Первая мировая война буквально потрясла мировое общественное сознание, показав, что весь достигнутый людьми научный, культурный и нравственный прогресс не способен предотвратить мгновенное скатывание человечества к состоянию кровавого варварства и дикости.
Вложение | Размер |
---|---|
Калачев Михаил Васильевич | 18.39 КБ |
Пастухов Александр, учащийся 7 «Б» класса
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
имени А.С.Макаренко» городского округа
город Фролово
Руководитель: учитель истории Богатова О.В.
Первая мировая война буквально потрясла мировое общественное сознание, показав, что весь достигнутый людьми научный, культурный и нравственный прогресс не способен предотвратить мгновенное скатывание человечества к состоянию кровавого варварства и дикости.
1914 год открыл дорогу войне новой эпохи, войне, в кровавой бойне которой были попраны все законы морали и нравственности, в том числе и воинской.
Людей травили газами, топили суда с закупоренными в отсеках экипажами, давили живых людей стальными гусеницами танков, сбрасывали бомбы.
Небывалым, по сравнению с войнами прежних эпох оказалось в Первую Мировую войну и число военнопленных. Участь пленника враждебной страны постигла и героя моего исследования.
Собирая материал о наших земляках- участниках Первой Мировой Войны, в краеведческом музее нашего города, я увидел несколько фотографий пленных казаков, которые меня очень заинтересовали. Директор музея, Николай Васильевич Ермольев, рассказал, что это копии снимков, которые были предоставлены музею сыном одного из военнослужащих, запечатлённого на этих фото. Оказалось, что этот человек, Калачёв Евгений Михайлович, до сих пор проживает в нашем районе в хуторе Красные Липки. Предварительно договорившись, мы встретились. В ходе беседы я узнал, что о нелёгкой судьбе его отца, он знает из рассказов матери. Самого отца он не помнит, так как умер тот, когда Евгению Михайловичу было всего 4 года. Но то, что поведала ему мать, запомнил на всю жизнь. Память эту подкрепляли, фотографии, привезённые отцом из плена.
Калачёв Михаил Васильевич, уроженец хутора Боровки современного Иловлинского района. Точная дата его рождения не установлена. Известно только, что Михаил Васильевич появился на свет в 90-х годах позапрошлого века. Являлся незаконнорожденным сыном зажиточного казака Василия Калачёва и бедной крестьянки того же хутора. Не смотря на это, Калачёв старший признал его сыном, дал ему свою фамилию, а впоследствии и хорошее образование. После окончания учёбы Михаил Васильевич работал учителем в хуторской школе. Был уважаемым человеком среди односельчан.
Осенью 1914 года молодой казак был призван на фронт. Не успев побывать в сражениях, подразделение Калачёва на границе современных Белоруссии и Польши попало в окружение и было взято в плен.
Пленных посадили в грязные неотапливаемые вагоны по 80-90 человек и отправили на юго-запад Германии в город Вормс. Пленных практически не кормили. От истощения и тесноты многие умирали в дороге.
Заключительную часть пути в лагерь военнопленным пришлось преодолевать пешим строем через город. Михаил Васильевич отмечал неподдельный страх немецкого народа перед русским солдатом. На фасадах зданий и столбах были развешаны листовки, на которых были изображены «рогатые» казаки, разрывающие клыками мирных жителей Германии. И когда у Калачёва ветром приподняло полу шинели , один из мимо проходящих горожан увидел отличительную черту формы казаков – лампасы на шароварах. В ужасе отскочив от строя пленных, он стал выкрикивать «Козак!», «Козак!». Страх немцев перед казаками доходил до абсурда. Уже в лагере, раздевая пленных, конвой обыскивал их на наличие рогов, ощупывая головы.
Изучая свидетельства военнопленных того времени, следует отметить то, что опыт плена был для каждого индивидуален. Кому-то везло больше, кому-то меньше. У офицеров было больше шансов на выживание, чем у нижних чинов, у здоровых – больше, чем у раненных, у владевших ремеслом больше, чем у тех, кто ничего не знал, у образованных больше, чем у неграмотных. Моего героя спасла именно его образованность. Изначально Михаила Васильевича отправили на работы к местному земледельцу, но позже, узнав о его способностях, приставили к почтовому отделению города для обработки корреспонденции. Кроме того, лагерь города Вормса относился к тем немногочисленным лагерям, где практиковались виды лагерного досуга. За годы плена, Михаил Васильевич, являясь вольным слушателем курсов повышения квалификации, получил дополнительное образование по своей специальности и в совершенстве овладел немецким языком, ведь знания он получал как от русских, так и немецких преподавателей.
Из плена Калачёв был освобождён и вернулся на Родину предположительно в начале 1919 года. Как и все бывшие военнопленные, попал под пристальное наблюдение НКВД и был вынужден сотрудничать с ним. С 1920 года продолжил свою педагогическую деятельность в хуторе Боровки, затем был переведён в школу хутора Зотов, а в последствии в хутор Фастов. В 1934 году скончался от туберкулёза и был похоронен в хуторе Фастов.
И пусть в этой войне не все солдаты, сражавшиеся в рядах Русской Армии, совершили подвиги, ведь у каждого своя судьба. Но всех, для которых вера, честь, отечество являлись не пустым звуком, мы должны помнить.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Хитрый коврик
Нора Аргунова. Щенята
Мост Леонардо
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью