Влияние компьютерных и других информационных технологий на устную разговорную и письменную речь школьников находится под пристальным вниманием ученых XXI века. Мы же в своей работе подошли к изучению влияния данного языкового явления на речь учащихся. Молодежный сленг существовал всегда, однако не получал такого широкого распространения среди школьников и не отражался столь сильно на письменной речи учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_suhovoy_marii.doc | 140.5 КБ |
v_nauchno-prakticheskaya_konferentsiya_shkolnikov_2.pdf | 849.71 КБ |
Оглавление
Введение. Цели и задачи работы…………………………………………….
Глава I. Актуальность выбранной темы в сфере филологического образования…………………………………………………………………….
Глава II. § 1. Результаты исследования текстов SMS-сообщений и общения ВКонтакте……………………………………………………………….
§2. Итоги конкурса «Грамотей……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Влияние компьютерных и других информационных технологий на устную разговорную и письменную речь школьников находится под пристальным вниманием ученых XXI века. На страницах журнала «Русский язык в школе» и в Интернете появляются статьи, посвященные современным электронным коммуникациям. Например, можно найти работу выпускницы Казанского университета филологического факультета Виноградовой Г. Ю. «Специфика общения в Интернете» (2004 г.), курсовые работы студенток филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева Абрамовой К. И. «Использование сокращений в языке SMS» (2009 г.), Червенковой Е. В. «Особенности лексического состава интернет-языка (на материале Саранского городского форума)» (2009). Но в указанных студенческих работах SMS-общение рассматривается как языковое явление. Мы же в своей работе подошли к изучению влияния данного языкового явления на речь учащихся. Молодежный сленг существовал всегда, однако не получал такого широкого распространения среди школьников и не отражался столь сильно на письменной речи учащихся.
Актуальность данной работы определяется потребностью исследовать влияние SMS-сообщений и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся в связи со снижением уровня грамотности в нашем обществе.
Цели работы:
1.Познакомиться с основными теоретическими положениями, связанными с изучением особенностей новой письменной формы общения (SMS –сообщений и общения ВКонтакте)
2. Проанализировать современные электронные формы коммуникации.
3. Способствовать формированию коммуникативной культуры, в частности культуры электронного общения, и лингвистической компетенции в целом.
4. Развивать навыки публичного представления результатов своего труда (презентация работы)
Объект исследования:
Электронные формы коммуникации учащихся (SMS -сообщения, общение ВКонтакте)
Задачи:
1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы о культуре электронного общения учащихся при SMS- переписке и общении ВКонтакте
2. Провести социологический опрос и выполнить отбор материала SMS –сообщений и общения ВКонтакте с учетом возрастных особенностей школьников
3. Сделать классификацию ошибок, допущенных учащимися в SMS –сообщениях и при общении ВКонтакте.
4. Проанализировать результаты конкурса «Грамотей» среди учащихся Редкодубской средней школы
5. Сделать выводы о влиянии низкой культуры электронного общения на лингвистическую компетенцию учащихся
Гипотеза:
отрицательное влияние SMS–общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся
Глава I
Мобильная связь прочно вошла в жизнь нашего общества, и значительно повлияла на культуру общения между подростками.
Надо отметить, что первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM. Придумал СМС Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. Однако вскоре об этой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели эту услугу (4,94)
Как только появилась такая возможность, сотовая связь стала неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно быстро мобильные телефоны завоевали популярность у школьников и молодежи. Потребность в общении – сложное социально-психологическое явление. Трудно представить современного школьника без мобильного телефона или компьютера.
SMS-сообщения и общение ВКонтакте представляют собой новую форму коммуникации, своеобразную письменную форму устной разговорной речи. Эти сообщения включают в себя нормы разговорного стиля и некоторые отступления от него. Лингвистические особенности этих форм общения проявляются на всех уровнях языка. Этот факт признают многие ученые и специалисты в области коммуникации и высказывают опасения по этому поводу. Так Н. И. Формановская в книге «Речевой этикет и культура общения» (6, 5) писала: «Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует. Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и в своей национальной культуре в частности, наступит глубокое зияние».
Тростенцова Лидия Александровна, доктор педагогических наук, профессор МГПУ, одна из авторов школьного учебника по русскому языку, считает, что речь учащихся в SMS-сообщениях – одна из важнейших проблем, которую следует изучать и находить способы её решения (5, 72).
