Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны
Филиал КФУ,
15 марта 2012 года
Существует ли такое явление, как sms-культура?
Конечно. Если говорить о типе культуры или о культурной эпохе, то, конечно, sms - только часть современной комьютерно-мобильной эпохи.
Та социально-возрастная группа, которая есть плоть от плоти этой культуры, - это тинейджеры (от 13 до 19 лет) и молодежь студенческого возраста. Окончательно это поколение сформировалось в конце 90-х, и на самом деле из поколения «пепси» получилось поколение «PC». Sms-ки в этом смысле лишь составляющая, на символ не тянут.
А если говорить о культуре как наборе правил и традиций, связанных с sms-ками, то это уже интереснее. Вот одно из мнений московского преподавателя-филолога: «Мне, как преподавателю, любопытно было наблюдать за стремительным, в течение 3 - 4 лет, распространением этой культуры. Чудо sms состоит в том, что у людей появилась уникальная возможность практически мгновенно передать сообщение от себя любому другому человеку. Все остальные формы передачи текста на расстоянии - телеграф, факс, даже электронная почта - требуют специального, довольно громоздкого оборудования и, главное - стационарного присутствия. Письмо идет фактически не от человека к человеку, а из места в место. Sms-ка преодолела эти условия. Получать и принимать теперь возможно фактически от тела к телу, потому что мобильник - это уже даже не одежда, а вроде как электронный орган.
Вложение | Размер |
---|---|
V региональная научная конференция учащихся | 122.5 КБ |
V региональная научная конференция учащихся
Наименование секции: «Русский язык»
Наименование работы: Современные способы коммуникации. Языковая культура СМС-сообщений.
Авторы работы: Салихова Йолдыз, Ёлкина Оксана
ГАОУ СПО «Камский политехнический колледж» имени Л.Б. Васильева»,
2 курс (11класс), профессия «Мастер растениеводства»,
г. Набережные Челны
Научный руководитель:
Асхадуллина Гульнар Мансуровна,
преподаватель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Набережные Челны, 2012 год
Содержание
1. Введение
2. Современные способы коммуникации. Роль СМС - общения в наши дни
3. СМС как новый речевой жанр
4. Особенности подачи информации с помощью СМС
5. Неписанные правила СМС - общения
6. Правила хорошего тона
7. Передача эмоций при помощи «смайликов»
8. Результаты анкетирования.
9. Заключение
10. Список литературы
11. Приложение
Введение.
Существует ли такое явление, как sms-культура?
Конечно. Если говорить о типе культуры или о культурной эпохе, то, конечно, sms - только часть современной комьютерно-мобильной эпохи.
Та социально-возрастная группа, которая есть плоть от плоти этой культуры, - это тинейджеры (от 13 до 19 лет) и молодежь студенческого возраста. Окончательно это поколение сформировалось в конце 90-х, и на самом деле из поколения «пепси» получилось поколение «PC». Sms-ки в этом смысле лишь составляющая, на символ не тянут.
А если говорить о культуре как наборе правил и традиций, связанных с sms-ками, то это уже интереснее. Вот одно из мнений московского преподавателя-филолога: «Мне, как преподавателю, любопытно было наблюдать за стремительным, в течение 3 - 4 лет, распространением этой культуры. Чудо sms состоит в том, что у людей появилась уникальная возможность практически мгновенно передать сообщение от себя любому другому человеку. Все остальные формы передачи текста на расстоянии - телеграф, факс, даже электронная почта - требуют специального, довольно громоздкого оборудования и, главное - стационарного присутствия. Письмо идет фактически не от человека к человеку, а из места в место. Sms-ка преодолела эти условия. Получать и принимать теперь возможно фактически от тела к телу, потому что мобильник - это уже даже не одежда, а вроде как электронный орган.
Кроме того, мне всегда казалось, что главная мера свободы - свобода коммуникаций. Sms-ки сделали здесь большой шаг вперед».
