История д.Тереклы
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 78 КБ |
«Дорогами Отечества-2013»
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел Образования
Администрации муниципального района Архангельский район
Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Тереклы
Конкурс исследовательских краеведческих работ
«Дорогами Отечества»
Номинация:
«Летопись родного края»
Тема:
«Деревня Тереклы: прошлое и настоящее»
Выполнила: Хасанова Айсылу Фирзатовна,
МОБУ СОШ д. Тереклы Архангельского
района, 10 класс
Руководитель: Хасанова Эльвира Сайфутдиновна,
учитель истории, руководитель
краеведческого кружка
МОБУ СОШ д. Тереклы
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Первое упоминание о деревне Тереклы.
Глава 2. Жизнь жителей деревни Тереклы в 18-20 веках.
Глава 3. Жизнь тереклинцев в 21 веке.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Введение
Меня зовут Хасанова Айсылу. Я живу в деревне Тереклы Архангельского района РБ. Моя деревня имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моей деревни Тереклы, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, собирая по крупицам отдельные факты, которые я встречала в различных источниках.
Тема моей работы: «Деревня Тереклы: прошлое и настоящее». Тема интересна и актуальна.
Работа состояла из нескольких этапов:
1. Изучение литературы по теме.
2. Подбор материалов по теме.
3. Сбор информации через интервью с очевидцами событий.
4. Систематизация материала.
5. Оформление работы.
6. Создание презентации по теме.
7. Завершение работы.
Цель исследования: исследовать историю деревни.
Задачи:
1. Выявить и систематизировать факты из истории деревни.
2. Повысить мастерство владения и применения компьютера в различных сферах деятельности;
Объект исследования: история с 18 века по настоящее время.
Предмет исследования: деревня Тереклы в истории России.
Методы исследования:
Библиографический. При написании реферата использован краеведческий материал и копии архивных документов.
Работа подтверждается приложением, в котором собраны фотографии, схемы и копии архивных документов.
Глава 1. Первое упоминание о деревне Тереклы.
Первое упоминание о деревне Тереклы относится к 13-14 веку. Одно из преданий гласит, что Майкы-бей верой и правдой служил Чингизхану, исправно платил огромную дань, за что и стал одним из самых приближенных людей к хану. У Майкы-бея был внук Кара – Табын-бей. Именно от него и берет свое начало род табынцев, живших на Алтае. В этом башкирские предания расходятся с выводами Р.Г.Кузеева, который считает, что табынцы произошли из турецких родов. Но в некоторых башкирских шежере упоминается Майкы-бей и рассказывается о его происхождении. Прородители Майкы-бей были томанцами, а именно Томан способствовал образованию турецкого государства в 6 веке. В самый рассвет турецкого аманата, табынцы переселяются на земли семи рек: Яик, Инзер, Агидель, Дим, Караидель, Юрюзань, Ик. Постепенно они обживаются и начинают занимать все большие территории. Самым большим по численности населения было племя Кумырык- табынцев. Территория племени ( нынешний Архангельский район) отмечалось межевыми столбиками с тамгой. Аксакалы утверждают, что тамгу дал роду сам Чингизхан.
В «Купчии башкир Ногайской дороги. Курпечь- Табынской волости Акбулата Сенкина с товарищами заводчикам И.Б. Твердышеву и И.С. Мясникову на земли по реке Аскын» № 60 1755 года октября 2
Первое упоминание о место проживания тереклинцев. Оренбургская губерния Уфимский уезд, Ногайская дорога, Курпечь Табынская волость (нынешний Архангельский район). В 1676 году Табынская волость подразделена на несколько новых волостей. В 1700 году образовалась Курпечь- Табынская волости: с оного по себе собственно саи начали было именоваться кумрук- табынцами». К Курпечь- Табынской волости относились д. Беисово, Муллакаево, Кысынды. Первоначально волости территориально совпадали с границами крупных племен и родов, что облегчало сбор ясака. Но подвижность родоплеменной структуры башкир вносила путаницу в волосное управление, и это сказывалось в объеме собираемого налога. Поэтому царское правительство было вынуждено проводить опись и ревизию земель и перекраивать территорию. Со временем деревни перевели в состав Стерлитамакского уезда Уфимской провинции, затем Оренбургской губернии, а с 1865 г. – Уфимской губернии, в 1919-1929 гг. почти все деревни нынешнего района входили в Архангельскую волость Уфимского контона, а с 20 августа 1930 образовался Архангельский район.