У педагогов вызывает тревогу использование учащимися как в устной, так и в письменной форме разговорной речи, слов, которые заведомо содержат ошибки различного типа. К сожалению, почти все школьники и даже студенты считают, что писать SMS-сообщения с ошибками не стыдно и что даже так принято.
Язык, который мы используем в повседневной речи, обычно не является предметом изучения в школе. Между тем повседневные речевые контакты в семье, с друзьями, на улице, в гостях, поток теле- и радио- речи и особенно актуальное для современных детей общение в Интернете – это важнейшие факторы, которые влияют на языковое развитие человека, особенно школьника. В современной лингвистике появилось такое понятие, как «албанский язык».
Албанский язык (жаргон падонков)— широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка c фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах. Является жаргоном так называемых падонков. Среди яростных противников (ортодоксальных приверженцев чистоты русского языка) жаргон падонков также известен как «сленг дебилов».
С конца 90-х годов так называемый «албанский язык» стремительно распространяется в русскоязычном Интернете как средство сленгового молодежного общения в чатах, блогах и форумах. Важнейшими чертами этого подъязыка сетевой коммуникации являются сочетание ненормативности по отношению к письменному варианту литературного языка и формирование собственной нормы и системы экспрессивных клише. В «албанском» дискурсе (все последующие примеры взяты из текстов Шиша Брянского и В.Пелевина) мы наблюдаем постоянное искажение орфографической нормы средствами фонетической записи или смены традиционного произношения/написания («желося, чорный, причом, люцкой, тежолыя, большые месорупки, увидефши меня, сифония, царзтвенно»), отказ от большинства знаков пунктуации, нерегулярное слияние полнозначных и препозтивных служебных слов («нигаварю», «изтово», «паочереди», «нисмишно») удвоение и даже умножение наиболее экпрессивных звуков («вопиющще», «слащще», «нечяянно», «смееелая птица»; «Меня ташнитть. Здесь пиво имеицца?»(3,34)). Практически все черты «албанского», взятые по отдельности, уже были использованы в качестве эффектных «приемов» групповых и индивидуальных «сдвигологий» русских поэтов-футуристов.
В начале нынешнего века «албанский язык» становится одним из подъязыков тех авторов новейшей литературы, которые позиционируют себя как «юродивых» и «поколенческих», сверхактуальных для молодежной среды (Виктор Пелевин). Мало-помалу сленг попадает в поле авторской рефлексии элитарно-экспериментальной литературы как одно из средств усиления экспрессивности дискурса героя. Более того, герои, в совершенстве владеющие «албанским» и правилами его употребления (свою компетенцию он проявляет, изъясняясь только на нем или написав на его основе художественный текст ), - Sliff_zoSSchitan из «Шлема ужаса» и Роман Шторкин из «Ампира В» В. Пелевина, - оказываются, в конечном счете, не недорослями и простаками, а, соответственно, персонажем и героем-нааратором, наиболее глубоко подступившим к загадке Минотавра /взлетевшим «на вершину Фудзи». Впрочем, это можно отнести к традиционной для русской литературы стратегии отношения автора к своим героям, где истина открывается отнюдь не самым умудренным интеллектом.
Очень спорным остается вопрос, только ли «сетевым эстетством», или, как мы позже это покажем, протоавангардистским импульсом в эпоху «победившего постмодернизма» порождается «албанский язык». По-видимому, для большинство коммуникантов приоритетным является не интенциональное нарушение, например, норм русской орфографии, а очевидная некомпетентность в них и, как следствие, следование дискурсивной моде, которая, скорее всего, зародилась в сравнительно малочисленной и хорошо образованной группе эстетов-маргиналов («падонков»).
Само несоответствие звукового и графического в устной и письменной русской речи может провоцировать пищущего на искажение даже отчетливо слышимого, невольно уподобляя его «албанским» обновителям письма. Так в новейшей русской литературе появляются живые анекдотические фигуры письма - экстраординарные персонажи из народной среды вроде Васи Гагина из романа А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»: «Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причем как можно дальше от реального звучания»(7, 82) (См. в тексте «кердпич»/«керьпичь», «честног», «пестмо», «зоз-тёжка», «аппрекоз», «в клазсе» и т.п.).
Известный академик Д. С. Лихачев писал: «Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека» (1, 26).
Так чему же мы учимся и какую культуру показываем?
Глава II, § 1
Результаты исследования, проведенного среди учащихся МОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»
На момент исследования в школе было 92 учащихся.
По результатам социологического опроса были получены следующие данные:
1. У первоклассников мобильных телефонов ещё нет.
