Владельцы приусадебных участков, для получения высокого урожая должны знать, как увеличить плодородие почвы, какие факторы на это влияют, т.е. какие необходимо вносить удобрения, какая кислотность почвы, как качество воды влияет на урожай. Меня заинтересовал ряд вопросов связанных с изучением почвы. Из уроков географии и биологии я знаю, что почвы бывают разных видов. Все виды почв обладают разными свойствами. На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность на много ниже. Я поняла, что нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.
Цель - определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы. Гипотеза: Если человек будет правильно применять агротехнические приемы по использованию почвы, то это не приведет к деградации ландшафта.
Вложение | Размер |
---|---|
chernozem_sozvezdie.doc | 250.5 КБ |
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино
Токаревского района Тамбовской области
Региональный этап Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» (олимпиада «Созвездие»)
Номинация: ««Наш дом - Земля».
Исследовательская работа
Чернозём – главное богатство моей малой Родины
(исследование состава почвы во время пятой трудовой четверти)
Автор: Маркина Наталия
обучающаяся 8 класса
Филиал МБОУ Токарёвская СОШ №2
в д. Чичерино
Руководители: Татьяна Владиславовна Баченина
учитель географии
Лидия Николаевна Егорова
учитель биологии
Чичерино 2016
Содержание
I. Введение………………………………………………………………3
II.Основная часть
1.1 Почвы, их виды и свойства…………………………………………4
1.2 Почвы нашего района ……………………………………………..4
2. Исследование почвы на учебно-опытном участке………………….5
2.1 Описание учебно-опытного участка………………………………..5
2.2 Метод определения механического состава почвы………………..5
2.3 Определение морфологических признаков и физических свойств почвы……………………………………………………………………. .8
2.4 Кислотность почвы и методы её определения…………………… .9
3.1.Химический анализ почвы………………………………………… 15
4.1 Улучшение качества грунта……………………………………….. 22
5.1 Что с чем соседствует.……………………………………………....22
III. Заключение………………………………………………………… 23
Вывод………………………………………………………………… 24
IV. Использованная литература……………………………………… 25
V. Приложение……………………………………………………………26
Введение
«И еще ты узнаешь, что земле надо давать больше, чем берешь от нее; нужно обработать ее щелочью, насытить известью, согреть теплым навозом, пересыпать легкой золой, напоить воздухом и солнцем. Тогда начнет распадаться и дробиться спекшаяся глина, словно тихонько дыша; начнет с удивительной готовностью мягко поддаваться она заступу; станет на ощупь теплой и благодарной».
Карел Чапек «Год садовода».
Почва! Какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами. Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям. Эшелоны зерна, овощей, фруктов, разнообразного сырья для промышленности производит почва, возделанная трудом человека. Владельцы приусадебных участков, занимающиеся выращиванием плодово-ягодных и овощных культур, для получения высокого урожая должны знать, как увеличить плодородие почвы, какие факторы на это влияют, т.е. какие необходимо вносить удобрения, какая кислотность почвы, как качество воды влияет на урожай. Меня заинтересовал ряд вопросов связанных с изучением почвы. Из уроков географии и биологии я знаю, что почвы бывают разных видов. Все виды почв обладают разными свойствами. На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность на много ниже. Я поняла, что нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.
Основная цель исследования - определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы.
Задачи:
1. Проанализировать литературные и научные источники, картографический и статистический материал по данной теме.
2. Определить физические и химические свойства образцов почвы.
3.Выработать рекомендации по использованию исследуемых почв
Гипотеза:
Если человек будет правильно применять агротехнические приемы по использованию почвы, то это не приведет к деградации ландшафта.
Объект исследования: почвы в окрестностях деревни Чичерино.
В соответствии с целью и задачами определили следующие направления исследования:
- краеведческие исследования,
-географические исследования,
-исследования почвенных разрезов,
-химические исследования почв.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников и материалов.
2. Сравнительно-географический.
3. Статистический.
4. Метод полевых наблюдений и исследований.
5. Картографический.
6. Аналитический.
Работа выполнялась по следующему плану:
1.Подготовительный период (изучение научной литературы, методик полевых работ).
