Победители VIII научно-практической конференции школьного научного общества "Эрудит" в номинации "Лучший стендовый доклад" 2015 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность учащихся | 98.04 КБ |
Дипломы учащихся | 321.22 КБ |
Дипломы учащихся | 315.37 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВНАИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
«Я – высказывание» - ключ на пути к разрешению конфликтов».
Проект выполнили:
Сагитов Виталий Игоревич 8 «Б»
Великанов Марк Михайлович 8 «Б»
Научный руководитель:
Перова Татьяна Францевна
г. Москва, 2015-2016г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Справочная информация о проекте…………………………………………4
Глава I. Введение……………………………………………………………..5
Глава II. Конфликт……………………………………………………………8
Глава III. История техники «Я-высказывание» …………………………...13
Глава IV. Техника «Я-высказывание» ……………………………………..16
Глава V. Продукты проекта ………………………………………………...22
Глава VI. Основные выводы. ………………………………………………25
Глава VII. Использованная литература……………………………………..27
Приложения…………………………………………………………………..29
Благодарности………………………………………………………………..30
«Относись к людям так, как хочешь,
чтобы люди относились к тебе….»
/Народная мудрость/
/Золотое правило морали/
Справочная информация о проекте
1. Проблема.
Наше анкетирование показало, что окружающие нас люди и мы сами часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями, и лишь 6% респондентов знакомы с техниками выхода из них.
2. Цели и задачи проекта.
Цель: Создать дидактические материалы для формирования психологической культуры межличностного взаимодействия участников образовательного процесса. Популяризация приёма конструктивного общения в форме техники «Я-высказывание» в целях разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу об основных понятиях конфликта, о технике «Я – высказывание».
2) Изучить общественное мнение по ряду интересующих вопросов в форме анкетирования.
3) Овладеть приёмом конструктивного общения в форме техники «Я-высказывание» в целях позитивного разрешения конфликтных ситуаций.
4) На основе полученной информации создать буклет и сценарий классного часа, помогающих овладеть техникой «Я – высказывание».
3. План реализации или методы исследования.
1) Изучить и проанализировать литературу и интернет-сайты.
2) Проконсультироваться с профессиональными специалистами.
3) Изучить общественное мнение по ряду интересующих вопросов в форме анкетирования.
4) На основе полученной информации составить буклет и сценарий классного часа, помогающих освоить технику «Я - высказывание».
Глава I
Введение
В своей жизни мы все чаще и чаще встречаемся с Конфликтами. Конфликтное общение – это не только столкновение интересов и мотивов, это еще и неконструктивная форма выражения своего чувства (которое лежит в основе любого конфликта), которое пытается отреагировать себя, чтобы прийти к разрешению. Как только чувство услышано и понято, оно позитивно разрешается и конфликтная ситуация, как правило, снимается. Эту проблему можно решить с помощью «Я-высказывания».
Для того, чтобы выяснить насколько актуальна тема нашего проекта для окружающих, мы провели анкетирование. Анализ результатов, представленных ниже, показал, что выбранная нами тема будет полезна окружающим (Анкету Вы можете увидеть в Приложении).
Глава II
Конфликт
Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт- ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами людей .
Конфликты могут быть:
Классификация конфликтов:
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.
Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения
Плюсы и минусы конфликта:
Плюсы
Минусы
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.
Формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Поясним смысл входящих в Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт - это значит:
1) устранить, конфликтную ситуацию и 2) исчерпать инцидент.
Способы разрешения конфликта:
1. Соперничество- высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).
2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).
3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).
4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.
5. Компромисс - уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Конфликт - это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, "начало" и "завершение" которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
Возможные этапы (или стадии) конфликта :
1) предконфликтная стадия (латентный этап);
2) стадия открытого конфликта;
3) стадия завершения конфликта;
4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).
На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной конфликтной ситуации.
Но это вовсе не значит, что во всех, зачастую кажущихся неразрешимыми ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая сторона. Выиграть могут обе!
И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый конфликт, из разрушающей превратится в творческую.
Существуют алгоритмы (техники) поведения в конфликтной ситуации, следуя которым можно добиться наилучших последствий как для себя так и для противоположной стороны.
