Работа ученика «Чистый ли белый снег?» представляет собой исследовательскую деятельность свойств, состояния, температуры снега и снеговой талой воды, пригодности снеговой талой воды в пищу, чистоты белого снега.
Вложение | Размер |
---|---|
chistyy_li_belyy_sneg.docx | 62.34 КБ |
Паничкин Матвей Сергеевич МБОУ Кулундинская СОШ № 1 с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
Научно-исследовательская работа
экологическое направление
Чистый ли белый снег?
Паничкин Матвей Сергеевич,
ученик 1 класса
Левицкая Светлана Степановна,
учитель начальных классов
Кулунда – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _____________________________________________________3
Глава I. Что такое снег? _______________________________________5
Глава II. Опытно - экспериментальная работа ______________________9
Заключение _______________________________________________12
Литература _______________________________________________13
Приложения ______________________________________________14
Введение
Актуальность
Зима. Снег нежный, чистый, лежит на земле, как белый пух. Всё им укрыто: и дороги, и лужайки, и опавшая осенью листва. Для детей снег — настоящее раздолье. Играя на улице, дети лепят снежки, строят снеговиков, башни, катаются на санках и лыжах. Многие малыши и некоторые мои одноклассники пробуют на вкус снег, считая его чистым, хотя знают, что можно заболеть.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что не все ребята знают, чистый ли белый снег? Поэтому исследование снега - актуальная для меня тема.
Обоснование исследования:
Тему для своего исследования я выбрал не случайно: как - то, посмотрев мультфильм «Зимняя сказка» про мишку, которому очень хотелось съесть весь снег, и он все-таки съел 396 снежинок, у меня возникли сомнения – только ли от того, что снег холодный заболел мишка, ведь мы едим холодное мороженное и не болеем, или от того, что белый снег не чистый?
Я не раз слышал от бабушки – «Как ни мойся, чище снега не будешь». А также слышал её рассказы, что раньше в деревне, не было колонок и центрального водопровода, люди таяли снег, для того, чтобы помыться в бане, постирать бельё и даже варили еду на талой снеговой воде. Возможно ли это сейчас? Мне захотелось узнать: чистый ли белый снег?
На эти вопросы я решил найти ответы в дополнительной литературе и интернет ресурсах (приложение 1).
Во время работы я захотел поделиться своими знаниями с ребятами класса, для этого создать информационный буклет о снеге.
Я провел анкетирование среди одноклассников, в котором попросил ребят ответить на волнующий меня вопрос. В анкетировании приняли участие 25 первоклассников (приложение 2) . По результатам анкетирования составлена диаграмма и сделан вывод: большинство учащихся знает, что снег грязный, но хотя бы один раз пробовал снег каждый ребенок.
Гипотеза: предполагаю, белый снег - не чистый
Объект исследования: снег
Предмет исследования: состав снега
Цель: узнать чистый ли белый снег
Задачи: - расширить знания о снеге; - изучить влияние снега на жизнь планеты; - исследовать свойства и чистоту снега; - создать информационный буклет.
Методы работы: Теоретический: анализ, сравнение, обобщение. Практический: анкетирование, эксперимент.
Глава I. Что такое снег?
Из интернет источника я узнал: снег — форма осадков, состоящая из мелких кристаллов льда, выпадающих на земную поверхность.
Словарь Даля говорит, что снег это замерзшие пары воды, которые опадают в виде хлопьев, клочков с облаков; рыхлый лед, который заменяет зимой дождь.
Из «Современного толкового словаря» Ефремовой Т.Ф. я узнал, что снег – это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из мелких кристалликов льда, выпадающие из облаков при температуре ниже 0˚С.
Снег падает из туч. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, там они превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный кристаллик растет, пока не превратится в белую пушистую снежинку. Снежинки медленно опускаются на землю. По пути множество таких снежинок собирается в хлопья – так образуется снег.
В детской энциклопедии я прочитал, снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. Снежинки бывают только шестиугольные. И на свете нет двух одинаковых снежинок. Они растут быстро и неравномерно; на углах кристаллов образуются рожки, которые затем начинают ветвиться, придавая снежинке форму звездочки. При ветре хрупкие снежинки обламываются, крошатся и на землю падают мелкие обломки кристаллов. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 1 см.
Существует 7 видов снежинок:
- пластинки - самые простые из снежинок.
- звезды - обычно плоские и тонкие, с шестью лучами. - столбики - полые внутри, могут иметь форму карандаша.
- иглы - длинные и тонкие кристаллы, состоят из нескольких веточек.
- пространственные дендриты - объемные снежинки.
- столбики - образуются в случае, если столбики попадают в иные условия, и кристаллы меняют направление роста.