2.Полевой этап: отбор образцов почв (почвенного монолита).
3.Работа в камеральных условиях (обработка результатов исследования).
4. Период отчетов (результаты исследований были доложены перед сверстниками на школьной экологической конференции.
Мною была изучена научная литература по данной теме, произведен отбор образцов почвы, рассмотрено строение почвенного разреза, исследован механических состав, определено наличие хлоридов, сульфатов и карбонатов в почвенной вытяжке, произведено определение кислотности почвы.
Данные исследования могут быть применены на уроках краеведения и географии в 6 классе (тема: «Почвы»), в 8 классе(тема:«Типы почв России»), в работе «Экологической тропы» по географии, краеведению, биологии. На уроках химии ( «Химические исследования почв на сульфаты и карбонаты»).
Основная часть.
1. Почвы их виды и свойства
Почва имеет большое значение для роста и развития растений. Она состоит из твёрдой (минеральной и органической), жидкой (почвенного раствора), газообразной (почвенного воздуха) фаз. Твёрдая фаза включает минеральную часть, которая состоит из камней, ила, песка, глины и так далее и органическую, главным веществом которой является гумус. Минеральная часть почвы создаёт её механический состав, от которого зависят её физические свойства: - влагоёмкость, воздухоёмкость, влажность, прогреваемость, теплоёмкость, липкость, рыхлость и другие. В зависимости от места возникновения и содержания камней, ила, песка и глины почвы бывают: глинистые, песчаные, суглинистые, супесчаные, торфяные, дерново-подзолистые, чернозёмные, каштановые, бурые, серозёмы, солонцы и солончаки.
1.2 Почвы нашего района.
Почвы являются главным богатством нашего района. На всей территории сравнительно однообразный почвенный покров, представляет собой черноземы обыкновенные с разным гумусным содержанием тяжело и среднесуглинистые. Они плодородны и удовлетворяют все жизненные потребности растений. Согласно агроклиматическому районированию Тамбовской области, территория Токаревского района находится в южной зоне. Токаревский район относится к зоне полузасушливого климата. По данным Жердевской метеорологической станции погодные условия района характеризуются следующими показателями: продолжительность безморозного периода 145 дней; количество дней с температурой воздуха свыше нуля — 215 дней; абсолютный годовой максимум температуры воздуха — плюс 39 градусов; сумма осадков за год составляет 450—470 миллиметров. По данным областной гидрометеостанцин, засухи слабой и средней интенсивности бывают в нашей зоне почти каждый год, засухи интенсивные — восемь лет из десяти. А засухи очень интенсивные — через каждые 2 — 3 года. Максимальный снежный покров достигает 10 — 20 см.
По результатам почвенного обследования, проведенного за последние годы, основные почвы распаханных земель в районе представляют собой, мощные, среднемощные, слабо выщелочные и лугово-черноземные почвы, которые составляют около 90 процентов территории. Кроме черноземов имеются солонцы, солодо-лугово-дерновые почвы. Сочетание различных факторов почвообразования привело к формированию довольно разнообразного почвенного покрова в окрестностях деревни Чичерино.
Особую опасность для почв нашей местности представляют юго-восточные суховеи силой до 12 —15 метров в секунду. Они вызывают интенсивное испарение влаги с поверхности почв, приводят к резкому нарушению водного и температурного режима, сильно снижая урожай сельскохозяйственных культур, В некоторые годы бывают черные бури, уничтожающие посевы культурных растений, особенно посевы сахарной свеклы. Все особенности климата на территории района создают трудности в получении стабильного высокого урожая, и обуславливают необходимость проведения всех агротехнических приемов, направленных на сохранение влаги в почве и предотвращение процессов эрозии. В зависимости от наших потребностей, а скорее от потребностей растений, которые хотим вырастить, можно влиять на качество почвы в приусадебных участках, используя оптимальное количество удобрений. Одной из распространенных ошибок является удобрение «на глазок», что может привести к ненужным последствиям. Для того, чтобы уменьшить риск совершения ошибки, следует установить вид и особенности почвы, на которой будут выращиваться растения, то есть сделать пробу почвы.
