Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы (исследование)
Вложение | Размер |
---|---|
Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы (исследование) | 27.87 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы
(Исследование)
Автор: учащаяся 11 «Б» класса
Акулова Ольга
Учитель: Гончар Т. А.
г.Ухта
Учебный предмет: русский язык
Возраст участников: 10-18 лет
Цель: изучение лексикона учащихся 5-11 классов и определение путей
пополнения словарного запаса школьников.
Задачи проекта:
1.Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
2.Изучить специальные слова в речи учащихся.
3.Изучить жаргонную лексику школьников.
4.Изучить сленг 5-11 классов.
Итоговый продукт:
Русский язык - национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения
На русском языке говорит свыше 250 млн. человек, в том числе в России - 143,7 млн., по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн. в других государствах, ранее входивших в СССР.
На современном этапе, когда происходит трансформация общественной жизни России, изменяются приоритеты деятельности и развития личности, особенного значения, приобретает культура общения. Криминализация общества, появление, в вещании значительного количества сленга, жаргонов, используемых разными группами, вынуждает нас серьезно задуматься над проблемой чистоты языка. Эта проблема является ключевой с точки зрения национальной культуры, в том числе и языковой. Сегодня есть опасность ее перекручиваний, в частности разных ненормативных включений. Именно поэтому проблема культуры речи была, есть и еще долгое время будет находиться в центре внимания общественности.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексикосематических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 5-11 классов современной общеобразовательной школы.
ЛЕКСИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
1. Общенародная лексика
2.Диалектная лексика
3.Социально-ограниченная лексика
Объект исследования - устная речь учащихся 5-11 классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы — это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
I.Диалектная лексика
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территории. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинские языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речи учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремиться говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохраненной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и количественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы их употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 5-11 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления
диалектов:
• Одни утверждают, что диалектизмы чаше всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
• Другие считают, что в наши дни это не актуально;
• Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы
II.Профессиональные слова
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
•Профессионализмы — слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
•Термин - это научное обозначение понятий, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 5 - 11 классов.
Профессионализм | Что означает |
медикаменты | лекарства |
педиатр | Детский врач |
мировоззрение | Точка зрения |
дискуссия | спор |
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
III. Русский молодёжный сленг
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временно мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано,
разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния деловой идеологии.
На основе анкетирования была создана небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодёжный сленг | Что означает |
клёва | отлично |
ппц | плохо |
Прив или прива | привет |
побырику | быстро |
нафига | зачем |
покеда | пока |
афтек | автовокзал |
комса | Комсомольская площадь |
Ок чё | Хорошо, не проблема |
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
IV.Жаргонная лексика
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группе людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 5-11 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичные сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.
Жаргонная лексика | Что означает | ||
балдеж | веселье | ||
башка | голова | ||
дивидишка | проигрыватель | ||
домашка | домашняя работа | ||
комп | компьютер | ||
малявка | тот, кто младше | ||
мобила | мобильный телефон | ||
музон | музыка | ||
предки | родители | ||
смыться | удрать | ||
тачка | машина |
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насьпцена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
V.Классификация словарного состава:
1. По происхождению: исконно-русская, заимствованная.
2. По степени употребления: пассивный, активный.
3. Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Выводы:
Заключение:
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что в ходе опроса выяснилось что сленг и слова «сорняки» занимают 1-е место по употреблению среди учащихся 5-11 классов МОУ «СОШ №19»; 2-е место занимает жаргонная лексика и заимствованные слова. И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы.
Список использованной литературы:
Снежная книга
Любили тебя без особых причин...
Знакомые следы
Глупый мальчишка
Для чего нужна астрономия?