В связи с распространением СМС-сообщений, некоторые лингвисты уже выделяют их как новое средство коммуникации. Как всякое появившееся явление, оно имеет свои особенности, в том числе и языковые. Однако работ по исследованию этих особенностей, практически не существует. Некоторые ученые в своих работах лишь незначительно затрагивают эту тему (Берн Э., Маклюэн М., Сидорова М.Ю.)
Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует SMS – язык. Чем же привлекает молодежь данный вид общения? По мнению психологов, SMS-общение раскрепощает человека: в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе. Некоторые абоненты мобильной связи (школьники не являются исключением) посылают до 30 сообщений в день. Студенты вузов и учащиеся школ широко пользуются SMS-сообщениями по нескольким причинам: этот способ общения экономит время и деньги; SMS-сообщение может быть доставлено в подходящее для твоего адресата время, использовать SMS-сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину. Подростки пользуются услугами мобильного телефона не только в школе на переменах, но и во время уроков (они отправляют короткие текстовые сообщения, чтобы получить подсказку или сверить ответы и решения).
Важно отметить, что в последние годы заметно возрос интерес к языку SMS-сообщений школьников. Российское общество начинают волновать проблемы, связанные с культурой речи современных учащихся, в печати появляются отдельные статьи, авторы которых касаются проблемы «мобилемании» среди подростков. Да и возраст пользователей «молодеет» с каждым годом.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется несколькими причинами: во-первых, изучение SMS-языка необходимо, поскольку в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, - самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи (это доказано статистикой отправляемых SMS-сообщений, по данным Билайна и Мегафона); во-вторых, исследовательская работа с короткими текстовыми сообщениями требует специфических подходов: отбора приемлемых для работы с SMS-сообщениями приёмов и методов, которые будут способствовать решению образовательных задач; в-третьих, методические исследования в области использования в школьной практике текстов SMS-сообщений не проводились.
Цель нашей работы: Познакомиться с новой формой общения и узнать положительное это влияние или нет. Развить умения употреблять в собственной речи допустимые стилистически окрашенные слова в зависимости от содержания, целей и задач высказывания с использованием нового коммуникативного средства общения.
Объектом исследовании послужили SMS-сообщения, составителями которых являются современные школьники и студенты. Выбор материала обусловлен характером SMS-сообщений, отражающих языковые явления, возникающие в современном русском языке.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем и студентами SMS-сообщений в качестве дидактического материала на уроках, индивидуальной работы, может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, студентов, закрепления орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Задачи:
- Выяснить историю создания и развития смс-сообщений.
- Узнать особенности смс - общения с лингвистической и культурной точки зрения.
- Выявить плюсы и минусы смс-сообщений
- Узнать мнение людей насчет смс-общения и как часто они ими пользуются.
Методы исследования:
- Анализ литературы, других научных работ;
- Анкетирование.
Современные способы коммуникации. Роль СМС-общения в наши дни.
Если начало технического прогресса можно отсчитывать от изобретения колеса, а все остальное - его усовершенствование, то и электронная почта, и sms - одна из современных ступеней этого прогресса. Не больше и не меньше. Точно так же и в плане преемственности жанров. Человеческая культура, по сути, выработала две основные формы эпистолярного жанра - письмо и записка. И все-таки sms-ка слишком коротка, чтобы называть ее письмом. Письмо - это нечто более крупное, разнообразное по форме и функциям: в форме письма могут быть и научное сообщение, и любовное послание. В каждом случае оно требует определенного стиля. Помните, Макар Девушкин из «Бедных людей» жаловался Вареньке, что у него нет «слога»? Этот «слог» присутствует в письмах матери Раскольникова, но в то же время с какой осторожностью и тщательностью сообщает мать сыну последние новости, происходящие в семье и в городе. А вот записка - что-то более мелкое и частное. Это мгновение, она обычно не хранится. И слога как будто не требует, а требует только лаконичности и выразительности. В виде sms появился электронный аналог тех самых клочков бумаги, которые можно бросить в портфель девочке. Sms-ка пишется быстро, пролетает любые расстояния, и никто ее не перехватит. Когда пишешь электронное письмо, ты все-таки отчасти в публичном пространстве, даже если это твоя комната или кабинет. А sms-ка - это совсем камерный, интимный жанр.
