Целью данной работы было сравнения образа лошади в хакасской и британской традиционной культуре. Мы предположили,что образ лошади имеет много общего и в британской и в хакасской культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
sam_referat.doc | 63.5 КБ |
МБОУ Куйбышевкая СОШИ |
Образ лошади в британской и хакасской традиционной культуре. |
Секция «Филология» |
Выполнила: Кыстоякова Таня 6 класс 2015 г. |
Образ лошади в британской и хакасской традиционной культуре.
Содержание
Введение
Литература
Введение
Животное, всем нам знакомое с детства,
Века с человеком живёт по соседству,
Как верный и преданный друг помогает,
А он о ней песни и сказки слагает.
Давно эта дружба у нас началась…
И лошадям посвящаю рассказ.
С древних времен образ лошади используется в архитектуре, фольклоре и литературе, на нем построены разнообразные обычаи и праздники. Он часто встречается во многих сферах культуры и жизнедеятельности разных стран, в каждой из них она обладает особым символическим значением, изучение которого позволяет понять многое в языке и картине мира народа.
Таким образом, целью нашей работы является сравнение образа лошади в британской и хакасской традициях и культуре.
Данная цель определяет следующие задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что образ лошади имеет много общего в традиционной культуре британцев и хакасов.
Жители туманного Альбиона пронесли любовь к лошади через века, выразив свое трепетное и уважительное отношение к этому животному несколькими словами: «Конюшня – это храм, а лошадь – божество в нем».
Многие культурные феномены, связанные с образом лошади, родились и существуют только на Британских островах. В произведениях искусства каменного века, найденных в Британии, есть изображения людей в лошадиных масках, они верили, что их души отправлялись в землю мертвых верхом на лошадях.
Уникальным архитектурным явлением Великобритании представляются наскальные меловые фигуры лошадей, многие из которых были созданы в англосаксонский период. В ирландской и валлийской мифологии слово ech (лошадь) входит в имена героев, связанных с солнечным культом и потусторонним миром.
Именно в Великобритании появился костюм Hobby Horse, который и в наши времена можно наблюдать на различных британских фестивалях. Подкову как символ удачи британцы не только вешают над дверью, как и в некоторых других культурах, но и используют в свадебной церемонии, что представляет собой исконно британскую традицию. Скачки и охота на лис, осуществляемая на лошадях, - это также явления именно британской культуры.
В Англии и Шотландии сохранились многочисленные статуэтки и рельефы, изображающие богиню лошадей Эпону. Она была покровительницей военных всадников, конюхов и путешественников. В то же время в культе богини в большой степени присутствовал жизнеутверждающий аспект. Как покровительница лошадей и жеребят, она обеспечивала земное плодородие и процветание сельского хозяйства в целом.
Mari Lwyd («Серая лошадь»). Это один из самых древних и мистических обрядов Уэльса. В Рождество группа людей, одетых в красочные костюм лошади — ходила по деревням. Возле каждого дома участники процессии вступали в стихотворную перебранку с хозяевами, пока те не выносили угощение — подогретое пиво и пироги.
Келпи — в шотландской мифологии водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Келпи большей частью враждебны людям. Являются оборотнем в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду.
В Англии кони пользовались такими льготами и правами, о которых люди могли только мечтать. Например, в шестнадцатом веке, когда девушек насильно выдавали за нелюбимых мужей, коневод сэр Томас Бландевил настаивал, что кобыла имеет полное право отказать жеребцу, а если она согласится, "то обоих коней надо отпустить в лес, чтобы они могли вместе гулять и полюбить друг друга".
Лошадь в Англии знает себе цену. Уже злосчастный король Ричард I говорил: "Полцарства за коня!"
В XIX веке лошадь для британцев символизирует власть и знатность. Статные и ухоженные лошади всегда появляются в британских произведениях в описаниях аристократии. На знатность указывает и наличие повозки. Чем она роскошнее, тем род привилегированнее. Данная символика сохранилась и до наших дней. Выражением этого служат скачки, которыми увлекаются только богатые слои населения. В 1711 году британская королева Анна учредила королевские конные скачки «Royal Ascot», которые очень быстро превратились в одно из самых ярких светских мероприятий Старого Света. И по нынешний день эти скачки популярны среди высшего света Британии.
Английские монархи и члены их семей питают такую же привязанность к лошадям и конному спорту, как и рядовые жители туманного Альбиона. Английская королева Елизавета II - известная конезаводчица. Любовь к лошадям в королевской семье "передается по наследству". Это увлечение к королеве перешло от матери, которая очень любила скачки, но и отец, и дед также поощряли увлечение лошадьми. Королева обожает лошадей и привила эту любовь практически всем членам королевской семьи. Ее внучка Зара Филипс занимается конным спортом, она участница соревнований по конному спорту на Олимпиаде в Лондоне и ее призер. Елизавета II вручила ей первой из королевской семьи орден Британской Империи за успехи в конном спорте. У своих маленьких внуков (детей принца Эдварда) Елизавета II также поощряет увлечение лошадьми.
