Цель исследовательской работы: исследовать стихотворения о родной природе и Родине - Канском районе и с. Сотниково Ирины Ворошиловой. Методы проведенных исследований: сбор и выборка необходимого материала, систематизация, анализ и сравнение поэтических произведений. Основные результаты исследования (научные и практические): изучены стихотворения о природе и родине Ирины Ворошиловой, выявлены основные образы поэзии о природе и Родине. Материал исследования может применяться на уроках литературы, исторического краеведения при изучении поэзии родного края, а также при проведении экскурсий в школьном музее или поэтической гостиной, посвященной поэтам - землякам
Вложение | Размер |
---|---|
voroshilova.docx | 40.55 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: родина и природа в поэзии И.Ворошиловой
Тип работы: исследовательский работа
Направление работы: филологическое
с. Сотниково, 2016
Содержание
Введение …………………………………………………………..………3
I.«Я в муках верить научилась…»……………………………………..…5
II. «Вот и осень к нам тихо подкралась…» …………………….……....8
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………..16
Приложение………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Люблю родные дали, люблю родной простор,
Где пестрыми цветами, горит в полях костер,
Где в пух одели землю большие тополя,
Как будто среди лета пришла к нам вновь зима….
(И.Ворошилова)
Исследование посвящено литературному творчеству нашей односельчанки, поэтессе, которая бесконечно любит свой родной край, свою землю, малую Родину – село Сотниково – Ирине Ворошиловой.
На одном из школьных мероприятий звучали стихотворения Ирины Ворошиловой о родной природе, о малой Родине, о любви, о Великой Отечественной войне, философские стихи о сложностях жизни. В своих произведениях она рассказывает о бесконечной любви к родному краю, к родному селу, с глубокой нежностью описывает дорогие сердцу места, вспоминает давно ушедшее детство.
Потом мне в руки попалась старая потрепанная тетрадь, вся исписанная стихами. Это были стихотворения моей землячки Ирины Ворошиловой, которая от рождения является инвалидом. Писать стихи для неё – это своего рода познавать различные грани жизни, которые не коснулись её в связи с состоянием здоровья.
Цель работы: исследование стихотворений о природе и Родине - с. Сотниково Ирины Ворошиловой
Задачи исследования:
Объект исследования: поэзия И. Ворошиловой.
Предмет исследования: тема Родины и природы в стихах Ирины Ворошиловой.
Методы исследования: сбор и выборка необходимого материала, систематизация, анализ и сравнение поэтических произведений.
Тема исследования актуальна, так как любая поэзия – удивительная вещь. Она заставляет людей по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. А творчество провинциальных поэтов интересно тем, что голоса таких поэтов звучат громче, чем давно известных поэтов.
I. «Я В МУКАХ ВЕРИТЬ НАУЧИЛАСЬ…»
Исследование было начато с беседы с самой Ириной. Затем работа была мы продолжена уже в сельской библиотеке с.Сотниково. Библиотекарь Жижаева Надежда Александровна рассказала, что в декабре 2015 года в г.Красноярске был выпущен сборник стихотворений Ирины Ворошиловой.
Читая её стихотворения, начинаешь понимать, какой она необыкновенный человек добрая дочь, внимательная сестра, верная и
щедрая подруга, бесконечно прекрасная душой, любящая все живое девушка, талантливая поэтесса, оставившая о себе добрую память, добрый след и свою лирику истинно русской, простой скромной деревенской поэтессы.
Ирина Ворошилова родилась в нашем родном селе Сотниково Канского района Красноярского края, 15 мая 1983 года в семье обычных сельских людей.
Родители её мать Галина Александровна и отец Владимир Николаевич, все свою жизнь прожили в селе, трудились на благо родины. Немало трудностей и горя легло на плечи матери, когда выяснилось, что девочка родилась с ДЦП. Болезнь отняла много здоровья у матери. Ей пришлось большую часть времени проводить в больницах. На её плечи легли и неженские заботы о больной дочери. В своём стихотворении «Влюбилась с детства…» Ирина пишет:
Влюбилась с детства в край родной,
Ведь здесь родился образ мой.