Согласно «…1736 – го году марта пятого на десять числа имянного блаженыя и вечно достойныя памяти великой государыни императрицы Анны Иоанновны указу, по коему между протчаго по пятому на десять пункту повелено: земли и угодья в Уфимском уезде у Башкирцев уфимским дворянам и офицером и мещерекам купить и за себя крепить….». в это время агенты твердышевской компании объезжали весь Южный Урал в поисках подходящих площадок под заводы и остановились на землях табынцев. Здесь их привлекли большие лесные запасы и реки для строительства плотины. Заводчики Иван Борисович- сын Твердышева и Иван Семенович- сын Мясникова договорились с Кадрясом Муллакаевым о покупке башкирских земель от реки Аскин до деревни Бакралы для строительства медеплавильного завода.
Высокие горы, дремучие леса, задумчивые озера, разноцветье пойменных лугов и открывающийся к югу простор лесостепи, быстрая горная речка - Басу, поэтому не случайно выбор древних башкир пал на это красивое место, где много лет назад было основано деревня Тереклы. Здесь на этой прекрасной земле, при речке Басу, испокон века проживали башкиры рода Кумрык – Табын.
Происхождение названия - от местности Тирэкле (т. е. место, где растет \"тирэк\" - осокорь - разновидность тополя).
Глава 2. Жизнь жителей деревни Тереклы в 18- 20 веках.
В "Материалах по истории Башкирской АССР" 5 раз встречается название деревни.
В 1778 г. жители этой деревни Утямыш Бизиков, Имангул Ислакаев, Исчура Алишев и Мукан Ярышев заняли у уфимского купца А. М. Подьячева деньги в сумме 50 рублей с условием уплаты части долга медом. В 1779 г. Байрамгул Суяргулов, Ибрас Актусов и Ишкузя Бадра-чев одолжили у мишарского старшины Калиуллы Асадуллина: первый - 115, второй и третий - 23 рубля с условием отработки части долга и уплаты медом.
В 1795 г. в деревне было 353 жителя и 50 дворов, в 1859 г. - 492 человека и 81 двор, в 1896 г. - 562 жителя и 105 дворов. При мечети действовала мектебе.
В формулярных списках за 1839 г. упоминаются имена башкирских воинов, участников войны, с наполеоновской Францией, доживших до 1839 года. Участники войны: Муратбай Мухатов, Абдулла Кукбурин, Фахрутдин Кунаккулов, Кусяпкул Абдрашитов, Юмагузя Юсупов, Абдрахман Мулкашев. (Приложение 1)
Зауряд-хорунжий Муратбай Мухатов, 1781года рождения. Проживал в деревне Тереклино. На военную службу поступил 01.01.1799г. рядовым. В 1812 году ему было 31 лет. С 17.03.1815г.-зауряд-хорунжий. Награжден медалью «1812 год».
По ревизской сказке 1816 года он содержал семью в составе: жена Залифа, 19 лет; брат Баймурат Мухатов15 лет; племянник Абдулгузя Искужин, 50 лет.
Таким образом, формулярные списки за 1839 год являются основным источником по выявлению ветеранов – участников Отечественной войны 1812 г. юго-восточного Башкортостана. В нем нашли отражение и ветераны войны, награжденные медалями являющимися выходцами из современного Архангельского района РБ. Данный документ можно использовать как источник социальному и культурному развития края, а также в работах по вопросам генеалогии Башкортостана.
В 1839 г. на 508 человек (76 дворов) приходилось 280 лошадей, 105 коров, 25 овец и 30 коз. Через четыре года посев хлеба составлял 48 пудов озимого и 200 пудов ярового. В конце XIX века завели хлебозапасный магазин. Пчеловодство занимало заметное место в хозяйстве: 300 ульев и 15 бортей. Кроме того, жители деревни перевозили руду на Архангельский завод, а также поташ и шадрик в г. Уфу. В деревне было 2 бакалейной лавки.