Благодаря всем этим качествам sms-ки очень быстро и прочно вписались в школярско-студенческую повседневную культуру. Наиболее виртуозные могут писать уже не глядя на экран, а, глядя на преподавателя, слушая, о чем он вещает.
Можно ли оставаться в русле современной культуры и отвергать sms-общение?
Если ты что-то отвергаешь, значит, ты этот феномен знаешь, осмыслил и выработал свое к нему отношение. Отрицание - тоже форма освоения. Иначе это не отрицание, а просто страх или невежество. Другой вопрос - можно ли быть современным городским человеком и не замечать sms? Думаем, что нет. Вполне современных и вполне успешных людей, которые для себя отвергают мобильники, мы встречали немало. Для них сама возможность быть постоянно «на связи» ассоциируется с идеей тотального контроля. А вот тех, кто, имея мобильник, не пользуется принципиально sms-ками, можно встретить только среди представителей старшего поколения. Необходимые технические новшества они принимают, но с дистанцией, с собой их не ассоциируют.
То есть sms - действительно новая, «молодая» ступень развития общества?
Современная молодежь присвоила sms в качестве элемента своей культуры. В этом смысле можно сопоставить sms-культуру и граффити: надписи на стенах делались издревле и не имели возрастной приуроченности, а теперь само понятие «граффити» ассоциируется с подростками.
Sms-ка стала одним из символов юного поколения. Современный отрок, пишущий sms-ку, - это очень органично и даже красиво, это уже можно отразить в скульптуре, это знак эпохи.
Те, кто не пользуется sms, оказываются за бортом общения?
Такое мнение существует. Сегодня ведь и в провинции, и в сельской местности есть компьютерные классы, Интернет. Деревенская молодежь регулярно ездит в райцентры, а летом в деревню приезжают дачники-горожане, все с мобильниками, все звонят, обмениваются sms-ками, обсуждают качество связи - «на горке берет, под горкой не берет». Так что триумфальное шествие мобильной связи касается всех.
Коснулось оно и рекламы. Каждому из нас на телефон постоянно приходят СМС-сообщения от разных магазинов, спортзалов, салонов красоты... Сервис рассылки сообщений есть и у многих турагентств…
У современных людей нет времени не только на свидания и любовь, но и на то, чтобы нормально завершить не сложившиеся отношения. Каждый десятый неудачный роман в наши дни оканчивается смс-сообщением по телефону.
Кроме прерывания романтических отношений, сообщения также используют для увольнений. «Гораздо проще написать несколько слов и отослать их, чем разговаривать с человеком с глазу на глаз. Написание сообщений стало частью нашего повседневного общения, и поэтому не стоит удивляться, что мы пользуемся им таким образом. Технологии дают нам новые возможности.
СМС как новый речевой жанр.
Речевой жанр, по мнению М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой, обусловлен ситуацией общения. Определенному типу ситуаций соответствует свой набор жанров. Таким образом, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере должна базироваться на типологии ситуаций. Исследователи выделяют такие жанры, соотнесенные с ситуациями, как, например: извинение, просьба, ябедничество, истерика, донос, ссора, телеграмма, заявление, тост, поздравление, признание в любви, интервью, анекдот.
…Переписка эсэмэсками по сравнению с реальным общением имеет ряд отличий: она – дистанционная и письменная по своей форме. Общение через SMS-сообщения нелинейное во времени, т.е. мы, можем самостоятельно в течение неограниченного времени редактировать, исправлять и дописывать сообщение.
SMS мы можем отправить на любые расстояния в любой момент времени из любой точки планеты:
Не поверишь, я сейчас на Эйфелевой башне, любуюсь на всю красоту Парижа!!! Потрясающий город!!!
Tolko 4to prileteli v Rim, ve4nii gorod!!! Nakonec-to moja me4ta sbbIlas’!!
