В материале представлена теоретическая часть проекта, продуктом которого являлся видеоролик на 40 минут, рассказывающий о современных композиторах и содержащий фрагменты их произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_mhk.doc | 473.5 КБ |
- -
Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги-2014»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Номинация: творческий проект
Тема: «Лучшие композиторы современности»
Авторы: Богданов Эдуард
Лавришин Александр
учащиеся 11 «А» класса
МБОУСОШ п.Пионерский
Руководитель: Салангина Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы, МХК
МБОУСОШ п. Пионерский
1 кв. категории
2014 год
Оглавление
2. Глава I. Музыкальные вкусы старшеклассников С.5-7
Введение
Актуальность исследования.
В наше время нередко можно услышать о том, что нынешнее поколение не слушает классику, а главными направлениями в музыке становятся новомодный Dubstep и новые разновидности электронной музыки, которые вытесняют традиционные жанры этого искусства. В первую очередь страдает инструментальная (классическая) музыка, которая пользовалась огромным успехом на протяжении веков, и даже тысячелетий.
Еще одна особенность современной жизни заключается в том, что школьники сейчас даже не знают о том, что до сих пор существует классика, пусть и не такая, какой мы привыкли её слышать.
В данном проекте предпринята попытка показать людям, что классическая музыка не исчезла, что она просто изменилась, подстроилась под вкусы современных слушателей.
Цель проекта: создание видеоролика «Лучшие композиторы современности».
Задачи:
Формы и методы:
Этапы работы над проектом
Глава I. Музыкальные вкусы старшеклассников
Результаты анкетирования и диспута
Мы провели анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы:
- Ваши музыкальные предпочтения (любимые направления в музыке)
- Может ли, по – вашему, быть классической современная музыка?
- Что такое классическая музыка?
- Знаете ли вы имена современных классических композиторов?
- Стоит ли на уроках МХК изучать современную классику?
- Какие жанры музыки вы бы хотели изучить на уроках?
Результаты оказались такими:
Кроме того, был проведён диспут, на котором учащиеся выразили желание изучать в школе те жанры и направления, которые им нравятся. Они представили краткую характеристику и отзывы о своих любимых направлениях в музыке, которые также включены в нашу работу.
Определения популярных музыкальных жанров и направлений
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером, или более общим термином MC.
Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки. Является самым популярным направлением в современной музыке.
Электро́нная му́зыка (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей.
Отзывы наиболее активных участников диспута
Любимый жанр – Hip – hop.
Я слушаю этот жанр уже давно. Привлек своей ритмичностью, простотой и актуальностью. В текстах отражены проблемы реальности, которые положены на красивую музыку. Также часто в этой музыке находишь то, чего тебе не хватает в жизни.
Согласен с тем, что классическая музыка – это великая музыка. Но этот жанр не для меня.
Дараган Никита, 11 «А»
Любимый жанр – клубная музыка.
Я слушаю эту музыку, потому что она помогает мне расслабиться. Ты ловишь ритм музыки и можешь очутиться далеко-далеко в своих мечтах. Это завораживает. Классическую музыку слушаю, потому что она умиротворяет.
Вахрушева Юлия, 11 «А»
Моими любимыми жанрами являются классика и джаз.
Мне нравится классическая музыка за свою разнообразность. Она может быть от очень мелодичной и спокойной, до призывающей, торжественной, резкой. Поэтому я слушаю разную классику под разное настроение и в разных ситуациях и всегда знаю, что найду в мелодии что - то стоящее.
Белоусов Алексей, 11 «А»
Полученные результаты отражают музыкальные интересы старшеклассников и могут быть учтены учителем МХК в процессе планирования уроков.
Глава II. Основные сведения о выбранных композиторах
Говард Лесли Шор (англ. Howard Leslie Shore; род. 18 октября 1946, Торонто, Канада) — канадский композитор, автор музыки к голливудскимкинофильмам. Наиболее известен саундтреками к кинотрилогии «Властелин Колец» Питера Джексона и «Молчанию ягнят» Джонатана Демми. Лауреат премий «Оскар», «Грэмми», «Золотой глобус».
Говард Шор родился 18 октября 1946 года в Торонто, Канада. Окончил музыкальный колледж Беркли в Бостоне. В начале 70-х былсаксофонистом группы Lighthouse, игравшей своеобразный прогрессивный рок. После ухода из группы, Шор написал музыку для шоуиллюзиониста Дуга Хеннинга «Spellbound».
С 1975 года Говард стал режиссёром и одним из основателей знаменитой комедийной передачи «Субботним вечером в прямом эфире» наNBC. Шор редко появлялся в кадре, но иногда участвовал в комедийных музыкальных номерах.
