Исследование на тему «Региональный туризм как фактор экономического роста Югры» посвящено проблеме взаимосвязи развития туризма и экономики в округе. Актуальность данного исследования была выявлена в ходе социологического опроса, который был проведен среди учащихся 6-х классов. На основании проведенного социологического опроса была сформулирована цель исследования – доказать, что туризм способствует росту экономического благосостояния округа. В ходе исследования были установлены следующие факты: из всего многообразия видов туризма в нашем округе развиты событийный, этнографический, деловой, лечебный и охотниче-рыболовный туризм. Выявлены проблемы, мешающие развитию туризма в регионе: недостаток информации о туристических маршрутах, слаборазвитая инфраструктура, ярко выраженная сезонность, транспортная отдаленность Югры для туристов. С целью развития туризма в регионе, пополнения бюджетов различного уровня, роста занятости и самозанятости населения Правительство ХМАО-Югры разработало и внедряет Концепцию развития внутреннего и въездного туризма и государственную программу «Развитие культуры и туризма в ХМАО – Югре на 2014-2020 годы». Успешное развитие туризма в округе окажет положительное влияние на развитие транспортной системы, связи, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, а также будет способствовать социально-экономическому развитию городов автономного округа. Туризм является одним из факторов экономического роста и способствует росту благосостояния в ХМАО-Югре.
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_melnik.docx | 186.1 КБ |
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Нижневартовск
Научно-исследовательская работа
на участие в Слете научных обществ учащихся образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска
Секция «Экономика»
« Региональный туризм
как фактор экономического роста Югры»
Автор: Мельник Евгения Мироновна,
ученица 6 класса Б
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34»
Руководитель: Хохлова Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34»
г. Нижневартовск
2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Особенности развития туризма в Югре……………………………………… 3
Глава 2. Туризм в ХМАО-Югре как фактор развития экономики ……………………7
Заключение ……………………………………………………………………………… 9
Список используемой литературы и интернет-ресурсов ……………………..…….. 10
Приложение …………………………………………………………………………….. 12
Региональный туризм как фактор экономического роста Югры
Мельник Евгения Мироновна
МБОУ «Средняя школа № 34»
6Б класс
Введение
Несмотря на особую популярность отдыха за границей, российские просторы имеют не меньшее число поклонников. Это не удивительно, наша страна занимает сразу несколько климатических зон, так что практически каждый может найти подходящее место для времяпрепровождения. Сегодня отдых в России особенно актуален, т.к. для отдыха россиян закрылись дешевые курорты Египта и Турции. А в условиях экономического кризиса и низкого курса рубля по отношению к евро и доллару многим российским семьям отпуск на европейских курортах Греции и Испании стал недоступен. Отдых на российских курортах в Крыму и Краснодарском крае из-за наплыва туристов может стать многим недоступным из-за роста цен на аренду жилья. В преддверии лета наша семья тоже задумалась о том, где и как мы проведем отпуск. Мы стали изучать рекламные буклеты, спрашивать у знакомых, где лучше отдохнуть в России.
В процессе поиска места летнего отдыха, мы задумались над тем, а что мы знаем о земле, на которой живем? Какие места и достопримечательности в Югре могут привлечь туристов? Может ли туризм в округе пополнить окружной бюджет?
Подтвердить актуальность данного исследования позволил социологический опрос среди учащихся 6-х классов своей школы. Участники социологического опроса должны были ответить на следующие вопросы:
Результаты социологического опроса показали, что 58% опрошенных летом отдыхают заграницей, 64% респондентов проводит отпуск на море и только 10% шестиклассников проводит летние каникулы в Югре, 83% моих сверстников так же, как и я, не знает достопримечательностей Югры. Таким образом, актуальность данного исследования была выявлена в ходе социологического опроса.
На основании проведенного социологического опроса была сформулирована цель исследования – доказать, что туризм способствует росту экономического благосостояния округа.
Объект исследования – сфера туризма Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Предмет исследования – процесс управления внутренним туризмом в округе.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
Глава 1. Особенности развития туризма в Югре
«Югра – действительно уникальная территория, которая представляет интерес для любителей исторического туризма, индустриального, этнографического, спортивного и других направлений. В Югре расположено 26 природных объектов, причем пять из них – федерального значения. Вековые кедры, огромные болота, бобры-беломошники – первозданная природа привлекает к нам любителей природы со всего мира. Добавьте к этому уникальную культуру коренных народов Севера – в итоге мы получаем настоящую Мекку для туристов»[1]. С этими словами спикера окружной думы Б.С.Хохрякова я полностью согласна.
