Данную проектную работу выполнили ученицы 9д класса МОБУ СОШ №7 Павлова Анжела и Рожина Екатерина. Данная работа оформлена в форме реферата. Состоит из двух глав. Первая глава носит теоретический характер и включает два параграфа, в которых рассматриваются особенности школ США и России по ступеням образования, видам школ, возрасту и срокам обучения и затрагиваются некоторые проблемы школьного образования в данных школах. Во второй главе проводится сопоставительный анализ школ в США и России и приводятся результаты опроса-анкетирования учащихся выбранных классов своей школы. В заключении сделаны выводы в целом по проектной работе и выявлены значительные различия школ США и России.
Вложение | Размер |
---|---|
mobu_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx | 53.65 КБ |
9МОБУ Средняя Общеобразовательная школа №7
Проектная работа на тему:
«Сопоставление школ США и России»
Выполнили:
ученицы 8д класса
Павлова Анжела и Рожина Катя
Руководитель: Соловьева Р. Г.
Якутск, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности школьных систем США и России…………………….. 4
Глава 2. Сопоставительный анализ школ в США и России…………………... 9
2.1 Сравнение школ в США и России………………………………………….10
2.2 Результаты опроса-анкетирования учащихся……………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Введение
Актуальность выбранной темы проектной работы обусловлена тем, что школьное образование занимает ведущее место в развитии как отдельного человека, так и общества и страны. В настоящее время для современной цивилизации характерны интернационализация и интеграция различных сфер жизни, стремление к сближению стран. В этом процессе главную роль играет образование. В связи с этим возрос интерес стран к школьному образованию как фундаменту образования формирующейся личности. Знать о школьном образовании – значит понимать важность происходящих событий в области образования.
Проблема проектной работы: Воспитание и образование подрастающего поколения является одним из наиболее важных вопросов формирования общества. От уровня знаний во многом зависит успешное развитие страны. Как учат детей в разных странах мира, чем школы за рубежом отличаются от наших российских? Эти вопросы интересуют многих, детей и взрослых. И мы мечтаем побывать в США в будущем, и знания о школах и образовательных программах в американских школах помогут нам легче адаптироваться в американском обществе, и сделают общение с американцами успешным и продуктивным. А школа является неотъемлемой частью жизни каждого человека, показателем его образования, интеллекта и культуры;
Объектом изучения нашей работы являются школы в США и России;
Гипотеза: Знание традиций и программ школьного обучения в США и России и их уважение и сохранение сплачивает людей и делает их более интеллигентными, культурными и образованными.
Целью проектной работы является сопоставительный анализ школ в США и России;
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, знакомство и обработка информаций интернет-ресурсов, проведение опроса-анкетирования учащихся 5д, 8д, 10б классов.
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава носит теоретический характер и включает в себя два параграфа, в которых последовательно рассматриваются особенности школ США и России по ступеням образования, видам школ, возрасту и срокам обучения и затрагиваются некоторые проблемы школьного образования в данных странах.
Вторая глава – аналитическая, в которой проводится сопоставительный анализ школ в США и России. В первом параграфе главы анализируются сравнения американской и российской школ. Во втором параграфе приводятся результаты опроса-анкетирования учащихся выбранных 5д, 8д, 10б классов МОБУ СОШ №7.
В заключении сделаны выводы в целом по проектной работе и выявлены значительные различия школ США и России по ступеням, видам школ, возрасту и срокам обучения.
Глава 1. Особенности школьных систем США и России
Школа-(от др. греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) это учебное заведение для получения общего образования. Первоначально греческое σχολή означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном, он собирал людей в свободное время и передавал им свои опыт и знания), затем — «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у Плутарха). В русский язык слово пришло не напрямую, а через польск. szkoła от лат. schola.
Для чего нужна школа?
Какие учреждения есть:
Служат для получения:
Школьное время, в общем и целом распределяется на три этапа: урок, перемена и «продлёнка». Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз, а «продлёнка» завершает учебный день.
Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США различаются в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementary school), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (preschool).
Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа (high school) — это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы, как и россияне, заканчивают среднее образование в 18 лет.
Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения, выдают степень (associate’s degree) сравнимую с средним специальным образованием. Другая возможность продолжить обучение — поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2—3 года) или PhD (аналог российского кандидата наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.
Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (school district), чьи границы часто совпадают с границами графства или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.
Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит на другом конце спектра, в бедных районах так называемых «внутренних городов».
Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве и т.д.
Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых — религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.
Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.
Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка — начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.
Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.
Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.
В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.
Высшая (старшая) школа (high school) — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
• 3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
• 3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
• 4 года литературы;
• 2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
• 1—2 года физкультуры.
Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года иностранного языка.
Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
• дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
• иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);
• изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
• игровое искусство (театр, оркестр, танец);
• компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
• издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
• труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.
В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.
В разное время школа в России состояла из 10—12 классов, которые делятся на 4 ступени — дошкольные, младшие, средние, старшие. После окончания школы, после сдачи экзаменов, ученики получают «Аттестат зрелости».
Школа содержится на средства государства (регионального или муниципального бюджетов), частных лиц и общественных объединений, а также религиозных конфессий. По уровню образования делятся на начальные, неполные средние (основные), средние, высшие; по полу учащихся — на мужские ,женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные).
Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование, включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10 — 12 классов и соответственно лет обучения.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Существует два основных способа деления учебного года.
В 10-11 классах год, как правило, делится на 2 полугодия.
В конце каждой четверти или триместра выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Иногда вместо или вместе с оценками за четверть ставятся и оценки за полугодие. Неуспевающий ученик, то есть имеющий неудовлетворительные годовые оценки, может быть оставлен на второй год или переведен на класс ниже.
В конце последнего класса, а также в конце 9 класса (или 8-го при 10-летнем обучении), ученики сдают экзамены по части предметов. По результатам этих экзаменов и годовых оценок выставляются оценки в аттестат зрелости. По тем предметам, по которым нет экзаменов, в аттестат ставится годовая оценка.
Обязательно обучение до 9 класса. Обучение в 10 и 11 классе не является обязательным для всех детей. После окончания 11-го класса ученик получает свидетельство о полном среднем образовании (в Российской Федерации — Аттестат о полном общем образовании). После успешного окончания 9-го класса выпускник получает аттестат об основном общем образовании. Выпускник 9-го класса может продолжить обучение в профессиональном учебном заведении (ПТУ, СПТУ), где, помимо прочего, возможно окончание обучения по программе полного среднего образования, или в среднем специальном учебном заведении (техникум, колледж, ряд училищ: медицинские, педагогические), где может получить среднее специальное образование и квалификацию, как правило, техника или младшего инженера, или даже сразу начать работать. Помимо этого некоторые учреждения НПО и СПО набирают учащихся в 8 и 9 класс на программы профессиональной подготовки. При поступлении в колледж, техникум или училище после 9 класса первый год (в ПТУ — полтора года) обучения реализуется программа 10-11 классов (исключением являются некоторые специальности НПО и СПО, связанные с сельским и лесным хозяйством). Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат о среднем (полном) общем образовании, либо диплом профессионально-технического училища, либо диплом техникума, а также результаты ЕГЭ.
В большинстве школ принята 5-дневная рабочая неделя (выходные — суббота, воскресенье) или 6-дневная (выходной — воскресенье), ежедневно по 4-8 уроков (согласно новым СанПиН, не более 5 в 1-4 классах, не более 6 в 5 и 6 и не более 7 в 7-11 классах). При такой системе приняты уроки длиной 45 минут (бывают короче, но, как правило, не менее 35 минут). Уроки разделяются переменами по 5-20 минут каждая. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом, по усмотрению учителя, может и не быть).
В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов — иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации. В последнее время развивается сеть школ полного дня, где дети не только получают общее образование, но с ними проводится большой объём внеурочной работы, действуют кружки, секции и другие объединения дополнительного образования детей.
Кроме общеобразовательных школ, в России есть и учреждения дополнительного образования детей — музыкальные, художественные, спортивные и т. д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет. По окончании основной школы ученики сдают ГИА; математика, русский язык и еще два по выбору.
На момент поступления в 1 класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет. Начальная школа занимает 4 года. С 1 по 4 класс.
В течении пяти лет, с 5 до 9 класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы делят базовые знания по главным направлениям наук.
Основные назначение старших классов(прибавить)
«Образование», комплексные проекты модернизации образования, проект «Российское образование-2020», положенный в основу Современной модели образования (СМО), как и президентская инициатива «Наша новая школа», – те концептуальные программы, призванные помочь выбрать и идти, наконец, в верном направлении. Кстати, четко обозначены и вполне конкретные вешки. Вот только некоторые.
2010 год. Завершение организационного перехода на принципы профильного обучения в общеобразовательной школе. Создание единого Образовательного кодекса.
2012 год. Выделение на каждого школьника в среднем не менее 2 часов дополнительного образования в неделю за счет бюджетных средств, к 2020 году – не менее 6 часов.
2015 год. Создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений школьников. Развитие и других институтов оценки результатов общего образования школьников, помимо Единого государственного экзамена. Завершение эксперимента, в ходе которого будут апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. Обновление всех учебных программ и методов обучения с использованием элементов компетентностного подхода. Завершение методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
2020 год. Переход на современную модель образования в масштабах всей страны...
Так что, в добрый путь! ( По материалам «Российской газеты», газеты «Труд», портала «Статистика российского образования», сайта Малой академии наук )
Почетный профессор педагогики Университета Аризоны (США) Дэвид Берлинер (David Berliner). В интервью он рассказал о проблемах школьного образования в США и России, возможных способах оценки работы педагогов, а также о том, каким образом имеет смысл учитывать результаты международных образовательных исследований при принятии решений.
Главная проблема — не учителя, а семьи
Большинство стран неправильно интерпретирует результаты международных образовательных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS, — считает профессор Берлинер. Так, американские школьники в целом демонстрируют очень низкие результаты по PISA, что неизменно заставляет политиков говорить о низком качестве образования, плохой работе учителей, директоров, некачественных программах и т. д. Однако анализ результатов PISA показывает, что если большая часть американских школьников действительно пишет PISA очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Связаны они исключительно с социально-демографическими факторами. Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты в рамках международных и национальных исследований образования. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников. Вероятно, в России результаты международных сравнительных исследований также связаны с социальными и экономическими особенностями страны, а не только с образованием. Поэтому еще один важный вопрос, которым имеет смысл задаваться, — нужны ли сейчас экономике страны высокие результаты PISA? Финляндия — маленькая страна, все ее население заметно меньше даже числа американских школьников с самыми высокими результатами PISA. Видимо, финская экономика может обеспечить их всех рабочими местами. Но, допустим, в США просто нет такого количества рабочих мест, где требуются люди с высоким уровнем владения ключевыми компетенциями PISA. Сколько таких рабочих мест в экономике России? Поэтому не стоит гоняться за высокими результатами PISA как таковыми — а сейчас и в России, и в США происходит именно это.
Как измерить качество работы учителя
Государство и бизнес склонны считать, что все можно измерить количественными показателями. В действительности это возможно далеко не всегда — особенно там, где речь идет о результатах педагогической деятельности, — считает профессор Берлинер. И в США, и в России, существует представление о том, что качество работы учителя можно измерить, опираясь на динамику успеваемости или предметные знания учащихся. На самом деле и это неправильно. Успеваемость и предметные знания школьников зависят от множества факторов. Не в последнюю очередь это и социально-экономическое положение плюс культурный багаж родителей. Везде дети состоятельных и образованных родителей учатся лучше, чем дети бедных и малограмотных. От семьи также зависит и мотивация ребенка к учебе. Получается, что, измеряя качество работы учителя с помощью различных тестирований школьников, мы на самом деле оцениваем семьи. А оценивая работу учителей по успеваемости школьников, мы заставляем педагогов ставить детям незаслуженно высокие оценки. Оценивать качество работы учителей с помощью количественных показателей сейчас невозможно. Вместо этого профессор Берлинер предлагает экспертные оценки. В качестве экспертов должны выступать, в первую очередь, директора школ. Как в США, так и в России они выполняют большое количество бумажной, бюрократической работы. Это неправильно — директора должны прежде всего помогать учителям и оценивать их труд. Кроме директоров оценивать работу учителей должны внешние