С 1980 года Говард Шор сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой деятельности канадца стали саундтреки к кинофильмам. Его первым фильмом была драма «I Miss You, Hugs and Kisses» (1978) ещё во время работы на телевидении. С тех пор Шор написал саундтреки порядка двух сотен фильмов, среди которых — «Муха», «Молчание ягнят», «Догма», «Эд Вуд», «Банды Нью-Йорка», «Игра», «Авиатор», «Сумерки. Сага. Затмение».
Наибольшую славу Шору принесла кинотрилогия «Властелин Колец» его друга, режиссёра Питера Джексона. Шор написал саундтрек ко всем трём фильмам. Несколько песен в первой части были созданы в соавторстве с Энией, известной ирландской певицей в жанре нью-эйдж. За саундтреки к «Братству Кольца» и «Возвращению Короля» Говард получил три премии «Оскар», в том числе за лучшую песню («Into the West» в исполнении Энни Леннокс). Составив из лучших фрагментов саундтрека симфонию «Властелин Колец: Симфония в шести отделениях», Говард Шор провёз её с гастролями по миру, посетив Москву в ноябре 2004 года. В 2007 году вместе с Tolkien Ensemble был дан второй тур. Композитор был приглашен также и в следующий фильм Джексона, «Кинг-Конг», однако его саундтрек был отвергнут продюсерами.
Говард Шор появился в роли-камео во «Властелине Колец», на вечеринке в Рохане, и в «Кинг-Конге» в роли дирижёра оркестра.
В 2008 году, по заказу возглавляемой Пласидо Доминго Лос-Анджелес Опера, а также Парижского театра Шатле, композитор написал музыку для оперы «Муха», по мотивам рассказа Джорджа Лангелаана, а также фильма Дэвида Кроненберга на либретто драматурга Дэвида Генри Хванга («M. Баттерфляй»).
Джеймс Рой Хорнер (англ. James Roy Horner; родился 14 августа 1953 года) — американский кинокомпозитор австро-чешского происхождения. Автор музыки к таким фильмам, как: «48 часов», «Каспер», «Джуманджи», «Мальчик в полосатой пижаме», «Забытое», «Балто», «Игры разума», «Титаник», «Столкновение с бездной», «Крулл», «Чужие», «Коммандо», «Легенды осени», «Храброе сердце», «Аполлон 13», «Маска Зорро», «Двухсотлетний человек», «Идеальный шторм», «Враг у ворот», «Четыре пера», «Троя», «Апокалипсис», «Аватар», «Новый Человек-паук» и многим другим. Его музыка отличается частым использованием электронных и хоровых элементов, а также добавлением кельтских мотивов. Джеймс Хорнер — обладатель двух премий «Оскар» 1998 года, за музыку и песню для фильма «Титаник». С 1982 года женат на Мануэле Маркош. У них две дочери Кэтрин (30 лет) и Изабелла (20 лет).
Джон Та́унер Уи́льямс (англ. John Towner Williams; род. 8 февраля 1932) — американский композитор и дирижёр, один из величайших и самых успешных кинокомпозиторов в истории. За свою карьеру Уильямс написал музыку к таким известным кинофильмам, как: «Челюсти», «Супермен», «Инопланетянин», «Искатели утраченного ковчега», «Список Шиндлера», «Парк юрского периода», киноэпопее «Звёздные Войны», «Гарри Поттер» и многим другим. Также Уильямс создал музыку к четырём Олимпиадам, множеству телесериалов и концертных номеров.
Уильямс — пятикратный лауреат премии «Оскар» (за музыку к фильмам «Скрипач на крыше», «Челюсти», «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда», «Инопланетянин», «Список Шиндлера»). Также имеет 49 номинаций, что делает его вторым по количеству номинаций на эту награду (больше только у Уолта Диснея). Лауреат Национальной медали за вклад в искусство (США).
Джон Уильямс родился 8 февраля 1932 года в Нью-Йорке, США. В 1948 году он вместе с семьёй переехал в Лос-Анджелес, где поступил в Северо-Голливудскую высшую школу. В дальнейшем он посещал Лос-Анджелесский Калифорнийский Университет и Лос-Анджелесский Городской Колледж, а также брал частные уроки у композитора Марио Кастельнуово-Тедеско. В 1952 году Уильямс был призван на службу вВВС США, где выполнял обязанности аранжировщика и дирижёра Оркестра ВВС до окончания службы.
