Исследование влияния экологических факторов среды на биоритмы школьников и взрослых людей. Выяснение, на какие группы людей в большей степени влияют метеофакторы, при каких условиях и как можно защитить организм человека от воздействия окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_2.doc | 581.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
Тема проекта: Влияние экологических факторов среды на биоритмы человека
Выполнила
ученица 10 класса Лунёва Татьяна Сергеевна
Руководитель
учитель Лунёва Елена Валерьевна
2015г
г. Воронеж
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общие представления о биоритмах______________________________
1.2. Происхождение биоритмов____________________________________
1.3. Биоритмы человека___________________________________________
1.4. Влияние экологических факторов на биоритмы человека___________
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования___________________________________
2.2. Методы исследования________________________________________
2.3. Организация исследования____________________________________
2.3.1. Практикум №1. Определение биоритмов человека_______________
2.3.2. Практикум №2. Приспособительные возможности вашего цикла___
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. График биоритмов человека___________________________________
3.2. Зачем нужно рассчитывать биоритмы________________________
3.3. Разработка рекомендаций____________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Стабильность - признак мастерства,
цикличность - свойство жизни
Актуальность проекта
В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошее самочувствие. Каждый человек имеет свои биологические часы, которые указывают, когда вставать, ложиться спать, когда выполнять какую-либо работу. Изучением биоритмов занимается особая наука — биоритмология. Биологические ритмы или биоритмы — это более или менее регулярные изменения интенсивности различных биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности определена генетически и обнаружена практически у всех живых организмов. Эти изменения можно наблюдать как в отдельных клетках, тканях и органах, так и в целых организмах и в популяциях. Известно более 500 различных биоритмов, в соответствии с которыми функционирует человеческий организм. Основные из них: суточные, недельные, годовые, циркадные, адаптивные и т.д. Есть основания полагать, что многие болезни у человека происходят вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем организма.
Очень важно, чтобы образ жизни человека совпадал со свойственным организму ритмом физиологических функций и ритму природы. При несовпадении этих ритмов друг с другом может развиться десинхроноз - патологическое состояние, которое возникает в результате сбоя биоритмов человека. Он может привести к различным заболеваниям, например, неврозам, вегетососудистой дистонии, стенокардии. В современном времени человек вынужден вести активный образ жизни, несмотря на то, что у него есть собственная программа жизни - «биологический ритм». При малейшем ее сбое организм начинает испытывать стресс. Отсюда и возникают быстрая усталость, склонность ко сну, раздражительность.
Часто у людей появляется бессилие, болезни, апатия. А причина может заключаться только в том, что люди не умеют правильно организовать свою жизнь. Но как это сделать? Вам поможет знание биологических ритмов, по которым функционирует человеческий организм. Для того чтобы поддерживать высокую работоспособность и отдыхать эффективно, мы должны научиться рассчитывать свой день так, чтобы он совпадал с биологическими ритмами, по которым живет организм.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общие представления о биоритмах
Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.
Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца — изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, регулятором жизни.
Биоритмы — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях. Биоритмы характеризуются:
периодом — продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени;
частотой ритмов - частотой периодических процессов в единицу времени;
фазой - частью цикла, измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.);
амплитудой - размахом колебаний между максимумом и минимумом.
По продолжительности выделяют следующие циклы:
высокочастотные — продолжающиеся до 30 минут;
среднечастотные — от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов и 29 часов — 6 суток;
низкочастотные — с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.
Для человеческого организма характерен целый ряд подчиненных биоритму процессов и функций, который объединен в единую систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).
На рис. 1(Приложение 1) представлена схема биоритмов, которая отражает часть спектра ритмов жизнедеятельности человека. На самом деле в человеческом организме ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, электрическая активность мозга, обмен веществ.
У человека выявлены четыре основных биологических ритма:
Полуторачасовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;
Суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование - сон;
Месячный ритм. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;
Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма во время смены времен года. Установлено, что в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.
Есть предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние — 22-летние, считается, что они связаны с метеорологическими и гелиогеографическими явлениями, которые обладают примерно такой же цикличностью.
Кроме ритмов, приведенных выше, жизнь человека подчиняется социальным ритмам. К ним люди приучаются постоянно. Яркий пример — недельный ритм. В течение многих лет, деля месяц на недели — шесть рабочих дней, один выходной, человек сам приучил себя к нему. В недельном цикле меняется прежде всего работоспособность. Одинаковая закономерность прослеживается у групп населения, различающихся по возрасту и характеру труда: у рабочих, у школьников и студентов. Понедельник начинается с относительно низкой работоспособности, от вторника к четвергу она набирает максимальный подъем, а с пятницы опять падает.
1.2. Происхождение биоритмов
Происхождение биоритмов определяется двумя факторами — эндогенным (внутренним, врожденным) и экзогенным (внешним, приобретенным).
