Что такое духовность? В этом современному юному читателю поможет разобраться А.П.Платонов, чьи рассказы изучаем в среднем звене школы: «Никита», «Неизвестный цветок», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире». Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но и здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину.
Является ли платоновский Юшка юродивым? А может быть, герой Платонова – идеальный человек? Чтобы ответить на этот вопрос, надо войти в художественный мир А.П.Платонова, разобраться в прочитанном, соотнеся свои наблюдения с разными точками зрения, изучить природу «явления», именуемого юродством. В работе Грушевой А. все это присутствует, как и ответ на главный вопрос: Юшка – вовсе не юродивый в церковном смысле этого слова, но он подобен Христу в любви к людям, в служении добру, хотя и не осознавал этого.
Вложение | Размер |
---|---|
idealnyy_chelovek_v_rasskaze_platonova.doc | 90.5 КБ |
XVII городская научная конференция молодых-исследователей «Шаг в будущее»
«Идеальный человек в рассказе А.П. Платонова и традиция юродства на Руси»
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА
город Сургут
Автор:
Грушева Анастасия Викторовна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38, 8 класс
Научный руководитель:
Соловьёва Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №38
2015
XVII городская научная конференция молодых-исследователей «Шаг в будущее»
«Идеальный человек в рассказе А.П. Платонова и традиция юродства на Руси»
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА
город Сургут
Аннотация
Что такое духовность? В этом современному юному читателю поможет разобраться А.П.Платонов, чьи рассказы изучаем в среднем звене школы: «Никита», «Неизвестный цветок», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире». Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но и здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину.
Является ли платоновский Юшка юродивым? А может быть, герой Платонова – идеальный человек? Чтобы ответить на этот вопрос, надо войти в художественный мир А.П.Платонова, разобраться в прочитанном, соотнеся свои наблюдения с разными точками зрения, изучить природу «явления», именуемого юродством. В работе Грушевой А. все это присутствует, как и ответ на главный вопрос: Юшка – вовсе не юродивый в церковном смысле этого слова, но он подобен Христу в любви к людям, в служении добру, хотя и не осознавал этого.
Оглавление:
Введение
Творчество А.П.Платонова представлено в программе литературного образования под редакцией В.М.Коровиной ( в среднем звене ) рассказами: «Никита», «Неизвестный цветок», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире». А. Платонов явно не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину. Литература, по Платонову, ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с “адова дна” существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести “высшую участь”. Обращение к творчеству Платонова актуально: «без истины трудно жить» стало для героев Платонова мерилом человека и человеческого в нем.
Кто он, герой Платонова, - идеальный человек, изгой или юродивый? Чтобы ответить на этот вопрос, надо войти в художественный мир А.П.Платонова, разобраться в прочитанном, соотнеся свои наблюдения с разными точками зрения, изучить природу «явления», именуемого юродством. Целью нашей скромной работы и будет ответ на этот вопрос. Объект исследования – текст рассказа А.П.Платонова «Юшка». В перспективе – и другие произведения этого автора. Предмет исследования - образ главного героя в контексте традиции русского юродства.
Этого вопроса в разное время касались в своих работах ученые – филологи, и мнение их расходится. Мы приведем здесь ряд высказываний, наводящих на размышление и желание разобраться.
«В своих произведениях Платонов тяготеет к показу идеального человека с верой в торжество добра и истины. Его художественное пространство насыщено эпизодами, в которых действуют «похабы» и странники, «нищие духом» герои, вплетающие в свою речь народно-православную лексику. Живущая в «народном человеке» (А. Платонов) глубокая вера, искания высшей правды в земной жизни, концепты воскрешения, жертвенности и греха типичны для его ранних и поздних произведений, наиболее близки тезаурусу Платонова. Они проникли в текст из христианской письменности: житий, легенд, сказаний. Особенно значимы для нашей темы, представленные в них черты юродства, ставшего «русским национальным явлением» (А. М. Панченко). «Юродивые <...> бесспорно были одни из лучших учителей благочестия: вся их жизнь исключительно была посвящена на врачевание нравственных недугов современников» – отмечает автор книги о юродивых ». Так читаем у д.ф.н. Дырдина А.[1]
Литературоведы начинают задумываться над соответствием художественной философии Платонова таким векторам народной религиозности как юродство. М. Михеев считает категорию юродства наиболее близким миру писателя нелитературным явлением. Цитируем: «Взаимопроникающее единство общего чувства и
есть коммунизм, материалистический наследник христианской любви к ближнему.
Платоновскую позицию очень точно называли юродством; но как юродивый не
отвергает и не компрометирует христианские духовные ценности, а наоборот,
максималистски утверждает их, так и Платонов утверждает коммунистические
духовные ценности».[2] И. Есаулов, обнаружил в образе Юшки из одноименного платоновского рассказа характерное для юродства подражание Христу в «изживании» мирового зла.
