Данная презентация посвящена рассмотрению жизненного пути и основ учения выдающегося социолога П.А. Сорокина. Сделан акцент на биографических данных, повлиявших на становление личности мыслителя. Приведены основные положения его теорий.
Вложение | Размер |
---|---|
sorokin.ppt | 1.85 МБ |
Слайд 2
План Детство и отрочество Юность и зрелые годы Эмиграция Интегрализм Социальная мобильность Теория стратификации Основные сочинения
Слайд 3
Русский, американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности
Слайд 4
Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми). Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году. Питирим поступил в сельскую школу грамоты в селе Палевицы (к тому времени его мать Пелагея Васильевна коми-зырянка уроженка Жешарта умерла от рака). А от отца, странствующего ремесленника «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон», но пьяницы и дебошира они со старшим братом Василием ушли. Одному в то время было 10 лет, другому — 14. Завершив учится в начальной школе весной 1901 и волею случая оказавшись с братом в селении Гам, Питирим был принят, «победоносно пройдя все испытания», в новую, только что открывшуюся, Гамскую второклассную церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. По окончании ее и по протекции своего учителя А. Н. Образцова Питирим поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу в Костромской губернии.
Слайд 5
Юность и зрелые годы В 1905 году Сорокин вступает в партию эсеров, в декабре 1906 за агитационную деятельность был арестован, 4 месяца провел в тюрьме г. Кинешма. Из семинарии его исключили. В 1907 году Питирим Сорокин переезжает в Петербург, где поступает на Черняевские курсы. Затем в феврале 1909 в Великом Устюге экстерном сдает все экзамены за гимназические курсы и в том же году поступает в Петербургский Психоневрологический институт. В июле 1910 года Питирим Сорокин зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В том же 1910 году появляются первые публикации Сорокина (статья «Пережитки анимизма у зырян», рассказ «Рыт-пукалом»), в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. После окончания университета в 1914 г., который кстати закончил с дипломом первой степени, Питирим оставлен на кафедре уголовного права университета, с 1916 года — он приват-доцент. В 1917 году Питирим Сорокин принял участие в революции на стороне партии эсеров. Был избран депутатом Учредительного собрания по списку этой партии. После Февраля 1917 — секретарь Керенского и один из редакторов эсеровской газеты «Воля народа». В 1918 его дважды арестовывали большевики, и он находился на грани расстрела. Спасло только полное отречение от политической деятельности — он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляет о выходе из партии эсеров. С 1919 года П.Сорокин вновь преподает в Петроградском университете. В январе 1920 ему без защиты присваивается звание профессора
Слайд 6
После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Наркоматом просвещения, принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом институте, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных «обучах», ликбезах. В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Однако к Сорокину начинаются претензии властей. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор».
Слайд 7
Эмиграция В 1922 году П Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина. Высланный из России П. А. Сорокин оказался в Германии, позже в Чехии, а через год перебрался в Соединенные Штаты, где сумел обрести вторую Родину. С 1923 по 1930 год Питирим Сорокин преподает в различных университетах Соединенных Штатов, а параллельно публикует несколько крупных работ. Среди многочисленных работ, появившихся из-под пера П. А. Сорокина в более позднее время, особо выделяется фундаментальная четырехтомная монография "Социальная и культурная динамика", встреченная с огромным интересом во всем научном мире. Сторонники, и оппоненты П. Сорокина признавали, "что по обилию самых смелых гипотез другой подобной книги в современной социологической литературе нет". В 1930 году в Гарвардском университете П.Сорокин организовал первый в США факультет социологии, деканом которого он оставался на протяжении двенадцати лет.
Слайд 8
В Гарварде Сорокин воспитал целую плеяду блестящих американских ученых. Свидетельством заслуг Питирима Сорокина стало его избрание в 1964 году президентом Американской социологической ассоциации.
Слайд 9
Идея создания интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй. Социологическая метатеория должна, по мнению Сорокина, интегрировать всё гуманитарное знание своего времени в целостную систему. А в конце жизни им были поставлены задачи и обрисованы перспективы объединения в рамках такой системы не только гуманитарного, но и естественно-научного знания. Отсутствие в современной социологии выраженной тенденции к подобной интеграции научного знания, совместимости и взаимодополняемости многочисленных аналитических и фактологических теорий он рассматривал как серьёзную опасность, угрожающую дальнейшему творческому росту социологии. Современное социологическое знание, отмечал Сорокин, «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остаётся не решённой, несмотря на знание её частей». Если социология неопределённо долго останется в таком положении, «она обречёт себя на стерильное состояние знания всё большего и большего о всё меньшем и меньшем; если она выберет путь роста, она должна в конце концов войти в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии». Сорокин был убежден, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Интегрализм
Слайд 12
"Преступление и кара, подвиг и награда" (монография, 1914), "Автономия национальностей и единство государства" (политич. памфлет, 1917), "Формы правления" (политич. памфлет, 1917), "Проблема социального равенства" (политич. памфлет, 1917), "Сущность социализма" (политич. памфлет, 1917), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Социальная и культурная динамика", "Кризис нашего времени" (1941), "Человек и общество в бедствии" (1942), "СОС: значение нашего кризиса" (1951), "Социальная философия в век кризиса", "Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук" "Власть и нравственность" (1959), "Современные социологические теории" (1966) и др.
Слайд 14
Подготовил: ученик 8 класса МБОУ «Вяткинская СОШ» Минаев Георгий
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Городецкая роспись
Пчёлы и муха
Рыжие листья
Лиса-охотница