Тема Великой Отечественной войны – небычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей.
22 июня 1941 года прозвучало страшное слово «война». Фашистская Германия напала на нашу страну. Жестокий и сильный враг напал внезапно.
Каждый житель нашей огромной страны встал на защиту Родины. Вместо ушедших на фронт мужчин на заводах и фабриках к станкам встали женщины, подростки и старики. Колхозы снабжали армию хлебом и продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей. Помогали фронту всем, чем могли: выращивали и собирали хлеб, картофель, отвозили на железную дорогу, сдавали молоко, яйца, вязали носки и варежки солдатам.
Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига.
К сожалению, сейчас в мире забывают, кто был подлинным победителем в той страшной войне. Но если каждый из нас будет помнить о своих предках, о тех, кто в его семье воевал, то наша память не угаснет. Особое место занимает война и в истории моей семьи. Участниками тех событий были мой прадедушка Куклин Павел Иванович и мой прапрадедушка Кащеев Михаил Иванович.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tekst.docx | 36.11 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский»
Республики Марий Эл
исследовательский проект
Листая военные архивы…
Выполнил: Панкратов Дмитрий,
обучающийся 4-А класса
Руководители: Рябчикова Н.П., учитель истории,
Присяжнюк Е.В., учитель начальных классов.
п.Советский
2016 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3-4
2.1. Боевой путь Куклина Павла Ивановича……………………….6-7
2.2. Фронтовая судьба Кащеева Михаила Ивановича……………..8-11
Выводы………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………13
Список источников интернета……………………………………………….14
Приложение
Тема Великой Отечественной войны – небычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей.
22 июня 1941 года прозвучало страшное слово «война». Фашистская Германия напала на нашу страну. Жестокий и сильный враг напал внезапно.
Каждый житель нашей огромной страны встал на защиту Родины. Вместо ушедших на фронт мужчин на заводах и фабриках к станкам встали женщины, подростки и старики. Колхозы снабжали армию хлебом и продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей. Помогали фронту всем, чем могли: выращивали и собирали хлеб, картофель, отвозили на железную дорогу, сдавали молоко, яйца, вязали носки и варежки солдатам.
Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига.
К сожалению, сейчас в мире забывают, кто был подлинным победителем в той страшной войне. Но если каждый из нас будет помнить о своих предках, о тех, кто в его семье воевал, то наша память не угаснет. Особое место занимает война и в истории моей семьи. Участниками тех событий были мой прадедушка Куклин Павел Иванович и мой прапрадедушка Кащеев Михаил Иванович.
Цель моей работы – исследование боевого пути Куклина Павла Ивановича и Кащеева Михаила Ивановича.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объект исследования: боевой путь Куклина Павла Ивановича и Кащеева Михаила Ивановича.
Предмет исследования: материалы архивов министерства обороны РФ.
Гипотеза: материалы военных архивов, размещенные на сайтах министерства обороны, позволяют узнать о фронтовых судьбах наших родственников, участников Великой Отечественной войны
Продукт исследования:
В работе над данным проектом были использованы следующие методы:
1.Научно-поисковые:
- работа с архивными документами
- работа с ресурсами Интернета
2. Аналитические:
- анализ и синтез собранного материала
3. Систематизирующие:
- систематизация полученных данных
4. Практические:
- компьютерная презентация.
Изучив семейный архив, данные сайтов «Подвиг народа» найдены ответы на следующие вопросы:
1. Когда, где и в какой семье родился Куклин Павел Иванович? Где учился?
Куклин Павел Иванович родился 3 июля 1925 года в д. Нижний Колянур Мумзерского сельского совета Ронгинскоского района Марийской АССР в семье кохозника. Закончил Шогальскую среднюю школу.
Призвался в армию в 1 февраля 1943 году в возрасте 17 лет.
Воинскую службу Павел Иванович начал с обучения в Смоленском стрелково-снайперском училище (эвакуировано в Удмуртскую АССР). В годы войны наша армия нуждалась в офицерах, поэтому учились недолго – с 1.02.1943 года по 15.12.1943 года. Получив звание «младший лейтенант» Куклин командовал снайперским взводом 440-го стрелкового полка 64-й стрелковой дивизии, после полученного ранения и лечения в госпитале –взводом автоматчиков 830-го стрелкового полка 238-й Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии.