Существует множество видов туризма, но учитывая климатические условия и туристический потенциал нашего округа, можно выделить следующие виды:
1) Дух огня - это международный конкурс дебютных фильмов, регулярно проходящий зимой, начиная с 2002 года. Ежегодно в разных залах г. Ханты-Мансийска и всего округа во время фестиваля идут тематические ретроспективы показа. Каждый фестиваль посвящается уникальному кинематографическому мастеру; уже прошли фестивали, посвященные Михаилу Калатозову, создателю великого фильма «Летят журавли», режиссеру Андрею Тарковскому и др. В рамках фестиваля ежегодно работает клуб детского и юношеского кино, где проводится ретроспективы детских фильмов, а также проводится ежегодные фотографические и изобразительные выставки.
2) Фестиваль искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи», который проводится в г. Нижневартовске с 1975 года. «Самотлорские ночи» - это комплекс различных народных гуляний, концертов, выставок, таких как, «Дружба народов», «Сабантуй», «Город мастеров», «Планета успеха», фестиваль детских колясок, фестиваль молодежных культур «Город молодых», рок-фестиваль, концерт бардовской песни. В дни фестиваля на 20 праздничных площадках проходит около 100 культурных и спортивных мероприятий для людей разных возрастов и интересов. Их посещают более 300 тысяч человек их разных городов России и ближнего зарубежья.
3) Чемпионаты регионального, российского и международного уровня по биатлону стали проводиться в округе с 1997 году, когда состоялись первые международные соревнования – «Кубок Югры». В 2000 году Ханты-Мансийск принял первый этап Кубка мира по биатлону. Выйдя на мировую орбиту, биатлонный центр в Югре занял достойное место в одном ряду со знаменитыми центрами в Оберхофе, Рупольдинге, Антхольце, Холменколлене и Хохфильцене.
Биатлонный центр в ХМАО идеально подходит для тренировок по биатлону и хорошего провождения времени. В настоящее время округ довольно известен своими горнолыжными курортами, главными из которых являются: Кедровый, Трехгорье, Каменный мыс, Хвойный Урман.
В разных районах округа проводятся национальные праздники обских угров. Сегодня наиболее популярным этническим праздником является праздник обласа. Праздник обласа проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах.
День оленевода проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах. Уже с утра хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.
Активное развитие нефтегазодобывающей отрасли всегда привлекало и привлекает в округ деловых туристов. На сегодняшний день этот вид туризма является одним из наиболее популярных и многочисленных. Югра считается удобной и комфортной площадкой для проведения конгрессов, форумов, конференций и выставок. Наиболее активные сферы проведения конгрессно-выставочных мероприятий: физкультура и спорт, культура и искусство, информационные технологии, охрана окружающей среды, государственное управление и туризм. Проведение крупных культурных и спортивных мероприятий привлекает в Югру десятки тысяч жителей других регионов России и зарубежных стран. С 2001 года проводится туристическая выставка «Югратур», в которой участвуют туристические компании округа и регионов России, транспортные организации, предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, а также учреждения культуры.
Для развития бальнеологического туризма в округе есть все основания. Во-первых, это своеобразный природный ландшафт округа, в котором открыты источники минеральной воды. Во-вторых, в округе уже создана хорошая медицинская база для водолечения, ортопедического, общеукрепляющего, реабилитационного лечения. В-третьих, российскими и зарубежными специалистами после серии исследований сделаны заключения о том, что в области бальнеологии округ располагает уникальными возможностями. На территории округа действуют санатории: «Юган» (Нефтеюганский район, урочище «Пим»), «Кедровый лог», «Нефтяник» (Сургут), «Нефтяник Самотлора» (г.Нижневартовск); санаторно-реабилитационный окружной центр, противотуберкулезный детский окружной санаторий им. Е.М.Сагандуковой (г.Ханты-Мансийск); санаторно-курортная здравница (г.Сургут).
5. Кроме деловых туров, особой популярностью у приезжих пользуются охотничье-рыболовные туры. Егерское обслуживание предлагает туристам проживание в уютных домиках. Оказывается помощь в оформлении лицензии на отлов и отстрел дичи, предлагается услуга обработки трофеев. У туристов есть возможность взять в аренду охохотничье снаряжение.
6. Все более популярным становится экотуризм. Он предполагает не только проживание в сельской местности, но и посещение заповедных зон, речные круизы.
Таким образом, из всего многообразия видов туризма в нашем округе развиты событийный, этнографический, деловой, лечебный и охотниче-рыболовный туризм. Из-за климатических особенностей пляжный туризм не пользуется спросом.