Kakoe je krasivoe eto Krasnoe more!!! Sednya ves’ den lybovalsya ribkami i korallami!!!
Несомненно, главная задача переписки с помощью SMS-сообщений – донести новую информацию до адресата. Но люди также иногда отсылают эсэмэски, чтобы просто напомнить о себе. Следовательно, цель таких сообщений – просто установить контакт без непосредственной передачи информации (фактическая функция языка):
davno tebja ne videl, ne sliwal.sosky4ilsja... mojet vstretimsya na sledyushei nedele? (y menja kanikyli).
Zdravstvyi, solniwko! Y menya vse otli4no, skoro sessia, vo vsu gotovlus! Pozvoni mne v sybboty, poboltaem! Kak sama to? Ya sosky4ilsya yjasno!
Privet Zaika. Kak gizn’? Chto novogo? Eto bydet poslednjaja SMS esli ti ne otvetish!
Общение через sms-сообщения, в отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Собеседники могут узнавать о последних новостях друг друга:
Privetik! Kak deliwku? Kak pojivaesh’? Che novogo?
privet! 4to polu4ila za k.r.? a ja obogau katok! gal tebya ne bilo!
y tebya 3/3 za diktant i 4 za kontry po istorii.
Время провел неплохо, жалко без тебя. Ну ни4о, я еще приеду:)
ny vot, ya zabolela; p.s. ne pridy.
Но, как и телеграммы, письма и записки, они могут быть монологичными по своей форме.
Телеграммы и sms-сообщения не могут быть анонимными, поэтому эсэмэски часто начинаются с обращения, подписываются редко:
Ну, ты где пропала? Я тебя жду, а ты не звонишь! Тел. 4386722. артем
Nastjyshka privet. Slyshaj mi segodnya smojem vstretitsja? Lesha
Как правило, sms – это очень короткие сообщения (SMS–small message service), состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей, например, использование транслитерации (т.е. замена русских символов латинскими, т.к. в русскоязычном sms-сообщении может содержаться 80 символов, а в англоязычном – 160), обилие сокращений:
написание по фонетическому принципу:
отсутствие знаков препинания, предлогов:
частотное использование тире:
Sms-сообщения носят скорее неформальный характер. Это сказывается также на отношении к тексту: пишущий пренебрегает некоторыми правилами русского языка. Часто ошибки делаются специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи:
SMS-общение, в отличие от реального общениия, – письменное и дистанционное. Вследствие того, что переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В sms-общении этот недостаток компенсируется «смайликами». Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя довольно далекий от реального общения:
Кроме того, не только само говорение, но и интонирование играет важную роль в правильном понимании изложенной информации. Отсутствие возможности интонирования в sms-общении компенсируется более активно, чем в обычной письменной речи: использованием многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний:
Повышение тона обычно передается заглавными буквами:
Итак, экстралингвистические условия sms-общения обусловливают лингвистические особенности sms-текстов. На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, в частности, написание по фонетическому принципу, компенсирование отсутствия мимики и жестов, смайликами и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что sms – новый речевой жанр.
Особенности подачи информации с помощью СМС.
В России использование смс стало широко распространяться в последние 10 лет, особенную популярность имело в 2003-2005 году (до того, как смс вытеснили Интернет-сообщения по смартфонам).
За этот короткий период у этого популярного способа коммуникации успела сложиться своя культура, свои манеры и общие правила использования языка.
Пока так называемые "наивные говорящие" активно эксплуатируют этот новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу в ужасе перед наступлением смс-мышления. Звучат, правда, голоса и в защиту смс-языка, призывы относиться к нему более взвешенно и легкомысленно.
Более того, смс-языку уже стало тесно в рамках исходно обслуживавшихся им жанров: точно так же, как и в смс-ках, люди начинают общаться в неформальной обстановке, в Интернете, в кругу друзей. По меньшей мере, в англоязычном и франкоязычном мире texting начал агрессивное наступление в иные сферы коммуникации: в Интернете можно скачать перевод Библии на смс-английский и перевод Европейской Конституции на смс-французский.
