В своей работе я исследовала, как эмоциональное напряжение во время экзаменов влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы школьников разных типов телосложения.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_udivitelnoe_-_ryadom.pptx | 1.33 МБ |
Слайд 1
« Влияние экзаменационного стресса на деятельность сердечно - сосудистой системы школьников разных типов телосложения» Автор работы: Чапурина Татьяна 8 класс МКОУ « Мужичанская СОШ» Руководитель: Левищева Татьяна Николаевна Учитель биологииСлайд 2
Цель исследования: Изучить влияние экзаменационного стресса на деятельность сердечно - сосудистой системы школьников разных типов телосложения. Методы и приёмы исследования: 1. Изучение литературы по темам «Стресс», «Характеристика конституции человека». 2. Определение типа телосложения у школьников по методике В. М. Черноруцкого. 3. Анкетирование « Психоэмоциональное состояние школьников в период сдачи экзаменов». 4. Исследование работы сердечно - сосудистой системы школьников: артериальное давление методом Короткова, определение пульса на лучевой артерии в покое, до и после экзаменов.
Слайд 3
В исследовании принимали участие 17 школьников МКОУ «Мужичанская СОШ» в возрасте от 14 до 17 лет. В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько значим, был страх экзаменов для школьников, и, во-вторых, как он влияет на физиологические функции организма. Для выяснения этого вопроса была разработана специальная анкета. В опросе принимали участие17 подростков из 9 -11 классов. Таким образом, 100% учащихся до экзамена и в период сдачи экзаменов находятся в состоянии эмоционального напряжения, в их организме происходят физиологические и психические изменения: нарушение сна, мышечная дрожь, неприятные ощущения в груди, плохой аппетит, страх, волнение.
Слайд 9
Далее я разделила всех учащихся по типам телосложения на 3 группы: астеники, нормостеники и гиперстеники. Для этого измерили обхват запястья рабочей руки при помощи сантиметровой ленты. Полученные данные сопоставила с таблицей, по которой определили тип телосложения. Тип телосложения Обхват запястья Для женщин: Астенический менее 16см Нормостенический 16.5 - 18см Гиперстенический более 18см Для мужчин: Астенический менее 17см Нормостенический 17.5 - 20см Гиперстенический более 20см
Слайд 10
Проведение измерений
Слайд 12
Следующий шаг - исследование деятельности сердечно - сосудистой системы: измерение кровяного давления методом Короткова и частоты сердечных сокращений на лучевой артерии. Для проведения использовали цифровой полуавтоматический измеритель артериального давления и частоты пульса M 1 Classic OMRON . Все исследования проводились в первой половине дня в трех эмоциональных состояниях: в состоянии физиологического покоя, перед эмоциональным стрессом, после эмоционального стресса. Примером эмоционального стресса служили пробные экзамены.
Слайд 13
Определение артериального давления имеет важное диагностическое значение. У большинства людей систолическое давление колеблется от 100 до 150 мм.рт.ст., а диастолическое – от 60 до 90 мм.рт.ст. В ходе исследований я отметила аналогичную тенденцию изменения давления. В условиях повседневной жизни показатели артериального давления (систолического и диастолического) у школьников разных типов телосложения отличались незначительно. Перед сдачей экзамена наблюдалось незначительное повышение систолического давления, Увеличение систолического и диастолического давления наблюдалось у школьников практически всех типов телосложения. Однако у испытуемых астенического типа телосложения мы обнаружили уменьшение диастолического. После экзамена наблюдали дальнейшее увеличение показателей артериального давления (систолического и диастолического) у нормостеников на 17 мм.рт.ст. А у школьников астенического и гиперстенического типов телосложения наблюдается тенденция к восстановлению артериального давления. Таким образом, учащиеся нормостеники наиболее подвержены экзаменационному стрессу, эмоциональное напряжение у них наблюдается до экзамена, во время и после экзамена. Наиболее устойчив к стрессу гиперстенический тип.
Слайд 14
Исследования показали, что при эмоциональном напряжении у школьников разных типов телосложения изменяется пульсовое давление. Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением. В норме пульсовое давление у подростков составляет 42 – 49 мм.рт.ст. Перед экзаменом при действии стрессора на организм человека, значения пульсового давления могут и возрастать, и понижаться. В ходе исследований я выяснила , что перед экзаменом пульсовое давление в основном повышаются. Перед экзаменом пульсовое давление увеличивается в основном за счёт значительного повышения систолического давления. Это говорит о том, что приспособление к эмоциональному стрессу происходит за счёт увеличения ударного объёма сердца. У школьников нормостенического типа телосложения наблюдается наибольшее увеличение пульсового давления, примерно на 7 мм.рт.ст. Наименьшее увеличение пульсового давления у школьников гиперстенического типа, примерно на 2 мм.рт.ст. После экзамена пульсовое давление восстанавливается у школьников астенического типа, у школьников гиперстенического типа наблюдается снижение пульсового давления, а у школьников нормостенического типа снижение пульсового давления происходит медленнее. Это ещё раз доказывает, что школьники нормостенического соматотипа наиболее подвержены экзаменационному стрессу.
Слайд 15
Тип телосложения Показатели Астенический Нормостенический Гиперстенический Пульс (уд/мин) I 75 75 75 II 115,5 96 76,6 III 89,4 92 66,2 Артериальное давление (мм.рт.ст.) I 106 64 110 65 116 67 II 110,8 63,2 120,1 68,6 128 76,8 III 103,4 65,1 127,2 74,7 116,8 69,8 Пульсовое давление (мм.тр.ст.) I 42 45 49 II 47,5 51,9 51,2 III 41,9 47,4 47 I – состояние покоя II – перед экзаменом III – после экзамена
Слайд 16
Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений. В состоянии физиологического покоя, то есть в условиях повседневной жизни значения пульса у школьников разных типов телосложения практически не отличались и колебались в пределах 75 уд/мин. Перед экзаменом увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников всех типов телосложений. Однако, у школьников астенического типа выявилось увеличение пульса до 115 уд/мин, у нормостенического – до 96 уд/мин, а у гиперстенического – до 76 уд/мин. Таким образом, максимальное увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников астенического типа телосложения. Вероятно, эти школьники испытывали наибольший стресс. Минимальное увеличение наблюдала у школьников гиперстенического типа телосложения, видимо они в меньшей степени были подвержены воздействию стресса. После экзамена значения пульса несколько снизились по сравнению с показаниями, полученными перед экзаменом. Однако у школьников астенического и нормостенического соматотипов всё ещё оставались выше нормы, чем в условиях покоя, а именно 89,4 уд/мин и 92 уд/мин соответственно. У школьников гиперстенического типа телосложения показания пульса снизились до 66 уд/мин. Таким образом, можно сделать вывод , что меньше всего подвержены стрессу гиперстеники.
Слайд 17
Вывод 1. Реакция сердечно - сосудистой системы на эмоциональное напряжение различна у школьников разных типов телосложения. 2. Школьники нормостенического типа телосложения наиболее подвержены эмоциональному напряжению во время экзамена. 3. Школьники гиперстенического типа телосложения испытывали меньшее эмоциональное напряжение при сдаче экзаменов. 4. Необходимо выявлять тип телосложения школьников для прогнозирования возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии их организма на экзамене, для своевременной реализации коррекционных мероприятий по сохранению здоровья и повышения их оценки на экзамене.
Слайд 18
Литература 1 . Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Руководство по психиатрии, 2001. 2. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35. 3. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56. 4. Селье Г. На уровне целого организма/Пер. с англ. И. А. Доброхотовой , А. В. Парина. - М.: Наука, 1972 – 132 с. 5. Громбах М. Школа и психическое здоровье учащихся – М.: Просвещение, 1988, 205 с. 6. Батуев А.С. Человек.:Учеб . для 9 кл . Общеобразоват . учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999. – с.66 – 68. 7. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
Есть ли лёд на других планетах?
Тигрёнок на подсолнухе
Свинья под дубом
Ласточка. Корейская народная сказка
Финист - Ясный сокол