Глава III
История «Я – высказывания»
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и между целыми народами. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Обидно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь…А ведь большинство конфликтов можно урегулировать
И в этом можно убедиться, внимательно прочитав эту книгу, которая тесно связна с историей техники «Я – высказывания». Нет, это не последняя страничка задачника, где на все даются правильные ответы. Прочитав эту книгу, вы научитесь проникать в сложный, а иногда до обидного простой механизм конфликта.
Эта книга научит вас смотреть на себя со стороны и в поисках виновников жизненных недоразумений не исключать самого себя.
В этой книге вы узнаете многое из того, о чем никогда не предполагали раньше. Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта и тогда недоразумение уладится куда проще.
Давая практические советы, эта книга учит критически относиться к самому себе. И это не унижает вас, напротив — делает щедрее и благородней.
Одним словом, книга «Выиграть может каждый» учит нас жить, она доказывает, что учиться никогда не поздно. И многие уроки жизни можно получить и без непременных синяков и шишек.
Эту книгу написали две жительницы Австралии — Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр.
В Австралии создана специальная Организация по разрешению конфликтов. В ее активе — десятки тысяч обученных по этой системе людей. Так что все рекомендации, приведенные в книге, прошли строгую проверку жизнью. Хелена Корнелиус (Helena Cornelius) - психолог, мать троих детей. Хелена - директор сети по урегулированию конфликтов, автор учебных программ для школ, высших учебных заведений и системы повышения квалификации, консультант крупных организаций, посредник и организатор группового взаимодействия.
Шошана Фейр (Shoshana Faire) - специалист по практической коммуникации и налаживанию отношений между людьми и организациями. Ее семинары по урегулированию конфликтов, посредничеству и переговорам хорошо известны в различных уголках Австралии. Она также успешно организует групповое взаимодействие, между сторонами, желающими принять конструктивные решения.
В дальнейшем техника «Я – высказывания» активно и результативно распространялась в отечественной психологии.
Глава IV
Техника «Я - высказывание»
Сказ.
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе надобно, Иванушка?
- Да водицы испить.
- Да пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты , часто неосознанно, тем самым усложняя свою жизнь и жизнь других. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека. Особенно, если мы указываем ему, что он должен или не должен делать. Слово – могучая сила, это всем известно. Одним словом можно полностью изменить отношение человека к себе, наладить дружеское общение или превратить в злейшего врага. Конфликтное общение – это не только столкновение интересов и мотивов, это еще и неконструктивная форма выражения своего чувства, которое лежит в основе любого конфликта.
Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение. Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации является соскальзывание в одну из непартнерских позиций – позицию «обвинитель. Способы реагирования, соответствующие непартнерской позиции, обычно начинаются со слов «Ты» или «Вы»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе».
В психологии существует прямой запрет на такой тип высказываний в адрес другого человека. Называются они «Ты»-высказывания.
Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, это будет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации. «Я-высказывание» - это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить ваше мнение. «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника. « Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или чем-то недовольны.
Итак, начнем работу с одной из техник конструктивного взаимодействия – с техникой «Я – высказывание».
«Я – высказывание» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях; конструктивная альтернатива "Ты – высказываний", которые традиционно применяются для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.
"Я - высказывание” передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает вам удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего оппонента.
Его ещё называют Открытым выражением эмоций.
Важно понимать, что « Я-высказывание» конструктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней: человек всегда, не осознавая этого, протестует против приписывания ему ответственности за ваши переживания независимо от того, делается ли это с позиции обвинителя или жертвы. В то же время ваше искреннее свободное называние своих чувств и осознание собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер, как минимум, просто теряется от неожиданности.
Цель техники – не вежливость, а прямота и ясность. Это ключ к началу разговора, новым возможностям и улучшению взаимодействий. Она помогает передать ваше эмоциональное состояние без осуждения собеседника как причины этой реакции.
Приведем несколько примеров:
Сравните: (1- «Я – сообщение», 2 – «Ты – сообщение»)
«Я – сообщение» | «Ты – сообщение» |
Когда на моем столе оставлены бумаги… Когда на меня повышают голос… | Когда вы оставляете свое барахло разбросанным на моем столе… Когда вы орете на меня…. |
При первом варианте ваше заявление представлено исключительно как ваша проблема. В этом случае собеседнику будет трудно опровергнуть его.
Ситуация: две подруги договорились встретиться, но одна не пришла, не позвонила, ничего не сообщила, телефон не доступен.