Отчасти, такое использование языка имеет игровую функцию: люди пробуют новую лингвистическую норму в разных качествах.
Итак, что ответит русист на часто задаваемый вопрос: "Засоряют ли смс-ки русский язык?" Один ответит уверенно: "да", подписывая приговор этим обрывочным, неграмотным, лишенным всякой языковой ценности, путающим английский и русский язык, насыщенным жаргонизмами и просторечием, порою игнорирующим знаки препинания, зато изобилующим смайликами "недотекстам".
Специалисты делают альтернативный, особенно интересный для социологов вывод: смс-ки — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. Добавим, что это еще и реакция большинства на веяния лингвистической моды.
Выделяют следующие особенности подачи информации, свойственные именно смс-кам.
1) Компрессия текста. Объем смс-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно у смс-автора актуализируются процессы линеаризации и свертывания речи. Компрессия текста (конденсация смысла) может происходить за счет средств разных языковых уровней. В жертву быстрому набору и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.
Как свойство, мы продуцируем и воспринимаем слова в нетрадиционном графическом облике. Но важно, чтобы эти случаи осознавались адресантом и получателем сообщения как ненормативные, возникающие по требованиям жанра, в силу ограничений, налагаемых используемым средством коммуникации.
2) Транслитерация. Транслит — необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов).
3) Языковая игра. Великолепна и лаконична формулировка современного классика теории коммуникации канадского ученого Маршалла Маклюэна: "Medium is message" — "Средство коммуникации есть сообщение". ""Сообщением" любого средства коммуникации, или технологии, является то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела", — пишет Маклюэн.
Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека. Здесь «всплывает» важнейшая социальная функция коммуникации: тест одного собеседника другим на общность идей, хода мысли, чувства юмора и, соответственно. В некотором смысле — ценностей.
4) "Поглаживания". Наконец, важнейшей, и снова сугубо социальной чертой смс-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Смс-ки в большинстве своем передают не только информацию или запрос об информации, а побуждение к действию, но и то, что Э. Берн называет "поглаживаниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния.
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов.
Неписаные правила SMS-общения.
Согласно данным, опубликованным Ассоциацией GSM, в мире в месяц отправляется 15 млрд SMS. Популярность коротких сообщений продолжает расти, а трудности набора текста на клавиатуре мобильника заставляют пользователей приспосабливаться. Так появились понятные только SMS-любителям аббревиатуры: KIT - keep in touch, KOTC - kiss on the cheek, KOTL - kiss on the lips. Английская компания Genie даже выпустила первый словарь общеупотребительных сокращений для системы коротких сообщений.
Люди пытаются адаптироваться к новым обстоятельствам. Осваивая передовые технологии, они формируют писаные и неписаные правила поведения. Взять хотя бы совсем недавнее распространение электронной почты, которая сразу же начала обрастать собственными нормами: нельзя посылать боссу "слепую копию" письма, адресованного коллеге; если пишешь незнакомцу, будь вежлив и на всякий случай поставь графическое изображение улыбки - смайлик (от англ. smile). Сейчас та же история повторяется с SMS.
Правила хорошего тона.
Специалисты по этикету обратили внимание на обозначившиеся географические различия в отношении SMS. Например, обмен текстовыми сообщениями во время совещаний считается в Финляндии вполне нормальным делом, тогда как в США это воспринимается как проявление неуважения к собранию. Впрочем, эксперты выявили и общие ошибки в поведении пользователей мобильной связи и считают их рекомендации окажутся полезными в любой стране.
Итак: не стоит обрывать SMS-беседу без объяснения причины. Это столь же грубо, как если неожиданно положить телефонную трубку в самый разгар разговора. Следует также помнить, что SMS - средство неформального общения. Было бы в высшей степени некорректно использовать их, скажем, для официальных приглашений. Вам не ответили на отправленное письмо - не надо расстраиваться и обижаться: сначала убедитесь, что адресат знаком с сервисом SMS и действительно получил послание.