Для того, чтобы получить точные результаты, лучше всего взять пробу почвы и отдать ее на исследование в специальную лабораторию. К сожалению, за такой анализ придется заплатить, да и у нас его не делают, поэтому многие решают самостоятельно определить характеристики почвы. У нас в микрорайоне школы есть пришкольный участок, где мы выращиваем картофель, овощи и фрукты для школьной столовой. Но в последние годы урожай картофеля низкий, поэтому я решила исследовать почву пришкольного участка с целью улучшения её плодородия.
2.1 Описание приусадебного участка.
Участок расположен в западной части деревни, по левому берегу реки Бурначка. Общая площадь участка 0, 500 га. После изучения вопросов теории, вместе с учителем географии приступили к проведению запланированных исследований. Первое, с чего начали, определения механического состава почвы.
2.2 Метод определения механического состава почвы на пришкольном участке.
Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством перегноя и воды, необходимыми для растений. Для того, чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, я исследовала следующие показатели: количество перегноя; количество воды; механический состав; воздухопроницаемость; кислотность почв. Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке.
Исследование 1. Из пахотного слоя взяла пригоршню почвы и размочила образец до состояния теста. После этого скатала шарик. Он получился круглый, плотный, без трещин. Затем из шарика скатала «шнур». «Шнур» получился с незначительным количеством трещин. Каждый раз его можно было раскатывать всё тоньше и тоньше. Это говорит о том, что исследуемая почва не является супесчаной. После этого я попытался свернуть шнур в кольцо. Попытка оказалась безуспешной, кольцо не получилось.
Вывод: По механическому составу почва на пришкольном участке суглинистая. Почвы с таким механическим составом наиболее благоприятны для роста и развития растений. Для улучшения структуры этой почвы можно добавлять свежие опилки при осенней перекопке из расчёта полведра на 1 м. Для ускорения перегнивания опилок их можно полить навозной жижей или смешать с любым навозом. Почву для определения механического состава брала в разных местах участка. Также тип почвы можно определить, растерев между пальцев горсть земли. В определении особенностей почвы поможет таблица и фотографии. (Приложение 1.)
2.3. Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость.
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых повреждений.
Водопроницаемость - это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в мм водного столба, проходящей через единицу площади и поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости определила по шкале Н. А. Качинского. (Приложение 1. )
Вывод: Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость показала, что супесчаная почва достаточно воздухопроницаема и водопроницаема.
2.4. Содержания в почве перегноя и воды.
С глубины 15-20 см взяла образец почвы весом 100 г, рассыпав тонким слоем на листе фанеры, оставила на 5-6 часов на солнце. После пересыхания взвесила, потом в фарфоровой чашке прокалила до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесила. Так определила количество перегноя и воды.
Вывод: Количество перегноя в почве равно 6,8. Почва плодородная. Почва нормальная- 40-50% влажности. Проведя полевое исследование почвы на учебно-опытном участке школы, я составила таблицу: «Морфологические признаки почвы». (приложение №1).
2.5 Определение морфологических признаков почвы.
Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Диаметр почвенных комочков структурной почвы в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Часть воды по мельчайшим порам проникает внутрь комочка. Почвенный раствор, обволакивает их, прочно прилипает, не стекая. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений.
Исследование 2. Структуру почвы определяла при ясной, сухой погоде. Я выкопала яму на глубину пахотного горизонта. С отвесной стенки срезала лопатой пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. после этого ножом вырезала небольшой образец почвы и подбросила его на лопате два раза. Почва распалась на мелкие комочки. Комочки были разных размеров от просяного зёрнышка до горошины. Приглядевшись внимательно, я увидела, что большинство комочков имеют размер просяного зёрнышка и мельче.
Вывод: Почва на участке имеет комковато-зернистую структуру. Это говорит о высоком плодородии.
Водопрочность почвы.
В условиях лесостепной зоны водопрочность почвы имеет очень большое значение. Для определения водопрочности почвы я проделала следующую работу.
Исследование 3. Взяла стакан с водой и поместил туда несколько образцов почвы с участка. Стала потихоньку взбалтывать воду и увидела, что образцы почвы оседают на дно.
Вывод: Почва обладает очень, водопрочной структурой, за счет содержания глины.
Исследование 4. Методика определение цвета почвы
Окраска почв довольно разнообразна и зависит от многих физических, химических и биологических процессов, происходящих в биосфере.
Окраска сильно меняется от степени влажности и источника света, поэтому определение цвета на глаз весьма субъективно. Определение окраски принято делать по образцам, высушенным на воздухе и находящимся при рассеянном дневном освещении. С.А.Захаров предложил треугольник цветов, который используется для более правильного определения цвета почв. (Приложение 2.)
Вывод: Сравнив цвет почвы с треугольником цветов Захарова я убедилась, что почва на исследуемом участке имеет темный цвет, т.е типичный чернозем.
Исследование 5. Степень плотности почвы.
Наш пришкольный участок эксплуатируется более 20 лет. Для определения плотности почвы я беру лопату и выхожу на участок. Почва может быть:
При сильном ударе лопата входит на глубину 5 см. Это значит, что перед нами рыхлая почва. Далее я хочу определить плотность почвы на дорожке. Там, где почву не пашут и не перекапывают, она плотная за счет содержания глины.
Вывод: Исследуемая почва рыхлая. А на дорожке - уплотненная
2.6. Кислотность почвы и методы её определения.
Следующей особенностью почвы, которую необходимо установить перед началом использования удобрения, является ее кислотность. РН-фактор почвы показывает ее кислотность или щелочность. Нейтральный рН = 7. Если показатель выше 7, то это означает, что почва является щелочной, а если меньше 7, то значит почва кислая. Уровень кислотности почвы влияет на растворимость минеральных веществ и их доступ к растениям, а также на разновидность и величину популяции организмов, живущих в почве. Большинству огородных растений требуется почву с рН 6,2-6,8. Однако существует довольно большая группа растений, которой нужна более кислая почва. Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до нейтральной. Для того, чтобы самостоятельно установить рН фактор почвы, потребуется специальный набор для проведения таких исследований, состоящий из тестовой колбочки, наполненной раствором, который меняет цвет, после смешивания с почвой. Колбу наполняю землей, количество которой указано в инструкции (например, ¼), после чего сильно встряхиваю, чтобы смешать с раствором. Затем, нужно подождать, пока земля не осядет на дно колбы, а раствор окрасится в соответствующий цвет. По полученному цвету раствора я определяю в инструкции кислотность. Внимание: рН фактор не является постоянным показателем, поэтому для исследования следует взять несколько проб почвы из разных мест огорода. Кроме того, следует проводить такие исследования регулярно, особенно после искусственного изменения состава. Если окажется, что почва является чересчур кислой, то ее можно известковать или обогатить органической материей содержащей известняк (например, грибная земля). Если почвы является очень щелочной, то можно снизить рН, добавив более кислой почвы или ее смеси с торфом, или также использовать навоз, содержащий серу. На школьном участке имеется плодово-ягодный отдел на площади 0,05 га. Там растут, чёрная смородина, малина. Оказывается оптимальная кислотность почвы для указанных культур разная. Для смородины и шиповника 6.0-6.5 РН, для малины 5.5-6.0 РН. В цветочно-декоративном отделе я увидела, что люпин предпочитает кислые почвы. Хорошо на них растёт и развивается. Примулы и хризантемы лучше растут на почве имеющей слабокислую реакцию РН. Точно определить кислотность почвы можно в лаборатории. Но это не всегда возможно. Для определения кислотности почвы на участке я использовала народный метод.
Исследование 6 . На участке выкопала ямку глубиной 30-35 см. С её вертикальной стенки на всю глубину срезала тонкий слой земли. Из него взяла несколько щепоток засыпала на два деления в колбу с разметкой. До пяти делений долила дождевой водой, затем добавила пол- чайной ложки мела, а на горлышко колбы надела резиновую соску, предварительно освободив от воздуха, то есть скрутив. Содержимое колбы взболтала с зажатым рукой горлышком, а потом освободила соску. Если соска так и останется, то почва на участке нейтральная. Соска незначительно наполнится газом – почва умеренно- кислая. Если соска примет обычную форму – почва кислая. Таким образом, с помощью данного опыта я ещё раз убедилась в том, что реакция РН на участке соответствует нейтральной или близко к нейтральной. Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы. Кислотность почвы я определяла в разных местах территории. В цветочно-декоративном отделе реакция РН была слабокислой. На основании полученных результатов я составила агрохимическую характеристику почвы.