Постоянные циклические колебания в различных системах организма складывались в процессе длительной эволюции, и теперь они являются врожденными. К ним относятся многие функции: ритмическая деятельность сердца, дыхательной системы и т.д. Эти ритмы называют физиологическими. Выдвинуто несколько гипотез эндогенной природы биоритмов. Наибольшее число сторонников имеет мультиосцилляторная теория, согласно которой в пределах многоклеточного организма (человека) может функционировать главный (центральный) водитель ритма (биологические часы), навязывающий свой ритм всем остальным системам, не способным генерировать собственные колебательные процессы. Наряду с центральным водителем ритма возможно существование второстепенных осцилляторов, иерархически подчиненных ведущему.
Биоритмы, зависящие от циклических изменений окружающей среды, являются приобретенными, и их называют экологическими. Эти ритмы испытывают большое влияние космических факторов: вращение Земли вокруг своей оси (солнечные сутки), энергетическое влияние Луны и циклических изменений активности Солнца.
Биоритмы в организме складываются из физиологического и экологического ритмов. Средняя частота ритмов обусловлена сочетанием этих ритмов. Предполагали, что центральным водителем ритма является эпифиз (железа внутренней секреции, находящаяся в промежуточном мозге). Но у человека эта железа функционирует только до 15-16 лет. По мнению многих ученых, роль центрального синхронизатора (биологических часов) у человека берет на себя гипоталамус. Контроль смены состояния бодрствования и сна зависит в значительной степени от светового фактора и обеспечивается связями коры головного мозга и таламуса (центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств), а также активизирующими восходящими влияниями ретикулярной формации (сетчатые структуры мозга, выполняющие активизирующую функцию). Важную роль играют прямые связи сетчатки глаза с гипоталамусом.
Прямые и опосредованные связи коры головного мозга и гипоталамических структур обеспечивают возникновение системы гормонального контроля периферической регуляции, действующей на всех уровнях — от субклеточного до организменного.
Таким образом, в основе временной организации живой материи лежит эндогенная природа биоритмов, корректируемая экзогенными факторами. Устойчивость эндогенного компонента биологических часов создается взаимодействием нервной и гуморальной систем. Слабость одного из этих звеньев может привести к нарушению биоритмов и последующим нарушениям функций.
Доказано, что для совершенствования и тренировки приспособительных механизмов периодически нужно испытывать стресс. Периодичность заложена в живых системах, и такое взаимодействие организма со средой обеспечивает его стабильность и устойчивую жизнеспособность. Основу активной деятельности составляют процессы интенсивного расходования жизненных ресурсов организма, и в то же время эти реакции являются мощным стимулом для еще более интенсивных восстановительных процессов. Таким образом, взаимодействие эндогенных и экзогенных ритмов придает организму живучесть и устойчивость.
1.3. Биоритмы человека
Биологические ритмы человека— циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов у человека как в течение суток, так и на протяжении года и всего жизненного периода. Суточные ритмы контролируются биологическими часами. У большинства людей имеются два пика работоспособности в течение суток: с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. (см. Приложение 2). Наименьшая работоспособность наблюдается с 2 до 5 ч и с 13 до 15ч. Но есть люди, наиболее работоспособные вечером, и люди, работоспособные рано утром. Они ложатся спать и просыпаются в соответствии со своими биоритмами. Изучение биологических ритмов человека позволяет выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха. Суточные изменения ритмов учитываются при лечении больных. Большое значение знание биоритмов имеет при работе на космических кораблях, полярных станциях, где нет регулярной смены дня и ночи, для людей, работающих круглосуточно, а также на транспорте. Привыкание (адаптация) к новым ритмам продолжается от двух дней до двух недель.
Биоритмы человека сильно влияют на его работоспособность, скорость реакции, силу, обмен веществ, творческие способности, жизнерадостность, логическое, абстрактное мышление, способность к обучению и восприятию информации, концентрацию и многое другое.
Практически любой человек отмечал подъем работоспособности, ее спады и другие изменения своего состояния и степени активности. На это влияют многие факторы: погода, питание и т.д. И важную роль в этом играют биоритмы человека. Биоритмы способны изменяться, адаптируясь к внешним воздействиям, таким, как время суток, освещенность помещения и т.д.
Способность биоритмов человека подстраиваться под различные факторы не означает, что можно пренебрегать естественным суточным биоритмом, ведь он сформирован в ходе эволюции и идеально подходит для него. Сбой естественных биоритмов может повлечь за собой проблемы со здоровьем. Например, люди, ведущие ночной образ жизни, чаще подвержены сердечным заболеваниям, проблемам с печенью, так как едят в то время, когда организм должен отдыхать и очищаться и спят, когда происходит активность органов.