Но в развитии туризма в Югре есть ряд проблем, которые необходимо решать. К основным отрицательным факторам развития туризма в Югре можно отнести:
- неэффективную работу большинства турфирм по направлению въездного туризма;
- недостаток информации о туристических возможностях;
- слаборазвитую инфраструктуру продажи туристических продуктов на российском и международном рынках;
- ярко выраженную сезонность;
- недостаточно развитую инфраструктуру;
- транспортную отдаленность Югры для основных потенциальных потребителей туристических услуг (высокая стоимость авиабилетов, длительность проезда из центра России);
- сочетание многообразных видов туризма в ХМАО с его транспортной закрытостью, т.е. интересных мест для туристов много, но они, как правило, удалены друг от друга и добраться до них очень сложно.
Несмотря на негативные факторы, в 2015 году Югру посетило более полумиллиона человек. Из них около 9 тысяч – иностранцы[2]. Наиболее популярны у туристов были следующие мероприятия: кинофестиваль «Дух Огня», розыгрыш Кубка мира по биатлону, чемпионат по шахматам, конкурсы и важные политические мероприятия – IT – форум стран БРИКС и другие. По оценке Комитета по туризму автономного округа доля туристов посещающих Югру с целью досуга, отдыха, лечения и профилактики составляет около 35% от общего количества, а доля путешествующих с деловыми целями - 65%.
Поэтому я считаю, что наш округ необходимо рассматривать, как регион, имеющий перспективы развития туризма на региональном, российском и международном уровнях. Для этого необходимо создать условия для развития вышерассмотренных видов туризма. При этом важно определить, какие виды туризма будут выгодны с коммерческой точки зрения, а какие могут решать другие задачи, например, социальные.
Глава 2. Туризм как один из факторов экономического роста Югры
Социологи подсчитали, что ежегодно с территории ХМАО в сторону признанных мировых курортов улетало, уезжало и уплывало около 200 миллионов долларов (около 16 000 000 000 рублей). Эта цифра подтверждает, какие суммы могли бы стать бюджетнообразующей частью туризма. Доход, получаемый от каждого туриста на месте пребывания, составляет более 1250 долларов США. По данным всемирной статистики, 1 турист тратит в среднем 300 - 500 долларов США в месте своего пребывания. При этом каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (туроператоры, турагенты и т.д.), а 16 туристов - одного рабочего места в инфраструктуре туризма (администраторы гостиниц, горничные, повара и т.д.). Именно поэтому во многих странах государство оказывает сфере туризма существенную поддержку в виде прямых инвестиций, налоговых и таможенных льгот, стимулирующих развитие различных форм туризма. Только развитие международного въездного туризма будет способствовать созданию в России более 1 млн. рабочих мест и увеличению бюджета России.
Успешное развитие туристской отрасли в округе окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности как услуги КСР, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
Осознавая значимость въездного туризма, Правительство ХМАО-Югры разработало Концепцию развития внутреннего и въездного туризма[3] и государственную программу «Развитие культуры и туризма в ХМАО – Югре на 2014-2020 годы»[4], в которых главной задачей округ ставит устойчивое поступательное развитие туризма, пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.
Ханты-Мансийский автономный округ располагает большими возможностями по приёму и размещению гостей. На территории округа расположено 138 гостиниц, 22 общежития для приезжих, 13 пансионатов и 6 санаториев, которые единовременно могут вместить ок. 9 тыс. человек.[5] По итогам ежегодно проводимого мониторинга, пик спроса в округе приходится на зимний период. Заполняемость отелей в это время составляет в среднем 60%, в остальные месяцы - 20-30%.
Осуществляемая политика по продвижению туристских возможностей автономного округа на внутренних и внешних туристических рынках, посредством взаимодействия с окружными, региональными, российскими и международными СМИ, а также в рамках участия в крупнейших российских и международных выставочных проектах способствует сохранению численности прибывших в округ туристов. Имидж Югры, как одного из стабильно развивающихся регионов России и одного из наиболее динамично развивающихся центров культуры и искусства, спорта и туризма позволяет укрепиться на мировом туристическом рынке. Что в свою очередь приводит к ежегодному увеличению туристов и деловых партнёров из Германии, Венгрии, Финляндии, Черногории, Чехии, Греции, и других зарубежных стран. Количество туристов посетивших Югру, в том числе и иностранных туристов можно увидеть в таблице № 1.