После окончания службы в 1954 году Уильямс вернулся в Нью-Йорк и поступил в Джульярдскую школу, на класс фортепиано, где его преподавателем была Розина Левина. В те годы Уильямс также работал джазовым пианистом во многих клубах и студиях Нью-Йорка, где выступал совместно с композитором Генри Манчини, а также над серией альбомов популярного исполнителя Фрэнки Лэйна, как руководитель музыкальной группы.
С 1980 года по 1993 год работал дирижёром Бостонского эстрадного оркестра и сейчас является его заслуженным дирижёром. В 2006 году неожиданно проиграл шестой «Оскар» за музыку к фильму «Мемуары гейши» аргентинскому композитору Густаво Сантаолалья за его работу для драмы «Горбатая гора», удостоившись до этого премий «Грэмми», «Золотой глобус» и BAFTA.
Ханс Фло́риан Ци́ммер (нем. Hans Florian Zimmer; родился 12 сентября 1957 года) — немецкий кинокомпозитор, известный своей музыкой ккинофильмам и компьютерным играм. Широко известен благодаря своим эпическим композициям, которые режиссёры успешно используют в боевиках и триллерах.
Лауреат премии «Оскар», двукратный лауреат премии «Золотой глобус», трёхкратный лауреат премии «Грэмми».
Наиболее известен по музыке к таким фильмам и мультфильмам, как «Человек дождя», «Король Лев», «Спирит: Душа прерий», «Скала», «Лучше не бывает», «Гладиатор», «Пёрл-Харбор», серии фильмов «Пираты Карибского моря», «Тёмный рыцарь», «Шерлок Холмс» и «Начало», а также играм «Call of Duty: Modern Warfare 2», «Crysis 2».
Ханс Циммер родился во Франкфурте-на-Майне, но ещё подростком переехал в Великобританию, где закончил частную школу Hurtwood House[1]. Объясняя причины переезда в Великобританию на немецком телевидении, композитор сказал: «Мой отец умер, когда я был ещё ребёнком, и я как-то постепенно сбежал к музыке, которая стала моим лучшим другом».
Он начал свою музыкальную карьеру с игры на клавишных и синтезаторах в группах Ultravox и The Buggles (сингл «Video Killed the Radio Star»). В 1980-х он работал вместе с кинокомпозитором Стенли Майерсом. Его первым крупным достижением считается 1988 год, когда написанная им главная музыкальная тема фильма «Человек дождя» была номинирована на премию Американской академии киноискусства«Оскар».
С этого момента Циммер начал писать музыку для высокобюджетных фильмов: «Миссия невыполнима 2», «Багровый прилив», «Скала», «Настоящая любовь», «Гладиатор», «Шофёр мисс Дэйзи», «Принц Египта», «Пёрл-Харбор», «Тонкая красная линия», «Падение „Чёрного ястреба“», «Мадагаскар», «Мадагаскар 2», «Код да Винчи» и саундтреки «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Начало». В 1995 году он был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» (мультфильм «Король Лев»).
Вместе с ним, в его студии «Remote Control Productions» (ранее известной как «Media Ventures») работают композиторы Стив Яблонски, Джеймс Дули, Лорн Бэлф и Джефф Занелли. Наиболее известными выходцами из «Remote Control Productions» являются композиторы Гарри Грегсон-Уильямс (Metal Gear Solid 2, Metal Gear Solid 3, Metal Gear Solid 4, Call of Duty 4: Modern Warfare, «Лев, колдунья и платяной шкаф»), Марк Манчина («Братец медвежонок»), Джон Пауэлл («Ледниковый период 2») и Клаус Баделт («Ультрафиолет», Пираты Карибского моря: Проклятие «Чёрной жемчужины»).
Также совместно с Марком Манчина принял участие в записи оригинального саундтрека к аниме-сериалу «Кровь+».
8 декабря 2010 года Ханс Циммер был удостоен звезды на знаменитой Аллее Славы в Голливуде.
С 2010 года пишет музыку для передачи «Сквозь червоточину» с Морганом Фрименом.
В списке «100 гениев современности», составленном газетой The Daily Telegraph, Ханс Циммер занимает 72-е место.
В 2011 году в немецком городе Кёльн состоялось вручение престижных наград «Всемирной академии саундтреков», где Циммер получил приз за лучший саундтрек года к фильму «Начало».
Э́ннио Моррико́не (итал. Ennio Morricone; 10 ноября 1928, Рим) — выдающийся итальянский композитор, аранжировщик идирижёр. В основном пишет музыку для кино и телевидения. Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Лауреат премии «Оскар» 2007 года за выдающиеся заслуги в кинематографе, восьмикратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму.