1.4. Влияние экологических факторов на биоритмы человека
На здоровье человека постоянно воздействуют естественные экологические факторы:
- энергетические особенности местности проживания, наличие геопатогенных зон;
- ритмы космоса;
- климат, вредные и благоприятные сезоны года;
- энергетика биологического мира;
- психическое и духовное состояние.
В своей работе я изучаю влияние погодных, метеорологических факторов.
Погодные условия условно делятся на пять типов:
Индифферентный – незначительные колебания метеоусловий, когда человек не ощущает никакого влияния на организм.
Тонизирующий – когда перемена погоды благоприятно сказывается на здоровье.
Спастический тип погоды проявляется при резкой перемене в сторону похолодания, когда растет атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе увеличивается.
Гипотензивный тип погоды характерен падением атмосферного давления и снижением концентрации кислорода в воздухе.
Гипоксический – проявляется при перемене погоды в сторону потепления и снижения концентрации кислорода в воздухе.
К физическим факторам, влияющим на здоровье человека, относятся температура воздуха, влажность воздуха, ветер, свет, магнитное поле Земли, атмосферное давление и ультрафиолетовое излучение.
1.4.1.Температура воздуха - это степень нагретости воздуха.
Оказывается, человек реагирует на температуру тем больше, чем выше влажность воздуха. Для организма человека оптимальными считаются условия, при которых относительная влажность воздуха составляет около 60% , а температура +240 С.
1.4.2.Влажность воздуха - она определяется присутствием в нём водяного пара.
Человек чувствует себя хорошо при относительной влажности от 40 до 75%. Влажность воздуха влияет на организм человека в сочетании с другими метеорологическими факторами, усиливая их воздействие.
Повышенная влажность обычно сопровождается резким снижением кислорода в воздухе. Это значительно ухудшает самочувствие пациентов с хроническими заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем. Высокую влажность плохо переносят люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Однако и относительно здоровые люди могут ощущать симптомы кислородной недостаточности (гипоксии): слабость, повышенную утомляемость, плохое самочувствие. Усиливают неблагоприятное действие друг друга высокая влажность и температура — в таких условиях значительно затруднена теплоотдача, что может послужить причиной тепловых ударов и других серьезных расстройств в организме.
1.4.3. Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главной причиной его возникновения является разница атмосферного давления на близлежащих территориях.
Ветер воздействует на систему терморегуляции, а также оказывает и механическое воздействие. Он способствует либо отдаче тепла, либо его задержке в организме. Отрицательное воздействие ветра усиливается при резких колебаниях температуры, влажности воздуха, атмосферного давления. При сильном холодном ветре и резких колебаниях атмосферного давления повышается артериальное давление, что способствует возникновению гипертонических кризов и нарушению мозгового кровообращения. Колебания артериального давления у больных отмечаются также при внезапном изменении направления ветра.Также весьма чувствительны к ветру люди с психической патологией, у которых ветреная погода может усиливать чувство беспокойства, беспричинной тоски, тревоги.
1.4.4. Свет является одним из самых значимых факторов, влияющих на биологические циклы. Так, знакомые многим перепады настроения, чувство подавленности, апатии связаны не столько с плохой осенней или зимней погодой, а именно с недостатком света. Причем организм с легкостью различает естественный солнечный свет и искусственное освещение, так как они имеют отличия по спектральному составу. Рецепторы сетчатки глаза реагируют на световой раздражитель и посылают сигналы в центральную нервную систему — к гипоталамусу. Гипоталамус путем гормональной, нервной регуляции проводит сезонную перестройку и адаптацию организма. Однако в такой период организм чрезвычайно уязвим в отношении действия различных факторов внешней среды. Благодаря фоторецепторам эпифиза даже незрячие люди на уровне биоритмов улавливают смену дня и ночи.
1.4.5. Магнитные бури - электромагнитные колебания, вызванные изменением геомагнитного фона в ответ на повышенную солнечную активность, а также низкочастотные звуковые колебания, которые возникают при прохождении циклонов, часто вызывают сбой биоритмов, особенно тех, что близки к ним по частоте (обычно — среднечастотных биоритмов). Это так называемый феномен принудительной синхронизации, который нарушает нормальное течение биологических процессов и вызывает ухудшение самочувствия. При этом могут отмечаться перепады артериального давления, нарушения ритма работы сердца, затруднение дыхания при хронических заболеваниях дыхательной системы и т.д. В ходе исследований было обнаружено, что колебания магнитного поля Земли, которые улавливаются рецепторами на стенках крупных кровеносных сосудов, приводят к значительным изменениям в сосудистой системе. Во время магнитных бурь развивается спазм кровеносных сосудов, в мелких сосудах кровоток замедляется, вязкость крови растет, повышается склонность к образованию тромбов, ухудшается кровоснабжение многих жизненно важных органов, значительно повышается количество гормонов стресса в крови. Это объясняет то, что в дни магнитных бурь резко возрастает число инфарктов и инсультов, внезапных смертей. Электромагнитные поля отрицательно влияют на эпифиз — один из главных регуляторов биоритмов человека.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу. Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине и представляется чистым и освежающим воздух после грозы.
Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье человека, а положительные - негативно.
1.4.6. Ультрафиолетовое облучение - обязательное условие нормальной жизнедеятельности человека. Оно уничтожает микроорганизмы на коже, предупреждает рахит, нормализует обмен минеральных веществ, повышает стойкость организма к инфекционным заболеваниям и другим болезням. Специальные наблюдения установили, что дети, получавшие достаточное количество ультрафиолета, в десять раз менее подвержены простудным заболеваниям, чем дети, не получавшие достаточного количества ультрафиолетового облучения. При недостатке ультрафиолетового облучения нарушается фосфорно-кальциевый обмен, увеличивается чувствительность организма к инфекционным заболеваниям и к простуде, возникают функциональные расстройства центральной нервной системы, обостряются некоторые хронические заболевания, снижается общая физиологическая активность, а, следовательно, и работоспособность человека. Особенно чувствительны к недостатку ультрафиолетового облучения дети, у которых он приводит к развитию авитаминоза Д (к рахиту).
1.4.7. Атмосферное давление. Как известно, сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением. Перепады атмосферного давления вызывают колебания артериального давления, изменяют электрическое сопротивление кожи. При пониженном атмосферном давлении растет давление в полых органах желудочно-кишечного тракта (желудке, кишечнике), что может вызывать нарушение их работы, затрудняется дыхание и нарушаются функции сердечно-сосудистой системы. При резком повышении атмосферного давления возникает различие между давлением внутри тела и давлением окружающего воздуха. В этих случаях человек может ощущать головную боль, боль в области сердца и других органах, повышается артериальное давление, возникают сосудистые кризы и внутренние кровоизлияния. Резкие колебания атмосферного давления вызывают обострение радикулита и заболеваний седалищного нерва, появляется шум в ушах. Возможны приступы мигрени разной степени. На уровне моря человеческое тело испытывает давление 1,033 кг/см 2, т.е. на человека среднего роста давит около 1т воздуха. Но он этого не ощущает, так как внутреннее давление организма противодействует давлению воздуха. Особенно реагируют на колебания атмосферного давления больные неврозом, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, сосудистыми заболеваниями мозга, легочные больные и другие. Атмосферное давление существенно влияет на функции организма.
Таким образом, в реальных условиях на организм человека действует весь комплекс погодных факторов.У людей с расстройствами функций нервной вегетативной системы или хроническими заболеваниями приспособление к изменяющимся погодным факторам затруднено. Некоторые больные настолько чувствительны к изменениям погоды, что могут служить своеобразными биологическими барометрами, безошибочно предсказывающими погоду.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: - ознакомить учащихся с природными ритмами человека; помочь выявить свой хронобиологический тип; выяснить, как влияют экологические факторы среды на биоритмы человека.
Задачи:
Рабочая гипотеза: - правильное построение распорядка дня уменьшает действие экологических (погодных, метеорологических) факторов среды на организм (биоритмы) детей и взрослых, будет способствовать повышению их работоспособности.
Объект исследования: - учащиеся 8-11х классов и учителя Орловской общеобразовательной школы (материалы тестирования: хронотипы, биоритмы).
Предмет исследования: - влияние экологических факторов среды на биоритмы учащихся старших классов и учителей.
Практическая значимость: - результаты проведенного исследования могут быть использованы как на факультативных занятиях, так и на уроках биологии.
2.2. Методы исследования
Для организации педагогического эксперимента и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
1. изучение научно-методической литературы;
2. проведение практикума (тестирование);
3.анализ, сравнение полученных данных.
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена научно-методическая литература по проблеме влияния экологических факторов на биоритмы человека. Изучение литературы позволило создать представление о сущности проблемы исследования. Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы подтвердили актуальность избранной мной темы и позволили сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось на базе Орловской общеобразовательной школы. В нем приняли участие учащиеся 8-11 классов (56 человек), 10 учителей и моя семья(6 человек).
В тестировании приняли участие 72 человека. Среди них 18 учащихся 8 класса, 11уч.- 9а кл., 13уч.- 9б кл., 14уч.- 10-11 кл., 10 учителей и 6 человек – моя семья (см. Приложение 3).
2.3.1. ПРАКТИКУМ №1. « ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОРИТМОВ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: ознакомить учащихся с природными ритмами человека и помочь выявить свой хронобиологический тип.
Определяли свой хронотип с помощью теста 1. (см. Приложение 4 ) Выяснив, кто же из нас по складу — "жаворонок", "голубь" или "сова", — постарались построить дневной график работы и отдыха, ориентируясь на свои природные склонности.
