Работа представлена на научно-практической конференции "Искатели, мыслители 21 века".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_gendernyh_otlichiy_samosoznaniya_u_starshih_podrostkov.docx | 88.46 КБ |
XXXVI городская научно-практическая конференция
Магнитогорского научного общества учащихся
«Искатели, мыслители ХХI века»
Направление: Психология
«Исследование гендерных отличий самосознания у старших подростков»
Учреждение: | МОУ «СШИ № 2», 9 класс |
Автор работы: | Песков К.М. |
Научный руководитель: | Письменная О.Н., педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» |
Магнитогорск
2016 г.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1.Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте……………………………………………………………………..…...…7
1.1. Самосознание в психологической структуре личности …………....7
1.2. Факторы формирования и гендерные отличия самосознания в старшем подростковом возрасте ……….……………………………..….…...10
ГЛАВА 2. Практическое исследование особенностей самосознания старших подростков…………….………………………………………...…......16
2.1.Методы изучения самосознания…………………………….…...…..16
2.2.Анализ полученных результатов обследования….…………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………….….20
Библиографический список…………………………………………........22
Приложения ……………….……………………………………………...24
Введение
Времена меняются, меняется и сам человек, и его сознание и осознание себя в мире, в котором живет. Изучение самосознания личности подростка является распространенной и всегда актуальной темой. Исследование свойств личности подростка, его представления о своих волевых качествах, самоотношения и самоуважения, принятия себя дает нам представление о том, какое оно – наше подрастающее поколение, какой он – сегодняшний подросток и какой он – сегодняшний мир глазами подростков.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.
Самосознание – это не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка).
Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его всамостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Актуальность исследования определяется и выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения.
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания, выработки собственной, независимой системы эталонов самооценивания, постепенной интериоризации оценок, и дальнейшее построение в соответствии с ней своего поведения.
Во многих психологических исследованиях отмечается решающая роль данного возрастного периода с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С. Выготский, 1956, Т.В. Драгунова, 1976, А.Н. Леонтьев, 1994, B.В. Столин, 1983, Д.И. Фельдштейн, 1997, Д.Б. Эльконин, 1994 и д.р.) [13].
Именно в старшем подростковым возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире.
Существующие представления о психологических особенностях подростка в период становления самосознания носят в основном описательный, констатирующий характер. Поэтому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, свойственные собственно подростковому возрасту и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.Также необходимо отметить, что наиболее эффективным исследование особенностей самосознания подростков может быть только с учетом психологических особенностей пола.
Таким образом,целью нашей работы является выявить гендерные отличия самосознания у старших подростков.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что в развитии самосознания существуют различия у мальчиков и девочек старшего подросткового возраста, проявляющиеся в самоуважении, уверенности в своих силах и активности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующиезадачи:
Предмет исследования:гендерные отличия самосознания у старших подростков.
Объект исследования:старшие подростки в возрасте 14 - 15 лет, в количестве 28 человек.
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент в двух группах, их сравнительный количественный и качественный анализ.Для изучения особенностей самосознания старших подростковбыла использована методика «Личностный дифференциал», а также проведено анкетирование по составленным нами вопросам, касающихся самоотношения.
Методика ЛД была адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и является компактным и валидным инструментом изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.
В методологическом разделе данной работы мы столкнулись с тем, что во многих сборниках по практической психодиагностике, в том числе на интернет ресурсах нет достаточного описания обработки полученных результатов методики «Личностный дифференциал», которую мы выбрали в качестве основного метода нашего исследования. Более того то описание обработки, которое существует, является некорректным и может привести пользователей к совершению методологических ошибок и неверным выводам. Это обстоятельство во много раз увеличивает практическую значимость нашей работы. Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об индивидуально-психологических свойствах личности, гендерных особенностях самосознания в подростковом возрасте.
Особенностью практической части нашего исследования является форма представленных нами результатов анкетирования. Мы представили полученные результаты в форме видеоролика социологического опроса.