Исследование 7. Определение кислотности лабораторным способом в кабинете химии
Для определения кислотности почвы провела лабораторный анализ.
Вывод: При опускании полоски лакмуса в почвенную вытяжку получила цвет от бледно-голубого до голубого. Сравнила его со шкалой и определили кислотность почвенной вытяжки.. Кислотность исследуемой почвы нейтральная или близко к нейтральной (рН=5,5 до 6,7)
-
Исследование 8. Определение плодородия почвы по продуктивности растений (метод биотестов)
Оборудование и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8 см; образцы почвы, взятые в разных местах, чистый промытый и прокаленный песок; семена овса.
Методика исследования:
Вывод: Используя метод биотестов (по продуктивности растений) я еще раз убедились, что почва гумусная, плодородная(175%), но сильно истощенная, поэтому требует внесения удобрений для улучшения плодородия.
3. Химическое исследование почвы в лаборатории:
3.1. Определение хлор-Иона
Налила в пробирку 5 мл водной вытяжки почвы, подкислила азотной кислотой (1-2 капли) для разрушения бикарбонатов, прибавила несколько капель азотнокислого серебра, перемешала. По характеру осадка AgCI судила о содержании хлор-Иона. Характеристика осадка
Осадок | Содержание Сl | |
мг на 100 мл вытяжки | г на 100 г почвы, % | |
Большой хлопьевидный | >10 | Десятые доли |
Сильная муть | 5-10 | Сотые доли |
Опалесценция | 1-0,1 | Тысячные доли |
3.2 Определение кальция
Фильтрат водной вытяжки в количестве 3 см3 налила в пробирку, подкислила 1-2 каплями 10%-ной соляной кислоты, и добавила 1,5-2 см3 4%-ного раствора щавелевокислого аммония (оксалата аммония).
При наличии кальция протекает реакция:
СаС12 + (NH4)2C2O4 = СаС2О4 + 2NH4CI
Осадок | Содержание Са++ | |
мг на 100 мл вытяжки | г на 100 г почвы, % | |
Большой, выпадающий сразу | 50 | Десятые доли |
Муть, выделяющаяся при перемешивании | 10-1 | Сотые доли |
Слабая муть, выделяющаяся при стоянии | 1-0,1 | Тысячные доли |
3.3 Определение сульфат-Иона
Фильтрат водной вытяжки в количестве 2 см3 отлила в пробирку, добавила несколько капель концентрированной соляной кислоты и 1-2 см3 раствора хлористого бария. Раствор в пробирке нагревала до кипения. При наличии сульфатов происходит реакция:
Na2SO4 + BaCI2 = 2NaCI + BaSO4
Сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка.
Характеристика осадка
Осадок | Содержание SO4 | |
мг на 100 мл вытяжки | г на 100 г почвы, % | |
Большой, быстро оседающий на дно | 50 | Десятые доли |
Муть, появляющаяся сразу | 10-1 | Сотые доли |
Медленно появляющаяся слабая муть | 1-0,5 | Тысячные доли |
Для проведения химического исследования почвы мне пришлось заложить два почвенных шурфа в разных местах: на пойменном лугу (здесь расположен участок) и в школьном яблоневом саду, дать физико-гоографическую характеристику территорий и изучить химическим путем состав почвы в шурфах.
1. Пойменный луг в районе деревни Чичерино.
1.1. Дата исследования 23 сентября 2015 года
1.2. Административное положение исследуемой территории: Тамбовская область , Токаревский район, деревня Чичерино.
1.3. Географическое положение территории: К юго-востоку от районного центра Токаревка, на левом берегу реи Бурначка.
1.4. Макрорельеф – Восточно – Европейская равнина.
1.5.Мезорельеф – Окско-Донская низменность
1.6.Микрорельеф – зандровая равнина, сложенная аллювиальными отложениями.
2) Равнинный луг относится к пойменному, или заливному, относящемуся к пойме реки. Луг тянется широкой полосой, достигающей нескольких метров в поперечнике.