Варианты высказываний могут быть следующие: Я ждала тебя на остановке автобуса два часа, там, где мы усвоились. Я даже уже начала волноваться. Я подумала, что-то случались. Потом у меня были мысли, что ты могла забыть о встрече. Мне очень жаль потраченного времени. Давай в следующий раз договоримся, что ждем друг друга не более получаса («Я - сообщение»).
Для сравнения « Ты – сообщение»: «Ты опять опоздала, ты всегда и всюду опаздываешь, на тебя совсем нельзя положиться. Ты говоришь одно, а делаешь совсем другое. Я больше никогда не буду иметь с тобой никаких дел).
Таким образом, мы видим, что «Я – высказывания» строятся по определенной схеме.
"Я – высказывание" включает в себя не только называние чувств, но и указание на условия и причины, которые вызвали их.
СХЕМА «Я – ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
1. Факт. Мы отталкиваемся от факта, от того, что происходит в реальной жизни, а не в наших фантазиях. Нужно объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).
2. Чувства. Это самое простое и лёгкое, что можно понять про себя. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). Например, я чувствую обиду, недовольство, возмущение, горечь и пр. — когда я называю свои чувства мне становится понятнее, что происходит со мной.
3. Мысли. Обязательно чувства связаны с мыслями: объяснить причины этого чувства («Потому что я не люблю…», ...).
4. Желание. Высказать свои пожелания («Мне бы хотелось...», ...).
Например: «Когда меня обсуждают за моей спиной, мне это неприятно и я хотел бы, чтобы обо всем, что касается меня, мне говорили прямо в лицо».
«Ты - высказывание» | «Я - высказывание» |
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? | Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. |
Вечно ты хамишь! | Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спросу берешь вещи с моего стола! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
«Я- высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию без оценки.
ФОРМУЛА «Я – ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
Что мы получаем, применяя технику "Я - высказывание"?
Глава V
Продукты проекта
Продуктами нашего проекта являются буклет « «Я – высказывание» - ключ на пути к разрешению конфликтов» и сценарий классного часа «Техника "Я - высказывание": как сделать чтобы вас услышали» которые, мы надеемся, помогут всем желающим овладеть навыком конструктивного взаимодействия.
Глава VI
Основные выводы
А так же можем сказать что:
Глава VII
Использованная литература
Литература
1. Корнелиус Х. Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992, с. 13-82.
2. Кривцова С. Мухаматулина Е. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997
3. «Техника "я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали» Татьяна Стрункина http://www.b17.ru/article/17026.
4. Ричард А. Гарднер Девочкам мальчикам о хорошем и плохом поведении – М. 2000
5. Леви В. Искусство быть другим. – М 2000
6. Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 118 с. – С. 33-35.
7. Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с. – (Б-ка школьного психолога). – С. 73.
8. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
9. Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. – 35 с. – С. 10, 19-21, 27-28.
10. Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. – № 3. – 2003. – С. 123-127.
Приложение
Анкета « Знакомы ли Вы с конфликтом? »
Друзья!
Нам бы хотелось узнать Ваше мнение по ряду вопросов. Просим Вас ответить на следующие вопросы:
Со сверстниками
С учителями
С родителями
Спасибо, Ваше мнение важно для нас!
Благодарности
Есть люди, без которых наш проект не получился бы таким, каким вы видите его сейчас, а может быть и вообще не получился. Про каждого человека, упомянутого ниже, мы без преувеличения можем сказать, что это великодушный, сочувствующий и надежный человек, человек, способный прийти на помощь в трудный момент и пожертвовать своим временем ради помощи нам
В первую очередь мы хотим выразить свою благодарность Перовой Татьяне Францевне, человеку, не испугался взяться с нами за эту работу, человеку, который потратил много времени и сил,, чтобы вложить в наши головы знания, для реализации этого проекта.
Так же мы хотели бы поблагодарить нашего идейного вдохновителя Свкину Ольгу Викторовну.
Леонову Надежду Юрьевну, за её умение позитивно смотреть на вещи в сложных ситуациях
И конечно, ы хотели бы поблагодарить Караваеву Марию, ученицу 11 класса «А», которая готова прийти на помощь в самый нужный момент.
Юрий Визбор. Милая моя
Рыжие листья
Н. Гумилёв. Жираф
Притча о гвоздях
Снегири и коты