Во втором классе половина учеников имеют мобильные телефоны.
В третьем классе – 8 из 10
В четвертом классе все
В пятом классе половина класса
Начиная с шестого класса, мобильные телефоны имеют все ученики.
2. У 65 % учащихся нашей школы, есть компьютеры, у 60 % они подключены к Интернету.
3. В начальной школе SMS-сообщения пишут редко. Начиная с седьмого класса, наши ученики ведут активное общение, пользуясь различными средствами электронных коммуникаций.
4. Для выражения чувств большинство из них использует смайлики.
5. Половина учащихся, ведущих SMS-общение и общение ВКонтакте, обращают внимание на ошибки друзей в присланных текстах.
6. Стараются писать без ошибок лишь 10 % опрошенных.
Было проанализировано 60 электронных сообщений. В средних классах учащиеся, имеющие хорошие и отличные отметки по русскому языку, стараются писать целыми словами и без ошибок.
Приведем пример общения ВКонтакте учащихся средних классов:
Текст диалога | Ошибки |
- привет - привет - че делаш (вм. Что делаешь?) - пишусь (вм. Переписываюсь) - ясно |
|
- чем дома занимаешься - скучаю - по кому - че кому (вм. что, по кому) - скучаешь))) - ага - гммм )))) |
|
-как ты???чем занимаешься? - за компом сижу ты чем маешься |
|
- Как с настроением делишки??? - хорошо. У тя??? (вм. у тебя) - отлично супер - че в контакт долго не залазил - да чето инет тупит - лад, такая ш фигня -))) |
|
- здрасть -как делы? - норм - дай списать домашку - перебьёшьсо! - ну пожалста!.. - нефиг! - тож |
|
Примеры SMS- общения и общения ВКонтакте старшеклассников:
Текст диалога | Ошибки |
- приФФет - прив) - как делище? - да, все пучком!!! - я тя хотел спросить, ты прогу фотошоп скачала? - не, а че? - д ниче особенного.) прост мне тож она по приколу) - ааа ну тада я сеня качну!хр? - агась) пасибки) - д незашто |
(почти в каждой реплике)
|
- превед-) - прет - как дела - норм - чво делаешь? - ниче - а ты чво? - в комп рубаюсь, весело - ой, ща предки прийдут - пшли гулять? - ок-) |
|
- Наськ, привет, я тебя видел - дааа. эт когда? - сень Наськ)) - ну это наверно с учебы шла! ХА-ХА-ХА! |
|
Выводы:
Из данной таблицы можно увидеть, что во всех электронных сообщениях есть нарушения правил пунктуации. Чаще всего, это отсутствие знаков завершения. Орфографические, грамматические ошибки, речевые ошибки (смешение стилей речи) встречаются почти в каждом диалоге.
Когда мы попытались выяснить причины безграмотного письма, получили следующие ответы:
- это не тетрадь по русскому, чтобы думать, как писать;
- нет времени раздумывать над оформлением мыслей;
- так принято ВКонтакте;
- длинные предложения – большие деньги (ответили те, кто пользуются мобильным Интернетом или пишут сообщения по мобильному телефону).
Из вышесказанного следует, что наш реципиент, сказавший «Так принято ВКонтакте», прав. Если даже современные писатели пользуются «албанским языком», то есть намеренно пишут с ошибками, то, действительно, у молодежи это считается нормой.
Но, к сожалению, от этого не решается проблема грамотности. Об этом свидетельствует следующий этап нашего исследования.
§2
Итоги конкурса «Грамотей», проведенного в нашей школе.
Победители:
Кузина Дарья (4 кл.), Витова Ангелина (7 кл.)
Лучшие результаты по классам показали:
Земскова Олеся (3кл.)
Рвачева Наталья (5 кл.)
Абрадина Елена (6 кл.)
Гизова Варвара (8 кл.)
Мишин Андрей (среди 9 – 11 кл.)
Выяснилось, что победителями конкурса стали ученицы из 4 и 7 классов. Безошибочных работ в старших классах не оказалось.
Выводы:
Получается: чем старше ученик, тем больше шибок он допускает. В большей степени, это результат того, что многие школьники привыкают бездумно писать, потому что много времени проводят ВКонтакте. «Друг перед другом не стыдно за безграмотное письмо, взрослые не увидят, а уж учителя тем более не проконтролируют», - так считает почти половина учащихся.