Любовь к лошадям и конному спорту является неотъемлемой частью британского национального характера, которая передается от поколения к поколению. Трудно представить английский пейзаж без мирно пасущихся лошадей, а мировой конный спорт – без английских спортсменов.
Вышесказанное указывает на то, что образ лошади является хранителем исторической памяти британского народа: он передаёт пристрастия британцев, их отношение к определённым явлениям действительности и их мировоззрение в целом в определённые моменты истории.
Фольклорные традиции показывают, что британской культуре характерен образ скакуна, коня боевого, лошади-друга, а не пахотного коня, который использовался бы только в хозяйственных целях. Это приводит к мысли о том, что в Великобритании лошадь всегда считалась благородным животным, благодаря своей горделивой осанке и изяществу, благодаря своей пылкости, скорости, выносливости, мощности, благодаря своей способности завоевать трудную победу.
В хакасских мифах так же использовался образ лошади. Так, например, татары, живущие по берегам Абакана, и теперь, и в прежнее время выбирали из табуна самую лучшую лошадь и посвящали Эрлик-хану, называя ее «Ызык». Эрлик-хан был одним из почитаемых божеств. В хакасских мифах он нередко именовался Ада – отец. Ездить на этом коне никому, кроме хозяина, нельзя. Когда потеряется освещенная лошадь, то дьявол (айна) насылает на ее хозяина болезнь. Все кони наделены в хакасских сказаниях человеческой речью, причем говорят они складно, не уступая в красноречии своим хозяевам. Конь наделен даром оборотничества, он может превращаться в человека, в птицу, уменьшаться до размеров зайца.
Очень большое внимание уделяется в сказаниях описанию коней, причем упоминаются кони всех мастей и оттенков. Конь всегда стоял в центре внимания жителей Хакасии, хакас-скотовод не представлял без коня своей жизни. В сказочно-эпических преданиях повествуется и о девушках-богатыршах, к именам которых обязательно добавлялось описание коней, на которых они едут, например, «Песня девушки Алтын Арыг, едущей на светло-игреневом коне» или «Песня девушки Атхыг Арыг, едущей на густошерстной рыжебуланой лошади».
Традиционно, у тюрков Южной Сибири, лошадь наделялась многими чертами медиатора. На лошади «странствовали» в космическом пространстве шаманы. Хакасы посвящали многим духам лошадей – ызыхов, через которых «обеспечивалось» благополучие в жизни людей. Таким образом, лошадь являлась своего рода посредником между мирами духов и людей.
В хакасских семьях всегда было много детей.; Если женщина родила и вырастила девятерых детей - а число девять имело особое значение в мифологии многих народов Центральной Азии, - ей разрешалось ездить на "освящённой" лошади. Освящённой считалась та лошадь, над которой шаман совершил специальный обряд; после него, по верованиям хакасов, лошадь была защищена от неприятностей и защищала всё стадо. Не каждому мужчине разрешалось даже просто прикоснуться к такому коню.
Лошадей забивали по определённым правилам, расчленяя ножом тушу по суставам. Запрещалось ломать кости - иначе у хозяина переведётся скот и не будет счастья. В день забоя скота устраивали праздник и приглашали всех соседей
В.Я.Бутанаев в своей работе «Социально-экономическая история Хонгороя (Хакасии) в конце ХIХ – начале ХХ вв» пишет, что «Хакасы соблюдали почтительное отношение к верховому коню» и приводит для подтверждения этого цитаты известного финского исследователя М. А. Кастрена, который отметил, что хакас «гораздо свободнее чувствует себя, когда сидит на седле, нежели когда держится на собственных ногах. Походка его всегда тяжела и валка; но в седле держится он так красиво, как будто для того и собственно и родился. Трезвый и пьяный, в бодрственном и дремотном состоянии, он вне всякой опасности, коль скоро ноги его в стременах. Это происходит частию от привычки, а частию и от дружеских отношений, существующий между всадником и его лошадью. Почти каждый зажиточный татарин имеет любимую лошадь, которая для него дороже жены, и которую ...каждый день ласкает он, холит и бережет, как зеницу ока» . Убедительным подтверждением особого отношения хакасов к лошади является выражение «Пiстiy чонныy тыны - ат» - «Лошадь – душа нашего народа».
Самое любимое развлечение хакасских народов – конные состязания. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета. На скакунов ставили крупные заклады – до 100 голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу.
Таким образом, видно, что в традиционной культуре хакасского народа, который занимался скотоводством, лошадь воспринимается как душа народа, близкий друг.
По итогам нашего исследования можно сделать ряд выводов:
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена
Круговорот воды в пакете
Как нарисовать китайскую розу
Астрономы получили первое изображение черной дыры
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")