Ведь здесь родимая земля,
Жить без которой мне нельзя.
Он силы крепкой, богатырской.
С прекрасной русской душой.
Дороже нет красы сибирской
С его нелегкою судьбой.
Здесь сердцу милые березки,
Шумят как прежде надо мной.
В прекрасных ласковых сережках,
Я снова вижу образ свой.
Здесь чистый ветер снова в поле,
Качает колос золотой.
Я слышу снова голос мамы.
Любимый голос мне родной.
Здесь все исхожены дорожки,
Давно уж вдоль и поперек.
………
С раннего детства Ирина познала тяготы неизлечимой болезни и трудности жизни инвалида. Поэтому вся её поэзия пронизана любовью к малой и большой Родине, воспоминаниями о своем тяжелом детстве, о сложностях судьбы.
В стихах Иры мы можно заметить что-то сказочное, в них оживают образы природы: «пустое поле», «волшебная листва», «солнца нить», «горькая рябина», «стройные березки», «зорька утренняя», «ветры удалые», «глубокие снега», «крутые берега», «скатерть полей».
Первой и единственной учительницей Ирины была мама – Гамзюкова Наталья Александровна, он рассказывает: «Иришка всегда скромная, не разговорчивая, впечатлительная, любит рисовать, наблюдательная, всей душой любит природу, обожает гулять в лесу, собирать травы, ягоды и грибы. У неё сильно развито зрение и слух. Кажется, она слышит каждый шорох, каждые звуки, которым не придаешь значения, особенно ночью. Душа у неё ранимая, может замкнуться в себе от недоброго взгляда и потом пишет стихи…».
Ирина не жалуется на судьбу, хотя иногда в её стихотворениях за радостью можно услышать нескрываемую грусть с надеждой в лучшее будущее:
Я в муках верить научилась
От жизни радости ждала.
С судьбой мне спорить приходилось
И дни счастливые звала.
И пусть порой судьба жестока,
И больно жалит как пчела.
Пусть возле чистого истока
Вновь будет светлая душа…
II. «ВОТ И ОСЕНЬ К НАМ ТИХО ПОДКРАЛАСЬ…»
Несмотря на все превратности и трудности, физические недостатки Ирина научилась держать карандаш, кисть и ручку, научилась читать рисовать и писать:
Пусть в душе тревога,
Пусть в душе печаль.
Пусть опять дорога,
Вновь ведет нас вдаль.
Не будем волноваться,
Не будем унывать.
Не будем подаваться
Болезням и страдать,
Нам надо научиться,
Вновь верить и любить.
Нам надо вновь стремиться
Сильнее духом быть.
……………………….
Эти строки как автопортрет поэтессы: несмотря на хитросплетения судьбы, она улыбается и радуется новому дню, в любую погоду. Тонко чувствует оттенки красок природы
Родные степные просторы, синие рек рукава, березовые рощицы, красные кисти рябины, конечно, незабываемы. Образ малой Родины в каждом стихотворении Ирины связан с образом всей русской Земли – матушки России:
Родина.
Снится вновь мне любимая Родина.
Старый дом и родная скамья.
Где в саду снова зреет смородина.
Где со мной еще рядом друзья.
Где осталось в дали моё прошлое.
И прошли золотые деньки.
………………………………………
Край ты мой березовый,
Край ты мой родной.
Свет восхода розовый,
Реченька с волной.
Край ты мой загадочный,
Дивный и большой.
А зимою сказочный:
Белый, снеговой…
Это стихотворения о Родине, о природе, о родных уголках села и Красноярского края. Простые, доступные, красивые. «Люблю родные дали, люблю родной простор», - так мог написать только истинно сельский человек. Природа Сотниково хороша в любые времена года: будь то снежная, холодная зима, звонкая яркая весна, золотая дождливая осень или короткое солнечное лето. Всегда в ней есть свои красоты и характерные для Красноярского края приметы.
Ведь именно с раннего детства вошла красота деревенских бескрайних полей в сердце юной поэтессы. У Ирины много поэтических зарисовок на все времена года. Вот каким содержанием наделяет девушка художественный образ природы своих родных мест:
Снова лето вдаль умчалось,
Отзвенело и прошло.