Заключение
В процессе работы поставленные задачи были выполнены:
1. Была изучена литература и Интернет-ресурсы культуре электронного общения учащихся при SMS- переписке и общении ВКонтакте.
2. Проведен социологический опрос учащихся Рекдкодубской средней школы и выполнен отбор материала SMS –сообщений и общения ВКонтакте с учетом возрастных особенностей школьников.
3. Сделана классификация ошибок, допущенных учащимися в SMS –сообщениях и при общении ВКонтакте.
4. Проанализированы результаты конкурса «Грамотей», проведенного среди учащихся Редкодубской средней школы
5. Сделаны выводы о влиянии низкой культуры электронного общения на лингвистическую компетенцию учащихся
Действительно, на лингвистическую компетенцию учащихся отрицательно влияет общение ВКонтакте и SMS-общение. Кроме того, это общение заменило чтение художественной литературы, где можно видеть образцы грамотной речи.
Писать, не думая, стало привычкой у многих учащихся. Так проще.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что родителям и учителям, Совету старшеклассников нужно подумать, как организовать работу по улучшению грамотности учащихся.
Начиная со среднего звена, следует проводить внеурочные занятия, на которых демонстрировать « SMS-творчество» и переписку ВКонтакте (с разрешения авторов), чтобы ребята сами сделали вывод о том, как нужно писать электронные сообщения. То есть подойти с моральной, этической стороны к решению проблемы, чтобы не потеряло смысл высказывание академика Лихачева: «Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека».
Собранный нами материал, мы думаем, может быть использован для организации подобных занятий.
Только сами школьники могут помочь себе, а задача старших направить их к этому.
Список использованной литературы:
1. От письма к SMS-сообщению // Русский язык в школе и дома – 2008 – №6 –С. 25- 28
2. Брянский Шиш. Стихотворения – Тверь:2003. С.85.
3.Пелевин В. Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре. – М.:2005. С.34
4. Познин В. Ф. Язык электронной эпохи // Русский язык в школе – 2009 - № 3 – С. 94-97
5.Тростенцова Л. А., Земзерова В. И. О вузовском курсе по выбору «Методика изучения SMS-сообщений на уроках русского языка» // Русский язык в школе – 2010 – № 2 – С. 72-77
6. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения - М., 1989
7. Чудаков А. Ложится мгла на старые ступени. – М.:2001. С.82
Список использованных источников информации.
8. Абрамова К. И. Использование сокращений в языке SMS/ Курсовая работа - Саранск, 2000
9. Виноградова Г. Ю. Специфика общения в Интернете/ Дипломная работа - Казань, 2004
10. Червенкова Е. В.Особенности лексического состава Интернет-языка (на материале Саранского городского форума) / Курсовая работа – Саранск, 2009
11. Языковая специфика общения в чате и семантика ника // Курсовая работа – Интернет-ресурсы
12. Тексты SMS-сообщений и общения в Контакте (с разрешения авторов)
Приложения
Конкурс «Грамотей»
3-4 классы
Прилетают скворцы ранней весной. Ещё в полях лежит снег. После прилета скворцы торопливо начинают устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах былинки и мягкую подстилку.
5-8 классы
Жёлтый обрыв реки весь источен ласточкиными гнёздами. Под ним узкая речонка вливается в большой омут. Быстрая и суетливая вода здесь отдыхает, отсыпается, чтобы неутомимо бежать дальше.
9-11 классы
Небезызвестная вдова Агриппина Саввична, сидя на дощатой террасе, под звуки виолончели потчевала коллежского асессора моллюсками, винегретом, пирожками и чаем с вареньем из крыжовника.
Вопросы для социологического опроса учащихся.
Отзыв
об исследовательской работе «Влияние SMS-общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся».
Вид работы – проблемно-поисковая. Уровень работы – проблемно-описательный. В процессе ее подготовки были изучены материалы научно-методических журналов «Русский язык в школе», рекомендованных учителем. В качестве источников информации по изученности проблемы были привлечены следующие материалы Интернета:
1. Абрамова К. И. Использование сокращений в языке SMS/ Курсовая работа - Саранск, 2000
2. Виноградова Г. Ю. Специфика общения в Интернете/ Дипломная работа - Казань, 2004
3. Червенкова Е. В.Особенности лексического состава Интернет-языка (на материале Саранского городского форума) /Курсовая работа – Саранск, 2009
4. Языковая специфика общения в чате и семантика ника// Курсовая работа – Интернет - ресурсы
Кроме того, автор работы проводила опрос учащихся Редкодубской средней школы на выявление пользования мобильными телефонами и Интернетом, провела сбор и анализ 60 электронных сообщений. Привлекла результаты конкурса «Грамотей», проведенного в школе.