Выводы: Проведя анализ тестирования, я определила, что наиболее часто встречающийся тип – голуби. Также немало участников опроса относятся к вечернему или утреннему типам. Ярко выраженных сов и жаворонков оказалось очень небольшое количество. Среди учеников 8 класса утренний тип преобладает над вечерним, а количество голубей составляет большинство, как и в остальных классах. В 9а классе количество учеников с утренним и вечерним типом выравнивается, а в 9б есть преобладание вечернего типа над утренним, так как имеются ученики с ярко выраженным вечерним типом – совы. В 10-11 классах идёт преобладание вечернего типа над утренним также с учениками-совами. По результатам можно сказать, что чем взрослее группа учеников, тем больше преобладание вечернего типа над утренним. Сначала идёт преобладание утреннего типа, а ближе к старшим классам вечерний тип начинает вытеснять утренний. Среди учителей наиболее выраженный тип – голуби. Остальные являются жаворонками или принадлежат к утреннему типу, и всего лишь один учитель из опрошенных является совой. Среди учителей такое распределение по биоритмам является предсказуемым, так как их работа направлена в основном на утренние часы, то есть пик работы жаворонков и утреннего типа. В моей семье людей с крайними биоритмами (совы, жаворонки) не оказалось. Большинство составляет вечерний тип, меньше голубей, и всего один утренний тип. Характеристика хронотипов (см. Приложение 5)
Выяснив свой хронотип, необходимо так планировать дневной график, чтобы с высшей интенсивностью трудиться именно в такие часы "пик". И, наоборот, избегайте "насиловать" организм мощными физическими или интеллектуальными нагрузками в тот период суток, когда главные показатели: пульс, температура - понижаются до минимума. Как правило, у "сов" эта пора наименьшей работоспособности падает на 7-11 ч. утра, у "жаворонков" она приходится на 7 ч. вечера. В такое время организм функционирует в режиме отдыха, совершенно не готов к затрате сил. Ничего, кроме переутомления, тяжелая работа в эти часы не дает. Соблюдение биоритмов — один из способов сохранить здоровье.
2.3.2. ПРАКТИКУМ №2. «Приспособительные возможности цикла «сон -
бодрствование»
Цель:определить приспособительные возможности своего цикла «сон – бодрствование».
Диаграммы к 2 тесту «приспособительные возможности цикла «сон – бодрствование» (см. Приложение 6)
В процессе этого тестирования определяли различия между людьми по суточной изменчивости уровня бодрствования (например, насколько легко человек может бодрствовать в необычное время суток, засыпать в необычное время суток, насколько хороший сон).
Выводы: Большее количество человек имеет средние приспособительные возможности цикла «сон – бодрствование». До 8 класса разность между количеством людей с высокими и низкими приспособительными возможностями практически незаметна, а, начиная с 9 класса, высокие приспособительные возможности преобладают над низкими. Учителя, как оказалось, не обладают высокими приспособительными возможностями. Среди них есть только средняя и низкая приспособленность. Все это также легко объясняется особенностями работы. Их рабочий график остается неизменным на протяжении всей работы, так что им совсем необязательно иметь высокие приспособительные возможности. В моей семье также не оказалось людей с высокими приспособительными возможностями, только средние и низкие. Тем, у кого приспособительные возможности низкие, нужно серьёзно заботится том, чтобы улучшить режим дня и следить за его соблюдением.
Отношение к «зимнему времени»
В тесте был вопрос на отношение к зимнему времени. Как оказалось, во всех группах большинство составляют люди, положительно относящиеся к введению постоянного зимнего времени, потому что в зимнее время темнота действует удручающе на настроение и замедляет пробуждение. Только несколько человек отрицательно относятся к введению зимнего времени.
Чтобы определить, есть ли какая-нибудь взаимосвязь между самочувствием людей и погодой, участникам опроса было предложено ответить на следующий вопрос: «Являетесь ли вы метеочувствительным человеком?» В этом вопросе мнения разделились почти пополам. Метеочувствительных людей оказалось 35, а не зависящих от погоды 37. Среди учеников метеочувствительных 24, неметеочувствительных 32. Объяснить довольно высокий показатель метеочувствительных учеников можно высокой загруженностью, наличием заболеваний, ведь сейчас почти каждый ученик имеет проблемы со здоровьем. Из учителей большинство оказалось метеочувствительными – 7 человек, не зависящих от погоды оказалось 3. Вероятнее всего такой показатель получился также из-за высокой загруженности учителей. В моей семье метеочувствительных людей 4, неметеочувствительных 2.
Патологическая зависимость состояния здоровья от погодных условий называется метеопатией.