Павел Иванович проходил службу в составе 1-го Белорусского фронта с 1февраля по 5 апреля 1944 года, Западного фронта с 6 по 25 апреля 1944 года, 2-го Белорусского фронта с 26 апреля 1944 года. Участвовал в боях по освобождению Белоруссии, Польши. В Восточной Померании получил тяжелое ранение. Уволен из рядов Красной Армии 1 октября 1945 г. в звании «старший лейтенант».
Медалью «За отвагу» лейтенант Куклин был награжден за участие в боях за город Гродно в 1944 году, при этом он был ранен.
Орденом Красного Знамени старшего лейтенанта Куклина наградили за то, что он совершил ночную вылазку со своим взводом и овладел деревней Альтпрусы, затем мужественно отражал атаку, несмотря на полученное ранение.
После демобилизации Павел Иванович поступил в Марийский педагогический институт им. Н.К.Крупской на физико-математический факультет.
В годы учебы познакомился с моей прабабушкой Кащеевой Марией Михайловной, они поженились, воспитали дочь и двоих сыновей.
После окончания направлен работать в свой родной Советский район, в Ронгинскую среднюю школу, а затем переведен в Советскую среднюю школу. Руководил методической секцией учителей физики, под его руководством проводились районные олимпиады по физике, математике, химии.
Активно занимался общественной деятельностью: был депутатом сельского и районного Советов, членом обкома профсоюза работником просвещения, членом райкома КПСС.
За заслуги в области народного образования Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1960 года Куклину Павлу Ивановичу присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Павла Ивановича нет с нами, но остались его добрые дела…
Трагична судьба моего прапрадедушки Кащеева Михаила Ивановича. Вплоть до апреля 2015 года было известно, что он пропал без вести после продолжительных боев под Вязьмой. Благодаря публикации материалов Министерства обороны, находившихся ранее под грифом «Секретно», удалось узнать, какие тяготы пришлось испытать Михаилу Ивановичу.
Основными источниками моего исследования стала персональная карта военнопленного, воспоминания моей прабабушки, дочери Михаила Ивановича, Куклиной Марии Михайловны
Кащеев Михаил Иванович родился в 1903 году в д. Кузьминин - Усам Арзамасского района Горьковской области в крестьянской многодетной семье, в которой воспитывалось два сына и три дочери. В 30-е годы в нашей стране организовывались колхозы, и мой прапрадедушка был избран председателем. По воспоминаним прабабушки, её отец был спокойный, уравновешанный. Хороший семьянин, любил детей, к началу войны их у него было четверо: старшему – 15 лет, младшему – 2 года.
В армию Михаила Ивановича призвали 6 сентября 1941 года. Ему было 38 лет. По воспоминаниям моей прабабушки, от него пришло лишь одно письмо, а потом сообщили, что он пропал без вести.
Михаил Иванович, скорее всего, служил в составе одной из четырех армий: 19-й, 20-й, 24-й и 32-й Западного фронта. Это предположение основано на том, что именно они оказались в окружении в результате ожесточеных боев под Вязьмой. «Окруженные советские войска в течение недели предпринимали усилия по выходу из окружения. Около 85 тысяч человек смогли пробиться через линию фронта.
Отдельные группы присоединились к партизанам. Количество погибших в боях и при попытках вырваться из окружения точно неизвестно, однако оно исчисляется сотнями тысяч. Остальные окруженные войска спустя неделю были пленены. Точное число попавших в плен в вяземском котле неизвестно. Согласно немецким источникам, общее количество взятых в плен под Вязьмой и Брянском составило 663 тысячи человек.
Бои под Вязьмой завершились к 13 октября 1941 года. Эта операция была, пожалуй, крупнейшим поражением Красной Армии в первом периоде войны». [1]
Красноармеец Кащеев, оказавшись в плену, был напрален в шталаг 352 – это был сборный лагерь для рядового и сержантского состава недалеко от Минска. Изучая материал о фашистских лагерях, было установлено, что арабскими цифрами обозначались лагеря, находящиеся на территории нашей страны, а римскими – на территории Германии, он означал номер военного округа. Лагеря одного военного округа различались дополнительной прописной буквой (дававшейся в алфавитном порядке по мере их открытия). В начале войны многим лагерям на территории рейха давали двойные – римские и арабские – номера, которые писались или в скобках или через черточку.
