Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_pesni_o_voyne_1812_goda.docx | 28.63 КБ |
«Дорогами Отечества-2013»
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел Образования
Администрации муниципального района Архангельский район
Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Тереклы
Конкурс исследовательских краеведческих работ
«Дорогами Отечества»
Номинация:
«Культурное наследие»
Тема:
«Исторические песни о войне 1812 года»
Выполнил: Ганеев Загир Наилевич,
МОБУ СОШ д. Тереклы, 9 класс
Руководитель: Хасанова Эльвира Сайфутдиновна,
учитель истории, руководитель
краеведческого кружка
МОБУ СОШ д. Тереклы
Январь 2013 года
Введение
Глава 1. Воины Башкортостана в войне 1812 года
1.1 Участие башкир в Отечественной войне
Глава 2. Исторические песни о войне 1812 года
2.1 Башкирские народные песни
2.2. Исторические песни о войне 1812 года
Заключение
Литература
Введение.
История на сегодняшний день - единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном.
Отечественная война 1812 года - общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков - башкир. Все поднялись на защиту.
В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» . Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. Но еще ранее, после объявления манифеста 1806 года о созыве ополчения и провозглашении вербовки народов России, «с хребтов Урала двинулись в поход 23 пятисотенных полка».
Отечественная война 1812 года заметно отразилась в различных жанрах фольклора башкирского народа. Особенно она охарактеризована в исторических песнях и легендах.
Тема моей работы «Исторические песни о войне 1812 года»
Актуальность работы заключается в том, что мы живём в век новых технологий. Но мы не должны забывать то, что музыка - одно из условий духовной жизни человека.
Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение народных песен об Отечественной войне 1812 года, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы.
Предметом исследования является возможность использования научной литературы на уроках башкирского языка и литературы в старших классах.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучение истории создания песен этого периода позволяет эффективнее усвоить программный материал. Способствует изучению культурного наследия, развивает наблюдательность и внимательность в работе.
Целью моей работы является:
- пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;
- стремление к углубленному изучению про «северных амуров» в Отечественной войне 1812 года;
- воспитание патриотических чувств.
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Практическое значение и применение. Материалы данной работы могут быть использованы учащимися на уроках истории, истории и культуры Башкортостана, башкирского языка и литературы, музыки.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Воины Башкортостана в войне 1812 года
1.1 Участие башкир в Отечественной войне.
Какой бы враг ни угрожал России – Башкирия слала ей на помощь свои полки.
С нарастанием угрозы нападения на Россию со стороны наполеоновской Франции правительство было вынуждено принять меры по увеличению численности и укреплению армии. В апреле 1811 г. оренбургскому генерал-губернатору Г. С. Волконскому было приказано сформировать два пятисотенных полка из башкир и один полк из ставропольских калмыков. Они должны были иметь «употребляемое по их обыкновению» оружие и по два коня. К началу Отечественной войны на западной границе находились 1-й и 2-й башкирские полки, 1-й тептярский, 1-й и 2-й уральские казачьи полки, 1-й и 2-й оренбургские казачьи полки.
После вторжения наполеоновской армии в пределы России оглашали в церквах, мечетях и на деревенских сходках Манифест царя Александра I и предписание генерал-губернатора с призывом об обороне Отечества. Многие жители Башкирии добровольно просились в ряды действующей армии. Война 1812 года сразу же стала для народов России отечественной. И башкиры восприняли ее именно такой. Они снарядили свое войско и отправились защищать Родину от нашествия врага.
В этой войне участвовали и наши односельчане. Это:
1) Муратбай Мухатов, 1781г.р., на военную службу поступил 01.01.1799г. рядовым, с 17.03.1815г.-зауряд-хорунжий, в 1812-1815гг. в составе 2-го башкирского полка воевал против французов, награжден медалью «1812 год» д.Тереклино
2) Абдулла Кукбурин, 1795г.р., рядовой, в армии в 1812-1815гг., д.Тереклино
3) Фахрутдин Кунаккулов, 1792г.р., рядовой, в армии в1812-1815гг., д.Тереклино
4) Кусяпкул Абдрашитов, 1788г.р., рядовой, в армии в 1812-1815гг., д.Тереклино
5) Юмагузя Юсупов, 1786г.р., рядовой, в армии в 1811-1815гг., д.Тереклино
6) Абдрахман Мулкашев, 1779г.р., рядовой, в армии в 1811-1815гг., д.Тереклино
Они дошли до Парижа и были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 год» и «1812 год ».
Я горжусь тем, что были участники из нашей деревни в этих величайших событиях истории.
Глава 2. Исторические песни о войне 1812 года
2.1. Башкирские народные песни.
У башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил каждый; богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богатство вдохновляющее, с верой в будущее, это-песня (йыр) народная.