ГЛАВА 1. Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте
В настоящее время в научной литературе самосознание рассматривается как совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.Структура самосознания личности ведущими отечественными авторами В.В. Столиным, С.Р. Пантилеевым, И.И. Чесноковой, Е.Т. Соколовой, Н.И. Сарджвеладзе, И.С. Коном и др. чаще всего рассматривается путем разграничения когнитивного (образ Я), аффективного (самоотношение) и регулятивного компонентов в едином процессе самосознания личности. Данное разделение компонентов самосознания является условным, поскольку все многообразие психических явлений входит в личность и смыкается в ее единстве. Так, И.И. Чеснокова называет самопознание (когнитивный компонент) начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. С помощью самопознания человек формирует определенное знание о себе [21].
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Самосознание - высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе [21].
Самосознание играет большую роль в деятельности человека, его общении и развитии: структуры самосознания могут мотивировать, т. е. побуждать к конкретной деятельности; могут участвовать в целеобразовании; могут воспрещать те или иные поступки, действие или, напротив, бездействие; самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характеробщения с ними; самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт, и, следовательно, развитие личности в целом; самосознание может служить формой самоконтроля в самых различных деятельностных формах проявления человека; может быть основанием приобщения к другим людям [25].
На органическом уровне самосознания личности отражается физическое Я человека. Отражение на данном уровне осуществляется неосознанно в виде переживаемого отношения к себе – например, человек ощущает себя здоровым, физически привлекательным или испытывает недомогание; ощущает активность, или, напротив, истощение и т.д.
На индивидном уровне самосознания отражается социальное Я человека – осознание себя как социального индивида – члена определенных социальных групп (возрастных, половых, этнических, профессиональных и др.) благодаря механизму идентификации; оценка степени соответствия человека требованиям, предъявляемым ему обществом. Основными процессами самосознания на индивидном уровне являются оценка и самооценка себя с позиции той или иной социальной группы. Например, женщина оценивает себя как мать, жену, хозяйку, профессионала и т.д., используя принятые в ее исторической эпохе, культуре и окружении критерии.
На личностном уровне самосознания отражается духовное Я человека – осознание себя как носителя определенных качеств, как имеющую свободу выбора и ответственность личность, совершающую осознанные поступки и осуществляющую их нравственную оценку. Именно выбор поступка и его оценка являются процессами самосознания на личностном уровне [22].
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ-го века американский психолог У. Джонс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает [25].
Понятие самоуважения многозначно. Во-первых, это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания [21].
На данный момент нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение [11].
Изучение подросткового возраста и его значение в становлении самосознания личности было заложено более 100 лет назад. Различные теории отечественных и зарубежных авторов позволяют увидеть многогранность подходов к исследованию самосознания.
Бесспорным новатором в этой области является Филипп Ариес. Он считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов, а юношеское сознание как чувство принадлежности к группе, имеющей общие заботы и устремления.В Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны. С этого момента отрочество распространилось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость - вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ-го века, когда отрочество становится любимым возрастом [12].
С. Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления С. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста [7].
Первыми систематическими исследованиями подросткового самосознания за рубежом занимался представитель биогенетической теории - немецкий философ, психолог Э. Шпрангер. Он считал, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского (у девушек с 13 до 19 лет, у мальчиков с 14-ти до 21-го года). Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он описал три типа развития отрочества: первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как «второе рождение», в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной жизни. Третий тип - процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя [8].
Л.С. Выготский имел свою точку зрения на данный вопрос и разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды [10].
Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:
Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие: взрослые и сверстники.
В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. У мальчиков частым источников тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым ассоциируется общая мускулистость. Для мальчика-подростка величина и величие - почти синонимы. Много неприятностей доставляет ребятам кожа. Старшие подростки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и тому подобного. Большое значение имеет также избыточный вес, ожирение. Особенно это важно для девушек [3].
Восприятие человеком своей внешности (смотрение в зеркало) - начало перехода «пассивной составляющей рефлексии» - восприятие самого себя - в активную ее фазу, создание образа «Я» [18].
Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в старшем подростковом возрасте (14 - 15 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.
Таким образом, самосознание в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности.
Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания.