На каждого военнопленного заводилась персональная карта, в которой отмечались:
В карте имеется и фотография. В нашей семье не было ни одной фотографии прапрадедушки. Мы увидели, каким он был: это был крепкий мужчина, блондин с голубыми глазами.
Лагерь Шталаг - 352 называли лагерем смерти. На площадке в центре лагеря была установлена виселица с тремя крюками. На этих крюках иногда вешали провинившихся прямо за подбородок. Смерть была долгой и мучительной. К тому же казни порой сопровождались музыкой... Широко применялась порка. Военнопленных избивали дубинками, нагайками, плетками из проволоки, шомполами. За малейший проступок заключенный получал пятьдесят плетей. Любимым занятием охраны была стрельба из винтовок и автоматов по «движущимся мишеням», т.е. по военнопленным, проходившим в одиночку или группами по территории лагеря. Практиковались и массовые расстрелы.
Самым тяжелым временем для узников Шталага-352 стала зима 1941-1942 года. В это время в нем находилось до 140 тысяч пленных. Именно в эту зиму погибла их основная масса.
В ноябре—декабре 1941 в лагере вспыхнула эпидемия тифа. В 1941-1942 гг. в Шталаге-352 находилось до 130-140 тысяч пленных, но к лету 1942 г. их осталось 8-10 тысяч.
Мой прапрадедушка находился в этом лагере до декабря 1942 года.[2]
С декабря 1942 года до 18 декабря 1944 года Михаил Иванович находился в лагерях на территории военного VI округа в Германии. Сначала он попал в лагерь VI D в Дортмунде. В нем проводилась регистрация, санитарная обработка и распределение по рабочим командам. Затем его переправили в лагерь VI А в Хемере. С осени 1942 года туда отправляли тысячи советских военнопленных для работы в угольной промышленности. Известно, что в ноябре 1942 года смертность в этом лагере составляла 140 человек в день. А с начала 1943 года лагерь Хемер окончательно превратился в "Русский лагерь", где одновременно содержались более 47000 пленных. Русских военнопленных использовали на самых тяжелых работах, таких как, угольные шахты Рура. Средняя продолжительность жизни советских военнопленных, работавших в шахтах, составляла 5 месяцев.
Согласно данным карты с 16 сентября по 28 октября 1943 года военнопленный Кащеев находился на лечении в госпитале.
После этого его отправили в лагерь VI C в Оберланге, где он находился до 9 мая 1944 года. С 9 мая по 29 июня 1944 года он был возвращен в лагерь VI D в Дортмунде. С июня 1944 года Михаил Иванович был отправлен в лагерь VI А для офицеров в Мюнстере. По какой причине? Вопрос пока остается без ответа.
18 декабря 1944 года Михаил Иванович Кащеев погиб, но об этом мы, его внуки, правнуки и праправнуки, узнали только спустя 71 год, в апреле 2015 года. Моя прабабушка Мария Михайловна так и не узнала о том, что стало с её отцом: она умерла в марте 2015 года.
Выводы
Война оставила глубокий след в истории нашей страны. Она показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Долгих четыре года шел народ дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сплотившись, он поднялся на защиту своей свободы.
Я горжусь тем, что свой вклад в Победу над фашистской Германией внесли и представители моей семьи, мои прадедушки, которые и сегодня являются для меня примером стойкости и жизнелюбия.
Благодаря материалам военных архивов, размещенные на сайтах министерства обороны, удалось узнать о фронтовых судьбах моих родственников, участников Великой Отечественной войны
Заключение
Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение, потому что при изучении истории своей семьи меняется отношение к истории своей страны.
Разработанная методика исследования способствует формированию навыков работы с историческими источниками.
Данную работу можно использовать на уроках при изучении темы «Великая Отечественная война» и на классных часах, посвященных Дню Победы.
В дальнейшем я думаю продолжить работу по изучению и оформлению семейного архива.
Список используемых ресурсов Интернета
http://obd-memorial.ru/html/
www.sgvavia.ru/forum/113-973-1
http://itishistory.ru/1m/2_voina_27.php
На берегу Байкала
Военная хитрость
Притча о гвоздях
Северное сияние
Композитор Алексей Рыбников