1.7.Климат – умеренно - континентальный.
1.8. Характер и степень увлажнения: осадков выпадает умеренное количество(450 – 550 мм), весной надпойменная равнина заливается водой.
1.9. Характер водоснабжения учетной площадки – верховое и пойменное увлажнение.
1.10. Характер увлажнения – среднее.
1.11. Геологическое строение - В геологическом строении территория исследования располагается на востоке Окско-Донской. Микро рельеф представлен аллювиальными равнинами, плоскими равнинами, сложенными водно-ледниковыми отлажениями и слабо расчленёнными зандровыми равнинами.
1.12. Преобладающие почвы – лугово-чернозёмные почвы.
1.13. Характер растительности - Травяной покров лугов густой и обычно более или менее высокий, неоднороден по поперечник поймы, представлен: цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная, лютик едкий, лапчатка прямостоячая. Луг заливается водой во время весеннего половодья. После каждого паводка откладывается слой наилок. Благодаря отложению наилка пойменные почвы хорошо обеспечены питательными веществами. Пойма состоит из нескольких частей прирусловой вал, прирусловая пойма (супесчаная почва), центральная пойма (суглинистая почва),
2. Микрорайон школы
2.1. Дата исследования 16 мая 2015 года
2.2.Административное положение исследуемой территории: Тамбовская область, Токаревский район, д. Чичерино
2.3. Географическое положение территории: К юго-востоку от районного центра Токаревка, на левой стороне автотрассы Токаревка – Тамбов. Почвогрунты в разной степени загрязнены автотранспортом.
2.4. Макрорельеф – Восточно – Европейская равнина.
2.5.Мезорельеф – Окско-Донская низменность
2.6.Микрорельеф – Возвышенность.
2.7.Климат – умеренно - континентальный.
2.8. Характер и степень увлажнения: осадков выпадает умеренное количество(450 – 550 мм).
2.9. Характер водоснабжения учетной площадки – Верховое, низовое застойное, среднее.
2.10. Характер увлажнения – Среднее.
2.11. Геологическое строение - В геологическом строении территория исследования располагается на юго-востоке Окско-Донской низменности. Микрорельеф представлен аллювиальными равнинами, плоскими равнинами, сложенными водно-ледниковыми отлаже6ниями и слабо расчленёнными зандровыми равнинами. Почвообразующие породы представлены: песками и глинами.
2.12. Преобладающие почвы – Естественный почвенный покров на большей части территории микрорайона уничтожен. Антропогенные глубоко преобразованные почвогрунты, на территории средней школы формируются за счет урбанизации на культурном слое или на сыпанных, перемешанных грунтах. Глубина преобразования профиля превышает 50 см. Подразделяются на 2 подтипа почв: Физически преобразованные, в которых произошла физико- механическая перестройка почв, и химически преобразованные, в которых произошли незначительные изменения свойств и строения профиля за счет химического загрязнения
2.13. Характер растительности - Растительность представлена: яблоневый сад, береза, боярышник, клен, лопух большой, мышиный горошек, пырей ползучий, одуванчик лекарственный, подорожник большой, подорожник малый, мятлики, сурепка обыкновенная, ежа сборная.
На территории микрорайона школы было заложено 2 почвенных шурфа для исследовательской работы.
Первый шурф располагался в пришкольном саду, где наблюдается сильная антропогенная нагрузка в результате вытаптывания и выкашивания растительного покрова. Почва сильно уплотнена, нарушена ее структура. Почва относится к антропогенным глубоко преобразованным почвогрунтам. По химическому составу ионов и катионов: рН почвенной вытяжки – 5,5 (средне кислая); содержание сульфат – ионов : медленно появляющаяся муть (слабая), сульфат - ионов 1-0,5 мг. на 100 мл. раствора, тысячные доли грамма на 100 грамм почвы (%); наличие хлорид – ионов : ополисценция содержания хлорид – ионов 1 – 0,1 мгр на 100 мл раствора вытяжки, тысячные доли грамма на 100 гр. почвы (%); наличие ионов кальция – слабая муть выделяющаяся при отстаивании, содержание ионов кальция 1 – 0,1 мг в 100 мл раствора вытяжки, тысячные доли грамма на 100 гр. почвы (%)
Вывод: Почва в пришкольном саду отличается повышенной кислотностью, содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК.
