Работа выдвигает и экспериментально доказывает гипотезу о том, что уровень освоенности учащимися современных англо-язычных заимствований положительно влияет на их общее умственное развитие.
Вложение | Размер |
---|---|
mayorov_issledovanie.docx | 48.05 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-
ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МОЛОДЕЖЬ В НАУЧНОМ ПОИСКЕ»
Филология: английский язык
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Майоров Илья Валерьевич
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат РТ
10 класс
Научный руководитель:
Емукова Альбина Анатольевна, учитель английского языка
Содержание
Введение 3
заимствований в современном русском языке 5
образовательного процесса 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Приложения 13
Введение
Рост количества заимствований и повышение интенсивности их употребления являются одной из самых ярких примет современной речи. Бурный процесс проникновения англоязычных заимствований не может не оказывать влияния на образовательную среду. Для органичного существования в среде, наполненной заимствованиями, человек должен свободно ориентироваться в широком потоке новых слов. Между тем, многие исследования, наблюдения педагогов и психологов показывают, что уровень освоенности заимствований невысок. Таким образом, актуальным представляется проведение работы по повышению данного уровня у школьников, а также изучение влияния этого уровня на результаты образовательного процесса.
Анализ имеющихся исследований показал, что само явление англоязычных заимствований, способы их образования, использование их в обыденной речи школьниками изучены в достаточной мере. [ 6 ]. Достаточно внимания также уделяется исследованию функций заимствований в языке и степени оправданности их применения современными носителями языка. [ 3 ]. Новизна настоящего исследования заключается в освещении роли заимствований в обеспечении результативности образовательного процесса.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между уровнем общего развития школьника и его уровнем освоенности англоязычных заимствований.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Объект исследования – англоязычные заимствования в современном русском языке.
Предмет исследования - влияние англоязычных заимствований на образовательную среду.
Гипотеза: повышение уровня освоенности современных англоязычных заимствований положительно влияет на уровень общего развития школьников.
Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент.
1. Лингвистическое явление англоязычных заимствований в современном русском языке
Согласно словарю [4], заимствование - это слово (словосочетание, морфема, конструкция), перенесённое из одного языка в другой, а также сам процесс переноса такого слова. Заимствования появляются в результате контактов между людьми, говорящими на разных языках (в процессе торговли, дипломатических отношений и пр.).
Среди заимствований выделяются:
- слова, полностью усвоенные языком (напр., тюркское слово карандаш);
- слова, не полностью усвоенные языком (напр., французское слово метро, не склоняющееся в рус. языке);
- кальки – слова, образованные с помощью перевода иностранного слова по частям (напр., наречие от латинского ad-verbium).
Усвоенным заимствование считается, если оно изменяется по тем же категориям, что и исконные слова данного языка, и образует в нём производные слова (карандашный, карандашик). По значению заимствования могут являться полными синонимами исконного слова (напр., лингвистика – языкознание), частичными синонимами исконного слова (напр., адвокат – защитник). Также заимствования могут появляться в языке для обозначения нового явления (напр., бильярд, трамвай). Среди заимствований выделяются экзотизмы и варваризмы. Экзотизмы обозначают явление, не существующее в данной культуре (напр., коррида, лорд). Варваризмы – дословно непереводимые обороты, появляющиеся в языке под влиянием моды и иногда закрепляющиеся в нём (rendez-vous во время моды на использование французского, VIP во время моды на использование английского).
Проникновение английских слов в русский язык началось приблизительно в XVI веке. Преобразования Петра I также повлияли на сближение Англии и России. Русские мастера стали ездить в Англию для изучения кораблестроения, военного и инженерного дела. [ 5 ]. В XVIII веке, во времена царствования Екатерины II, было учреждено переводческое общество, и специальные переводчики с английского языка переводили книги о сельском хозяйстве, английской законности, моде, истории, религии.
Промышленная революция в Англии в XVIII веке способствовала резкому повышению престижа этой страны в международном сообществе, что, в свою очередь, вызвало увеличение потока заимствований из английского языка.
Знакомство с произведениями английских и американских поэтов и писателей также имело огромное значение для процесса заимствования слов.
