В настоящее время мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации, и к ее выбору нужно отнестись очень серьезно.
Вложение | Размер |
---|---|
professiya_111.doc | 417.5 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РЕФЕРАТ
Тема Исследование мотивации выбора профессии студентами
Наименование дисциплины
Специальность (код, наименование) ______________________________________________________________
Выполнил: | Руководитель работы: | |
Студент 1 курса, группа 1Л-6 | ||
Ученая степень, должность | ||
Сулима С.И. | Марченкова А.А. | |
(Ф.И.О.) | (Ф.И.О.) | |
(Оценка) | ||
Москва
201_
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1. Мотивация профессиональной деятельности
1.2. Социально-психологические особенности студенческого возраста
1.3. Специфика мотивации профессионального выбора студента
2. Исследование мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентов колледжа
2.1. Результаты исследования профессиональной мотивации студентов
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации, и к ее выбору нужно отнестись очень серьезно.
Достойная работа дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и самое главное – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Следовательно, правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения, а происходит это именно в студенческом возрасте. Но для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения студенты должны уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии.
Анализ практики образовательных учреждений среднего профессионального образования показывает, что студенты испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые студентами профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо с личностными качествами самих студентов. Разные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных, а иногда даже противоречивых личностных качеств.
Решение данной проблемы предполагает применение мотивации и мотивационных факторов, помогающих сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, что характерно для студенческого возраста. Но даже учебное заведение и никто - либо другой не могут предопределить жизненный путь человека, заставить его или научить стремиться к самосовершенствованию. Это необходимо осознать самостоятельно, определившись с мотивами.
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей личности, является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Цель исследования: изучить специфику мотивации выбора профессиональной деятельности студентов.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследовательской работы:
Объект исследования: студенты колледжа первого курса.
Предмет исследования: мотивы выбора профессиональной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез; реферирование информационных источников; анализ научной литературы; диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение); количественный и качественный анализ обработки результатов.
Гипотеза исследования: если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.
Глава 1.Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1. Мотивация профессиональной деятельности
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, разработка проблемы мотивации связана с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Цели мотивации:
- поиск стимулов к действию, то есть поиск того, что может заставить действовать: это могут быть какие-то цели, какое-то вознаграждение;
- побуждение к действию: как внутренне (человек сам себя побуждает к действию), внешнее (кто-то другой побуждает человека к действию) или смешанная мотивация.
Применительно к учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Содержание формирования профессиональной мотивации личности студента в колледже может быть определено по трем основным направлениям:
- формирование потребностей и мотивов профессионального развития;
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию;
- оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения.
Дифференцируют три вида факторов:
- объективные, связанные с реальной системой профессиональной деятельности и иногда проявляющиеся как критерии, связанные с внешней заданностью, то есть нормами;
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество, мера их проявления.
- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.
Значительный объем исследований, раскрывающих особенности учебно-профессиональной мотивации, связан с мотивацией учебной. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными особенностями педагога, прежде всего, – связанными с его отношением к обучающимся и к своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета
На формирование учебной мотивации студента колледжу ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов:
- объективные возрастные особенности; типологические особенности личности: (черты характера, склонности, способности, интересы, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки);
- субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании.
Исследование факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности [5,9].
Можно выделить основные условия и факторы микросреды студентов, оказывающие, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента:
1) Учебная среда.
2) Поощрения.
3) Личностный рост.
Задачи образовательных учреждений заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности [3, 4].
Основываясь на приведенном выше анализе, можно говорить о проблеме изучения особенностей факторов формирования профессиональной мотивации студентов, как о проблеме в тесной связи с различными социальными, экономическими, этническими, культурно-образовательными вопросами жизнедеятельности общества.
1.2. Социально-психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст (16-22 года) охватывает и юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека. Студент (лат. - тот, кто учится, усердно работает, овладевает знаниями) как личность, что находится на конкретной стадии развития, может характеризоваться такими измерениями: психологическим (характер, темперамент, воля, способности); биологическим (физические данные, тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты).
Именно в студенческом возрасте происходит пересмотр ценностно-духовных категорий, усиливается осознанность, объективная позитивизация мотивов поведения. Формируются и укрепляются положительные личностные качества - ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, умение регулировать свои чувства, желания, склонности.
Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в учреждениях среднего профессионального образования.
Многие исследователи выявили тот факт, что одни студенты много и охотно работают над овладениями новыми знаниями. Возникающие при этом трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели. Другие же все делают «из-под палки», а препятствия резко снижают их активность. Педагоги объясняют это индивидуальными особенностями обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.
По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов. У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни образовательного учреждения и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку.
Для студентов, отнесенных ко второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь.
Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества.
В учреждения среднего профессионального образования приходят разные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». В этом отношении интересен анализ студенческой молодежи в связи с выбранной ими профессией. Совокупность студентов довольно четко разделяется на три группы.
Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование. Все остальные факторы для них менее значимы.
Вторую группу составляют бизнес-ориентированные студенты. Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и др. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы.
Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой - придавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это - группа тех, кто «плывет по течению». Они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который характеризует другие группы. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но пока можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Личные профессиональные планы студентов, их способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Осознанный выбор специальности способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает трудности.
Процесс выбора профессии, обучение в учреждениях среднего профессионального образования стал сегодня для многих студентов делом прагматичным, целенаправленным и соответствующим переменам в современном мире. Первостепенная задача колледжа - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Среднее профессиональное образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности.
Для студента колледжа важным этапом профессионального становления становится развитие познавательной активности. Только учитывая возрастные особенности студентов, можно эффективно развить их познавательную активность.
1.3. Специфика мотивации профессионального выбора студента
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость обучающихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов. [5, 6, 7]
Применительно к учебной деятельности студентов в системе средне специального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности. [5]
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
2. Исследование мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентов колледжа
2.1. Результаты исследования профессиональной мотивации студентов
Исследование, проведенное по анкетированию и тестированию в выборочной совокупности студентов первого курса технических специальностей ГБОУ СПО ПК «Н.Н. Годовикова» имело основной целью исследования анализ мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами.
В тестировании и анкетировании приняли участие студенты первого курса трех специальностей: 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 24.02.01 «Производство летательных аппаратов».
Всего в опросе приняло участие 72 студента в возрасте 15-18 лет. В выборку попали студенты, имеющие техническое направление образования. Основную часть опрошенных, составили юноши. Количественный анализ анкетирования представлен в диаграммах
Основным методом исследования является анкетирование. Варианты анкет разрабатывались студентами и, после обсуждения была разработана единая анкета, включающая 22 вопроса. Перечень вопросов был составлен таким образом, чтобы получить сведения о выборе профессии, её престижности, о том кто/что помог в выборе профессии, об интересах студентов и др.
Как известно, большую роль играет то, насколько осознанным был выбор колледжа и специальности. Опрашиваемые должны были ответить на вопрос о мотивах выбора данного колледжа и специальности.
Анкетное обследование не всегда даёт достоверные и полные сведения, так как соблюдается принцип добровольности ответов на вопросы. Обследование может быть адресным или анонимным. В данном случае соблюдался принцип анонимности, что позволило собрать полные и достаточно достоверные сведения, так как студенты ответили практически на все вопросы, не скрывая и не искажая данные.
Обработка собранной информации позволила составить определённую картину, 86,1% респондентов ответили, что не сомневаются в выборе профессии по истечении 1 семестра обучения, что свидетельствует о разумном и продуманном выборе будущей специальности о комфортных условиях и хорошем психологическом климате в колледже. Только 13,9% испытывают сомнения в правильности своего выбора.
Большинство студентов – 79,2% констатировали самостоятельность выбора учебного заведения и будущей специальности, что свидетельствует о профессиональной направленности первокурсников и высоком имидже колледжа среди образовательных организаций.
По итогам исследования 33% респондентов поступили в колледж по совету родителей, 9% по совету знакомых и друзей, 56% - считают, что только в данном учреждении есть указанная специальность, 2 % отметили свой вариант ответа: собственное желание при поступлении в учебное заведение, так как выбранная специальность является мечтой детства.
Основным мотивом при выборе специальности и колледжа является редкая (желаемая) специальность (49%), что указывает на востребованность студентов на рынке труда. Качество знаний (32 % респондентов), также является не менее важным мотивом при выборе колледжа и специальности, что говорит о высоком профессионализме педагогических работников и престиже учебного заведения. Бюджетная основа данной специальности составила 17%, и только один респондент ответил, что колледж находится рядом с домом.
Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе?» 60% ответили, что готовы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе; 30% ответили, что не готовы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе; 10% ещё не определились с выбором.
В тестировании «Тип мышления» приняла участие одна группа, имеющие техническое направление образования.
Тестирование, проведённое у студентов первого курса специальности «Производство летательных аппаратов » по определению типа мышления, позволило сделать следующие выводы в соответствии с рисунком А.1:
К преобладающим типам мышления в группе относятся:
- 50% креативный тип мышления, характерный для творческих людей, способных находить нестандартные решения задачи.
-22,2% наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума.
-11,1% словесно-логическое мышление, отличающее людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. К этому типу мышления относятся профессии: ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист.
Типы мышления, склонности к которым практически отсутствуют:
-11,1% предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Это мышление характерно для спортсменов, танцоров, артистов.
-5,6% абстрактно-символическое мышление, которое свойственно ученым, физикам-теоретикам, математикам, программистам, аналитикам.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что профессиональные склонности опрошенных студентов в своем большинстве соответствуют выбранной специальности.
Таким образом, для студентов первого курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность интересная и многообразная деятельность, а второе место в рейтинге у студентов первого курса занимают такие мотивы как самостоятельность в работе и самовыражение. Из внешних мотивов для студентов первого курса одним из значимых является – возможность оказывать влияние на деятельность других людей. Результаты свидетельствуют о том, что мотивы студенты нацелены на профессию, они достаточно хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят.
