Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.
Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.
2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.
3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.
Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
· отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
· большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
· у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;
· для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по психологии | 47.8 КБ |
Введение.
Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. [1]
В качестве главного результата самоопределения личности в юношеском возрасте психологи называют потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.
Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.
2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.
3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.
Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.
Методы исследования:
1. Изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение
2. Изучение мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте
3.Подготовка рекомендаций для обучающихся и их родителей.
В работе были использованы следующие методики:
1.Анкета «Профессиональный интерес»
2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова (ДДО)
3. Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)
4. Типологический опросник Дж. Холланда.
Глава I. Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. [3]
Е.А.Климов выделил три основания профессионального самоопределения: «хочу», предполагающее учёт желаний и склонностей человека, «могу», представляющее его реальные возможности и перспективы, «надо», составляющее потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны производства и общества.
По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. [4]
Этапы формирования профессионального самоопределения школьников
Этапы | Задачи |
1-4 классы | Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии |
5-7 классы | Формирование профессиональной направленности и предварительного выбора будущей профессии |
8-9 классы | Формирование осознанного профнамерения, осознание интереса к будущей профессии |
10 –11 классы | Формирование профессионального намерения и готовности к его реализации |
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе и о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. [6,7]
Профессиональное самоопределение - это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.
1.2.Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте.
Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет). С.Ю. Головин считает, что юность - период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (зрелости).[5]
Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
1.3.Самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения
Данный мир создается и существует в процессе формирования и реализации многообразных взаимоотношений и взаимодействия человека в группе и обществе в целом. Именно в процессе данного взаимодействия в группах приобретается жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет систему ее отношений с окружающим миром и людьми.
Основным условием самоопределения как готовности к жизненному выбору выступает способность личности самостоятельно вырабатывать жизненные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении.
Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить способы и средства соотнесения общественных и личных интересов. На этой базе возникает возможность обучения навыкам способности принятия решений, умения выбирать, правильно прогнозируя последствия выбора. Без такого умения, без способностей к самоопределению человек теряет возможность обрести социальный, профессиональный, жизненный статус, реализовать свою индивидуальность.
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере [2].
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.
В юношеском возрасте самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:
1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.
Глава II. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
2.1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении учащихся.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. На первый план выходят такие личные качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Школа должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда. Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. Поэтому необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке избранной профессии и саморазвития в ней. В течение всего учебного года педагог-психолог школы знакомит учащихся с различными специальностями в профессиях; вооружает знаниями и умениями, которые понадобятся в практической деятельности, а также обеспечивает обучающихся возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. Выбор профессии подросток должен сделать осознано, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить». Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент в профориентации. Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки. После анализа результатов диагностик и анкет, педагог-психолог дает школьникам и их родителям примерные рекомендации по выбору профессии. |
2.2.Результаты исследований.
В ходе экспериментального исследования профессиональных намерений мы получили следующие результаты:
Экспериментальное исследование проходило на базе 9,11 классов МКОУ СОШ им.А.Т.Канкошева СП Дейское.
В эксперименте приняло участие 21 испытуемых в возрасте 14-17 лет.
Цель эксперимента: выявить профессиональную направленность личности в юношеском возрасте.
В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9,11 класса, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств.
Для оценки профессионального личностного типа мы использовали методику Джона Холланда.
Цель: определение профессионального личностного типа.
Оснащение: стимульный материал к методике Холланда, бланки ответов (Приложение 4).
Инструкция: из каждой пары профессий необходимо выбрать одну, которой вы отдаёте предпочтение.
По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности.
После обработки результатов мы выяснили, что в 9 классе (из 17 человек) 4 человека (25%) имеют реалистический тип; 10 учащихся (60%) – социальный тип; 1 ученик (5%) – исследовательский, 1 ученик (5%) – предприимчивый; 1 ученик (5%) – артистический.
Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Учащиеся 9 класса – активные участники школьных и районных мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональные и общительны.
По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.
В 11 классе (из 4 человек) мы получили следующие результаты: реалистический тип имеют 1 ученик (25%); 3 (75%) – социальный. В этом классе большинство ребят тоже активные, общительные, хорошие организаторы. В классе учиться лидер школы. Но в отличие от учащихся 9 класса ситуация выбора профессии у 11 класса обострена, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. Им приходится отказываться от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. В связи с этим уровень тревожности учащихся 11 класса повышен.
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся мы использовали дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
Цель: изучение участниками собственных склонностей.
Оснащение: стимульный материал к опроснику Климова Е.А., бланки ответов (Приложение 2).
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак «+». Если определённо нравится – «++», а если очень нравится – «+++». Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус «- «, если определённо не нравится - «--«, а если очень не нравится – «---«.