Венгерский ученый Вильгельм Проле, собиравший в 1901 году в Башкирии народные песни, пришел к заключению, что «башкиры известный как поэтически и музыкально высокоталантливый народ, и их песни поются повсюду в соседних областях»
В башкирском фольклоре чрезвычайно богато представлена народная песня (йыр). Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, песни, наряду с кубаирами и эпическими поэмами, занимают выдающееся место в художественном творчестве народа. Содержание башкирского устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой в сущности историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его музыкально - поэтического творчества.
По своей тематике и содержанию старинные башкирские народные песни чрезвычайно богаты и разнообразны. Можно сказать, что все или почти все они, по всей вероятности, созданы в период, охватывающий XVII- XIX века.
Башкирские народные песни можно разделить на следующие группы: 1) исторические песни: об исторических событиях и личностях; о местных правителях и других начальниках; 2) о жизни и быте; о родной стороне; 3) о ссыльных и беглецах; 4) о любви и женской доле; 5) обрядовые песни; 6) шуточные песни; 7) плясовые песни (такмаки).
Следует оговориться, что понятие «историчность» относится не только к собственно историческим песням. Историчность в той или иной мере присуща всем песням, потому что они, к какой бы группе не были отнесены,- плод определенного исторического отрезка времени. В песне, так или иначе, отразились особенности социально- политической и культурно- бытовой жизни определенной эпохи, в ней выражены характерные для своего времени переживания и мечты человека, его взгляды и отношение к жизни.
2.2. Исторические песни о войне 1812 года
На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Особое место в истории песенной поэзии башкир занимают песни об Отечественной войне 1812, в которой участвовало 28 башкирских полков. В них отражаются эпизоды проводов на войну, любовь к отчизне, презрение к врагу и вера в неизбежную победу.
Среди песен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, наиболее значительны «Эскадрон» - песня воина, который прощается с Родиной; «Ерян кашка»- посвящена боевому коню, неразлучному спутнику в боях и походах.
В песне «Икенсе Әрме» («Вторая армия») устами старого и мудрого воина патриота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над иноземными захватчиками:
Круглы да быстры у коней копыта,
Не угадать, не предсказать их путь.
И знай: на свете пули не отлито,
Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь.
В народной песне «Эскадрон», записанной Кудряшевым, шедевре башкирского песенного творчества мы встречаемся с образом легендарного голубого уральского камня, о который точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполеоновской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил:
… Я клянусь священной книгою,
И клянусь твоею любовью…»
И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, данное родине и своей любимой.
Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар». По преданию генерал Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков - Кахым-турю, похвалил за храбрость и сказал: "Любезные вы мои башкиры, молодцы". Воины сочинили песню где в припеве поют "Любезники, любизар, маладис, маладис" В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны.
Наполеона знали мы,
Да и Париж видали мы,
Когда французов побеждали,
Землю потрясали мы.
Любезники, любизар,
Молодчина, молодец!
Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной командиру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, умным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный, и начинается он с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной потери командира (Кахым-туря после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Владимире).
Конь вороной Кахым-тури был славен,
Дугою шею гнет он на ходу.
Когда Кахым-туря сей мир оставил,
Его сменил майор на том посту.
Не прочь коня Кахыма взять майор бы,
Да не дается конь тот вороной.
Рыдают триста человек, и в скорби
Нет сил могилу рыть в земле чужой.
Был под Кахымом серый конь всегда, вай-кем,
Колечками спадал вихор со лба.
Когда Кахым-туря приказ давал, вай-кем,
То правою рукой курай сжимал
После его смерти «пятьсот человек стояли безмолвно, от скорби не в силах рыть могилу», а « русский майор руководил оркестром».
В песне рассказ о подвигах Кахым-туря ведётся от имени народа. Кахым- туря смел и умён, прост в обращениях, его приказы всегда обоснованы и справедливы. Поэтому и его народ любит:
Услышав о смерти Кахым- туря,
Плачут, рыдая деревенские старики.
(Видеофрагмент)
О торжественной встрече башкирского народа своих воинов на родине после победы над французами воспел в песне престарелый сэсэн - Баик-Айдар. Позже эту песню в народе назвали «Баик» в честь его создателя.
В популярной песне рассказывается о последнем этапе Отечественной войны - о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной Кутузовской армии- победительницы:
Ох, французов - миллион,
Царь у них - Наполеон,
Подошел уже к столице,
На её пороге он.
Ой, ой, ой, ой,
Ой, какой француз герой.
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.
В песне « Кутузов « воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины.
Был Кутузов славный полководец,
Шёл без страха в воду и огонь.
Полководец, гей, Кутузов
Славный был батыр,
Храбрый бригадир. (Видеофрагмент)
Заключение
Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; более того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды.
В башкирских исторических песнях создан их героический образ. Окрашенные мотивами патриотизма, бессмертия народа, вставшего за свою честь и свободу, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют и воспитывают.
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.
Я горжусь тем, что наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Они доказали преданность Отечеству. Об этом мы должны всегда помнить, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.
Источники:
Девочка-Снегурочка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Кто должен измениться?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Астрономический календарь. Март, 2019