Вопрос о юродстве в творчестве Платонова – уникальный ключ к познанию философии русского человека в его духовных исканиях. Однако целенаправленное изучение юродства как тезаурусного пласта, определяющего творческую позицию, способы изображения основной массы платоновских персонажей – «душевных бедняков» – до сих пор не переросло рамки отдельных наблюдений».[3]
Кто же такие юродивые? В словаре В.И. Даля это слово объяснено так:
ЮРОДИВЫЙ – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший. Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже ПРЕДчувствование или ПРЕДведенье. Церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства.
В книге С.А.Иванова «Русское «похабство»» говорится о первых упоминаниях этого термина: « Здесь нужно сказать несколько слов о том, какими терминами славяне описывали юродство. Видимо, самым древним было обозначение буй (буякъ, буявъ), которое употреблено в древнейшем кирилло-мефодиевском переводе Послания к Коринфянам (в последующих редакциях оно постепенно вытесняется словами оуродъ, оуродив, юродивый). Слово буй использовалось главным образом в прямом значении «глупый», но также и в терминологическом — «юродивый». Уже в первой русской редакции жития Василия Нового (XII в.) читаем: «Иже оуродст'вомъ мдраго злобу победиши, ибо в соуетьном мире семъ боуи себе Ха ради сътворив'ше... по-смехъ бывше...»[4] Что же касается древнерусского мира, то он имел, по словам С.А.Иванова, другое название этого явления – «похабъ». «Однако именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига».
В той же книге ученый передает общие черты жития древнерусских юродивых: «Однако подавляющее большинство русских «похабов» не только практиковали городское юродство, они вообще не были монахами. Пересказывать их жития — дело весьма неблагодарное: за немногими исключениями, они весьма однотипны и трудноразличимы . Их герои днем бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую одежду, садятся в грязь и т. д.; некоторые «похабы» никогда не разговаривают, другие беспрерывно повторяют какое-нибудь одно слово или вообще несут невнятицу, которая, разумеется, исполнена глубокого тайного смысла, раскрывающегося лишь впоследствии. Если «похаб» разбивает на базаре крынку с молоком, то потом оказывается, что либо в молоке — дохлая крыса, либо сам молочник — нехороший человек. Если юродивый поливает дом водой — значит, будет пожар и лишь обрызганные им постройки устоят и т. д. Хотя пророчества сбываются подчас немедленно, закон жанра требует, чтобы мудрость святого обнаружилась лишь после его смерти. При жизни юродивый только по ночам позволяет себе сбрасывать личину безумия. Тогда он молится, творит чудеса (лежит на углях, ходит по водам, переносится на большие расстояния и т. п.), а когда кто-нибудь случайно застает его за этими занятиями, грозит свидетелю страшной загробной карой, если тот не поклянется молчать до кончины святого. После нее на могиле начинают твориться чудеса и устанавливается местное почитание.»
Звездным часом русского юродства стал XVI век. И этому ученый дает следующее объяснение: «Причину такого взлета популярности юродивых русский философ Г. Федотов усматривает в том, что они «заполнили пустоту, образовавшуюся в Церкви после эпохи святых князей».[5]Москва, по мнению ученого, слишком бюрократизировалась, а Церковь сделалась слишком раболепной; тем самым отвержение зла стало возможным лишь в форме отвержения мира вообще. Примерно такого же мнения придерживается теолог И. Кологривов. По его словам, расцвет юродства совпал с периодом максимальной регламентации церковной жизни, триумфом в ней ритуализма и обрядоверия, с периодом Стоглава и Домостроя, когда человеческая личность в наибольшей степени подавлялась».[6]
Юродство, по мнению некоторых ученых, является чертой русского национального характера. Так, Е. Томпсон утверждает, «что юродивый в русском сознании удачно сплавился с фольклорным персонажем Иванушкой-Дурачком». Но С.А.Иванов ему возражает, полагая, что « важное отличие этого героя от его собратьев по европейскому фольклору в том, что он не «умный дурак», а самый настоящий, неподдельный, и, тем не менее, он является объектом не насмешек, а поклонения. Все у него загадочным образом получается, все выходит лучше, чем у умников, и сам он в конце концов оказывается Иваном-Царевичем. Это сближение, впервые обоснованное Е. Трубецким и повторенное Е. Томпсон и А. М. Панченко, справедливо лишь отчасти. Разумеется, коллективному сознанию, сотворившему образ Иванушки, легче было принять и юродивого с его посрамлением рациональности». Нам близка позиция автора книги в том, что «приверженность русской культуры к юродству объясняется присущим ей бескомпромиссным стремлением к Абсолюту. В ней очень сильна тенденция отбросить все то, что мешает раскрытию великой тайны человеческого предназначения».[7]
Татьяна Недоспасова в исследовании «Русское юродство XI-XVI веков» указывает на три вида юродства: юродство всех христиан, юродство подвижников и юродство самих Христа ради юродивых. О последнем исследовательница пишет: «Отличительная черта этого вида юродства в том, что оно не однажды или дважды совершается, как в юродстве подвижников, но становится постоянной принадлежностью подвига. Подвижник бежит от людей, юродивый живет среди людей, терпя от них и поношения, и поругание, и побои. При этом юродивый ни на минуту не перестает быть подвижником, но его подвиг прячется в ночи, во всенощных бдениях в своей келии (как блаж. Симеон Эмесский), на церковной паперти (как блаж. Ксения Петербургская); его подвиг скрывается днем под личиной безумия.