В 18 веке тереклинцы жили большой неразделенной семьей. Опираясь на архивные документы («Ревизская сказка» от 30 сентября 1816 года), можно сделать вывод, что они были крестьянами-вотчинниками и жили отцовской семьей. И как все башкиры того времени они занимались скотоводством.
В 1816 году деревня Тереклы насчитывала 65 дворов, в которых проживало 211 мужчин, 193 женщин.(Приложение 2)
Название деревни | 1816 г. 65 дворов | 1834 г. 62 дворов | 1850 г. 44 дворов | 1859г. 44 дворов | ||||
Тереклы | муж | жен | муж | жен | муж | жен | муж | жен |
211 | 193 | 259 | 248 | 253 | 214 | 260 | 202 |
В 1820 год. Мужчинам досталась грамота на владение землей. За это они обязаны нести военную службу и платить ясак в пользу казны, который стоял из меда и мехов. Может быть, поэтому до сих пор старики рассказывают предания о ловких и смелых охотниках деревни. Вспоминают аксакалы, как мужчины собирались группой и уходили на несколько дней на охоту. По материалам ревизии видно, что жители деревни Тереклы «к хлебопашеству были нераздельны», а отдельные из них – «посредственные хлебопашцы». Виной тому было кантонное управление башкирами, установившее жесткие военные порядки.
В «Ревизской сказке» 1859 года видно, что семьи занимаются охотой и бортничеством. Предания гласят, что люди на лыжах возили мед в большие города.
В 1916-1917 годах была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Материалы переписи указывали состав семьи, сословие, национальность, место и время переселения, грамотность, земельный надел, количество скота, сельхозинвентаря.
По материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года, можно сделать вывод, что жители занимались пчеловодством.(Приложение 3)
Карточка | Пчеловоды | Имеется ульев |
№ 130 | Гибатулла Файрузов | 10 |
№ 60 | Сайфутдин Сайфуллин | 1 |
№ 7 | Давлетша Макуров | 25 |
№ 38 | Мухутдин Галляметдинов | 2 |
№ 55 | Хибатулла Багаутдинов | 20 |
№ 101 | Халил Ютулбаев | 4 |
№ 6 | Хасан Гадельшин | 1 |
№ 107 | Ширияздан Шагимарданов | 17 |
№ 127 | Мухамет Файрузов | 3 |
№ 53 | Камалетдин Хабиров | 57 |
Имели свои небольшие лавки: Хабибрахман Абдрахманов(бакалейная лавка), Юмадил Канзафаров ( лавка), Зинатулла Низаметдинов (лавка)
Атангулла Кутлугильдин ( мясная торговая лавка).
Вся торговля в деревне была в руках этих четырех человек.
Остальная зажиточная часть сельчан занималась сельским хозяйством, имела большие земельные наделы, имели лошадей, скот и получали значительные доходы. Например: мой прадед – Шагеев Харис имел в 1917 году семью в 9 душ, у него было 5 лошадей, 5 голов другого скота. Количество лошадей и состав семьи определяли мощность хозяйств. Лошади были единственным средством передвижения, тягловой силой в сельском хозяйстве. На собственные нужды почти в каждом хозяйстве выращивали также овец. Обилие выпасов и покосов позволяло держать значительное количество скота. Были и такие семьи, которые не имели ни одной лошади или ни одной коровы.
В 1918 г. в деревне укрепилась Советская власть. Большое трудолюбие, поддержка и взаимопомощь помогли сельчанам пережить трудные, голодные послереволюционные годы. В деревне не было ни одного магазина. Жизнь в деревне стала очень тяжелой, а в 1921 году начался голод, от недоедания погибло много детей. «Где голод – там и болезни», - так гласит народная мудрость. Оспа, чахотка, горячка, брюшной, сыпной и просто тиф косили оголодавшее, лишенное медицинской помощи, измученное войной население. Поэтому, в Тереклах, открывают столовую- приют для детей деревень: Азово, Айтмембетово, Кизги, Узунларово. Руководителем приюта был Сафин Шакир(мулла), воспитателем был Нажмутдинов Хупутдин. Также была открыта вторая столовая для детей нашей деревни. Руководителем этого приюта был Фазылов Хажгали.