Таблица № 1
Год | Количество туристов, тыс.чел. | Количество иностранных туристов, тыс.чел. |
2013 год | 506,8 | 9,8 |
2014 год | 462,2 | 8,32 |
2015 год | 465 | 8,84 |
Доходы от продажи туристических путевок и экскурсионных программ, а также от услуг, оказанными гостиничными комплексами представлены в таблице №2. Приведенные цифры доказывают, что туризм – одно из перспективных направлений в развитии экономики региона.
Таблица № 2
Год | Объем платных туристических услуг, млн.руб. | Объем платных услуг, оказанных гостиницами, млн.руб. |
2013 год | 1444,2 | 1881,9 |
2014 год | 1498,9 | 2033,8 |
2015 год | 1644,7 | 2209,04 |
Реализация Концепции и Программы развития туризма Правительством округа привели к следующим достижениям в туристской деятельности:
- создано 3 общественных организации (Ассоциация экскурсоводов, НП «Союз турпредприятий Югры», Федерация спортивного туризма);
Таким образом, вышеприведенные факты доказывают значимость и необходимость развития туризма в округе как одного из факторов экономического роста Югры и России.
Заключение
В современных условиях, когда цены на нефть на мировом рынке очень низкие, наш регион должен найти новые источники пополнения бюджета. Одним из таких источников могут стать доходы от туристической отрасли. Югорский край обладает уникальными природными заповедниками, самобытной культурой, непревзойденными пейзажами сибирской земли, археологическими памятниками и своей историей, что может сделать его привлекательным для туристов. Особенно в условиях экономического кризиса и закрытия для россиян курортов Египта и Турции. Сегодня жителям и гостям автономного округа предлагается 286 туристских программ (в том числе экскурсионные маршруты и туры), из которых 37 – экологической и этнографической направленности, 6 круизных (речных) маршрутов.
Для привлечения гостей в округ необходимо расширить условия для развития событийного, этнографического, делового, лечебно-оздоровительного и спортивных видов туризма. Важнейшим условием, определяющим процесс развития туристической индустрии на территории округа, является грамотное использование туристского потенциала и компетентное управление как туристской областью в целом, так и смежными отраслями. При указанных в исследовании положительных сдвигах в развитии туристской индустрии в ХМАО, необходимо привлечение инвестиций, совершенствование предоставляемых услуг турфирмами, полноценное развитие рекламы туристского продукта, формирование современной гостиничной и транспортной инфраструктуры. Все это позволит сделать Югру конкурентоспособной на рынке туристических услуг.
Увеличение туристского спроса влечет за собой рост капитальных вложений в инфраструктуру и увеличение объема производства туристских услуг, что является признаком успешной экономической деятельности.
Развитие туризма может дать мощный толчок для стимулирования многих производственных и непроизводственных сфер экономики. Именно за счет туризма возможно создание новых рабочих мест, решение различных социальных проблем, поддержка высокого уровня жизни населения, т.к. часть доходов туристической отрасли поступает в бюджет в виде налогов. Полученные средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских потоков, на развитие системы профессиональной подготовки туристских кадров, развитие новых технологий в туристской отрасли.
Таким образом, туризм является одним из факторов экономического роста и способствует росту благосостояния в ХМАО-Югре.
Список используемой литературы и интеренет-ресурсов
Приложение
4 сентября 2015 г. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа утвердило официальную туристическую символику региона – стилизованное изображение национального чума и слоган «Увидеть Югру – влюбиться в Россию». Единая туристическая символика Югры была утверждена на заседании окружного правительства в пятницу. Теперь она будет использоваться на всей печатной, рекламной и сувенирной продукции, изготавливаемой для туристической отрасли региона.
В разработке эмблемы в виде чума (национального жилища народов ханты и манси) приняли участие 28 ведущих туроператоров округа, работающих на въездном направлении. Изображение чума выполнено в традиционной технике с элементами орнамента обских угров. Полог чума символично откинут – он открыт для приема новых гостей. Рисунок чума выполнен в цветах флага Югры, а встающее за ним оранжевое солнце символизирует еще одну достопримечательность региона – белые ночи.
Слоган «Увидеть Югру – влюбиться в Россию» был выбран по итогам окружного конкурса и открытого голосования. Он побуждает к действию, а кроме того, подчеркивает единство Югры и России.
[1]Хохряков Б.С. Нам нужно развивать туризм // Варта. 2015. № 178.
[3] Постановлению Правительства ХМАО – Югры № 195-п от 01.06.2012 г.
[4] Постановление Правительства ХМАО-Югры № 427-п от 09.10.2013 г.
[5] Постановление Правительства ХМАО-Югры № 427-п от 09.10.2013 г.
Прекрасная химия
Сказка "12 месяцев". История и современность
Бабочка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Весенние чудеса