Подвиг юродства Христа ради намного выше аскетической жизни в пустыне: подвижник убегает от соблазнов мира, юродивый же спасается среди этих соблазнов, убегая, как в пустыню, в свое мнимое безумие, и своим примером и назиданием спасает окружающих его мирян. Подвиг юродивых возможен только при достижении бесстрастия к миру, когда блаженный уже не может получить духовного вреда от жизни в миру»[8]. Такое юродство как подвиг, ибо юродивый несет свой крест среди людей, далеких от совершенства. Юродивый, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает житейское, но не презирает человеческого. Юродивые Христа ради не образцы для подражания, а исключения, которых Господь избрал Сам нести это нелегкое, но столь необходимое для общества служение.
Гипотеза: мы предполагаем, что герой Платонова – идеальный человек, живущий в согласии с самим собой и по Правде Христовой.
Основным методом нашего исследования мы избрали метод наблюдения, сбора информации по теме, метод анализа от общего к частному.
Методика состоит в перечитывании текстов, изучении точек зрения ученых и сопоставлении разных точек зрения с нашими наблюдениями.
Раздел 1. Является ли платоновский Юшка юродивым?
Попробуем поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными при чтении рассказа А.П.Платонова «Юшка».
В рассказе А.Платонова «Юшка» Ефим предстает как странный старик, с которым можно делать все, что хочешь, так думают дети, и как непонятный, скрытный человек в глазах взрослых. Ещё его называют «блажной», «юрод негодный».
Тщедушен, с белыми слезящимися глазами слепца, Юшка всегда ходил в одной и той же одежде – «без смены». Работал в кузнице, жил у хозяина, получал жалованье 7 рублей 60 копеек в месяц. Но денег на себя не тратил. Покорный, молчаливый, говорил лишь, когда ему становилось больно,- словом, «блажной», «безответная глупость». Здесь мы видим черты юродства: не признает сытости, ухоженности, несет невнятицу, по мнению окружающих, но исполненную тайного смысла, что вызывает смех или раздражение. Типичный «дурак» - объект насмешек и …поклонения.
Его короткий жизненный путь дан в развитии: от непонимания и насмешек до признания после смерти.
«Юшка! Ты правда или нет?», «Дети не знали такого другого человека, и они думали, правда ли Юшка живой?»; «толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их». А «он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»
В этом фрагменте речь идет о ценностях жизни: у людей – это материальное благополучие и бессильная, подозрительная злоба по отношению к тому, кто живет не по их законам. А их законы – это бей, когда тебя бьют, бей слабого, если тебя обидел сильный. « Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Один раз в году он уходил на месяц куда-то, поговаривали, «в самоё Москву»… «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом».
Каждый год он скапливал рублей 100 и уносил их кому-то… А однажды этого не случилось: один «весёлый» прохожий рассердился на мудрые слова Юшки и «с силой злобы» толкнул его в грудь…Интересен разговор с «веселым прохожим»:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.
— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Жизнь свою он проживает как нужную «всему свету», то есть как должную. Это не миссия, это не подвиг во имя Христа. Это жизнь его – « законная».
Знаменательны слова столяра, увидевшего мёртвого Юшку:
-« Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»
После смерти выяснилось, что Юшка – это Ефим Дмитриевич, что ему всего 40 лет, что ходил он в Москву к сироте, заменившей ему дочь, чтобы отдать деньги на её содержание и воспитание, чтобы она могла пить чай с сахаром… Для неё он 25 лет проработал в кузнице, терпел издевательства, понимая, что люди не могут любить, а он им нужен ( как оказалось, был прав: «без Юшки жить людям стало хуже»- некуда зло стало тратить).