Структурные части работы выдержаны, гипотеза определена и доказана, методы исследования научно обоснованы, практическая направленность работы присутствует.
Думаю, что работа получилась актуальной, интересной и полезной.
Руководитель : /Шинелева П. А. /
Аннотация
Тема исследования - «Влияние SMS-общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся».
Выбор темы мотивирован тем, что в последнее время в средствах СМИ все больше стали говорить о падении грамотности российских людей, в том числе школьников и абитуриентов. Ни для кого не секрет, что ошибки встречаются и в объявлениях, и в заявлениях, и на рекламных щитах. Грамотность закладывается в школе. Одной из причин низкой грамотности является отрицательное влияние SMS-общения и общения ВКонтакте, потому что оно стало занимать большую часть свободного времени многих школьников. Вместо образцов грамотной речи из художественной классической литературы мы видим безграмотную речь своих сверстников.
Цели работы:
1.Познакомиться с основными теоретическими положениями, связанными с изучением особенностей новой письменной формы общения (SMS –сообщений и общения ВКонтакте)
2. Проанализировать современные электронные формы коммуникации.
3. Способствовать формированию коммуникативной культуры, в частности культуры электронного общения, и лингвистической компетенции в целом.
4. Развивать навыки публичного представления результатов своего труда (презентация работы)
Объект исследования:
Электронные формы коммуникации учащихся (SMS-сообщение, общение ВКонтакте)
Задачи:
1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы о культуре электронного общения учащихся при SMS- переписке и общении в Контакте
2. Провести социологический опрос и выполнить отбор материала SMS –сообщений и общения ВКонтакте с учетом возрастных особенностей школьников
3. Сделать классификацию ошибок, допущенных учащимися в SMS –сообщениях и при общении ВКонтакте.
4. Проанализировать результаты конкурса «Грамотей» среди учащихся Редкодубской средней школы
5. Сделать выводы о влиянии низкой культуры электронного общения на лингвистическую компетенцию учащихся
Гипотеза:
отрицательное влияние SMS –общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся.
Предлагается обзор литературы по проблемам электронного общения.
В ходе исследования был проведен социологический опрос среди учащихся, отобрано и проанализировано 60 примеров электронных сообщений разных возрастных групп. Также проанализированы результаты конкурса «Грамотей», проведенного среди учащихся школы с 3 по 11 классы.
В результате исследования пришли к выводу, грамотность учащихся ухудшается в старших классах. Одна из причин - отрицательное влияние SMS-общения и общения ВКонтакте.
Тезисы:
1. Тема исследования «Влияние SMS-общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся».
2. Введение. Влияние компьютерных и других информационных технологий на устную разговорную и письменную речь школьников находится под пристальным вниманием ученых XXI века. На страницах журнала «Русский язык в школе» и в Интернете появляются статьи, посвященные современным электронным коммуникациям.
3. Актуальность данной работы определяется потребностью исследовать влияние SMS-сообщений и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся.
4. Цели работы:
- Познакомиться с основными теоретическими положениями, связанными с изучением особенностей новой письменной формы общения (SMS –сообщений и общения ВКонтакте)
- Проанализировать современные электронные формы коммуникации.
- Способствовать формированию коммуникативной культуры, в частности культуры электронного общения, и лингвистической компетенции в целом.
- Развивать навыки публичного представления результатов своего труда (презентация работы)
5. Объект исследования:
Электронные формы коммуникации учащихся (SMS-сообщение, общение ВКонтакте)
6. Задачи:
- Изучить литературу и Интернет-ресурсы о культуре электронного общения учащихся при SMS- переписке и общении в Контакте
- Провести социологический опрос и выполнить отбор материала SMS –сообщений и общения ВКонтакте с учетом возрастных особенностей школьников
- Сделать классификацию ошибок, допущенных учащимися в SMS –сообщениях и при общении ВКонтакте.
- Проанализировать результаты конкурса «Грамотей» среди учащихся Редкодубской средней школы
- Сделать выводы о влиянии низкой культуры электронного общения на лингвистическую компетенцию учащихся
7. Гипотеза:
отрицательное влияние SMS –общения и общения ВКонтакте на лингвистическую компетенцию учащихся.
