Деревья Кубани должны жить и радовать глаз.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vlasenko.docx | 34.07 КБ |
Конкурса социальных проектов
« От идеи – к успеху!» в 2015-2016 учебном году
Направление: экология
Деревья должны жить и радовать нас.
Участник: Власенко Маргарита Руслановна
МБОУ ООШ №34 3 класс
научный руководитель: Стебловская Елена Владимировна
учитель начальных классов МБОУ ООШ №34
Введение
Общеобразовательная начальная школа является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей Родины, своей малой родины. Общаясь с природой, мы изучаем её, постепенно постигаем мир, в котором живём. Перед нами открывается удивительный многообразный мир растений и животных. Практическая, исследовательская работа играет большую роль в экологическом образовании и воспитании учащихся начальных классов, так как начальная школа – это фундамент становления человека как личности.
Я стала часто задумываться над тем, зачем деревья сбрасывают листья, как живут деревья без листьев? Может, деревья испытывают боль, может, листья должны греть
Экологический проект «Деревья должны жить и радовать нас» подразумевает ответ на мой вопрос и выполнение исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.
Данный проект решает несколько задач:
- развитие внимания, экологического образования уч-ся;
- формирует любознательность и познавательный интерес уч-ся к природе родного края;
- учит самостоятельной работе;
- прививает любовь к растительному миру;
- достигает эмоциональных чувств, которые отражаются в: рассказах, рисунках, эссе, стихах.
В виде домашних заданий ученики проводят исследования самостоятельно, а в школе обсуждаются выполненные задания и обобщаются полученные данные.
В качестве объекта исследований детей выбраны деревья. Они играют важную роль для всего живого на земле. Деревья – это частичка нас, без них нашу жизнь трудно представить.
Адресная направленность:
- учащиеся 3 класса, которые могут реализовать проект в 2015-2016 в учебном году.
Партнёры и их роль в проекте:
-учащиеся, родители, учителя.
Тип проекта:
-практико – ориентированный.
Тематическое поле:
– естественно - научное направление.
Проблема проекта:
почему опадают листья, что влияет на данное явление? Мне хочется узнать, как живут деревья без листьев. Хорошо это или плохо для дерева. Изучив эту проблему, мне кажется, я получу ответ на поставленный выше вопрос, узнаю много нового и интересного.
Цель проекта: узнать, почему опадают листья и что влияет.
Задачи проекта. 1. Выяснить, как желтеют листья.
2.Понять, почему деревья сбрасывают листья.
3. Провести исследование и узнать влияет ли на листопад свет и тепло.
Целью работы над проектом является:
-учиться работать с научной литературой, понять, что экология является главным направлением в жизни человека.
План проведения проекта:
-постановка цели проекта
-постановка задач проекта
- выбор объекта исследований
-выбор дерева
-наблюдения
2. Научный этап:
- экологическая акция
- сбор информации о дереве.
- сказки разных народов о деревьях
- изучение жизни дерева
3. Исследовательский этап:
- наблюдения.
- социологический опрос.
- работа с литературой.
4. Обобщение материалов:
- обсуждение результатов наблюдений
- написание научных работ
- накопить материал к урокам окружающего мира, литературного чтения,
кубановедения.
- изобразительное творчество
- оформление буклетов
- изготовление поделок
Первый этап – подготовительный
Мы должны знать, что не только человек, но и всё живоё потихоньку, готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. Накапливают его летучие мыши, комары. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.[3]
Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.[2]
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже постепенно начинаю сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
Перво - наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтые краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет не заметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям предает особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в листе образуется только на свету. Летом солнце светит долго. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Зеленый цвет в листе убывает, и заметным становиться желтым. Лист желтеет.
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Чем сильнее пожелтел лист, тем легче он обрывается и наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.
Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.[1]
Второй этап – научный
Деревьям нужно много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодная, но и главное сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от зимней «засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того нужен листопад деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные вещества, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Если деревья под тяжестью снега наклоняют свои ветки, то стволы так и остаются похожими на коромысло.
Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение сока в них нарушено. Ведь именно по стволу к листьям поднимаются питательные соки. [5]
Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Листопад происходит главным образом у древесных лиственных растений. Но и с хвойных растений листья также опадают. Только у них листья – иголки опадают постепенно, не все сразу. Поэтому они одеты в зелёный наряд во все времена.[4]
Свои наблюдения и результаты работы с литературой я отразила в таблице (приложение №1), в фотографиях (приложения №2-5).
Третий этап - исследовательский
Я часто бываю в г. Новороссийске в гостях у своей крёстной. Новороссийск - очень красивый город, там много деревьев, цветов, фонарей. Мне кажется, что больше всего страдают деревья в городе, которые растут около уличных фонарей. Они позже других деревьев сбрасывают листву: лампы удлиняют им день. Морозоустойчивость у них снижается.
Для подтверждения моих наблюдений за деревьями была проведена исследовательская работа.
В эксперименте принимали участие родители, учащиеся, ученики. В сентябре им было предложено ответить на вопросы:
1. Все деревья сбрасывают листву?
2. Все ли деревья одинаково сбрасывают листья?
3. Влияет ли на листопад свет и тепло?
В ходе проведённого опроса получили следующие результаты, которые представлены в таблице №1.
Таблица №1. Результаты опроса родителей, учителей, учащихся.
вопросы | Учащиеся | Родители | Учителя | |||||
да | нет | да | нет | да | нет | |||
1 | 11 | - | 4 | - | 3 | - | ||
2 | 8 | 3 | 4 | - | 3 | - | ||
3 | - | 11 | 3 | 1 | 2 | 1 |
По результатам опроса можно сказать, что мнения не совпадают. На первый вопрос 18 человек считают, что все деревья сбрасывают листву. На второй вопрос 15 человек ответили – да, 3 человека – нет. На третий вопрос 5 человек ответили – да, 13 человек – нет.
Тогда мы решили, провести наблюдения за липой, которая растёт у нас во дворе около фонаря и липой, которая растёт в соседнем дворе далеко от дома. Наблюдение проводилось 1 раз в неделю.
В ходе проведённого наблюдения, получили следующие результаты, которые представлены в таблиц №2.
Таблица №2. Результаты наблюдения за деревьями.
Дата | Липа, растущая около фонаря | Липа, растущая вдали от света |
26.09.13 | имеет листву | имеет листву |
3.10.13 | имеет листву | имеет листву |
10.10.13 | имеет листву | имеет листву |
17.10.13 | имеет листву | начинает опадать листва |
26.10.13 | начинает опадать листва | начинает опадать листва |
6.11.13 | начинает опадать листва | опадает листва |
13.11.13 | опадает листва | опадает листва |
20.11.13 | опадает листва | деревья без листьев |
27.11.13 | деревья без листьев | деревья без листьев |
По результатам наблюдений можно сказать, что липа, которая растёт около фонаря, сбросила свою листву на неделю позже, чем липа, которая растёт далеко от света.
Таким образом, деревьям около фонарей приходится сложнее. На улице уже морозы, а они ещё с листьями, хотя должны отдыхать.
Значит, деревья сбрасывают листву, но не одинаково. Свет и тепло влияют на листопад.
Четвёртый этап – обобщение материалов
Дополнительный материал к урокам окружающего мира, литературного чтения, кубановедения.
№ карточки | Содержание |
1 | По календарю осень начинается 1 сентября. |
2 | Астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия – 23 сентября, когда день по долготе равен ночи. |
3 | Появление жёлтых листьев на берёзе – признак начала осени в живой природе. |
4 | Осенью зелёные зёрна хлорофилла разрушаются, а жёлтое красящее вещество сохраняется. Листья желтеют. |
5 | В лепестках цветов: маков, жарков, куриной слепоты, одуванчиков – содержится такое же красящее вещество, что и в зелёных листьях. |
6 | У ясеня и орешника сначала опадают листья на верхних концах ветвей… |
7 | У липы и у тополя сначала опадают листья – на основной части ветвей. |
8 | У сложных листьев некоторых деревьев опадает каждый листок в отдельности, отдельно опадает и общий черешок. |
9 | Хвойные деревья – и ель, и сосна – тоже заменяют свои иглы, только постепенно, в течение всего года. |
10 | Листья все облетели – дереву теперь не страшны зимние морозы и снежные бури. |
11 | Сосна и ель так экономно испаряют воду, что легко переносят зимний «водяной голод». |
12 | Ночью деревья, как и зимой, спят. Летом деревья спят с часу ночи до пяти часов утра. |
13 | в городе от морозов больше всего страдают деревья, которые растут ближе к уличным фонарям. Они позже других деревьев сбрасывают листву: лампы удлиняют им день. Морозоустойчивость у них снижается. |
Обобщить проектную работу хочется строками из стихотворения «Осенний карнавал» А. Чельцева:
Синеет даль в хрустальном блеске,
Тропа промыта добела.
Рукой подать до перелеска,
Спешу поведать, как дела.
Ах, в самом деле, что за прелесть!
Я чуть опять не прозевал.
Деревья все переоделись,
У них осенний карнавал.
Какое красок состязанье!
Сегодня все, как на показ,
К осинке алой на свиданье
В плаще лимонном вышел вяз.
Вот тополь в буром маскхалате,
И он красой не обделён,
А рядом медно – красноватый,
Как будто витязь в латах клён.
Огонь одежд не угасает
Ни в этой роще и ни в той.
Дубок, в плечах сажень косая,
С берёзкой шутит золотой.
И только ивы – босоножки,
Глядясь в озёр глухое дно,
Грустят о бархатных серёжках,
Что отцвели давным – давно.
С утра до ночи листьев вьюга
Кружит в весёлой кутерьме.
Ольха, давнишняя подруга,
Листок на память дарит мне!
Заключение
Таким образом, в ходе работы достигнуты поставленные мною цели и задачи:
1. Узнала, почему желтеют листья.
2.Стало понятно, зачем деревья сбрасывают листья.
3.Выяснила, что свет и тепло влияет на листопад.
Действительно, я могу сказать, почему желтеют и опадают листья. Мне стало понятно, что в связи с удлинением ночи становится меньше света, поэтому проявляется в листе больше жёлтого цвета. Чем сильнее пожелтел лист, тем легче он обрывается. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить, т.к. излишки питательных веществ накапливаются в листе. Ещё одна причина сбрасывания листьев с деревьев: защита тонких хрупких веток дерева от тяжести выпавшего снега. В ходе проектной работы я убедилась в том, что свет и тепло влияют на опадение листьев. Выяснила, что деревья должны вовремя сбрасывать листву. А помочь деревьям, я думаю, можно только посадив их далеко от фонарей, потому что такие деревья больше всего страдают от морозов. Я могу сказать, что дерево без листьев, словно засыпает, движение соков замедляется, почти останавливается. Деревья отдыхают, набираются сил для новой жизни, поэтому листья деревьям не нужны.Я знаю, что деревья не бесчувственные брёвна, а живые растительные организмы. Хотя и накрепко «привязаны» к земле.Я думаю, что мои исследования, исследования моих одноклассников и дополнительный материал можно использовать во всех школах на уроках литературного чтения, кубановедения, окружающего мира. Они помогут разнообразить уроки, учащиеся узнают много нового и интересного. Ведь мои одноклассники с любопытством слушают, задают вопросы. Можно сказать , что не все тайны деревьев ещё разгаданы. Наблюдать необходимо за жизнью деревьев и дальше. Чтобы узнать много нового и интересного и рассказать об этом на уроках. Главное, чтобы они были всегда здоровы и украшали нашу планету. Для вас и для нас, для маленьких и больших. Деревья нам нужны.
Список литературы
1. Граубин Г. Почему осенью - листопад? - М.: Малыш, 1990.
2. Полянская И., Ионина Н.Я познаю мир. Детская Энциклопедия. - М.: ООО Фирма. АСТ, 1999.
3.Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М:ОЛМ Медиа Групп,2011.
4. Слащёв А. Лист. – С., 2010.
5. Большая энциклопедия начальной школы. Растения и животные: вопросы и ответы. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Попробуем на вкус солёность моря?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Яблоко
Астрономический календарь. Март, 2019
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"