Целью работы является: установление метапредметных связей между математическими элементами и элементами окружающего мира.
Задачи: выявить точки пересечения естественно - научной и мифологической картины мира народов Севера и обосновать их с позиции математики.
Вложение | Размер |
---|---|
анотация | 37 КБ |
метапредметная связь | 2.24 МБ |
Примеры метапредметной связи математики и мировоззрения народов Севера.
Голуб Татьяна Владимировна, учитель математики, ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика», г. Нерюнгри
Номинация: методические рекомендации
Предмет: математика, класс: 10-11
В последнее время увеличился интерес к возрождению духовной культуры народов Севера. Ведь коренные жители нашей республики не только сумели освоить обширный и суровый край, но и создали действительно самобытную и уникальную культуру, которая все больше и больше привлекает внимание мировой общественности. Принято считать, что основное богатство эвенов и эвенков заключается в нашем фольклоре: обрядах, песнях, ритуалах. Восприятие мира народов Севера в большинстве своём образно - метафорическое, мифологическое. Наложение научного понятия на мифологическое создает синтез и интерпретацию восприятия мира в новом измерении. Целью работы является: установление метапредметных связей между математическими элементами и элементами окружающего мира.
Задачи: выявить точки пересечения естественно - научной и мифологической картины мира народов Севера и обосновать их с позиции математики.
Мы определяем научную картину мира как множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Мифологическая картина мира, в свою очередь, характеризуется «совпадением универсального с конкретно-чувственным». Мифологическое восприятие мира основано на образном мышлении.
Мы попытаемся осветить космологические представления эвенов, в частности их, религиозно-мифологические понятия о трехчастном строении Вселенной, Мировом дереве, связывающем все сферы мироздания и выступающем символом мировой оси, о триединстве души человека, о шамане — как служителе религиозного культа, проведя параллель между ними и математическими понятиями.
В процессе изучения традиционных верований народов Севера и выявления их архаических корней мы пришли к выводу, что их представления об окружающем мире разворачиваются в трехмерном пространстве, то есть прямоугольной системе координат и симметричных плоскостях стереометрии.
Методы исследования:
Рассмотрев жилища и хозяйственные постройки эвенов и эвенков, делаем вывод, что северные народы имели представления и знания о геометрических телах и многогранниках, таких как: треугольная и четырехугольная призмы, конус, усеченный конус и цилиндр, а также предполагаем, что и о понятиях, связанных с объемами тел и площадями поверхностей.
Изделия декоративного искусства, национальный бисерный орнамент берут свое начало от традиций, обычаев, верований и мифологии. О каждом орнаменте, украшении имеется сказка или легенда. Но наряду с этим, каждый узор, который украшает одежду, головные уборы и многие другие произведения искусства, строго симметричен, что говорит о наличии геометрических знаний у народов Севера.
Общие мифологические представления северного народа пересекаются с его бытовым опытом через математическую призму, вследствие чего наложение научной картины мира на мифологическую создаёт синтез научного и архаического понимания мира.
Место представленного материала: данный материал может быть использован на обобщающих уроках по темам: применение логарифма или нахождение площади и объема многогранников и тел вращения, а также ПСК в пространстве.
Организационный момент: для использования данного материала нужно знать пройденный материал и использование компьютера на уроках, кроме того учащиеся сами могут составить презентации и практические задачи к урокам.
Результаты: примеры заданий показаны в презентации, участие творческой работы учеников «Мифологическая картина мира народов Севера с позиции ее математического осмысления»
Выводы учителя: данная тема актуальна и интересна тем, что учащиеся видят практическую значимость изученного материала на реальных фактах и сами доказывают применение математики на практике.
Слайд 1
Мифологическая картина мира народов Севера с позиции ее математического осмысления Авторы: Максимова Надежда и Хаакова Анжелика ученицы 11 А класса Научные руководители – Татьяна Владимировна Голуб, учитель математики I категории Наталья Викторовна Перепелицына ,учитель английского языка I категорииСлайд 3
Цель: обозначить мифологическую картину мира с позиции ее математического осмысления Задачи : выявить точки пересечения научной и мифологической картины мира народов Севера обосновать их с позиции геометрии (в её понимании как одной из составляющих математики). Практическая значимость Ознакомление с процессом исследования и его результатами помогут детям малочисленных народов Севера в формировании математической картины мира
Слайд 5
Z Y X ВЕРХНИЙ МИР ШАМАН СРЕДНИЙ МИР НИЖНИЙ МИР Плоскость XOY – средний мир, OZ «-» - лестница в нижний мир, OZ «+» - лестница в верхний мир Мировое дерево МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Ветви – верх - небо Ствол – середина – земная атмосфера Корни – низ - подземелье
Слайд 6
Наложение картин мира Z Y X ВЕРХНИЙ МИР ШАМАН СРЕДНИЙ МИР НИЖНИЙ МИР Проведя наложение одной картины мира на другую, мы получаем образ, который описывает мировоззрение народов Севера .
Слайд 7
Сэргэ – это простейшая конструкция деревянного сооружения хозяйственного или ритуального назначения. 3 8 % 6 2 %
Слайд 8
Типы орнаментов
Слайд 9
БОРДЮР РОЗЕТКА В основе орнамента лежит переносная симметрия . С переносной симметрией связано важное понятие двумерной периодической структуры плоской решетки.
Слайд 10
γ = 60 0 гексагональная решетка γ = 90 0 прямоугольная решетка = , γ = 90 0 квадратная решетка СЕТКА ≠ =
Слайд 11
Жилища Цилиндроконический чум (у эвенов) – чорама - дю Конический чум (у эвенков)
Слайд 13
Список литературы: 1. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Севера. М., 1959. - 105 С. 2. Арктика – мой дом. Народы Севера земли. Культура Народов Севера. М: Северные просторы, 1999 . - 263 С. 3. Бор, Н. Избранные научные труды: соч. в 2 т. Т.2, М.,1971. - 510 С. 4. Вавилов, С.И. О математической гипотезе // Вавилов С.И. Избр.соч. в 3т. Т.3, С. 79 – 80 5. История и культура эвенов, С– П, 1997. – 179 С. 6. Кривошапкин, А.В. Эвены, С-П : Отделение издательства «Просвещение», 1997. - 80 С. 7. Мыреева, А.Н., Марфусалова В.П., Захарова Ж.В. Традиционная культура эвенков, Якутск, 2005, Офсет. - 92 С. 8. Пархоменко И.Т. Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М. Центр, 2001. – 179 С. 9. Сагателова, Л.С. Студенецкая, В.Н. Геометрия: красота и гармония, Волгоград, 2007. - 158 С.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказки пластилинового ослика
Разноцветное дерево
Белый лист
Лепесток и цветок