8. Глава I. Мобильная связь прочно вошла в жизнь нашего общества, и значительно повлияла на культуру общения между подростками.
9. SMS-сообщения и общение ВКонтакте представляют собой новую форму коммуникации, своеобразную письменную форму устной разговорной речи. Эти сообщения включают в себя нормы разговорного стиля и некоторые отступления от него. Лингвистические особенности этих форм общения проявляются на всех уровнях языка. Этот факт признают многие ученые и специалисты в области коммуникации и высказывают опасения по этому поводу.
10. Так Н. И. Формановская в книге «Речевой этикет и культура общения» (6, 5) писала: «Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует. Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и в своей национальной культуре в частности, наступит глубокое зияние».
11. В современной лингвистике появилось такое понятие, как «албанский язык». Албанский язык (жаргон падонков)— широко распространившийся в начале XXI века стиль употребления русского языка c фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов, частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах.
12. Известный академик Д. С. Лихачев писал: «Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека» (1, 26).
Так чему же мы учимся и какую культуру показываем?
13. Глава II, § 1
Результаты исследования, проведенного среди учащихся МОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»
По результатам социологического опроса были получены следующие данные:
- У первоклассников мобильных телефонов ещё нет.
- Во втором классе половина учеников имеют мобильные телефоны.
- В третьем классе – 8 из 10
- В четвертом классе все
- В пятом классе половина класса
- Начиная с шестого класса, мобильные телефоны имеют все ученики.
- У 50 % учащихся нашей школы, то есть у каждого второго, есть компьютеры, 45 % из них подключены к Интернету.
- В начальной школе SMS-сообщения пишут редко. Начиная с седьмого класса, наши ученики ведут активное общение, пользуясь различными средствами электронных коммуникаций.
- Для выражения чувств большинство из них использует смайлики.
- Половина учащихся, ведущих SMS-общение и общение ВКонтакте, обращают внимание на ошибки друзей в присланных текстах.
- Стараются писать без ошибок лишь 10 % опрошенных.
14. Было проанализировано 60 электронных сообщений.
Приведем пример общения ВКонтакте учащихся средних классов:
Текст диалога | Ошибки |
- привет - привет - че делаш (вм. Что делаешь?) - пишусь (вм. Переписываюсь) - ясно |
|
- чем дома занимаешься - скучаю - по кому - че кому (вм. что, по кому ) - скучаешь))) - ага - гммм )))) |
|
Примеры SMS- общения и общения ВКонтакте старшеклассников:
Текст диалога | Ошибки |
- приФФет - прив) - как делище? - да, все пучком!!! - я тя хотел спросить, ты прогу фотошоп скачала? - не, а че? - д ниче особенного.) прост мне тож она по приколу) - ааа ну тада я сеня качну!хр? - агась) пасибки) - д незашто |
(почти в каждой реплике)
|
15. Из данной таблицы можно увидеть, что во всех электронных сообщениях есть нарушения правил пунктуации. Чаще всего, это отсутствие знаков завершения. Орфографические, грамматические ошибки, речевые ошибки (смешение стилей речи) встречаются почти в каждом диалоге.
16. Причины безграмотного письма, по мнению реципиентов:
- это не тетрадь по русскому, чтобы думать, как писать;
- нет времени раздумывать над оформлением мыслей;
- так принято ВКонтакте;
- длинные предложения – большие деньги (ответили те, кто пользуются мобильным Интернетом или пишут сообщения по мобильному телефону).
17. Глава II, § 1
Победителями конкурса «Грамотей», проведенного в нашей школе, стали ученицы из 4 и 7 классов. Безошибочных работ в старших классах не оказалось.
18. В большей степени, это результат того, что многие школьники привыкают бездумно писать, потому что много времени проводят ВКонтакте. «Друг перед другом не стыдно за безграмотное письмо, взрослые не увидят, а уж учителя тем более не проконтролируют», - так считает почти половина учащихся.
19. Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что родителям и учителям, Совету старшеклассников нужно подумать, как организовать работу по улучшению грамотности учащихся.
20. Начиная со среднего звена, следует проводить внеурочные занятия, на которых демонстрировать « SMS-творчество» и переписку ВКонтакте (с разрешения авторов), чтобы ребята сами сделали вывод о том, как нужно писать электронные сообщения. То есть подойти с моральной, этической стороны к решению проблемы, чтобы не потеряло смысл высказывание академика Лихачева: «Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека».
Что такое музыка?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Есть ли лёд на других планетах?
Три орешка для Золушки
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"