К лингвистическим причинам возникновения заимствований можно отнести:
К этапам внедрения заимствований относятся: этап проникновения, этап вхождения, этап усвоения и этап укоренения, когда слово широко употребляется в среде носителей языка и полностью адаптируется по правилам грамматики этого языка.
3. Влияние англоязычных заимствований на результаты образовательного процесса
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [ 1 ] требует получения таких личностных результатов в результате освоения образовательной программы, как формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Другими словами, человек должен быть готов учиться на протяжении всей жизни, чтобы быть успешным. Язык – средство обучения. Современная же языковая среда такова, что необходимо ориентироваться в достаточно большом потоке англоязычных заимствований для качественного общения и решения коммуникативных задач. Таким образом, повышение уровня усвоения заимствований должно положительно влиять на результаты обучения, в частности, на общий уровень развития человека.
Гипотеза данного исследования: повышение уровня освоенности современных англоязычных заимствований положительно влияет на уровень общего развития школьников.
С целью проверки данной гипотезы был проведен следующий эксперимент. В 9 А классе МАОУ «СОШ № 2» было проведено тестирование по методике ШТУР (Школьный тест умственного развития, авторы К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова) [7]. Была взята первая часть теста, направленная на выявление общей осведомленности школьников и позволяющая судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Данный тест представлен в Приложении 2. Тест был проведен 21 января 2015 г.
Далее, в течение двух месяцев, в экспериментальной группе учащихся этого класса на уроках английского языка изучались англоязычные заимствования. Перечень данных слов представлен в Приложении 1. В начале каждого урока учитель объяснял значение и употребление одного заимствованного слова, обучающиеся приводили примеры употребления данного заимствования в современной речи.
Повторное тестирование в обеих группах, с использованием другого варианта аналогичного теста, взятого из того же источника (см. Приложение 3), было проведено 17 марта 2015 г.
В результате анализа результатов эксперимента и произведенных расчетов были получены следующие данные.
В контрольной группе обучающихся групповой показатель по выполнению данного набора заданий в начале эксперимента составлял 14,3 балла.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Балл |
1 | Ахметова И. | 17 |
2 | Ибатуллина О. | 12 |
3 | Козин В. | 16 |
4 | Маннапова С. | 16 |
5 | Назартаганов Д. | 12 |
6 | Семенова А. | 16 |
7 | Семенова Н. | 14 |
8 | Сергеева А. | 17 |
9 | Суровцева Э. | 12 |
10 | Учаев Н. | 15 |
11 | Федотова Д. | 12 |
12 | Чугунова И. | 13 |
Средний балл | 14,3 |
В экспериментальной группе обучающихся групповой показатель по выполнению данного набора заданий в начале эксперимента составлял 11,6 балла.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Балл |
1 | Ахметов Л. | 9 |
2 | Валеева З. | 7 |
3 | Иванова Л. | 11 |
4 | Майоров И. | 14 |
5 | Нурова С. | 8 |
6 | Савельева Ю. | 14 |
7 | Савинов Е. | 14 |
8 | Соколов А. | 10 |
9 | Сулейманов Р. | 15 |
10 | Султанова Г. | 7 |
11 | Тямаева З. | 15 |
12 | Яруллин Б. | 15 |
Средний балл | 11,6 |
В заключительном испытании в контрольной группе обучающихся групповой показатель по выполнению данного набора заданий не изменился и составил 14,3 балла.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Балл |
1 | Ибатуллина О. | 15 |
2 | Козин В. | 15 |
3 | Маннапова С. | 11 |
4 | Семенова А. | 14 |
5 | Семенова Н. | 12 |
6 | Сергеева А. | 20 |
7 | Суровцева Э. | 16 |
8 | Учаев Н. | 12 |
9 | Федотова Д. | 14 |
10 | Чугунова И. | 14 |
Средний балл | 14,3 |
В экспериментальной группе обучающихся этот показатель увеличился на 0,2 (или 1,7 %) и составил 11,8 балла.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Балл |
1 | Ахметов Л. | 9 |
2 | Валеева З. | 6 |
3 | Иванова Л. | 3 |
4 | Майоров И. | 15 |
5 | Савельева Ю. | 7 |
6 | Савинов Е. | 14 |
7 | Соколов А. | 12 |
8 | Сулейманов Р. | 14 |
9 | Султанова Г. | 14 |
10 | Тямаева З. | 18 |
11 | Яруллин Б. | 18 |
Средний балл | 11,8 |
Таким образом, экспериментальные данные позволяют сделать вывод о верности гипотезы исследования, и повышение уровня освоенности англоязычных заимствований действительно положительно влияет на общее развитие школьников.
