатуры пролетариата и крестьянства» и переходу к социалистической революции. Ленин был теоретиком революции, в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента. Он был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России.
Слайд 9
Личность В.И. Ленина По описанию Троцкого, внешний вид Ленина отличался простотой и силой. Он был ниже среднего роста (164 см), со славянским типом лица и пронзительными глазами. Британский историк Хелен Раппапорт, написавшая книгу о Ленине, охарактеризовала его как «требовательного», «пунктуального», «аккуратного», «гениального» и «очень чистоплотного» в быту. При этом Ленин описывается как «очень авторитарный», «очень негибкий», он «не терпел несогласия со своим мнением», «безжалостный», «жестокий». Указывается, что дружба для Ленина была вторичной по отношению к политике. Раппапорт указывает, что Ленин «менял свою партийную тактику в зависимости от обстоятельств и политической выгоды». По воспоминаниям соратников, после победы Октябрьской революции Ленин предпочёл отдельному номеру в гостинице «Националь»[прим 18] «скромную пятикомнатную квартиру в Кремле», в официальной биографии Ленина она была указана, как «четырёхкомнатная квартира с кабинетом», а по Москве передвигался на нескольких автомобилях, один из которых был «Роллс-Ройс».
Слайд 10
Анализ специфики политического лидерства В.И. Ленина
Слайд 11
- Громадный авторитет Ленина основывался в первую очередь на его могучем интеллекте. Но Ленин был не только лидером, интеллектуальным, «мозговым центром» ЦК, но он также умело обеспечивал коммуникабельность, снимавшая напряженность внутри ЦК. - Это великий организатор, который выпестовал, сплотил сильную, дисциплинированную, массовую партию и привел ее к власти. - В некоторых политических сферах он смог добиться результатов, имевших судьбоносное значение для всей истории столетия: образование российской марксисткой партии, формирование международного коммунистического движения, создание первого в мире социалистического государства. - Вождь советской страны был лидером тоталитарного общества - общества, все сферы жизни которого жестко контролировались партией и государством. - Исповедовал идеи диктатуры пролетариата, монополии на власть одной партии, железной дисциплины и строжайшей централизации внутри партии, запрещения в ней фракционности. - Был противником политического и идейного плюрализма. Базировал свою деятельность на строжайшей централизации, на харизматизации, канонизации идей, на господствующих в советском обществе архаичных формах сознания.
Слайд 12
Общественное мнение После распада СССР отношение к Ленину среди населения РФ стало дифференцированным; согласно опросу ФОМ, в 1999 году 65 % населения России считали роль Ленина в истории России положительной, 23 % — отрицательной, 13 % затруднились с ответом. Четыре года спустя, в апреле 2003 года, ФОМ провёл аналогичный опрос — на этот раз положительно оценили роль Ленина — 58 %, отрицательно — 17 %, а количество затруднившихся с ответом выросло до 24 %, в связи с чем ФОМ отметил тенденцию определённого дистанцирования по отношению к фигуре Ленина: об этом свидетельствует тот факт, что с 1999 г. число респондентов, готовых дать однозначную оценку — положительную или отрицательную — роли Ленина в истории, значительно сократилось… Наиболее часто участники [опроса] называли Ленина «исторической личностью», воздерживаясь при этом от оценки его вклада в историю России.
Слайд 13
Спасибо за внимание !
Этот древний-древний-древний мир!
Финист - Ясный сокол
О путнике
Как нарисовать портрет?
Карандаши в пакете