Важно всячески подчеркивать тон текстового сообщения. Разумное использование символа улыбки и других смайликов поможет в переписке. И все же наилучший путь добиться понимания - подробнее объясняться словами. Сленг подходит для молодежи. Старшие коллеги по работе вряд ли будут от него в восторге.
Не пишите анонимных посланий, хотя бы уже по тому, что координаты отправителя SMS легко вычислить. Не донимайте SMS-беседами в поздний или слишком ранний час. Когда дело срочное - свяжитесь по телефону. Если до абонента не дозвониться, а текстовое сообщение игнорируется, значит, тому есть веская причина. Возможно, собеседник слишком занят, чтобы ответить. Неприлично быть на связи и одновременно болтать с находящимся рядом: никто не поймет, "здесь" ты или "там". Выключайте сотовый в театре, на концерте или в другом публичном месте. И вообще, остерегайтесь попасть в зависимость от своего мобильника. Телефон - всего лишь средство, инструмент.
Передача эмоций при помощи «смайликов».
Как упоминалось выше, слово "смайлик" происходит от английского smile ("улыбаться"). Пошло это название от первого придуманного графического изображения, которое в компьютерном общении должно было означать, что сказанное ранее не надо воспринимать слишком серьезно. Потребность в подобном значке была очень велика: кто знает, как там с чувством юмора у собеседника на противоположном конце "провода"! Если оно развито хуже вашего, тогда невинная шутка без смайлика грозит превратиться в оскорбление. Позднее появились и другие изображения. Впрочем, они не только смягчают удары и предотвращают конфликты - значки, составленные из вспомогательных символов, сигнализируют о настроении, помогают выразить ваше отношение.
Используйте смайлики в своих сообщениях, чтобы собеседники лучше понимали вас.
:-) Улыбка, расположение. Просто радость или улыбка в ответ на шутку, в усеченном варианте :)
:-( Печаль: как жаль!
:-< Подавленность
:-? Не знаю, как реагировать (например, в ответ на неудачную шутку)
:-@ Крик ужаса
:-D Смех
;-) Ирония: хе-хе, а вы-то думали!
:-} Ухмылка: ну-ну...
:-E Огрызнуться, показать зубы
:-o Изумление: вот это да!
8-) Вытаращить глаза. Чаще употребляется в варианте 8-O
:-] Сарказм (вариант - тупая улыбка)
:-[ Злая усмешка
:'-( Плач, рыдания
%-) Смущение
:-* Поцелуй
:- Нерешительность
:-# Я должен молчать
|-) Закрыты глаза. (Вариант: китаец)
Вариаций этих символов множество. В общении с друзьями вы можете придумывать и свои. Фантазировать - не возбраняется, простор для творчества - широчайший.
Результаты тестирования-анкетирования.
По результатам тестирования мы выяснили, как часто используют смс-связь. Участниками опроса выступили юноши и девушки нашего колледжа - студенты 1-2 курсов. Возраст 16-18 лет. Вот результаты:
Юноши. 40 человек
А) 20 человека – постоянно, очень часто
Б) 9 человек – часто
В) 7 человек – редко, иногда
Г) 4 человека – очень редко.
Девушки. 25 человек
А) 19 человек – очень часто, постоянно
Б) 5 человек – часто
В) 1 человек - редко, иногда
Кстати, когда посчитали – на какие темы чаще всего оправляют смс, выяснилось, что сугубо информативные смс-ки «выезжаю завтра, встречай, целую» занимают далеко не лидирующие позиции. Чаще всего люди отправляют прикольные смс, любовные смс, поздравительные смс с приколами. Не стоит думать, что в категорию любовных смсок попадают только смс с текстом «я тебя люблю». Это могут быть и романтические сообщения, смс с пожеланием доброго утра или спокойной ночи, смс признания в том, что кто-то скучает, а кто-то ждет встречи и считает минуты до нее. Романтика и позитив – так можно охарактеризовать главные черты этой группы смс-ок. Естественно, что такое обилие и разнообразие поводов для отправки смс не могло не вызвать появления целых сборников тематических смс-ок, предлагающих готовые варианты sms на любую тему.