- неправильные кристаллы - самый распространенный тип.
Снег бывает разный: влажный - воздушный и мокрый, тронутый оттепелью и замерзший в корку после оттепели или дождя. Сыпучий, промерзший, перистый - нежный и кристаллический осаживающийся инеем. Зернистый, как пшеничная мука или столовая соль. Выпавший перед переменою погоды, в виде крупки, со смесью мягкого снега. Уплотненный ветрами и подтаявший от действия солнца, замерзший затем до степени наста. Снежный покров может быть:
- пухляк – порошок - только выпавший, рыхлый, нетронутый снег;
- жесткий снег - следующая стадия пухляка, когда он уже укатан и исполосован множеством бороздок; - наст - это корка твердого снега, накрывающая мягкий снег; - мокрый снег - когда температура воздуха становится выше нуля, снег начинает таять, и наполняется водой. Из-за этого отдельные снежные кристаллы начинают слепляться в комки льда; - лёд - форма очень твердого и жесткого снега, несколько раз растаявший и замерзший вновь.
Из детской энциклопедии «Всё обо всём» я узнал, что снежинки на 95% состоят из воздуха. Кристаллики снежинки не гладкие, а имеют грани. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Случалось такое, что выпадал цветной снег. Во многих местах мира людям удавалось видеть снег красного, зеленого, голубого и даже черного цвета. Учёные объясняют это тем, что основой снежинки, то есть ядром, являлись крошечные бактерии, грибки и пыль, содержащиеся в воздухе. Именно поэтому снег был всех цветов радуги, а не привычного белого.
1.4 влияние снега на жизнь планеты
Свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных и растений. Некоторые его свойства они используют для выживания в суровые, холодные зимы: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого им приходится менять внешний вид и вести иной, чем летом, образ жизни. Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы скрыться от хищников. Снег сохраняет тепло. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц.
На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Вода в реке закрыта снежно – ледовым покрывалом, надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели. Снежное «одеяло» защищает и корни растений от морозов, и живые организмы которые на зиму впадают в спячку. От количества выпавшего снега зависит уровень воды в реках, озёрах, водоемах.
Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. Есть пословица «Много снега – много хлеба». Чтобы снега на полях задерживалось больше, люди ещё с осени расставляют на полях рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие, снежные сугробы. Сейчас человек механизированным способом задерживает на полях снег - снегопахание и уплотнение снега.
Снег – укрытие. На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег вместе с собаками и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми.
Снег как строительный материал используется в холодных районах Земли, где большую часть года длится зима. Снег применяется как основа фундаментов различных построек, как материал для возведения стен, куполов, строительных конструкций, как среда, в которой прорывают траншеи, шахты, устраивают жилые и складские помещения. С давних лет эскимосы Аляски строят свои жилища (иглу) из снежных кирпичей. Сегодня из плотных снежных блоков сооружают разнообразные постройки и ангары для вертолетов.
Снег используют в качестве покрытия дорог и взлетно-посадочных полос. В Швеции, например, каждую зиму создают более 30 тысяч километров дешевых снежно-ледяных дорог.
Снег — это зимний отдых, а значит здоровье людей. Игра в снежки, строительство снеговиков, снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – зимние развлечения людей. Смех, радость, веселье во время снежных развлечений благоприятно влияют на организм человека.
Снег нашел свое применение в косметологии. Косметологи рекомендуют делать компрессы из снега, для того чтобы омолодить кожу.
Снег с солью используется в народной медицине для лечения.
Существует и снежная опасность - лавины. В горах, где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сносит все на своем пути, дома, деревья, погребая под собой все живое.
Слишком большое количество снега опасно как для человека, так и для животных. Они оказываются в снежной ловушке. Животные, например олени, с трудом могут откопать себе корм. Очень часто, на дорогах, из-за снега случаются серьезные аварии. Большое количество мокрого снега, налипшего на ветки деревьев или крыши домов, приводят к их обрушению.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа
Опыт 1 на определение состояния снега (приложение 3) Цель: выяснить, действительно ли снег – это замёрзшая вода. Литровую банку я заполнил снегом и занёс ее в класс. При комнатной температуре снег стал таять и превратился в 240 мл воды. Вывод: снег – это замёрзшая вода. Снег изменил свое состояние и поэтому уменьшился. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух, поэтому и занимают большой объем. А когда эти же снежинки растают, то они теряют свою жесткую структуру, поэтому они занимают меньше места.
Опыт 2 на определение температуры снега и снеговой талой воды (приложение 3) Цель: сравнить температуру снега и воды В банке со снегом я установил термометр. Сначала он показывал -2˚С. После того, как снег полностью растаял, температура повысилась до +1˚С. Вывод: температура снега ниже 0˚С, а температура воды всегда выше 0˚С.