Только в памяти осталось
Глаз бездонное тепло
Пожелтели снова травы,
Нивы сжаты уж давно.
Выпью горькой я отравы
Как вишневое вино…
Вот и осень к нам тихо подкралась,
Вновь холодным и пасмурным днем.
Только грусть нам о лете осталась
И грустим мы о нем с сентябрем.
Уж давно перелетные птицы,
Собрались в свой далекий полет,
Отсверкали давно уж зарницы,
И позднее стал снова восход…
Зимою белоснежной
Мне снится сладкий сон.
Как будто за окошком
Шумит кудрявый клен.
Вот милая березка,
Растет среди полей.
Запутались сережки
С листвою тополей….
… Вот скоро зима свой куплет допоет,
И снова весна. Все вокруг зацветет.
Вернутся вновь птицы с далекого юга,
И голос горлицы услышу я с луга.
И там вдалеке запоет вновь кукушка…
Сойдут снега, утихнет вьюга,
И вновь теплее станут дни…..
На зорьке утренней я встану,
Пойду в раздольные поля.
В стогах душистых запах мяты
И ароматы ковыля.
И в сочных травах растворюсь я,
И с ними я сольюсь навек…….
Обратим внимание на то, что все четыре поэтические зарисовки имеют символический образ поля. Это сельское поле: то сжатое, то покрытое снегом, то по нему журчат ручьи. Ирина сравнивает поле и жизненный путь человека. Образ чистого поля встречается и в других произведениях: «Спешу в поля с высокой рожью…», «Спешу скорей я в поле, где тихо и свежо…», «Здесь чистый ветер снова в поле качает колос золотой», «Люблю родные дали, люблю родной простор. Где пестрыми цветами горит в полях костер…», «Вот в полях утром ранним задрожит колосок…», «Средь милых, дивных мне полей объятья солнце мне расставит…». Читая стихотворения Ирины, понимаешь, что лирическая героиня бесконечно счастлива, потому что имеет возможность видеть, слышать и любить все это. Вдумайтесь в слова:
Моя родимая земля,
Тобою я горжусь!
В твои бескрайние поля
С ветрами вдаль умчусь.
В овраг зеленый скроюсь я
От грешной суеты.
Спешу скорее чрез луга,
В объятья тишины…
Анализируя произведения Ирины Ворошиловой, обдумывая авторскую позицию, приходишь к мнению, что самым волнующим, трепетным в творчестве поэтессы является созданный ею образ родной природы и отчего дома, родного уголка. Автор чувствует себя там уютно, благодатно, её окружают родные лица, родные места. Все внутренне связано друг с другом, все едино направленно в одном порыве чувств, точно на одном дыхании говорит нам о самом дорогом:
Мой край – сибирские леса!
Морозы! Ветры удалые!
Мой край – глубокие снега,
Под ними спят поля родные.
Мой край – огромная тайга
Кедрач, сосна, пихта и ели.
Мой край – красавец Кан-река.
Течет она, омыв свой берег.
Мой край – раскаты и закат,
Что небо красит красной краской!
Мой край, когда идет весна.
С лап снега вырвется подснежник.
Когда черемуха цветет! И
Осень кружит листопадом
На мостовой играя вальс.
Танцуют листья золотые.
Мой край – родные и друзья.
Мой дом заботой окружают.
Мой край – мой дом, мой отчий дом.
Земная в нем живет любовь.
12.12.2013 г.
Образ родного края – поэтическое и земное всё для Ирины Ворошиловой. Она развивает и поддерживает традиции русской литературы в изображении Малой родины и поэзии о родной природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодому поколению, к которому принадлежим мы, часто приходится слышать о том, что наше общество переживает духовный кризис. В учебниках литературы 6-8 класса посвящена пара страниц современным русским поэтам, а полки книжных магазинов заполнены сочинениями молодых детективщиков. Есть ли серьезные, убедительные оправдания тому, что не открываются или предаются забвению поэты и их творчество, их книги, вдруг признанные неактуальными, не соответствующие духу современности? Нет! Исследование доказывает, что поэзия не исчезла, она жива, даже в глубинке Красноярского края и в современном мире актуальна.
Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Ирина Ворошилова широко освещает в своем творчестве картины родного края. Тема природы одна из ведущих в её произведениях
2. В художественном образе родного края можно выделить его составляющие: образ поля, окружающей природы (лес, речка, птицы и др.), отдельно образ лирической героини и образ Родной земли.
3. Произведения поэтессы кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы современности.
5. Читать Ирину – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл.
Материал исследования может применяться на уроках литературы, исторического краеведения при изучении поэзии родного края, а также при проведении экскурсий в школьном музее или поэтической гостиной, посвященной поэтам - землякам.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мой край
Мой край – сибирские леса!
Морозы! Ветры удалые!
Мой край – глубокие снега,
Под ними спят поля родные.
Мой край – огромная тайга
Кедрач, сосна, пихта и ели.
Мой край – красавец Кан-река.
Течет она, омыв свой берег.
Мой край – раскаты и закат,
Что небо красит красной краской!
Мой край, когда идет весна.
С лап снега вырвется подснежник.
Когда черемуха цветет! И
Осень кружит листопадом
На мостовой играя вальс.
Танцуют листья золотые.
Мой край – родные и друзья.
Мой дом заботой окружают.
Мой край – мой дом, мой отчий дом.
Земная в нем живет любовь.
12.12.2013 г.
Я так люблю березки,
Я так люблю поля.
Я так люблю крутые родные берега.
Я так люблю большие смолистые кедра.
И белые пушистые как будто пух снега.
Зимой люблю я вьюгу, что бродит за окном.
Весной люблю я лужи, проталины кругом.
И из-под снега тянется крохотный цветок.
Лиловый, самый первые подснежник-василек.
Люблю, когда все птицы, назад домой спешат,
И радостно на землю их голоса летят.
Я так люблю Россию!
Люблю свой отчий край!
03.10.2013
Спешу в поля с высокой рожью,
Что часто снилась мне зимой.
Спешу в поля, а сердце дрожью,
Стеснила вновь в душе покой.
Спешу скорей обнять просторы,
Любимой родины своей.
Я так хочу подняться в горы,
И встретить стаю журавлей,
В родных лугах всегда беспечна,
Как будто майская пчела.
В родных стогах, где запах сена,
Пошла вновь кругом голова.
Люблю любимый свой пригорок,
Люблю родимый отчий край.
И путь к нему к нему мой очень краток.
В большой волшебный дивный рай.
Страна, судьба моя –едины Не разлучить вам навек!
Земля, душа – не разделимы,
Где снова дышит человек.
08.02. 2014
Под шум травы не скошенной,
Под плеск речной волны.
Стечет слезой непрошенной,
Печаль с больной души.
В полях, где рожь колышется,
Где ветер колос гнет.
Знакомый голос слышится, меня к себе зовет.
Я выйду к своей речке, что моет берега,
Любовь в своем сердечке, всегда я берегла.
Спешу туда, где травы, деревья и цветы.
Где вновь мои как прежде, исполнятся мечты.
Мелодию кузнечик, выводит как скрипач.
И вновь за тихой речкой, я слышу чей-то плач.
Знакомой мне тропинкой, я снова в лес пошла
И там покой и радость душа моя нашла.
22.07.2014.
Я в муках верить научилась
От жизни радости ждала.
С судьбой мне спорить приходилось
И дни счастливые звала.
И пусть порой судьба жестока,
И больно жалит как пчела.
Пусть возле чистого истока
Вновь будет светлая душа…
И в жизни я пойду дорогой,
Она ведет меня туда,
Где счастье встречу у порога,
Летит туда моя душа.
Я верю в счастье и в удачу…
И верю в светлую мечту.
Надеюсь сгинут все несчастья,
Свою судьбу помочь прошу.
И в сердце вновь любовь засветит…
И яркий свет в груди горит.
Судьба пером от белой птицы
К крылечку снова прилетит
27.03.2014
Рисуем белые грибы пастелью
Два плуга
Стеклянный Человечек
Алые паруса
Как я избавился от обидчивости