Эннио стал известным по всему миру за создание музыки к спагетти-вестернам, снятыми Серджо Леоне, включая «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966), «Однажды на Диком Западе» (1968), «За пригоршню динамита» (1971) и «Меня зовут Никто» (1973).
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме, в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи. Он был старшим из пяти детей. Когда Морриконе исполнилось 9 лет, он поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где проучился в общей сложности 11 лет, получив 3 диплома — по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра (фанфар) в 1952 году и по классу композиции в 1953 году.
Когда Морриконе исполнилось 16 лет, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Эннио подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. А годом позже Морриконе устроился в театр, где проработал один год музыкантом, а потом три года композитором. В 1950 году он начал аранжировать песни популярных композиторов для радио. Обработкой музыки для радио и концертов он занимался до 1960 года, а в 1960 году Морриконе начал аранжировать музыку для телешоу.
Писать музыку к фильмам Морриконе начал лишь в 1961 году, когда ему было 33 года. Он начал с итальянских вестернов, с жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссёра Серджо Леоне. Творческий союз режиссёра и композитора Леоне/Морриконе часто сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн — Прокофьев, Хичкок — Херрманн, Миядзаки — Дзё Хисаиси и Феллини — Рота. Позднее музыку Морриконе для своих фильмов пожелали заказать Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто и многие другие.
С 1964 года Морриконе работал в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартинои других.
Прославившись в Европе, Морриконе был приглашён для работы в голливудском кинематографе. В США Морриконе написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, какДжон Бурмен, Вольфганг Петерсен, Барри Левинсон, Терренс Малик, Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер и других. Заметную музыку включают фильмы «Изгоняющий дьявола 2» (1977), «Дни жатвы» (1978), «Нечто» (1982), «Неприкасаемые» (1987), «Военные потери» (1988), «Багси» (1991), «На линии огня» (1993), «Разоблачение» (1994), «Волк» (1994), «Булворт» (1998) и «Миссия на Марс» (2000).
Полученные сведения были использованы нами при подготовке продукта – видеоролика. Очевидно, что современная классическая музыка звучит, в основном, в кино, сопровождая картинку, заставляя сопереживать героям. Однако такую музыку слушают и в концертных залах. Она самодостаточна и вызывает самые разнообразные эмоции и без картинки, разворачивающейся на экране.
Глава III. Характеристика полученного продукта
В ролике, смонтированном нами, можно услышать краткую биографию и характеристику творчества того или иного композитора, их произведения. В нашем видео много музыки, ярких сцен из кинофильмов, записей из концертных залов; немного текста. За один урок не рассказать обо всех композиторах, зато можно послушать их произведения, выбрать то, что заинтересовало больше всего и найти материал о понравившемся композиторе. Информация излагается доступным для школьников языком, а некоторые фрагменты нельзя смотреть без улыбки.
Представив продукт на уроках МХК в 10 и 11 классе, мы попросили ребят написать отзывы о нём. Вот некоторые из них.
Меня поразило мастерство ребят, понравилась сама идея, урок прошёл интересно.
Леонов Дмитрий, 11 «А»
Музыка, которую мы слушали на уроке, очень красива. Многие мелодии знакомы, но я как-то раньше не задумывалась, кто их автор, а теперь знаю.
Ткаченко Ленара, 11 «А»
Хочется, чтобы таких уроков было больше. Наслаждаться красивой музыкой 40 минут - это здорово!
Мейлинг Александра, 10 «А»
Я после урока зашла в Интернет, скачала записи Морриконе и слушала. Его музыка мне очень понравилась.
Ефремова Елена, 10 «А»
Я не знал, что до сих пор существует классическая музыка. До этого дня я думал, что в концертных залах играют только старые произведения. Мне захотелось послушать этих композиторов ещё и узнать ещё о ком-нибудь.
Нечаев Андрей, 11 «А»
Судя по отзывам учеников, урок им понравился. От школьников поступают предложения учителю МХК продолжать изучение творчества современных композиторов-классиков. Многие сами стали искать записи произведений изученных авторов.
Заключение
В заключение хочется сказать, что поставленная цель достигнута. Создан конечный продукт – видео «Лучшие композиторы современности». Мы пришли к следующим выводам:
1) На наш взгляд, классическая музыка существует, слушать её необходимо
Полученный продукт может использоваться на уроках МХК, музыки, классных часах, для проведения досуга.
Используемые источники:
1.Zaycev.net
2.Vk.com
3. Kinopoisk.ru
4. Ru.wikipedia.org.
5. Audiopoisk.com
Приложение
Результаты анкетирования
Два петушка
Колумбово яйцо
Знакомые следы
Извержение вулкана
Ручей и камень