Когда мы спросили, с какой целью они используют смс, ответ был следующим:
65 человек ответило, что используют смс в основном с целью общения. Из которых сорок юношей, двадцать пять девушек.
Нами были озвучены темы и задания следующего характера: составить поздравление в формате смс-сообщения и в форме письма, записки или открытки на одну из предложенных тем.
И что мы обнаружили:
Содержание записки и текст смс в основном одинаковый. Дублировались ошибки при составлении СМС-сообщения и рукописного варианта записки, письма на листе бумаги. Многие затруднялись составить письмо, хотя составить СМС не представило особого труда.
В отличие от юношей девушки чаще пишут смс, и тексты их более подробны.
Максимальное количество отправленных смс в день среди опрошенных составляет от 150 до 300 смс. Минимальное - 2-5 смс в день.
Заключение.
Итак, исследуя современные средства и способы коммуникации, мы, авторы данной исследовательской работы, пришли к следующему выводу, что популярным жанром переписки, особенно у молодежи, является смс- сообщение.
Для подведения итогов работы выясним достоинства и недостатки смс-общения.
Пожалуй, к достоинствам SMS-переписки можно отнести следующие:
1. Можно написать письмо-сообщение о чем-либо на огромном расстоянии.
2. Сообщение можно отправить в любой момент, даже ночью. А если предусмотрительный адресат на ночь отключает телефон, то утром он все равно прочитает ваше сообщение.
3. Адресат получит ваше сообщение даже тогда, когда его телефон занят или он не может ответить на звонок по другой причине.
4. Полученное письмо долго сохраняется в телефоне, его можно прочитать в любое удобное для вас время, можно перечитывать несколько раз, можно хранить.
5. Для экономии места, времени, денег, усилий можно использовать сокращения слов.
6. При помощи коротких вопросов и ответов можно узнавать о последних новостях адресата и адресанта.
7. Можно передать максимум информации за минимум нажатий на кнопки телефона, используя умение говорить коротко.
8. Слишком длинное сообщение, если оно важно для пересылки, автоматически разбивается на части, и каждая часть отправляется как самостоятельное SMS-сообщение.
9. Адресант может остаться анонимным, если отключит функцию определения своего номера.
10. С помощью SMS на телевидении и радио проводят SMS-голосования. Этот вид связи, наверное, удобен для разработчиков программ. Телепередачи становятся популярнее среди населения, когда в них предлагается принять участие чуть ли не всей стране. Выбор победителей стал зависеть от мнения телезрителей в шоу-программах «Фабрика звезд», «Танцы на льду» «Евровидение» и других.
11. Входит в обиход SMS-сервис-e-port, при котором человек может, не сходя с места произвести оплату каких-либо услуг, товаров в магазине. Для этого нужно зарегистрировать свой телефон в режиме «роуминг».
А вот и недостатки. Главным недостатком, на наш взгляд, является несоблюдение норм литературного языка. Сюда относятся следующие:
1. Намеренно не обращается внимание на грамотность письма, считается возможным правописанием пренебрегать, это может вести к небрежности по отношению к языку и в обычной письменной речи (-ться заменить на ца: напица, купаца; не учитывать непроизносимых согласных: сонце, здраствуй и т. д.)
2. Используются словечки типа «ща», «я тя лю».
3. Письменная речь в SMS не оформляется знаками препинания, это может привести к тому, что можно разучиться их ставить и в обычном письме.
4. Используется язык SMS-арго и др.
5. Очень часто не соблюдается этикет смс-общения.
6. В последнее время участились случаи мошенничества с использованием СМС-сообщений.
На основе перечисленных достоинств и недостатков можно сделать вывод, что этот новый вид языкового общения нужен, удобен, экономичен и долго еще будет востребован людьми разных поколений. В современных условиях электронных форм общения важную роль в жизни школьников, студентов играют SMS-сообщения. На уроках русского языка с учащимися необходимо проводить работу на материале SMS-сообщений с целью противостоять расшатыванию языковой нормы в создаваемых школьниками SMS-сообщениях.
SMS-сообщения одно из самых распространённых явлений современной электронной коммуникации, оказывающее заметное влияние на личность подрастающего поколения, может быть использовано в качестве дидактического материала для формирования и совершенствования культуры письменной речи учащихся, а также для влияния на общую культуру школьников, студентов.
Использование в учебной практике дидактического материала на основе SMS-сообщений позволит учащимся закреплять приобретённые умения и навыки разговорной и письменной речи.
Убеждение обучающихся в том, что они должны грамотно писать SMS-сообщения, будет способствовать формированию у них ответственности за чистоту родного языка.
Список использованной литературы.
1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Бёрн. - М.: Айрис - пресс, - 2005. - 230с.
2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи [Текст]/ Ващенко Е. Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349с.
3. Колесов В.В. Язык, стиль, норма [Текст] / В.В. Колесов. - М.: Мир и образование, - 2000. - 283с.
4. Кузнецов И.Н. Все об этикете [Текст] /Сост. И.Н Кузнецов - Минск: Книжный Дом, 2005.- 672с.
5. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Айрис - пресс, - 2003. - 174с.
6. Олиефриенко И.Е. Свежайшие анекдоты и прикольные SMSки [Текст] / И.Е. Олифриенко. - Харьков: Книжный Клуб, - 2007. - 237с.
7. Осипов Б.И. Учителю об истории русского письма [Текст] / Б.И. Осипов. - Омск: Астрель, - 1999. - 290с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; общ. ред. Л.И.Скворцова; Мир и образование. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2006. - 976с.
9. Сидорова М.Ю. Рефлексия "наивного" говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет - дневников). [Текст] / М.Ю. Сидорова // Сибирский филологический журнал. - 20 сен. 2004. - С. 14
10. Сидорова М.Ю. "Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?", или "На зеркало неча пенять».
11. Соколов Я.В., Прутченков, А.С. Общество и человек [Текст] / Я.В. Соколов, А.С. Прутченков. - М.: Просвещение. - 2001. - 315с.
12. http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html
Приложение.
Этикет и Интернет.
Умеете ли вы писать письма?
Вопрос этот, еще недавно казавшийся смешным, в последнее время вновь стал актуальным!
Ведь появился Интернет, и люди теперь посылают друг другу сообщения по E-mail чаще, чем перезваниваются. И даже «болтают» в Интернете чаще, чем по телефону!
И в этом им очень помогает умение писать письма.
Несколько важных правил эпистолярного этикета
Эти правила верны и для обычной переписки, и для электронной.
1. Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее - не позднее через 5-7 дней после получения. Письмо начинайте с обращения: «Уважаемые», «Здравствуй», «Добрый день…», «Дорогой…», «Милый…».
2. Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому лучше писать сдержанно.
3. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго!» - и т.д.
4. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можно добавить это уже после подписи, оставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum - после написанного.
5. Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом - вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдите ошибку - примите за улыбку». Если хотите пошутить - шутите, если хотите что-то сказать - скажите свое, простое, а не чужое, пустое и вычурное.
6. В электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками «смайликами». О них мы говорили ранее.
7. Не забывайте отправлять друзьям и родным открытки или письма к важным датам! Ко дню рождения, к свадьбе, ко всем праздникам… Если вы переписываетесь с иностранцами, заранее узнайте, какие у них в стране праздники, и не забудьте поздравить с ними! Если у вас есть возможность отправлять электронные письма, не забывайте о небольших «благодарственных» письмах по тому или по иному поводу.
8. Поздравительные послания лучше отправить заранее. Учтите, что в праздники почта пересылается медленнее, поэтому правильно рассчитывайте время отправки корреспонденции.
9. Никогда не читайте чужих писем! В том числе и электронных. Если к вам случайно попало письмо, отправьте его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. Если адрес не указан, отнесите на почту.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Снег своими руками
Пятёрки
Военная хитрость
Рисуем зимние домики