Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_skazhite_kak_ego_zovut.pptx | 1.85 МБ |
Слайд 1
- Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай . - Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай - Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой. Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье »Слайд 2
Скажите, как его зовут? Выполнила: Хулина Марина, обучающаяся 6 класса Озерского филиала МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района Руководитель: Потлова В.В., учитель русского языка.
Слайд 3
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. База исследования – учащиеся 5-7 классов.
Слайд 4
Актуальность исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Прозвища – широко распространённое явление среди школьников , оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка. работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.
Слайд 5
Цель исследования Изучение наличия прозвищ у школьников 5-7 классов, выявление особенностей употребления прозвищ и отношения к ним.
Слайд 6
Гипотеза Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Слайд 7
Задачи исследования: Провести анкетирование среди обу чающихся с целью изучения особенностей прозвищ. Составить картотеку школьных прозвищ. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Слайд 8
Этапы исследования сентябрь – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала . октябрь – проведение анкетирования, обработка результатов . ноябрь – написание исследовательской работы.
Слайд 9
М етод сбора информации ( изучение научно-популярной литературы , наблюдение ) анализ ; сравнение ; Методы исследования: анкетирование статистические исследования (подсчет, вычисления).
Слайд 10
Сведения из словарей Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.
Слайд 11
История возникновения прозвищ Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Слайд 12
Библиография. Н.В. Гоголь писал : «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)
Слайд 13
Школьные прозвища Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.
Слайд 14
По мнению ребят, прозвище – это кличка второе имя человека псевдоним секретное имя ник
Слайд 15
В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы: 1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом 2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища» 3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища» Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц: 1. По внешнему признаку 2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения 3. По линии внутренних качеств 4. По особенностям речи 5. По месту прежнего местожительства 6. По прозвищу кого-либо из родственников 7. О бразованные от фамилии, имени
Слайд 16
Опрос 5 – 7 классы Всего опрошено 27 человек
Слайд 17
Опрошено всего 27 человек Появление прозвища
Слайд 18
Наличие прозвищ у школьников 5-7 классов
Слайд 19
На чем основано прозвище?
Слайд 20
Как относитесь к прозвищу?
Слайд 21
Предпочитают, чтобы называли
Слайд 22
Результаты анкетирования Я провела анкетирование среди школьников 5 - 7 классов нашей школы. 1. Нужны ли прозвища? На этот вопрос ответили -45% об уча ющ ихся . 2. Прозвища не нужны - ответили -55 % опрашиваемых .
Слайд 23
Выводы Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.
Слайд 24
Выводы: Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К 33 % ребят обращаются не по имени, 33% школьников считает прозвища нормальным явлением, 7 % учеников негативно относится к прозвищам .
Слайд 25
Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.
Слайд 26
Советы психолога
Слайд 28
Спасибл
Всему свой срок
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Хитрость Дидоны
Рисуем акварельное мороженое
Шум и человек