Существует много очевидных параметров, отличающих одного человека от другого. Но наиболее важный из них, на который люди в первую очередь обращают внимание - это пол. Пол оказывает большое влияние на самосознание, самоидентификацию, выбор друзей и знакомых, на отношение окружающих и т.д. Пол генетически обусловлен, и некоторые ученые полагают, что особи мужского и женского пола отличаются друг от друга по особенностям познавательной деятельности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Другие полагают, что основой психологической дифференциации полов являются условия социализации.
Широкое распространение в 1960-1970-е годы в социальных науках имел полоролевой подход. Суть подхода заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию институтов социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Психологические исследования, проводимые в рамках полоролевого подхода, были ориентированы на поиск различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностных характеристиках и особенностях поведения, порождаемых условиями социализации, и активно искали сферы деятельности, в которых им «положено» проявляться.
В ходе исследований ученых оказалось, что половые роли чаще всего взаимодополнительны: мужской стиль жизни является преимущественно «инструментальным», направленным на решение предметных задач, а женский - эмоционально-экспрессивным [5].
Основная проблема гендерной психологии - половая дифференциация приобретает следующую интерпретацию: половые различия - это лишь поведенческие различия, обязанные своим происхождением не биологическойприроде, а исторически сложившимся стереотипным представлениям о том, какими должны быть мужчины и женщины. Пассивность и зависимость, которые раньше считались биологическими свойствами женщины, не универсальны и соотносятся не столько с биологией, сколько с соответствующей системой социальных половых ролей. Тем не менее, некоторые половые особенности самосознания весьма устойчивы. Так, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Они гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д. Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников мальчиков и девочек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичное мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются мальчиками-подростками более скупо и сдержанно [6].
Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений.
Между тем исследование психологии половых различий в этом возрасте только еще начинается. Интерес представляет исследование, выявляющее особенности самосознания представителей разных полов подросткового возраста.
В соответствие с этим, мы попытаемся провести практическое исследование особенностей самосознания мальчиков и девочек старшего подросткового возраста.
ГЛАВА 2.Практическое исследование особенностей самосознания старших подростков
2.1.Методы изучения самосознания
В нашей работе мы использовали следующие методы:
Методика личностного дифференциала была создана как компактный и валидный инструмент, направленный на изучение свойств личности и ее межличностных отношений. Цель данной методики заключается в возможности ее использования, прежде всего в психодиагностической практике, а также в клинической и социально-психологической работе.
Методика личностного дифференциала сформирована путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, который описывает черты личности с дальнейшим изучением существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности». В ЛД отобрана 21 личностная черта. [13, 17].
Инструкция к методике личностного дифференциала:
«В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком плюс «+», а отрицательные знаком минус «-». Их степень оценивается по 7-балльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в выборе знака того или иного качества и определении степени его проявления по баллам:
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках».
Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста (приложение 1). Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности) путем перевода полученных данных в балльную систему подсчета от 7 до 1 балла, где 7 баллов – это значение в бланке «+3» и 1 балл – это значение «-3» в бланке. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:
28 – 49 баллов – высокий уровень;
10 и менее баллов – особо низкий уровень.
Названия данных уровней также взято из описания интерпретации методики ЛД [13, 17], где описаны высокие значения, низкие значения и особо низкие значения результатов обследования.
Анкетирование проводилось нами в форме социологического опроса. Вопросы анкеты представлены в приложении 2. Мы вышли на улицу и опросили проходящих подростков, соответствующего возраста. Результаты проведенного анкетирования представлены нами в виде видеоролика.
Вопросы анкеты можно условно отнести к двум факторам: фактору оценки и фактору силы.
Результаты проведенного диагностического обследования по методике «Личностный дифференциал».
В обследовании приняло участие 28 подростков в возрасте 14-15 лет, из них мальчиков – 11 человек, девочек – 17 человек.
Исследовалось три фактора: 1) Фактор О – позитивная оценка себя, самоуважение, принятие себя; 2) Фактор С – сила, уверенность в себе, склонность рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях, волевая выносливость; 3) Фактор А – уровень общительности, активности, импульсивности.