Целью данного исследования было изучение специфики мотивации выбора профессиональной деятельности студентов колледжа, в ходе которого были рассмотрены проблемы мотивации и мотивов профессионального самоопределения будущих специалистов, а также решены задачи, поставленные с этой целью.
В настоящее время проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. В результате проведенного исследования было установлено, что под профессиональным самоопределением понимается избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения.
Решая первую задачу - проанализировать специфику и сущность мотивации выбора профессии студентов колледжа, было выявлено, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Применение мотивации и мотивационных факторов помогают сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Следовательно, правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
В ходе решения второй задачи - определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное сомоопределение у студентов первого курса было выявлено, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию.
Для решения третей задачи - выявить и проанализировать особенности выбора будущей профессии у студентов первых курсов, были проведены анкетирование и тестирование. Результаты исследования показали, что у студентов-первокурсников еще не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии, основным мотивом учения является желание получить диплом и работать по специальности.
Основным мотивом учения у студентов является получение среднего профессионального образования с целью найти достойную, желаемую, высокооплачиваемую работу с возможностью применения личных способностей, а также получить высшее образование по специальности.
В результате исследования подтверждена гипотеза, что если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.
Список используемой литературы
Статьи из периодических изданий и сборников:
Рисунок А.2 – Результаты теста «Тип мышления» по группе «Производство летательных аппаратов»
В ответах на вопросы анкеты необходимо поставить знак × или записать ответ в соответствующей строке.
1. Пол
мужской □
женский □
2. Возраст (число исполнившихся лет)_______________
3. Средний балл аттестата ( с точностью до 0,01)________
4. При поступлении в колледж, выбор в пользу ПК им. Н.Н. Годовикова Вы сделали?
по собственному желанию □
по настоянию родителей □
по другим причинам (укажите) ___________________________________________
5. Среднедушевой месячный доход в Вашей семье (2015 год):
ниже прожиточного минимума (до 14500 руб.) □
на уровне прожиточного минимума □
выше прожиточного минимума □
6. Приходилось ли Вам подрабатывать?
да □
нет □
7. С какой целью используете интернет?
для учебы
для общения с друзьями
в основном для развлечений
8. Для подготовки к занятиям Вы используете:
в основном материал лекций □
материал лекций и учебную литературу □
в основном учебную литературу, так как лекционного материала недостаточно□
9. Как часто Вы посещаете библиотеку, читальный зал?
1-2 раза в месяц □
от случая к случаю □
ни разу не был (не была)□
10. Какой основной мотив при выборе колледжа и специальности был у вас?
Спрос на рынке труда□
Бюджетная основа данной специальности
Редкая (желаемая) специальность□
Не поступил в другое учебное заведение□
11. Далеко ли находится от Вас учебное заведение?
далеко
очень далеко
близко
12. Выбор специальности был обусловлен
Вашим стремлением получить именно эту специальность □
желанием ваших родителей □
советами друзей, знакомых □
другими причинами □
13. По истечении 2 месяцев сомневаетесь ль вы в выборе профессии?
Да □
Нет □
14.Нравится ли тебе коллектив, в котором ты учишься?
Да □
Нет □
Пока не знаю □
15.Какие твои любимые предметы?
_________________________________________________
16. Созданы ли в Вашем учебном заведении благоприятные условия для получения образования?
полностью созданы □
созданы частично □
совсем не созданы □
другое _________________
17. Думали ли Вы о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
да, у меня есть талант, который я смогу использовать в своей профессии □
у меня нет талантов, которые бы пригодились в моей профессии □
я не думал(а) о своих талантах, которые бы пригодились в моей профессии □
18. Сколько свободного времени Вы готовы уделять дополнительным познаниям в области Вашей профессии?
всё свободное время □
половину свободного времени □
я не готов(а) тратить свободное время на дополнительное познание□
19. Как Вы относитесь к изменениям в своей жизни и жизни общества?
Не принимаю, хочу, чтобы всё осталась таким, какое оно есть. □
Принимаю то, что мне выгодно □
Принимаю то, что полезно обществу. □
Мир постоянно и неизбежно изменяется, принимаю всё и изменяюсь сам. □
20. Насколько значимо для Вас общественное мнение?
«Куда все, туда и я»! 2. Мне важно, чтобы в обществе обо мне отзывались положительно.
Окружающие должны не только выслушать моё мнение, но и уважать его. □
Меня не волнует мнение общества о чём-либо, я сам(а) формулирую свой взгляд на себя и мир. □
21. Как Вы считаете, чему наиболее важно научить детей?
Выживать в этом жестоком мире. □
Зарабатывать для себя и семьи, заслужить уважение в обществе □
Кодексу чести и совести. □
Быть интеллигентным, культурным, развить научное и творческое мировоззрение □
22. Чем бы Вы хотели заняться после окончания колледжа?
Работать □
обучаться в ВУЗе □
иной вариант__________________
Плавает ли канцелярская скрепка?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Любимое яичко
Как нарисовать ветку ели?
Для чего нужна астрономия?