Увидев в музее странные «треугольнички», мы заинтересовались. Когда их развернули, то узнали, что это фронтовые письма. Захотелось узнать, почему они были такой формы, и почему для них нет конвертов и марок, как у обычного письма. Мы с трудом разбирали карандашные записи, но всё-таки прочитав некоторые из них, поняли, что это письма наших земляков со станции Лом, д.Гармоново, д.Киселёво, д.Пиняги, которые они писали своим жёнам, сёстрам, престарелым родителям. В основном солдаты писали о том, где воюют, как им живётся, радовались, что живы пока, интересовались жизнью своих родных, как те переживали тяготы войны.
Прикосновение к этим письмам пробудило у нас желание самим оказаться в этом историческом времени и попробовать создать копию такого письма. Раньше люди относились к письмам по-другому, перечитывали и бережно хранили долгие годы.
В классе нашлись мастера, готовые экспериментировать, они пробовали «старить» бумагу, писать карандашом, поджигая края письма, представляли, что оно побывало на передовой, прошло испытания в бою. Когда мы уже держали в руках «старые» письма, у нас возникла идея написать письмо своим прадедам, туда в прошлое.
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_treugolnichek_zavetnyy.docx | 31.51 КБ |
tekst_publichnogo_vystupleniya.docx | 26.56 КБ |
treugolnichek_zavetnyy_-1_etap.pptx | 2.6 МБ |
treugolnichek_zavetnyy_-_2_etap.pptx | 1.92 МБ |
treugolnichek_zavetnyy_-_3_etap.pptx | 2.81 МБ |
treugolnichek_zavetnyy_-_4_etap.pptx | 2.98 МБ |
муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рыбинский муниципальный район Ярославская область
«Треугольничек заветный»
Создание подарочного письма ветеранам
Великой Отечественной войны
проект к уроку развития речи
Групповой проект
учащихся 5 А класса
Оформление презентации
и паспорта проекта
Шувалова Елизавета,
ученица 5 класса.
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы
Рыбакова Е.В.
2015
Паспорт проекта
Пояснительная записка
Увидев в музее странные «треугольнички», мы заинтересовались. Когда их развернули, то узнали, что это фронтовые письма. Захотелось узнать, почему они были такой формы, и почему для них нет конвертов и марок, как у обычного письма. Мы с трудом разбирали карандашные записи, но всё-таки прочитав некоторые из них, поняли, что это письма наших земляков со станции Лом, д.Гармоново, д.Киселёво, д.Пиняги, которые они писали своим жёнам, сёстрам, престарелым родителям. В основном солдаты писали о том, где воюют, как им живётся, радовались, что живы пока, интересовались жизнью своих родных, как те переживали тяготы войны.
Прикосновение к этим письмам пробудило у нас желание самим оказаться в этом историческом времени и попробовать создать копию такого письма. Раньше люди относились к письмам по-другому, перечитывали и бережно хранили долгие годы.
В классе нашлись мастера, готовые экспериментировать, они пробовали «старить» бумагу, писать карандашом, поджигая края письма, представляли, что оно побывало на передовой, прошло испытания в бою. Когда мы уже держали в руках «старые» письма, у нас возникла идея написать письмо своим прадедам, туда в прошлое.
На уроке развития речи мы познакомились с эпистолярным жанром, узнали, какие правила написания письма существовали в 40-е годы XX века, какие сохранились и сейчас. Писать пробовали многие, но наиболее удачными оказались работы Малова Никиты, Шуваловой Лизы, Кочетковой Леры, которые адресовали письма своим настоящим прадедам, погибшим в годы войны или послевоенное время.
Вспомнив погибших, мы задумались о тех, кто ещё жив. К сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Нам захотелось сказать спасибо, выразить благодарность тем, кто сделал наше детство мирным и счастливым, поэтому мы решили написать письма благодарности и подарить их ветеранам 9 Мая, в день празднования 70-летия Победы.
Цель нашего проекта определилась: изучить фронтовые письма солдат, участников Великой Отечественной войны и изготовить поздравительные открытки в форме письма – треугольника.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с видами фронтовых писем из школьного музея
2. Попытаться сделать копию фронтового треугольника и узнать технологию изготовления
3. Научиться правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра. Написать «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое»
4. Написать и оформить поздравительные письма ветеранам Великой Отечественной войны
Этапы выполнения проекта:
1.Знакомство с настоящими фронтовыми письмами
2. Технология изготовления фронтового письма.
3. Письмо «Из настоящего в прошлое».
4. Создание подарочного письма ветерану «Треугольничек заветный»
В ходе выполнения проекта мы решили несколько проблемных вопросов:
1.Какие письма существовали в годы Великой Отечественной войны?
2.Какими способами можно «состарить» бумагу, чтобы создать копию «старого» письма?
3.Что такое эпистолярный жанр?
4.Какие правила эпистолярного жанра нужно знать, чтобы написать письмо?
5.Какие правила этикета нужно соблюдать в письмах?
6. Какие грамматические правила могут пригодиться при написании письма?
Использованные ресурсы:
1.http://www.kadashnikov.ru/publ/12
2.http://www.proshkolu.ru/club/vov1941-45/list/1-11112-6867
3.http://www.stihi.ru/2008/02/20/1115
5. http://voyna.gaspiko.ru/blog/28.html
Литература:
Отзыв руководителя проекта
В ходе выполнения проекта ребята ставили исследовательские проблемы и успешно их решали. Хотя некоторые этапы выполнялись под контролем руководителя, учащимся удалось самим проанализировать много писем из школьного музея. Они узнали ч биографии адресатов, нашли информацию о видах писем в годы войны, сумели найти ответ на вопрос, почему письма были в форме треугольников.
Интерес к фронтовым треугольникам подтолкнул ребят создать письма-имитации, найти свои технологические приёмы, как «состарить бумагу». В Интернете ими был найден мастер-класс «Как сложить фронтовой треугольник», они в классе провели практикум по складыванию письма. Работа продемонстрировала умения самостоятельно искать новые способы действия.
Готовясь к уроку развития речи с использованием этикетных слов, я предложила учащимся 5-6 классов попробовать написать сочинение в эпистолярном жанре, письма друг другу. У учащихся самостоятельно возникла идея написать творческую письменную работу – «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое». Ребята показали сформированность навыков критического мышления при отборе лучших работ, они объективно оценивали работы товарищей.
В апреле учащиеся школы были на торжественном празднике вручения юбилейных медалей ветеранам. Знакомство с людьми, подарившими нам жизни, пробудило в ребятах искреннее чувство уважения и почитания старших и желание поблагодарить ветеранов войны и тыла. Ребята решили написать и оформить поздравительные письма ветеранам Великой Отечественной войны и вручить их 9 Мая 2015 г. на торжественном праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Четвёртый этап проекта возник по их инициативе, что свидетельствует об активной жизненной позиции учащихся.
Оформление проекта требовало участия каждого, и ребята распределили роли в проекте: историков, технологов, писателей и художников. Создание презентации, т.е. сбор основной информации взяла на себя Шувалова Елизавета, показав умения и навыки владения ИКТ. Координатор проекта самостоятельно оформила слайды, подобрала фон и эффекты анимации.
Продукты проекта оказались полезными социальному сообществу: школьному музею - письма-имитации, жителям д. Дюдьково, ст. Лом, д. Гармоново - подарочные письма к празднику 9 Мая.
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы
Рыбакова Е.В.
Текст публичного выступления при защите проекта
Слайд № 1-2. «Треугольничек заветный» - это проектная групповая работа учащихся 5 класса, которые поставили перед собой цель: изучение фронтовых писем солдат,
участников Великой Отечественной войны и изготовление поздравительной открытки ветеранам в форме письма – треугольника.
Слайд № 3. Замысел этого проекта возник на уроке развития речи.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться с видами фронтовых писем из школьного музея
2. Попытаться сделать копию фронтового треугольника и узнать технологию изготовления
3. Научиться правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра. Написать «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое»
4. В честь праздника Победы написать и оформить поздравительные письма ветеранам Великой Отечественной войны
Слайд № 4. В соответствии с задачами наметили четыре этапа проекта.
1 этап. Знакомство с настоящими фронтовыми письмами
2 этап. Технология изготовления фронтового письма.
3 этап. Письмо «Из настоящего в прошлое».
4 этап. Создание подарочного письма ветерану «Треугольничек заветный»
Слайд № 5.
Поделили класс на подгруппы:
историки – те, кто познакомили нас с материалами музея: Малов Никита, Шувалова Елизавета, Данилова Дарья, Смирнов Андрей;
технологи - создатели имитированных писем: Малов Никита, Пакулев Сергей, Авдеев Никита, Шаркова Дарья;
«писатели» - те, кто написал письма «Из настоящего в прошлое»: Шувалова Елизавета, Кочеткова Валерия, Воробьёв Юра, Коптева Анастасия и «оформители»: Буренёва Полина, Мочалова Кристина, Ларина Анна
Творческая группа в ходе проекта нашла ответы на многие вопросы:
1.Какие письма существовали в годы Великой Отечественной войны?
2.Какими способами можно «состарить» бумагу, чтобы создать копию «старого» письма?
3.Что такое эпистолярный жанр?
4.Какие правила эпистолярного жанра нужно знать, чтобы написать письмо?
5.Какие правила этикета нужно соблюдать в письмах?
6. Какие грамматические правила могут пригодиться при написании письма?
В конце каждого этапа подводили итоги.
Слайд № 6-12.После проведения первого этапа, анализа настоящих фронтовых писем
1. Мы узнали, что письма были треугольной и прямоугольной формы, письма «секретки» и открытки
2. Треугольники писались простыми солдатами
3. Прямоугольные открытые письма использовались реже
4. В письмах солдаты писали о том, что с ними происходило в армии, на фронте. Адресатами этих писем были родные солдат: матери, жёны, сёстры и другие близкие.
Слайд № 12-19. Второй этап был практический. Мы захотели создать копию фронтового письма. Нам пришлось найти способ, как «состарить» бумагу, как сложить письмо-треугольник.
Слайд № 20. Мы попробовали снять на видео мастер-класс: Как сложить письмо треугольной формы.
Слайд № 21. Итогами 2 этапа явились приобретённые навыки.
1.Мы научились «старить» бумагу разными способами
2.Знаем, как складывались письма – «треугольники» и сами теперь умеем их складывать
3.Знаем, на какой стороне пишется адрес, как он оформляется и где указывается адресат и адресант
Слайд № 22-25
Третий этап оказался самым сложным. Чтобы написать «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое», нам пришлось познакомиться с новыми словами: адресат, адресант, этикетные слова; вспомнить правила постановки знаков препинания при обращении. узнать все особенности эпистолярного жанра. Так называется жанр, в котором пишутся письма, личные и деловые.
Слайд № 26. Создавая письмо на «состаренном» листочке, мы старались выбрать слова благодарности тем, кто не вернулся с этой страшной войны.
Это были придуманные письма «Из настоящего прошлого». Мы писали своим прадедам, прабабушкам, тем, кого даже не знали по имени, но понимали, что им мы обязаны своей жизнью.
Слайд № 27.
Последний 4 этап оказался самым творческим, так как теперь мы уже владели умением писать личные письма, были знакомы с памяткой-инструкцией (Слайд 28) для создания письма. Оставалось только найти слова благодарности тем, кому мы обязаны мирным небом, счастливым детством, а главное жизнью (Слайд 29-32).Красочно оформить свои поздравления.
Слайд № 33. Вывод по проекту
В ходе проекта мы
1.Узнали, какие виды фронтовых писем существовали в годы Великой Отечественной войны.
2. Открыли свои способы в технологии изготовления «старой бумаги» для копии фронтовых писем
3. Познакомились с правилами эпистолярного жанра.
4. Научились писать личные и деловые письма.
5. Создали письма ветеранам Великой Отечественной войны
Слайд №34-37.
Остаётся сказать последнее: Спасибо Вам, ветераны!
Живут на земле ветераны войны,
Солдатскому братству как прежде верны.
У них на груди ордена,
У них на висках седина.
Живут среди нас ветераны войны
Под небом просторным, среди тишины.
И только ночами порой не до сна –
Ночами врывается в сердце война.
Живут среди нас ветераны войны,
О подвиге их забывать не должны,
Дети и взрослые нашей страны.
Слайд 1
«Треугольничек заветный» Создание подарочного письма ветеранам Великой Отечественной войны проект к уроку развития речи Муниципальное образовательное у чреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Групповой проект учащихся 5 А класса Шувалова Елизавета, ученица 5 класса- оформление презентации 2015 годСлайд 2
Цель проекта Изучение фронтовых писем солдат участников Великой Отечественной войны и создание поздравительной открытки ветеранам в форме письма – треугольника.
Слайд 3
1 этап Знакомство с настоящими фронтовыми письмами
Слайд 4
Письма из школьного музея «Секретки»
Слайд 5
Письма из школьного музея
Слайд 7
Письма- «треугольнички»
Слайд 8
Письма – «треугольники» Очень мало бумаги было в Великую Отечественную войну. Не было конвертов, марок. Письма были сложены треугольниками. Маленькие бумажные треугольнички со штампом «Просмотрено военной цензурой». Как ждали таких треугольничков в каждой семье. Они согревали души родственников, знакомых, сообщали о том, что адресат жив. И как горько было получать красивые белые конверты с адресом, напечатанным на машинке, ведь в этом конверте лежала бумажка, на которой было написано: геройски погиб, пал смертью храбрых или пропал без вести.
Слайд 9
Итог 1 этапа 1. Мы узнали , что письма были треугольной и прямоугольной формы 2. Треугольники писались простыми солдатами 3. Прямоугольные открытые письма использовались реже 4. В письмах солдаты писали о том , что с ними происходило в армии, на фронте. Адресатами этих писем были родные солдат : матери , жёны, сёстры и другие близкие.
Слайд 1
«Треугольничек заветный» Создание подарочного письма ветеранам Великой Отечественной войны проект к уроку развития речи Муниципальное образовательное у чреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Групповой проект учащихся 5 А класса Шувалова Елизавета, ученица 5 класса- оформление презентации 2015 годСлайд 2
2 этап Технология изготовления фронтового письма
Слайд 3
Как изготовляли копию письма Для того, чтобы передать цвет и «старость» письма – треугольника мы использовали разные способы для того, чтобы «состарить» бумагу: 1 способ. Никита Малов помещал мятый лист бумаги в растворимый кофе или крепкий чай. 2 способ. Лиза Шувалова попробовала положить лист в молоко, просушить, а потом прогладить утюгом и лист пожелтеет. 3 способ. Никита Авдеев попробовал положить лист бумаги на русскую печь. Он пожелтел, но стал ломким 4 способ. Серёжа Пакулев попробовал обжечь края бумаги над горящей свечкой, но это рискованно, так как нужно вовремя успеть потушить.
Слайд 4
1 способ Никита Малов помещал мятый лист бумаги в растворимый кофе или крепкий чай.
Слайд 5
2 способ Лиза Шувалова попробовала положить лист в молоко, просушить, а потом прогладить утюгом и лист пожелтеет.
Слайд 6
3 способ Никита Авдеев попробовал положить лист бумаги на русскую печь. Он пожелтел, но стал ломким
Слайд 7
4 способ Серёжа Пакулев попробовал обжечь края бумаги над горящей свечкой, но это рискованно, так как нужно вовремя успеть потушить.
Слайд 8
1.Возьмите лист А4 , на одной его стороне напишите своё письмо. 2. С ложите листочек наискосок, чтобы у вас получился равностронний треугольник. 3. П олучившийся треугольник сложите ещё раз пополам, совместив верхний его угол с нижним на противоположной стороне. 4. Внизу останется полоска - загните на ней уголки в виде клапана и заправьте внутрь треугольника. 5. Н а одной стороне треугольничка укажите адресата и адресанта. Инструкция. Как сложить письмо?
Слайд 9
Итоги 2 этапа 1.Мы научились «старить» бумагу разными способами 2.Знаем, как складывались письма – «треугольники» и сами теперь умеем их складывать 3.Знаем, на какой стороне пишется адрес, как он оформляется и где указывается адресат и адресант
Слайд 1
«Треугольничек заветный» Создание подарочного письма ветеранам Великой Отечественной войны проект к уроку развития речи Муниципальное образовательное у чреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Групповой проект учащихся 5 А класса Шувалова Елизавета, ученица 5 класса- оформление презентации 2015 годСлайд 2
Этапы проекта 1 этап. Знакомство с настоящими фронтовыми письмами 2 этап. Технология изготовления фронтового письма. 3 этап. « Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое». 4 этап . Создание подарочного письма ветерану «Треугольничек заветный»
Слайд 4
3 этап «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое»
Слайд 5
Адресат - получатель Адресант - отправитель Информация- это то, о чём или о ком сообщается Использование обращений, которые выделяются запятыми или восклицательным знаком Этикетные слова: здравствуйте, до свидания, привет с фронта, с любовью и благодарностью Полевая почта- это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий. Лексика эпистолярного жанра для написания письма
Слайд 6
Дорогой дедушка Дмитрий! Я твоя правнучка Лиза узнала о тебе от бабушки Зины, твоей дочки. Я живу с мамой и папой, а ещё у меня есть старшая сестра Даша и младший братик Саша. Мы живём дружно, заботимся о всех и помогаем друг другу. У нас всё хорошо, только жаль, что я никогда тебя не видела и не успела тебя расспросить. Мне моя бабушка Зинаида Александровна рассказывала многое из твоей жизни. Как вы тогда жили и работали, о чём думали и мечтали. Наша семья становится больше, у меня есть двоюродные братья и сёстры, но мы помним , любим, скорбим о тебе, потому что ты часть нашей семьи. Вечная тебе память, дорогой прадедушка! Твоя правнучка Лиза .
Слайд 7
Дорогой дедушка Иван! Мне сейчас 11 лет. Мне, бабушка Ира, твоя внучка, многое про тебя рассказывала. Я очень хотела, бы тебя увидеть, но это вряд ли. Я сочинила для тебя стихотворение: Есть дедушка Иван Победитель Второй мировой Я горжусь тобой, Дедуля, Скорблю, помню, люблю ! Внучка Лера
Слайд 8
Итог 3 этапа 1.Создавая письмо на «состаренном» листочке, мы старались выбрать слова благодарности тем, кто не вернулся с этой страшной войны. 2.Это были придуманные письма «Из настоящего прошлого». Мы писали своим прадедам, прабабушкам, тем, кого даже не знали по имени, но понимали, что им мы обязаны своей жизнью.
Слайд 1
«Треугольничек заветный» Создание подарочного письма ветеранам Великой Отечественной войны проект к уроку развития речи Муниципальное образовательное у чреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Групповой проект учащихся 5 А класса Шувалова Елизавета, ученица 5 класса- оформление презентации 2015 годСлайд 2
Задачи 1. Познакомиться с видами фронтовых писем из школьного музея 2. Попытаться сделать копию фронтового треугольника и узнать технологию изготовления 3. Научиться правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра Написать «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое» 4. Написать и оформить поздравительные письма ветеранам Великой Отечественной войны
Слайд 3
4 этап Создание подарочного письма «Треугольничек заветный» Письмо ветерану
Слайд 4
Памятка для создания письма 1. Зачин: приветствие, обращение. («Здравствуйте», «многоуважаемый»). 2. Информационная часть: основная информация, которую нужно передать. (Интересуются здоровьем. Высказывают причину, цель написания письма. «Приветствую», «обращаюсь», «хочу рассказать», «ценю ваше мнение», «глубоко благодарен», «хочу рассказать о своих») 3. Концовка, заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения («До свидания!», «Всего хорошего!», «С благодарностью к вам…» Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы –Р.С. или Р.S.. Это означает, что автор письма хотел бы поделиться ещё одной важной мыслью.
Слайд 5
Письма ветеранам
Слайд 6
Письма ветеранам
Слайд 7
Благодарственное письмо Здравствуйте, многоуважаемый ветеран! К Вам обращается ученица 5 А класса Шувалова Лиза. Позвольте выразить вам слова самой искренней благодарности, глубочайшей признательности за ваш героический подвиг во имя нашей великой Родины, который вы осуществили в годы Великой Отечественной войны. Что я знаю о войне? Война – это страшное время испытаний, горя и лишений для каждого человека, которому дорог мир. В это трудное для человека время наши русские войска сумели перебороть свой страх, собраться с силами и мужественно сражаться за свою родную страну, за свободу, за будущее поколение – за нас! Мужчины всех возрастов шли добровольцами на фронт - были и взрослые отцы и деды, а были совсем юные сыновья, но, не смотря на годы, все боролись на равных условиях. Храбрые женщины уходили на сражение, жертвуя жизнью, они помогали раненым, а другие работали в тылу, переживая за каждого из вас. По крупицам наши воины собирали победу, жертвуя своими жизнями, своими мечтами. Ими правила любовь к Родине, к своим близким, к свободе. Вы победили! Ради будущего, ради нас, и мы говорим вам: «Спасибо! Человеческое спасибо за ваш подвиг, за мирную жизнь, за счастье каждый день видеть солнце, маму!». Желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и если слез на ваших глазах, то только от счастья! Низкий вам поклон!
Слайд 8
Благодарственное письмо Здравствуйте , уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет Вам ученица 5 класса Кочеткова Валерия . Вы меня не знаете, но я и все мои друзья обязаны Вам жизнью. Ведь именно Вы подарили нам всем мирное небо, спокойную дорогу в школу, радость общения с близкими людьми. И сегодня, в канун годовщины Великой Победы над фашизмом, я пишу Вам письмо, чтобы выразить огромную благодарность за ратный героический подвиг, который совершили Вы во имя счастья других людей.
Слайд 10
Вывод по проекту 1.Узнали, какие виды фронтовых писем существовали в годы Великой Отечественной войны. 2. Открыли свои способы в технологии изготовления «старой бумаги» для копии фронтовых писем 3. Познакомились с правилами эпистолярного жанра. 4. Научились писать личные и деловые письма. 5. Создали письма ветеранам Великой Отечественной войны
Слайд 11
1.Виноградова Нина Александровна 2. Горева Анна Константиновна 3.Житнушкина Антонина Ивановна 4. Жеглова Екатерина Фёдоровна 5. Кисточкина Антонина Александровна 6. Лебедев Валентин Валентинович 7. Новосёлова Елизавета Петровна 8. Политикова Надежда Павловна 9. Пономарёва Елизавета Алексеевна 10. Скородумова Тамара Игнатьевна 11.Ситникова Александра Яковлевна 12. Тимошина Антонина Константиновна 13. Хабарова Тамара Александровна 14.Щепалов Николай Алексеевич 15. Шибнева Валентина Ивановна 16. Гладков Пётр Петрович 17.Смирнова Нина Сергеевна 18. Матвеева Валерия Александровна Спасибо Вам, ветераны!
Слайд 13
Использованные ресурсы 1. http://www.kadashnikov.ru/publ/12 2. http://www.proshkolu.ru/club/vov1941-45/list/1-11112-6867 3. http://www.stihi.ru/2008/02/20/1115 4. http://ped-kopilka.ru/blogs/chukmareva/konspekt-besedy-so-starshimi-doshkolnikami-frontovye-pisma-treugolniki.html 5. http://voyna.gaspiko.ru/blog/28.html http://voyna.gaspiko.ru/blog/28.html
5 зимних аудиосказок
Невидимое письмо
Сладость для сердца
Император Акбар и Бирбал
Астрономический календарь. Январь, 2019 год