Количественные результаты диагностического обследования:
После обработки данных полученные результаты в баллах были оформлены в виде сводной таблицы (приложение 3).
Процентные результаты двух подгрупп представлены в сводных таблицах 2 и 3 (приложение 4).
Качественные результаты диагностического обследования:
По фактору Оценки, самоуважения, принятия себя были выявлены незначительные различия. В целом можно сделать вывод о том, что старшие подростки (и мальчики и девочки) в большинстве своем уважают себя и склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик (рис.1 приложение 5).
По фактору Силы и уверенности в себе мы получили, что все мальчики считают себя уверенными в себе, волевыми и независимыми. Среди девочек есть те, кто считают себя зависимыми от внешних обстоятельств и оценок, менее уверенны в себе и чувствуют в себе мало силы для преодоления трудностей (рис.2 приложение 4).
По фактору Активности мы можем сказать, что больше мальчиков считают себя общительными, импульсивными, активными. По низким значениям данного фактора больше девочек, чем мальчиков склонны воспринимать себя как более интровертированных, пассивных и эмоционально спокойных (рис.3 приложение4).
Делая общий вывод, мы можем говорить о том, что полученные нами результаты полностью совпадают с теоретическими данными нашего исследования, а также с гипотезой, которую мы предположили.
1 – Существуют различия в представлении о себе у мальчиков и девочек старшего подросткового возраста,
2 – Гендерные отличия скорее являются приобретенными, а не биологическими, то есть являются отражением исторически сложившихся стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины.Это хорошо видно на полученных отличительных данных по фактору С – где больший процент девочек считают себя слабыми, зависимыми и мало способными преодолевать трудности, а мальчики склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми.
Результаты проведенного анкетирования по вопросам самоотношения.
По ответам, которые давали подростки, можно сделать вывод, что в основном старшие подростки имеют позитивное восприятие себя (фактор оценки), а по уверенности в своих силах и выносливости (фактор силы) девочки, как и мальчики, давали положительные ответы.
Таким образом, мы можем сказать, что 1) полученные результаты социологического опроса коррелируют с результатами диагностирования по методике «ЛД» по фактору (О) оценки себя; 2) ответы девочек-подростков из социологического опроса соотносятся с ответами той подгруппы девочек, которые имели высокие значения по фактору (С) силы в методике «ЛД»,которые уверенны в себе и считают себя способными преодолевать трудности.
Заключение
Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных областей социальной психологии. Нам интересно было исследовать отличия самосознания представителей разных полов старшего подросткового возраста.
В соответствие с этим, мы провели практическое исследование особенностей самосознания мальчиков и девочек старшего подросткового возраста (14-15 лет).
Между тем научное исследование психологии половых различий в старшем подростковом возрасте только еще начинается.
В процессе нашей работы были изучены основные особенности старшего подросткового возраста, даны представления о гендерных отличиях самосознания в данном возрасте, проведено практическое исследование самосознания старших подростков с помощью диагностических методик («Личностный дифференциал» и Анкета по вопросам самоотношения). При этом анкетирование мы провели в виде социологического опроса, а результаты представлены в видеоролике.
Анализ полученных данных показал, что вследствие гендерных стереотипов, поведение мальчиков и девочек старшего подросткового возраста различается. Люди в различной степени подчиняются традиционному гендерному поведению. На такое поведение влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения: наблюдение за поведением наших родителей и других взрослых, подражание людям своего гендера, игра в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые не остаются без внимания. Так и подростки, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаются с тем что, предписывает им общество.
Данное исследование имеет несомненную на наш взгляд теоретическую и практическую значимость и может иметь развитие в создании исследования по соотнесению (сравнительному анализу) полученных диагностических данных с результатами самооценки старших подростков. Возможно высокие значения самосознания старших подростков по методике «ЛД» коррелируют с высоким уровнем самооценки.
Библиографический список
Приложение 1
Бланк «ЛД»
пол_____ возраст ______
Инструкция: оцените себя по предложенным чертам личности.