Выводы: Анализируя полученные результаты, я могу с уверенностью сказать, что у людей существует метеозависимость. Но изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. График биоритмов человека
При составлении графика биоритмов человека учитываются, прежде всего, индивидуальные биоритмы самого человека. Постарайтесь обратить внимание на то, когда вам именно хочется встать утром, это должно быть достаточно бодрое состояние (важно не только выспаться, но и одновременно не слишком долго спать, так как в обоих случаях будет наблюдаться упадок сил). Затем учтите то время, когда именно вам нужно пообедать и т.д. Таким образом, вы выясните и разграничите свой день. Основную долю работы распределяйте тогда, когда вы наиболее активны, оставляя немного и на другие временные периоды. Стоит помнить, что трудовой график, построенный вопреки собственным биоритмам, создает мощную предрасположенность к болезням. Ослабевают все защитные функции, организм в большей степени подвержен инфекции, легче развиваются любые недуги.
3.2. Зачем нужно рассчитывать биоритмы.
В медицине установлен научный факт, если человек будет знать свои индивидуальные суточные биоритмы, можно выбрать наиболее подходящее время для принятия лекарств. Это поможет улучшить терапевтический эффект таблеток. Зная свои биоритмы, человек способен сберечь своё физическое и психическое здоровье. Также доказано, что некоторые люди не могут работать в ночную смену – это связано с индивидуальными биоритмами. При этом у человека появляются разнообразные соматические заболевания, бессонница. Зная свой ритм, мы можем высчитывать наиболее подходящие дни для эффективной умственной и физической работы, знать, в какие дни наиболее эффективно работает организм, в какой день диета даст результат без вреда для здоровья. Зная всплеск максимальной активности, можно составить свой режим дня.
3.3. Разработка рекомендаций
Доказано, что существуют метеозависимые люди. Самое главное средство борьбы с метеозависимостью – это правильный образ жизни. Если регулярно выполнять несложные физические упражнения, особенно такие, как ходьба, легкий бег, плавание, прогулки на лыжах или на велосипеде, зависимость от неблагоприятных дней значительно слабеет. Точно так же важны закаливающие процедуры – обтирание или обливание, активирующие биоритмы. Самое главное правило – в такие дни нельзя перегружать организм, период его бодрствования, активности должен быть меньше, чем период отдыха, иначе организм не будет справляться с восстановлением самого себя. Правильное питание, здоровый сон, общение с природой помогут справиться с проблемой метеозависимости.Чтобы вовремя провести профилактику надо учитывать прогноз погоды и геомагнитной обстановки на ближайшие дни, календарь ближайших неблагоприятных для здоровья дней, магнитных бурь.
(см. Приложение 7) «11 способов, как избавиться от метеозависимости»,
«Советы на случай резкой перемены погоды»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
Биоритмы человека и его жизнедеятельность настолько прочно связаны между собой, что порой именно гармония между этими двумя составляющими жизни человека приводит личность к успеху, как в личной жизни, так и в карьере. Учитывая этот фактор, ученые предлагают каждому составить особый график биоритмов. Биоритмы человека и его жизнедеятельность на сегодняшний день должны идти рука об руку. Современные темпы жизни настолько ускорились, что нельзя заниматься тем видом деятельности, которая в итоге не только не принесет особых доходов, но и доведет до больницы. Используйте с умом ваши собственные биоритмы, и вас ждёт успех.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://biofile.ru/bio/4169.html
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/uvazhayte-bioritmy#ixzz3p0DktrQF
Приложение
Приложение 1
Рис. 1. Ритмы жизнедеятельности человека
Приложение 2
Рис.2 Графики циркадианных (время, часы, в течение дня) биоритмов человека
Приложение 3
Сводная таблица тестирования
8 класс | 9а класс | 9б класс | 10-11 класс | учителя | семья | ||
Хронотип | Жаворонки | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Утренний тип | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Голуби | 11 | 7 | 6 | 6 | 5 | 2 | |
Вечерний тип | 3 | 2 | 1 | 3 | 0 | 3 | |
Совы | 0 | 0 | 4 | 3 | 1 | 0 | |
Приспособительные возможности цикла «сон-бодрствование» | Высокий | 3 | 3 | 2 | 6 | 0 | 0 |
Средний | 12 | 6 | 11 | 8 | 7 | 5 | |
Низкий | 3 | 2 | 0 | 0 | 3 | 1 | |
Отношение к зимнему времени | Положительное | 18 | 9 | 11 | 11 | 8 | 4 |
Отрицательное | 0 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
Метеочувствительный ли вы человек? | да | 8 | 5 | 5 | 6 | 7 | 4 |
нет | 10 | 6 | 8 | 8 | 3 | 2 |
Приложение 4
ТЕСТ 1.«Определение биоритмов»
(После каждого ответа в скобках указана сумма баллов; обвести её)
1. Когда Вы любите вставать в свободный день?