Опыт 3 на определение пригодности талой воды в пищу (приложение 3) Цель: выяснить, можно ли использовать талую снеговую воду для приготовления пищи Показатели прозрачности воды: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная. Эталоном прозрачности воды стала водопроводная вода. Наличие осадка определяется отстаиванием воды. Осадок может быть: слабый, отчетливый, обильный. Контроль – водопроводная вода: осадок отсутствует.
Я решил сравнить талую и водопроводную воду по чистоте. В один стакан налил талой воды, а в другой – водопроводной. Стакан с водопроводной водой был прозрачен, текст через воду читался весь, осадок отсутствовал. Стакан с талой водой был мутный, текст через воду не читался, остался отчетливый сероватый осадок, соринки и волоски. Вывод: талую снеговую воду для приготовления пищи использовать нельзя, так как она с частичками грязи и волосков; может возникнуть дизентерия, отравление, заражение глистами.
Опыт 4 на определение чистоты белого снега (приложение 3)
Цель: узнать чистый ли белый снег
Для проведения опытов я использовал снег, набранный у школы, у дороги, у котельной. Определял чистоту белого снега по следующим характеристикам: - цвет снега; - чем обусловлен цвет снега; - запах талой воды; - интенсивность запаха; - прозрачность талой воды; - наличие осадка;
При сравнительном анализе я установил: - самый грязный белый снег - у дороги: цвет снега серый, грязный, обусловлен пылью, песком, сажей из труб прилегающих домов, выхлопными газами машин; ощущается неприятный, резкий запах; цвет талой воды сильно мутный, при отстаивании образуется обильный осадок, в воде отмечены посторонние предметы (кожура от семечек, веточки, волоски);
- менее грязным был белый снег у котельной: цвет снега светло - серый, обусловлен угольной пылью и сажей; без запаха; цвет талой воды мутный, при отстаивании образуется отчетливый осадок, в воде отмечены посторонние предметы (сосновая иголочка, волоски);
- грязным был белый снег у школы: цвет снега белый; без запаха; цвет талой воды слабо мутная, при отстаивании образуется отчетливый осадок, в воде нет никаких посторонних примесей.
Вывод: белый снег не чистый. Он является накопителем загрязняющих веществ имеющихся в воздухе – дыма, сажи, газов и копоти, которые выбрасывают в воздух автомобили, фабрики, заводы, печи домов. Загрязняющие вещества находится в воздухе, разносятся ветром, а затем падают на землю вместе со снегом.
Выводы и заключения
Я изучил литературу по данной теме: узнал, что такое снег; почему снег белый; какие бывают снежинки; виды снега и снежного покрова. Выяснил, что снег имеет большое значение в природе и жизни человека; может приносить как пользу, так и вред.
В ходе работы я провел наблюдения, сравнения и делал выводы. Я убедился, что температура снега ниже 0˚С; при температуре 0˚С снег тает и превращается в воду; водопроводная вода чище, чем талая снеговая вода; снег - содержит вредные вещества, поэтому его нельзя использовать в быту человека (кроме полива растений).
По результатам проведенных опытов пришли к выводу, что белый снег не чистый.
Моя гипотеза подтвердилась.
Я приобрёл опыт исследовательской деятельности.
Данный материал можно использовать на классных часах, уроках окружающего мира.
Литература
1.Большая энциклопедия знаний школьников, Яковлев Л.В., "Издательская группа АСТ", 2009 2. Я познаю мир: Детская энциклопедия; Москва АСТ, 2010
3.Современный толковый словарь. (Под ред.С.А.Кузнецова) – М.: Радерз Дайджест, 2004.
4.Популярная детская энциклопедия: Всё обо всём. (Под ред. А.Ликум), т. 3,4,5 – М., 1995.
Интернет-ресурсы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Снег
2.http://fb.ru/article/138402/chto-takoe-sneg-otkuda-beretsya-i-iz-chego-sostoit-sneg
3. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/3934.html
4. http://www.topauthor.ru/chto_takoe_sneg_f184.html
5. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=d1d83e56-7dd7-4f07-a993-cd8f74bc3343
6. http://www.topsnow.ru/type_snow.html
7. http://zemlja.clow.ru/texts/2040.htm
8. http://fb.ru/article/138402/chto-takoe-sneg-otkuda-beretsya-i-iz-chego-sostoit- sneg#image381156
9. http://www.moyavoda.com/news_details/1607
Иллюстрации:
1.Фото из личного архива автора
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лепесток и цветок
Волшебные звуки ноктюрна
Ёжикина Радость
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский