Актуальность данной работы заключается в просвещении и рекламе открытий в области нейрофизиологии, психофизиологии для широкого круга людей, как-то: учеников школы, родителей учеников, учителей. Приобщению их к науке и использованию полученных результатов для собственного самоосознания и саморазвития себя как личности.
Целью данной работы является исследование, анализ и сравнение результатов свойств нервной системы учеников и классного руководителя 10 класса МОУ СОШ №2 по психомоторным показателям (теппинг-тест) Е.П. Ильина и тесту – опроснику Айзенка.
В работе предложен обзор литературных источников, результаты исследования и возможные рекомендации.
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение ВНД с помощью теппинг-теста Е.П. Ильина и тесту-опроснику Айзенка. | 22.83 КБ |
Проектная работа:
«Электрическая активность головного мозга в зависимости от типов высшей нервной деятельности»
Автор работы:
Логинова Ангелина
Класс: 11
Предмет: биология
Место выполнения работы:
ст. Григорополисская, МОУ СОШ №2
Учитель: Сотникова Э.С.
Содержание
1. Актуальность темы
2. Практическая значимость
3. Цель исследования
4. Задачи исследования
5. Материалы и методы исследования
6. Теоретический анализ научной литературы
7. Проведение исследований:
a) по психомоторным показателям (теппинг –тест Е. П. Ильина)
б) определение темперамента (по методике Айзенка)
8) Выводы
9) Практические рекомендации
10) Список литературы.
Актуальность темы: Человек может знать многое, но не в состоянии применить эти знания к решению своих задач. Знание, которое не используется, мертво и бесполезно. Поэтому актуальность моей работы заключается в просвещении и рекламе открытий в области нейрофизиологии, психофизиологии для широкого круга людей как-то: учеников моей школы, родителей учеников, учителей. Приобщения их к науке и использованию полученных результатов для собственного самоосознания и саморазвития себя, как личности.
Практическая значимость работы: результаты данной работы могут быть использованы психологом школы Костровой Е. И., классным руководителем 10 класса Топчиевой В.В. и её воспитанниками МОУ СОШ №2 ст. Григорополисской для дальнейшего изучения своих индивидуальных особенностей и возможностей более корректного общения с разными по характеру людьми - собеседниками.
Цель исследования: целью данной работы является исследование, анализ и сравнение результатов свойств нервной системы учеников и классного руководителя 10 класса МОУ СОШ №2 по психомоторным показателям (теппинг-тест) Е.П. Ильина и тесту – опроснику Айзенка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме:
2. Выделение методик для исследования ВНД в условиях выполнения данной работы. Изучение методики экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест) Изучение методики определения темперамента, её проведения и психологического анализа по Айзенку.
3. На основании полученных данных сделать обобщение, выводы и предложить практические рекомендации.
Материалы и методы исследования:
Обследовано 14 человек: 13 пациентов в возрасте 15-16лет (учащийся 10 класса.), 1пациент в возраст 51 год (классный руководитель 10 класса) по теппинг-тесту Е.П. Ильина и тесту-определителю темперамента по Айзенку.
Теоретический анализ научной литературы по теме.