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Получились следующие результаты: в 9 классе наибольшее количество учащихся (10 чел. 60%) ориентируются на профессии типа «человек – человек», в 11 классе большая часть учащихся (3чел.75%) тоже выбирают профессии типа «человек – человек.
Мы сопоставили выбранные профессии учащихся и данные из опросников Е. А. Климова, Дж. Холланда (табл.1, 2)
Таблица 1. Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 9 класса
Ф. И. | По Климову Е. А. | По Холланду Д. | Выбранная профессия | Самооценка |
1. Эллина К. | Человек-Человек | Социальный | Стоматолог | Высокая |
| Человек-Человек | Социальный | Юрист | Высокая |
3. Аслан К. | Человек-Природа | Исследовательский | военный | Средняя |
4. Диана Х. | Человек-Худож.образ | Артистический | художник | Высокая |
5. Даяна Т | Человек-Человек | Социальный | учитель | Высокая |
6. Астемир Х. | Человек-Человек | Социальный | Механик | Средняя |
7. Инал Е. | Человек-Техника | Реалистический | Сварщик | Средняя |
8. Залим Т. | Человек-Техника | Реалистический | Механик | Высокая |
9. Хажмурат А. | Человек-Техника | Реалистический | Машинист | Высокая |
10. Кантемир М. | Человек-Человек | Социальный | Спасатель | Высокая |
11.Диана Х. | Человек-Человек | Социальный | Учитель | Высокая |
12. Алимбек М. | Человек-Знак | Предпринимательский | Тренер | Средняя |
13. Амина К. | Человек-Худож.образ | Страховщик | Средняя | |
14. Милена Т. | Человек-Человек | Социальный | Врач | Высокая |
15. Эллина Г. | Человек-Человек | Социальный | Психолог | Высокая |
16.Роксана Т. | Человек-Человек | Социальный | Врач | Высокая |
17.Салима Г. | Человек-Человек | Социальный | Адвокат | Высокая |
Таблица 2.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 11 класса
Ф. И. | По Климову Е. А. | По Холланду Д. | Выбранная профессия | Самооценка |
1.Марьят К. | Человек-Человек | Социальный | Невролог | Высокая |
2.Салим Г. | Человек-Техника | Реалистический | Инженер | Высокая |
3.Ислам Х. | Человек-Человек | Социальный | Стоматолог | Высокая |
4.Карина М. | Человек-Человек | Социальный | Юрист | Высокая |
Из этих данных мы увидели, что, действительно, существует связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями.
Так, в 9 классе у 79% учащихся совпали выбранные профессии с особенностями личности, только 4 учащихся выбрали профессии, не соответствующие их способностям. Этот выбор сделан, мы думаем, под влиянием чужого мнения.
В 11 классе 100% учащихся выбрали профессии с личностными особенностями.
Данные исследования говорят о том, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, самооценка, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.
2.3. Рекомендации для учащихся и их родителей.
Данные диагностического исследования были использованы педагогом-психологом школы при разработке рекомендаций для обучающихся и их родителей. Всё это дало возможность выпускникам основной школы подойти более осознанно к выбору профессии и реализовать свой профессиональный выбор. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
Памятка учащимся.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйся информацией профессионалов.
• Изучи глубже самого себя.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
Рекомендации родителям.
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Заключение.
В данной работе нами были рассмотрены некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Изучаемая тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности.
Самоопределившийся человек открыт и готов к переменам в жизни, изменению своего мироощущения в ней. Юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Поэтому этап профессионального самоопределения личности связан с этапом юности, поскольку он характеризуется развитием самосознания, решением задач самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности.
Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Итогом профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте является личная профессиональная перспектива, жизненный план.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что все 21 испытуемых – учащихся 9,11 классов, чей возраст составил 14-17 лет, определились с выбором будущей профессии. Причем у 15 учащихся, что составляет 79 % от общего числа испытуемых, выбранная профессия полностью совпадает с результатами диагностики у них в процессе исследования профессиональной направленностью и профессиональным типом личности. Кроме того, у 15 учащихся, что составляет 79 % от общего числа испытуемых приоритетным фактором, определяющим выбор будущей профессии, является то, что согласно их самооценке работа соответствует их способностям. Все это указывает на то, что у данной группы учащихся сформировалась высокая, адекватная самооценка. Лишь только, у 4 учащихся, что составляет 19 % от общего числа испытуемых, наблюдается средний уровень самооценки, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности в выборе будущей профессии.
Таким образом, гипотеза о том, одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности, выдвинутая в начале исследования подтвердилась.
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
Сорняки
Воздух - музыкант
Снег своими руками
Учимся ткать миленький коврик
Солдатская шинель