1 . | О | + | Обаятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Непривлекательный | - |
2. | С | - | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильный | + |
3. | А | + | Разговорчивый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Молчаливый | - |
4. | О | - | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Добросовестный | + |
5. | С | + | Упрямый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Уступчивый | - |
6. | А | - | Замкнутый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Открытый | + |
7. | О | + | Добрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Эгоистичный | - |
8. | С | - | Зависимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Независимый | + |
9. | А | + | Деятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пассивный | - |
10. | О | - | Черствый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отзывчивый | + |
11. | С | + | Решительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Нерешительный | - |
12. | А | - | Вялый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Энергичный | + |
13. | О | + | Справедливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несправедливый | - |
14. | С | - | Расслабленный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Напряженный | + |
15. | А | + | Суетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Спокойный | - |
16. | О | - | Враждебный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Дружелюбный | + |
17. | С | + | Уверенный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неуверенный | - |
18. | А | - | Нелюдимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Общительный | + |
19. | О | + | Честный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неискренний | - |
20. | С | - | Несамостоятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самостоятельный | + |
21. | А | + | Раздражительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Невозмутимый | - |
Приложение 2
Анкета (по вопросам самоотношения).
1.Когда ты себя оцениваешь, что ты выделяешь первым: плюсы или минусы?
2. Подшучиваешь ли ты над собой?
3. Можешь ли ты сказать, что у тебя достаточно сил и энергии воплотить свои мечты в жизнь?
4. Ты себя любишь?
5. Ты гнобишь себя?
6. Ты жалеешь себя?
7. Были ли у тебя моменты когда ты себя ненавидел?
8. Можешь ли ты сказать, что ты взрослый человек?
Приложение 3
Таблица 1
Сводная таблица по методике «ЛД» (в баллах)
№ испытуемого Факторы | Мальчики | Девочки | |||||
Оценка | Сила | Активность | Оценка | Сила | Активность | ||
1 | 30 | 32 | 26 | 42 | 33 | 37 | |
2 | 34 | 31 | 18 | 40 | 34 | 40 | |
3 | 34 | 36 | 40 | 44 | 34 | 40 | |
4 | 42 | 29 | 29 | 42 | 41 | 44 | |
5 | 20 | 46 | 32 | 40 | 39 | 45 | |
6 | 40 | 34 | 41 | 39 | 34 | 33 | |
7 | 44 | 41 | 44 | 36 | 27 | 23 | |
8 | 31 | 33 | 31 | 31 | 15 | 15 | |
9 | 31 | 39 | 46 | 43 | 39 | 41 | |
10 | 38 | 35 | 32 | 22 | 24 | 25 | |
11 | 37 | 40 | 47 | 18 | 26 | 18 | |
12 | 40 | 34 | 38 | ||||
13 | 38 | 37 | 43 | ||||
14 | 47 | 42 | 46 | ||||
15 | 34 | 27 | 39 | ||||
16 | 41 | 42 | 38 | ||||
17 | 38 | 40 | 48 | ||||
Среднее Значение (балл) | 34,6 | 36 | 35 | 37 | 33 | 36 |
Приложение 4
Таблица 2
Результаты методики «ЛД» группы мальчиков-подростков
Уровень ЛД (11 мальчиков) | Оценка | Сила | Активность |
Высокий | 10 – 91% | 11 – 100 % | 9 – 82 % |
Низкий | 1 – 9 % | 0 | 2 – 18 % |
Особо низкий | 0 | 0 | 0 |
Таблица 3
Результаты методики «ЛД» группы девочек-подростков
Уровень ЛД (17 девочек) | Оценка | Сила | Активность |
Высокий | 15 – 88 % | 12 – 70,5 % | 13 – 76,5 % |
Низкий | 2 – 12% | 5 – 29,5 % | 4 – 23,5 % |
Особо низкий | 0 | 0 | 0 |
Приложение 5
Рис.1. Гистограмма«Фактор Оценки».
Рис. 2. Гистограмма«Фактор Силы».
Рис. 3. Гистограмма «Фактор Активности».
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
"Морская болезнь" у космонавтов
Марши для детей в классической музыке
Как я избавился от обидчивости
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой