Автор данной работы исследовала речь учащихся Сухо-Сарматской СОШ и выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица пятого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. Беликова Дарья за искоренение сленга из речи школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Школьный сленг" | 666.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сухо-Сарматская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Возрастная группа:
А - «Первые шаги» (4-5 классы)
Секция: 2 - Гуманитарная
Тема работы: « Школьный сленг»
Автор работы: Беликова Дарья
Руководитель: Ракитина Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
Территория: с. Андреево-Мелентьево,
Неклиновский район
2016 год
Оглавление.
Автор данной работы исследовала речь учащихся Сухо-Сарматской СОШ и выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица пятого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. Беликова Дарья за искоренение сленга из речи школьников.
В этом году я стала пятиклассницей. Поднявшись ещё на одну ступеньку своего развития, заметила, что многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Ребята, привыкая вульгарно выражаться в разговоре, и пишут так же. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».
Я решила исследовать этот актуальный вопрос и понять, почему так происходит, кто виноват, можно ли обойтись в нашей жизни без сленга.
Поэтому цель моей работы – изучить речь сверстников, выявить все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников.
Задачи:
Методы исследования: теоретический (работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов), социологический (опрос, анкетирование, голосование учащихся), эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов).
Гипотеза: я предполагаю, что сленг разрушает нашу речь.
Объект исследования: обучающиеся Сухо-Сарматской СОШ.
Предмет исследования: наличие школьного сленга в моём учебном заведении.
Новизна: исследование школьного сленга позволит улучшить речь моих сверстников.
Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.
Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», пришла к выводу, что сленги бывают разных видов (компьютерный, сленг наркоманов, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т. д.). Это связано, в большей степени, со сферой их использования и функциональным применением.
Я пока учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные.
Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, класс, супер, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? Об этом в следующем разделе.
Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга?
Ответы мне подсказали сами учащиеся Сухо-Сарматской школы. Вашему вниманию представляю результаты социологического опроса, проведённого мною в 5 – 10 классах.
Было опрошено 65 человек. На вопрос: «Почему ты употребляешь слова школьного сленга?» - ребята ответили так:
- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 27 %;
- это экономит время при общении – 21 %;
- помогает ярче выразить эмоции и чувства – 43 %;
- хочу быть современной (-ым)–15 %
- это вошло в привычку – 35 %;
- все мои друзья так говорят – 28 %
- это модно – 30 %
- хочу выглядеть крутой(-ым) – 16 %
Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.
Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я убедилась, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.
Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).
Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.
Очень часто из уст ребят слышу: «лажа, лох, малой, напряг». Это слова из уголовного сленга.
В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.
Наверное, будут понятны и такие слова, как колёса, косяк, нюхачи, бухать. Это слова, заимствованные из жаргона наркоманов и алкоголиков.
Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д. А вот сленговые выражения, которые понятны только в нашей школе: орнуть в голосину – громко смеяться, нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово.
Для того чтобы выяснить, как учащиеся моей школы относятся к употреблению сленга в речи, я провела анкетирование: «Сленг в моей речи: быть или не быть?»
В анкетировании участвовало 40 человек. Было задано 5 вопросов.
На вопрос: «Используешь ли ты сленг?» - положительно ответило 36 человек, что ещё раз доказывает масштабы его распространения.
Впервые услышали, прочитали сленговые выражения ребята в интернете, по телевизору. Так ответило в равной степени по 15 человек. 6 школьников переняли сленг от взрослых, 4 – от своих сверстников.
В сочинениях и изложениях сленг употребляли 5 человек из опрошенных. Учащиеся признались, что настолько привыкли к сленгу в разговорной речи, что не заметили, как это перешло на бумагу. От себя же добавлю: согласитесь, странно звучит, если читаешь в творческой работе учащегося: «Пушкин - офигенный писатель», или «Жилин – крутой чувак», или «передо мной классная картина».
Когда я спросила, как ребята относятся к сленгу в речи, большая часть (33 человека) одобрила его употребление.
Однако на последний вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 38 человек дали положительный ответ.
В целом результаты анкетирования показали, что чаще всего источником пополнения сленга является интернет и ТV. Большая часть учащихся Сухо-Сарматской СОШ использует сленг в своей разговорной речи, одобряет его употребление, но считает «сором» литературного языка. Почему же такие противоречия? Всё показало голосование.
В завершение исследования я организовала голосование учащихся Сухо-Сарматской школы «Сленг: «за» и «против»». Ребята отдавали свои голоса за сленг или против него, аргументируя свой голос в письменном виде.
В голосовании приняло участие 64 человека. За сленг проголосовало 28 человек, против – 36. Радует то, что учащиеся осознают пагубность «резвых» словечек для нашего языка, стараются исключить их из письменной речи, но, к сожалению, не могут полностью искоренить из речи разговорной. Аргументы представляю в виде таблицы (см. Приложение).
Подводя итог, хочется сказать, что школьный сленг был, есть и, к сожалению, будет. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет. Однако я считаю, что сленг разрушает нашу речь. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.
Буду рада, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.
В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые…
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить.
Ддругие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести,
И самой низкой подлости…
Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А вы?
«За» | «Против» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор работы: Беликова Дарья.
Анкетирование учащихся Сухо-Сарматской СОШ:
«Сленг в моей речи: быть или не быть?»
Голосование учащихся Сухо-Сарматской СОШ:
«Сленг: «за» и «против»».
Ласточка
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Что такое музыка?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Философские стихи Кристины Россетти