С 1932 по 1934 года в деревне образовался колхоз «Ильяс». Председателем был Хабиров Сабир.
1940 год. Ранняя весна, теплое и жаркое лето, холодная осень – казалось, все было как обычно, лишь только дубы всю зиму простояли с листьями. «Это плохое предзнаменование. Следующий год будет тяжелым для мужчин, так как дуб – это символ мужской силы»,- грустно говорили старики. Великая Отечественная война. Из деревни Тереклы на фронт ушло 222 мужчин, а из них не вернулись 127.
В деревне остались лишь женщины и дети. Но как они трудились! Деревня выстояла, пережила все тяготы военного времени. Дети помогали на быках возить сено, зерно на элеватор, запрягали коров и бороновали землю. Из Карламана (за 40 км) на себе носили зерно для посевной, на огородах и колхозных полях вручную сажали картошку. Большое количество хлеба односельчане отправляли на передовую. Хорошо выделанные шкуры для полушубков, мед, молоко, мясо – все шло на фронт. В книге «Память» М. А. Аюпова перечислены жители деревни Тереклы, ушедшие на войну.
После окончания войны в Тереклах начался голод. Не хватало зерна для посевной, а то, что сажали, плохо всходило. Не хватало рабочих рук, поэтому приходилось работать за двоих. У кого был картофель, хоть как-то могли прожить. Люди питались травой, кислой картошкой, редко у кого был скот.
Хотя прошло уже столько лет после войны, но до сих пор старики не могут спокойно, без слез рассказывать о тех годах. Деревня зажила мирным трудом. Никто не искал счастья на стороне. Всеми силами старались поднять деревню. Воспитание любви к родителям, к родному краю, почитание старшего поколения, соблюдение обычаев, традиций наших предков – вот основа сохранения, процветания нашей деревни Тереклы.
Глава 3. Жизнь тереклинцев в 21 веке.
Основным занятием жителей, как и много лет назад, осталось скотоводство, пчеловодство и земледелие.
Во времена перестройки деревня стала приходить в упадок, закрыли 5 ферм, молодежь начала разъезжаться. Сейчас же в Тереклах происходят большие изменения. Благоустроенные дома, асфальтированные дороги, газификация, строительство школы - все на благо человека. Совместная, дружная работа местной администрации, учреждений культуры, педагогического коллектива дает возможность четко организовать как работу населения, так и его досуг. Никто не остается в стороне, никто не остается без внимания. И стар, и млад едины, вот в этом и заключается связь времен, поколений. Народ живет дружно: и в радости, и в горе вместе. Живет единой, сплоченной семьей, помогая друг другу, поддерживая, как завещали наши предки – в единстве – сила.
Самыми главными праздниками в деревне считаются религиозные Ураза и Курбан – байрам , а так же «Һаумыhығыҙ, ауылдаштар!»( «Здравствуйте, односельчане!»), «Шэжэрэ байрамы»(«Праздник Шэжэрэ»),
Отдельно следует сказать о национальном составе населения деревни Тереклы — оно моноэтничное. Все жители села — башкиры. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., преобладающая национальность — башкиры (96%). Население на 1 января 2009 года составляло 602 человек.
Заключение.
В данной работе представлена история деревни Тереклы с 18 века, рассказано о местах проживания. Проанализированы изменения в обрядах и традициях с течением времени. Рассмотрены наиболее важные исторические события, происходившие на территории деревни. Возвращаясь к истокам, хочется сказать, что без прошлого нет настоящего и будущего. Если на земле строятся дома, улицы, дороги, звенят детские голоса, а у калиток сидят старушки в белых платочках – значит, жизнь продолжается, связь поколений крепнет, история не забыта, и ее не перепишешь, не перечеркнешь.
Список использованной литературы:
Мост Леонардо
Сказка на ночь про Снеговика
Сорняки
Два морехода
Как нарисовать лимон акварелью