С 5.00 до 6.30 (5).
С 6.30 до 8.00 (4).
С 8.00 до 9.30(3).
С 9.30 до 11.00 (2).
С 11.00 до 12.00(1).
2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если нет планов на завтра?
С 20.00 до 21.00(5).
С 21.00 до 22.30 (4).
С 22.30 до 0(3).
С 0 до 1.30 (2).
С 1.30 до 3.00(1).
3. Всегда ли Вы можете рано встать без будильника?
Всегда (4).
Иногда (3).
Редко (2).
Никогда (1).
4. Легко ли Вы встаете утром?
Очень тяжело (1).
Достаточно тяжело (2).
Сравнительно легко (3).
Очень легко (4).
5. Насколько Вы бодры в первые полчаса после вставания?
Большая вялость (1).
Небольшая вялость (2).
Относительно деятелен (3).
Очень деятелен (4).
6. Какой у Вас аппетит после вставания ?
Нет аппетита (1).
Слабый аппетит (2).
Сравнительно хороший (3).
Очень хороший (4).
7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания?
Очень усталый (1).
Немного усталый (2).
Относительно бодр (3).
Очень бодр (4).
8. Если на завтра нет никаких дел, когда Вы ложитесь спать по сравнению с обычным временем?
Почти всегда как обычно (4).
Позже на 1 ч. (3).
Позже на 2 ч. (2).
Позже более чем на 2 ч. (1).
9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для Вас благоприятное время?
Да (4).
Относительно приемлемо (3).
Довольно тяжело (2).
Очень тяжело (1).
10. Когда Вы настолько сильно устаете, что должны лечь спать?
До 21.00 (5).
До 22.00 (4).
До 0.30 (3).
До 2.00 (2).
После 2.00(1).
11. Когда у Вас период высшей работоспособности?
С 8.00 до 10.00 (6).
С11.00до13.00(4).
С15.00до17.00(2).
С 19.00 до 21.00(0).
12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, Вы очень усталый?
Очень (5).
Относительно (3).
Слегка (2).
Совсем нет (0).
13. Если Вы заснули позже обычного, а на завтра нет дел, когда Вы встанете?
Как обычно (4).
Как обычно, но подремлю (3).
Как обычно, но снова засыпаю (2).
Позже обычного (1).
14. Если Вам пришлось отработать ночную смену, как Вы поступаете? (Например, Новый год)
Сплю сразу после смены (1).
Перед сменой дремлю, а после сплю (2).
Перед сменой сплю, а после дремлю (3).
Полностью высыпаюсь перед сменой (4).
15. Какое время Вы выбираете для тяжелой физической работы?
С 8.00 до 10.00 (4).
С 11.00 до 13.00 (3).
С 15.00 до 17.00 (2).
С 19.00 до 21,00(1).
16. Вас устраивает время для занятий спортом от 22.00 до 23.00?
Да, полностью (1).
В общем-то да, буду в неплохой форме (2).
Не слишком (3).
Нет (4).
17. Какой рабочий график Вам предпочтительней?
С 24.00 до 4.00(1).
-С 4.00 до 8.00 (5).
С 8.00 до 14.00 (3).
С14.00до18.00(2).
С 18.00 до 24.00 (1).
18. В какое время Вы почувствуете себя на высоте?
С 24.00 до 5.00 и с 20.00 до 23.00 (1).
С 4.00 до 8.00 (5).
С 7.00 до 10.00 (4).
С 10.00 до 16.00 (3).
С 15.00 до 21.00 (2).
19. Говорят "утренний" или "вечерний" человек. К какому типу Вы себя относите?
Четко к "утреннему" (6).
Пожалуй, к "утреннему" (4).
Индифферентный тип (3).
Скорее к "вечернему" (2).
Четко к "вечернему" (0).
А теперь определите свой хронобиологический тип, подсчитав общую сумму баллов.
"Жаворонок", ярко выраженный "утренний" тип — более 69.
Слабо выраженный "утренний" тип — 59-69.
"Голубь" — индифферентный (нейтральный) тип — 42-58.
Слабо выраженный "вечерний" тип — 31-41.
"Сова" — сильно выраженный "вечерний" тип — менее 31.
Приложение 5
Характеристика хронотипов
Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем. "Жаворонок" - интроверт: замкнут на самом себе. По характеру жаворонки – консерваторы. Перемена режима работы или стиля жизни протекает для них мучительно, но жаворонки весьма категоричны и уж если на что-то решились - своих решений не меняют. Часто жаворонки бывают тиранами, педантичными и прямолинейными. Тем не менее, жаворонки в деловой среде всегда весьма уважаемы именно за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня. У "жаворонков" с пробуждением проблем нет. Только проснувшись, они уже готовы засесть за работу или устроить генеральную уборку. Они склонны с утра включать телевизор, лезть под холодный душ и бегать по улицам. Все это тонизирует и без того подготовленный к ранней деятельности организм. Просыпаются они резко, без помощи будильника, и отправляются на работу, не накачивая себя кофе.
"Совы" заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам - людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней.
Настоящих сов не так уж и много – всего примерно 40% всего населения нашего государства. Совы живут по внутренне обусловленным, эндогенным ритмам. Совам, действительно, лучше ложиться спать попозже, так как в начале ночи у них самый плодотворный период. В правом полушарии в это время у них возникает очаг возбуждения, что способствует творчеству. К сожалению, биоритм у сов такой, что практически никаким способом нельзя подвигнуть их на напряженные действия в разгар рабочего дня.
"Голубями" специалисты называют людей, у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы. Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов». Наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки. Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.
Приложение 6
ТЕСТ 2.
1. Практически всегда я знаю, что проснусь утром вовремя.
-Да, практически всегда,,
2. Если в будни я просыпаюсь рано, то и в выходные дни я просыпаюсь рано
-Да, рано.
3. Я крайне редко просыпаюсь с неприятной мыслью, что уже пора вставать
-Да, крайне редко.
Если трижды вы ответили «да»; то вы «жаворонок», в том, что касается особенностей вашего поведения после сна, если ни разу (то есть, всегда отвечали «нет») - вы «сова» после сна, «засоня».
4. Часто к вечеру я чувствую себя бодрее, чем днем
- Да, часто,
5. Мне редко хочется спать поздним вечером.
-Да, редко.
6. Если работа интересная, я охотно соглашусь работать ночью, а днем отдыхать.
-Да, охотно.
Если теперь вы трижды ответили «да», то вы «сова» перед сном, если ни разу - вы «жаворонок» перед сном («соня).
7.Я легко сдвигаю время сна и бодрствования и на более ранние, и на более поздние часы
- Да, легко,
8. Если я недосыпаю, это слабо влияет на мое самочувствие.
-Да, слабо.
Если на эти два утверждения вы оба раза ответили «да», то вы способны легко бодрствовать в необычное время суток, если же ни разу - то это вам дается с трудом.
9. Недостаток ночного сна я вполне могу восполнить послеобеденным сном
-Да, вполне.
10. Если я прилягу днем, то, пожалуй, смогу быстро заснуть.
-Да, пожалуй, смогу.
Если на оба эти утверждения вы ответили «да», то вы способны легко засыпать в необычное время суток, если ли же ни на одно -это вам дается непросто.
11.Бывает, я легко засыпаю после волнений и переживаний.-
-Да, бывает.
12.Обычно ночью я сплю как убитый,
-Да, обычно.
13. Если я проснусь под утро, я без труда смогу снова заснуть.
-Да, без труда.
Если, вы трижды ответили «да», то у вас хороший сон, если ни разу, то плохой.
Если, отвечая на все тринадцать утверждений, вы не меньше десяти раз ответили «да» - это говорит о том, что приспособительные возможности вашего цикла «сон - бодрствование» очень велики. Если же вы ответили «да» всего один - четыре раза, то приспособительные возможности вашего цикла низкие, и вам нужно серьезно заботиться о том, чтобы улучшить ваш режим дня и следить за его соблюдением.
14. Как вы относитесь к «зимнему времени»(как себя чувствуете, комфортно ли вам при «зимнем времени»)?
- хорошо
- плохо
15. Являетесь ли вы метеочувствительным человеком (реагирует ли ваш организм на изменение погодных условий)?
- да
- нет
Приложение 7
«11 способов, как избавиться от метеозависимости»
1. Закаливание
2. Плавание
3. Ходьба, бег
4. Частые прогулки на свежем воздухе
5. Здоровое и полноценное питание
6. Достаточный сон
7. Коррекция эмоциональной сферы (аутогенные тренировки, релакс, йога, массаж, беседа с психологом)
8. Прием витаминов
9. Питание сезонными продуктами
10. Отказ от вредных привычек
11. Нормализация веса
«Советы, на случай резкой перемены погоды»
1.Ограничьте двигательную активность.
2.Избегайте дополнительной как эмоциональной, так и физической нагрузки.
3.Контролируйте артериальное давление и не забывайте пить лекарственные препараты, назначенные вам врачом кардиологом, невропатологом, пульмонологом или аллергологом.
4.Не переедайте и не злоупотребляйте солью.
5.Перед сном гуляйте на свежем воздухе не менее 1 часа.
6.При повышении артериального давления сделайте массаж шеи и грудного отдела позвоночника.
7.Примите успокаивающие препараты.
8.Не забывайте о витаминах С и В.
Император Акбар и Бирбал
Солнечная система. Взгляд со стороны
Нарисуем попугая цветными карандашами
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Философские стихи Кристины Россетти