Второй шурф располагался на пришкольном участке, рядом со спортивной площадкой, недалеко от автотрассы. Почва искусственно – созданная, отличается малым возрастом, антропогенная нагрузка заключается в вытаптывании, выкашивании растительного покрова. По химическому составу ионов и катионов: рН почвенной вытяжки – 6,5 ( нейтральная) ; содержание сульфат – ионов : осадок большой (муть), оседающий на дно медленно, содержание сульфат –ионов 10-1 мг. на 100 мл. вытяжки. Сотые доли грамма на 100 грамм почвы (%); наличие хлорид – ионов : большой хлопьевидный осадок, содержание хлорид – ионов более 10мг на 100 мл раствора вытяжки, десятые доли грамма на 100 гр. почвы (%); наличие ионов кальция – слабая муть выделяющаяся при отстаивании , содержание ионов кальция 1 – 0,1 мг в 100 мл раствора вытяжки, тысячные доли грамма на 100 гр. почвы (%)
Вывод: почва на пришкольном участке нейтральная по кислотности, содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК, по сравнению с первым разрезом увеличивается содержание хлорид – ионов и сульфат – ионов.
4. Улучшение качества плодородия почвы.
Каждый год на пришкольном участке во время летней практики мы проводим какой-либо опыт с культурными растениями. Например, в этом году мы с учителем биологии проводили опыт на тему: «Влияние минеральных удобрений на урожайность картофеля». Оказалось, что там, где вносили удобрения, урожай был больше. Внесение торфа, пожалуй, является наиболее простым, дешевым и эффективным приемом улучшения качества почвы. Однако не следует использовать торф в чистом виде для выращивания растений, он может служить только добавкой. Вносить его можно в течение всего летнего периода. Компост и перепревший навоз превосходят торф эффективностью и питательностью для растений. Внесение компоста эффективно производить весной и в начале лета.
Для облегчения механического состава почвогрунтов можно использовать песок в объеме 10-15 %. При необходимости в почвогрунт добавляются органические и минеральные удобрения. Все компоненты равномерно перемешиваются и просеиваются через сита на специальном оборудовании. Следует помнить, что увлекаться внесением минеральных удобрений не стоит, нужно придерживаться установленных норм. При переизбытке удобрений кислотность почв может повыситься. Это плохо отражается на росте и развитии растений, а в конечном итоге на урожайность. Поэтому необходимо ежегодно определять кислотность почвы на участке.
5. Что с чем соседствует.
Работая на пришкольном участке, мы заметили, что не все культуры дают хороший урожай, произрастая рядом друг с другом. Я увлекаюсь книгами по овощеводству и плодоводству, из которых узнала советы специалистов. В этом году засадили свой приусадебный участок с родителями по рекомендациям специалистов. В результате получили хороший результат. Я начертила план своего участка, где указала в какой последовательности произрастают культуры. Малина хорошо соседствует с яблоней. Ветви малины, пронизывая крону яблони, отпугивают от себя серую гниль. А яблоня не болела паршой. Близ яблони и груши можно высаживать помидоры. Это отпугивает бабочек плодожорки и защищает от парши. Картофель надо чередовать с рядами фасоли, салата, лука. Врагами картофеля являются помидоры, огурцы. Картофель, посаженный близ яблонь, вишен, малины, никогда не даст хорошего урожая. Хороший урожай получится, когда на одной грядке чередующимися рядами посеяны лук и морковь. Помидоры хорошо сажать после чеснока. Каждый овощ питается почвенными веществами по-своему. Нельзя одну грядку занимать год за годом под один и тот же овощ, урожай будет низким.
Выводы и рекомендации:
1. В результате проведенных исследований мне удалось определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы.
2. Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам. Механический состав почвы влияет на плодородие и эффективность вносимых удобрений.
3. Необходимо выявить основные морфологические признаки и физические свойства почвы для того, чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию.
4. Ежегодно определять кислотность почвы, т.к от вносимых минеральных удобрений она (кислотность) может повыситься.
5. Изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения. Рекомендации:
Заключение
Данное исследование имеет для меня огромное воспитательное значение, так как требует заинтересованности, способствует воспитанию любви к земле, к созидательному труду и в конечном счёте, любви к своей Родине. Сейчас трудно сказать какую профессию выберу я, как автор данного исследования. В ходе работы я познакомилась с работой агронома, семеновода и овощевода. Я надеюсь, что в результате исследования почв урожай картофеля и овощей в последующие годы на пришкольном участке будет выше.
Навыки, которые я приобрела, пригодятся мне для выращивания сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве моих родителей и в дальнейшей самостоятельной жизни. Данную исследовательскую работу могут использовать учащиеся школ на уроках географии и технологии (сельскохозяйственного труда), а так же студенты первых курсов сельскохозяйственной академии.
Литература
Приложение №1
Таблица 1. Характеристика механического состава почв:
Тип почвы | Особенности почвы | Применение в садоводстве |
Почва тяжелая, глинистая | После растирания, сильно пачкает пальцы, во влажном состоянии легко поддается лепке (можно из нее лепить различные формы) Богата питательными веществами и влагой. | К сожалению, является очень плотной, плохо пропускает воздух и тяжела в возделывании. Использовать такую почву в чистом виде не рекомендуется. |
Почва средняя, песчано-глинистая. | После растирания чувствуется наличие песка, слегка загрязняются пальцы, во влажном состоянии из нее можно делать толстые валики, легко поддающиеся разрыву. | Хорошо впитывает и удерживает воду, умеренно рыхлая и «дышащая», хорошо прогревается. Является наиболее плодородной. |
Почва легкая, песчаная. | Легко рассыпается, не пластичная, не загрязняет пальцы, даже во влажном состоянии не поддается лепке. | Главным достоинством является хорошая пропускная способность воздуха. Вода в ней не задерживается, следствием чего является быстрое высыхание. Питательные вещества легко вымываются. Такую почву можно исправить органическими. удобрениями |
Таблица 2. Определитель кислотности почв
Значение рН | Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 | Сильнокислые |
4,5 -5,0 | Среднекислые |
5,1 -5,5 | Слабокислые |
5, 5- 6,0 | Близкие к нейтральным |
Более 6,0 -7,0 | Нейтральные |
7,0 – 8,0 | Щелочные |
Таблица 3. Морфологические свойства почвы
Механический состав | Структура | Водопрочность | Плотность | Влажность | Кислотность |
Суглинистая | Комковато-зернистая | Водопрочная | Плотная | Нормальная влажность | Близкая к нейтральной |
Таблица 4. Шкала Н. А. Качинского. Определение величины водопроницаемости почвы
Водопроницаемость мм вод. ст. в первый час впитывания | Оценка |
Свыше 1000 | Провальная |
1000-500 | Излишне высокая |
500-100 | Наилучшая |
100-70 | Хорошая |
70-30 | Удовлетворительная |
Менее 30 | Неудовлетворительная |
Таблица 5. Определение плодородия почвы по ее цвету.
Цвет | Плодородие |
Черная | гумусная, плодородная |
Темно-серая | среднегумусная, среднеплодородная |
Серая | малогумусная, малоплодородная |
Таблица 6. Определение кислотности почвы с помощью индикатора
Класс | Цвет окраски | Степень кислотности | pH в KCl | № участка |
1. | Красный | Сильнокислая | до 4,0 | - |
2. | Розовый | Кислая | 4,1 – 4,5 | - |
3. | Бледно-розовый | Среднекислая | 4,6 – 5,0 | 3; 5. |
4. | Оранжевый | Слабокислая | 5,0 – 5,5 | - |
5. | Светло- голубой | Близко нейтральной | 5,6 – 6,0 | 4. |
6. | Голубой | Нейтральная | 6,1 – 7,0 | 1; 2. |
7. | Синий | Щелочная | 7,1 - … | - |
Рис.1. Треугольник цветов почв ( по С.А.Захарову)
Рис. 2 Почвенные образцы
Прекрасное далёко
Хитрость Дидоны
Сказочные цветы за 15 минут
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Попробуем на вкус солёность моря?