эксперты. Ими могут стать наиболее опытные и квалифицированные из практикующих педагогов. Они должны посещать занятия своих коллег и оценивать то, что там происходит. Далеко не всегда хорошие предметные знания детей говорят об умениях учителя. Не меньше говорит атмосфера в классе, отношение школьников к педагогу. По мнению профессора Берлинера, главная проблема российских учителей -авторитарный, дидактический стиль работы. Это может быть связано с количеством детей в классе. В государственных школах США, где в классе находятся 30 детей, учителя ведут себя куда более дидактично, чем в частных школах, где численность класса составляет 10-15 детей. Тем не менее, и к большому классу можно найти подход. Например, можно научить учителей разбивать детей на малые группы, каждой из которых даются разные задания (Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ)
«Я живу в США уже более 16 лет и за это время работал и преподавал в 4-х разных университетах. Дочь закончила американскую школу и университет, а жена также преподавала в нескольких университетах и колледжах. Мне кажется я могу объективно сравнить советские и американские школы и системы образования, и не только из личного опыта - мои представления в основном совпадают с представлениями и опытом моих друзей и знакомых. Но сразу хочу оговориться, что я не собираюсь рассматривать здесь достоинства или недостатки советской и американской системы среднего и высшего образования. У обеих систем есть как большие недостатки, так и достоинства. Я думаю, что те, кто в этом разбирается и тех кого действительно волнует эта тема, согласятся с тем, что важно как раз использовать преимущества каждой из этих систем для улучшения системы образования, неважно где - в России и США. Американская система очень гибкая, и ученики помимо обязательных предметов могут брать любые дополнительные, в том числе и усиленные. Если и этого недостаточно, то ученикам 9-12-х классов разрешается брать за символическую плату (а если средств вообще нет, то и бесплатно) отдельные классы по любому предмету в 2-х годичных колледжах (аналог наших советских техникумов), и это учитывается при поступлении в университет. Выпускники частных средних школ составляют мизерный процент. В престижных («элитных») университентах их не более, чем выпускников обычных школ. Практически почти все Американские президенты выходцы из обычных семей и кончали обычные школы, а подчас и совсем захудалые или провинциальные школы (как, например, Бил Клинтон). Есть унифицированный по всей стране с небольшими отклонениями в отдельных штатах список обязательных предметов, которые школьники ОБЯЗАНЫ учить. Но этот список довольно широк (шире, чем в России) и в него входят практически все основные предметы, которые преподавались и преподаются в России (математика, физика, химия, биология, история, родной и иностранный языки и т.д.) и дают весь необходимый базис. Помимо этого есть ещё список необязательных, но углубленных (!) классов по этим же предметам и дополнительных предметов. Это помогает уже в школе лучше соориентироваться, если уже есть желание специализироваться. Но при этом не препятствует позже любому выбору и смены профессиональной ориентации. В каждой школе есть несколько советников (т.н. advisers), единственная задача которых помочь школьникам соориентироваться и выбрать нужные дополнительные предметы. Поэтому из одной и той же обычной школы в зависимости от способностей и желания выходят и «элитно» подготовленные ученики, которых с удовольствием возьмёт любой университет и слабо подготовленные с минимальным базовым образованием. «Затем то же самое продолжается в университетах.» С этим утверждением я согласен, с единственной поправкой, что выбор и предметов, и профессоров, преподающих эти предметы гораздо шире, а уровень и требования несопоставимо выше. В США много специальных образовательных программ, и частных, и государственных именно помогающие людям сменить профессию и приспособиться к изменяющимся экономическим условиям и требованиям рынка труда. В России это тоже есть, но гораздо менее развито, чем это было в СССР и гораздо хуже чем в США.
Американцы - народ прагматичный и не постеснялись признать своё отставание в системе образования и позаимствовать много полезного из советской системы (причём задолго до Кеннеди). Не вижу ничего зазорного сделать тоже самое сейчас России и поучиться самому лучшему, и не только у США, но и везде, где можно, и не только в образовании» (Из статьи «Долго преподавал в США: итак, сравниваю две системы» http://www.gazeta. ru/education/2008/)
Глава 2. Сопоставительный анализ школ в США и России
2.1 Сравнение школ в США и России
Дошкольное образование.
В России образование начинается в дошкольных учреждениях, в которых ведётся подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию. Приём детей начинается в возрасте 3-4 лет. Педагоги дошкольного воспитания считают необходимым дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребёнка.