Изучение электрических процессов в живом организме стало возможным благодаря развитию физики только в последние 40—50 лет. В настоящее время известно, что жизнедеятельность любой клетки сопровождается электрическими явлениями. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/, http://www.powerinfo.ru/bioelectricity.php) В нервной системе электрические реакции являются основным проявлением процесса возбуждения. Электрические процессы в организме связаны с мембраной клетки и мембранным потенциалом, который обусловлен разницей концентраций ионов калия и натрия внутри клетки и вне ее. При раздражении нервной клетки в ней возникает возбуждение, сопровождающееся быстрым изменением мембранного потенциала (действие калиево-натриевого насоса). Это кратковременное изменение получило название потенциала действия. Возбуждение, возникшее в любом участке нервного волокна или клетки, распространяется на соседние, невозбужденные участки с помощью потенциала действия. Любая реакция организма обусловлена возбуждением определенных групп нервных клеток, а ее прекращение - развитием торможения(http://big-archive.ru/biology/guide_to_biology/) Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), результатом чего является определенное действие. Именно с помощью анализа электрических реакций (биоэлектрической активности) изучается в последнее время деятельность нервной системы В процессе изучения нервной регуляции процесса пищеварения, И.П. Павлов обнаружил, что отделение слюны у подопытных собак начиналось еще до попадания пищи в рот, а сразу как только они оказывались в экспериментальной камере. Данный феномен был назван "психическим слюноотделением" и лег в основу фундаментального учения об условных рефлексах («Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (условные рефлексы)»). Это учение расширили своими работами И.М.Сеченов («Рефлексы головного мозга»), А.А. Ухтомский («Внутреннее торможение как проблема физиологии»), П. К. Анохин ( «Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности»), А.М.Бехтерев («Основы учения о функциях мозга» ), Н.П.Бехтерева («Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека») http://www.biografguru.ru/by/fiziolog/?q=9&psn=157 Этими учёными создавалось, а сейчас успешно развивается направление в физиологии, которое называется "учением о Высшей нервной деятельности". История исследования высших функций мозга связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. (http://www.allbiograf.ru/nauka/biologi-mediki)
С помощью изучения активности головного мозга различными методами (электроэнцефалография, компьютерная и другие томографии, вызванных потенциалов) уточнены типы ВНД с учетом выявления сильной и слабой нервных систем, которые были предложены И.П.Павловым ещё в 1922году при изучении условно-рефлекторной деятельности животных. В 1979 году Е.П. Ильин разработал единую методику. Основой её является сопоставление процессов возбуждения и торможения в зависимости от раздражителя при работе нервной системы в покое (http://becmology.ru/), а так же выявление силы-слабости нервной системы по психомоторным показателям.
Выявлены: 1.сильный неуравновешенный тип - соответствует холерический темперамент ( Холерик), 2. сильный уравновешенный инертный — флегматический ( Флегматик), 3.сильный уравновешенный подвижный — сангвинический ( Сангвиник), 4. слабый — меланхолический ( Меланхолик).
Проведенные исследования и полученные результаты
Использование экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П.Ильина (теппинг-тест) http://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl32.shtm
Полученные результаты диагностирования 14 испытуемых:
Слабый тип нервной системы (слабость ) - 2 человека (14,3%)
Среднеслабый тип нервной системы(среднеслабая) – 2 человека (21,4%)
Стабильный тип нервной системы (средней силы) – 2 человека (14,2%)
Среднесильный тип нервной системы (среднесильная) – 4 человека(28,5%)
Сильный тип нервной системы (сильная) – 4 человека(28,5%)
Использование методики Айзенка по определению темперамента http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/
Полученные результаты тестирования:
Тест показал, что из 13 пациентов (одноклассников) со слабой нервной системой – 5 человек ((35,7%) Тип ВНД: слабый - меланхолик. Подтипы: слабовыраженный (3), флегматичный (2) А остальные 9 пациентов (одноклассников) с сильной нервной системой ((64,2%)
Тип ВНД: сильный уравновешенный инертный -флегматик (2). Подтипы: флегматик-слабовыраженный (2). Тип ВНД: сильный неуравновешенный тип - холерик (3) Подтипы: холерик слабовыраженный (2), холерик меланхоличный (1). Тип ВНД: сильный уравновешенный подвижный - сангвиник (4). Подтипы: сангвиник слабовыраженный (3) .
Классный руководитель - сангвиник флегматичный (1)
Выводы:
По методике Е.П. Ильина из 14 испытуемых имеют слабую нервную систему - 4 человек (28,5%), средней силы -2 человека (21,4%), сильную нервную систему -8 человек (57%)
По методике Айзенка из 14 испытуемых - 5 человек имеют слабую нервную систему (35,7%), 9 человек имеют сильную нервную систему (64,2%)
Достоверность полученных результатов: по слабой нервной системе – 80%, по сильной нервной системе – 90%
Практические рекомендации.
Список интернет ресурсов
1. http://www.trud.ru/article/10-11-2011/269466_mozg__zhivoe_suschestvo.html
2. http://becmology.ru/blog/warrior/neuro_temper.htm
3. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/139-references-faq/889-the-physiological-basis
4. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/16993/ogl.shtml
5. http://xreferat.com/77/2566-1-temperament.html
6. http://www.braintools.ru/nervous-system
7. http://goga-bey.narod.ru/nvd/1.htm
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/
9. http://www.k2x2.info/medicina/osnovy_fiziologii_vysshei_nervnoi_dejatelnosti/p4.php
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Самый богатый воробей на свете
Растрёпанный воробей
Одна беседа. Лев Кассиль