Заключение
В ходе выполнения данной исследовательской работы нами было изучено влияние уровня освоенности современных англоязычных заимствований на такой результат образовательного процесса, как уровень общего развития школьников. В связи с этим, нами был сделан анализ имеющейся литературы по теме англоязычных заимствований; путем наблюдений и анализа интернет-ресурсов [2] был составлен перечень наиболее употребительных в нашей реальной языковой среде заимствований из английского языка; была проведена экспериментальная работа по повышению уровня освоенности заимствований и изучению его влияния на общее развитие школьников.
В результате эксперимента, который длился два месяца, были получены данные, позволяющие подтвердить гипотезу исследования о том, что повышение уровня освоенности современных англоязычных заимствований положительно влияет на уровень общего развития школьников, т.к. в экспериментальной группе показатель повысился на 1,7 %.
В то же время мы осознаем, что полученные результаты могут быть до некоторой степени случайными, т.к. для чистоты эксперимента требуется более длительный период времени и более надежная методика диагностирования уровня общего развития. Тем не менее, полученные выводы могут быть взяты в качестве предварительных, и работа в данном направлении может быть продолжена. Так, нами планируется дальнейшее регулярное отслеживание и анализ появляющихся в нашем поле зрения новых англоязычных заимствований.
Список использованной литературы:
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (Дата обращения: 28.03.2015)
http://gab garevoi.narod.ru/inoslova_v_russkom.html. (Дата обращения: 28.03.2015)
Приложение 1
Перечень наиболее употребительных
в современной языковой среде англоязычных заимствований
Приложение 2
Тест на определение уровня общего развития
(по методике ШТУР)
(вариант 1)
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и ....?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчеркнуто.
Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово ... ?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и подчеркнуто.
Задание № 1А.
1. Начальные буквы имени и отчества называются . . .? а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Гуманный - это . . .? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть ...? а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и . . .? а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется . ? а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это ...? а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это . . .? а)интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это ..? а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется . . .? а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.
10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет ...? а)искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о . . .? а)компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.
12. Этика - это учение о ...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.
13. Противоположностью понятия "идентичный" будет . . .? а)тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это ...? а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.
15. Оппозиция - это . . .? а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.
16. Цивилизация - это . . . ? а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и . . .? а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.
18. Коалиция - это ...? а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и . . .? а)человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;
д)нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является . . .? а)демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д)анархистом.
Приложение 3
Тест на определение уровня общего развития
(по методике ШТУР)
(вариант 2)
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ... ?
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным ответом будет «жизнеописание». Поэтому оно должно быть подчеркнуто.
Следующий пример. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ... ?
а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.
Задание № 1Б.
1. Эволюция — это ...?
а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.
2. Бодрое и радостное восприятие мира — это .?
а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и ...?
а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.
4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, :является .? а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, е) единым.
5. Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.) — это ...?
а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.
6. Предельно краткий и четкий ответ называется ...?
а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.
7. Миграция — это ...?
а) развитие, б) условие, в) изменение, г) переселение, д) жизнь.
8. Человек, обладающий чувством меры, умеющий вести себя подобающим образом, называется ...?
а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.
9. Интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется?
а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.
10. Универсальный — это ...?
а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.
11. Противоположностью понятия «уникальный» будет ...?
а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.
12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется .?
а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.
13. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и .?
а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.
14. Противоположностью понятия «стабильный» будет .?
а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.
15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это .?
а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.
16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как .?
а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и .?
а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.
18. Тотальный — это ...?
а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.
19. Равноценный заменитель чего-либо — это ...?
а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.
20. Конфронтация — это .?
а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.
Весенняя сказка
Дымковский петушок
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
В Китае испытали "автобус будущего"
Почта