Дошкольное образование (preschool) в США – это образовательные программы для детей трёх-пяти лет, напоминающие привычные для нас сады. Существуют частные учреждения дошкольного образования, а также финансируемые штатами и федеральным правительством США.
Дошкольное образование в США и России не является обязательным.
Начальное образование.
В России в возрасте 7 лет ребёнок поступает в общеобразовательную школу, лицей или гимназию. Первые четыре года обучения дают начальное образование. В классе работает один педагог, и только отдельные предметы ведут другие учителя. В классе обычное количество учеников 25, этого требует закон. Начальная школа обычно входит в состав средней и старшей ступени обучения, и они находятся в одном здании.
В США начальная школа начинается с шести лет и длится 5 лет. Такая школа называется Elementary School. Занятия, как правило, ведёт один педагог, но часто есть помощник педагога. Иногда в 4-5 классах некоторые предметы ведут другие учителя. Численность учеников не может быть больше 24 человек. Количество начальных школ в стране больше, чем школ других ступеней, так как в таких школах количество детей 400-600 учеников.
Средняя школа.
В США средняя школа называется Middle School и начинается она с 6 по 8 класс. В эту школу приходят выпускники нескольких начальных школ. Примерный набор обязательных предметов: английский, математика, естественные науки, общественные науки, физкультура. Занятия физкультурой переходят на уровень спортивных команд, ученики выбирают какой-то один вид спорта.
В России средняя ступень обучения начинается с 5 по 9 класс, которая даёт неполное среднее образование. Выпускники 9 класса получают аттестат и могут поступать в профессиональные училища и получить профессию. Существует обязательное количество предметов для изучения. Но в гимназиях и лицеях учащимся предлагают углубленное изучение тех или иных предметов.
Старшая школа.
В России старшая школа - это учащиеся 10-11 классов. Самые большие школы имеют 1000-1500 учащихся. В школьном дворе всех российских школ имеется спортивная площадка, участок для выращивания растений. В некоторых школах есть бассейн и теплица. Старшие классы являются профильными и имеют четкую специализацию: физико-математическую, гуманитарную, биологическую, языковую и др. Они позволяют лучше подготовить учащихся к поступлению в выбранное высшее учебное заведение.
В США старшая школа называется High School. Начинается она с 9 по 12 классы. High Schools - это целые комплексы до 3000 человек. Вы можете видеть огромные парковки, стадион, театр и др. Среднее образование во всех штатах обязательное. Обучение ведётся с 6 (иногда с 7 лет) до 18-19 лет. Дети ходят в школу по месту жительства. Школьников называют Students.
2.2 Результаты опроса-анкетирования учащихся
Заключение
Проработав материалы, собранные в результате ознакомления с литературой, использования интернет - ресурсов, опроса-анкетирования учащихся, получено представление о школах в США и России, отличающихся чертах американских и российских школ. Как у нас, так и у американцев есть свои интересные и разнообразные типы школ, которые на протяжении своего существования сохранили и улучшили образовательные программы в современном мире высоких технологий. Школы вооружают нас знанием, помогают выбрать свой жизненный путь. Есть школы, которые одинаково соблюдают общие образовательные программы, а есть те, которые по-своему уникальны.
Мы провели сравнительный анализ систем школьного образования двух стран, и пришли к выводу: школьное образование в США и России имеют много общего, но имеются и значительные различия. Например, учебный день и год. Начало учёбы в России – это праздник, а в США по этому поводу нет никакого торжества. Год делится на 2 семестра и 6-недельные периоды с каникулами и длится 175 дней в США. В России учебный год делится на 4 четверти с каникулами и длится 210 дней.
Выбор стран не является случайным. Оба государства – это мощные державы и школьное образование рассматривается как единение наших людей, взаимопонимание и преодоление разногласий.
Сравнение проводилось по следующим критериям: ступени образования, виды школ, возраст, сроки обучения.
Мы считаем, что приобретенные знания помогут нам легче адаптироваться в ситуации, если поедем изучать английский язык, выбрав вариант проживания в американской семье, сделает наше общение с американцами успешным и продуктивным.
Список использованной литературы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Галка в чужих перьях
Соленая снежинка
Рисуем ананас акварелью
Есть ли лёд на других планетах?