Из этого следует, что Юшка – вовсе не юродивый в церковном смысле этого слова, но он подобен Христу в любви к людям, в служении добру, хотя и не осознавал этого. Жил, потому что его родили на свет для жизни, работал осмысленно – не как животное, а цель благую имея. Жил «скучно», а не искал веселья в злобе, как другие. И был счастлив, целуя цветы, радуясь, что живёт…Помогал ближнему , не носил в душе зла на людей, видя в их отношении к нему «слепую любовь»…Человек прожил особенную жизнь – не в пример людям, прозвавшим его «блажным», «юродом», «божьим чучелом»…
Интересно, что о нем рассказывает один из тех, кто знал и видел Юшку. Проститься с ним пришли все: « весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни». Это вполне соответствует кончине блаженного. И у него есть последователь – девушка – сирота, ставшая врачом, бескорыстно лечащим всех нуждающихся.
Раздел 2. Результаты наблюдения.
Юшка не бегает по городу, не просит милостыни, а работает в кузнице 25 лет, зарабатывает деньги не для себя, но для девочки – сиротки. Не признает сытости и ухоженности, ходит в одной и той же одежде: молчаливый, говорит только тогда, когда сильно обижают, но говорит без злости, с любовью к людям, не умеющим любить(« …он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»).
Юшка не осознает себя подвижником, не ощущает себя «проводником» истины Христовой. Но живет по закону («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...»). Как видим, имя Христа не звучит в объяснении его жизненной задачи.
3)«И сам Христос — в заповедях блаженства или в словах последние станут первыми, а первые последними — подчеркивает, что христианство существует по законам, принципиально непохожим на законы мира. И апостол Павел также подчеркивает, что христианство — безумие для мира (1 Кор 1:17-27), и от имени всех христиан говорит: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4:10)»[9].
Говоря о юродстве всех христиан, мы могли бы отметить, что если оно предполагает жизнь во Христе неосознанную, без официоза, то герой Платонова, безусловно, имеет к нему полное отношение. Жизнь свою он проживает как нужную «всему свету», то есть как должную. Это не миссия, это не подвиг во имя Христа. Это жизнь его – «законная». Незаметная жизнь Юшки оказалась очень заметной для окружающих, потому что жил не как все. Своим существованием он бередил души людей, погрязших во грехе. Потому проститься с ним пришли все.
Заключение.
Итак, кто такой герой А.П.Платонова? Идеальный человек или юродивый?
Пользуясь указанными выше методами, мы пришли к следующим выводам:
А.Платонов изобразил своего героя не как юродивого в строгом смысле этого слова, а точнее – следуя традиции изображения юродивых в христианстве, а как самобытного героя, обладающего некоторыми внешними чертами ( не следит за одеждой, не признает сытости, не разговаривает ни с кем – лишь в исключительных случаях). Юшка не творит чудес, не предсказывает и даже не молится. Платоновский герой не осознает себя подвижником, не ощущает себя «проводником» истины Христовой. Но живет по закону («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...»). Как видим, имя Христа не звучит в объяснении его жизненной задачи. Жизнь свою он проживает как нужную «всему свету», то есть как должную. Это не миссия, это не подвиг во имя Христа. Это жизнь его – «законная».
Помогал ближнему , не носил в душе зла на людей, видя в их отношении к нему «слепую любовь»…Человек прожил особенную жизнь – не в пример людям, прозвавшим его «блажным», «юродом», «божьим чучелом»…
В этом образе Платонов показал, как должен жить человек, очистившись от «шелухи» суетного мира и обретя смысл существования , например, в помощи девочке – сироте, одинокому , заброшенному в этот мир человеку. Юшка – идеальный герой платоновского мира.
Андрея Платонова, автора рассказа «Юшка», тоже часто называли «юродивым». Этот человек с такими ясными и грустными глазами прожил удивительную жизнь, жизнь, которая одновременно похожа на жизнь многих его современников, но в то же время – выдающуюся. Жизнь настоящего русского писателя, который, если перефразировать слова поэтессы А.А. Ахматовой, «был со своим народом там, где народ, к несчастью был…».
В дневнике Платонов написал в 1926 году: «Истинного себя я никогда никому не показывал, и едва ли когда покажу…» А ведь показал…
Список использованной литературы:
[2] М.Михеев. В мир Платонова – через его язык./ изд. МГУ, 2002.
[3] Дырдин А.А./Филологические науки/8)
[4] С.А.Иванов «Русское «похабство»»
[5] С.А.Иванов «Русское «похабство»»
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] http://nedospasovat.narod.ru/urodstvo.html
[9] http://foma.ru/xrista-radi-sumasshedshie.html
А теперь — мультфильм
Прекрасная арфа
Философские стихи Кристины Россетти
Круговорот воды в пакете
Девчата