История осетинского народа, его традиции и обычаи
Вложение | Размер |
---|---|
История осетинского народа, его традиции и обычаи | 595 КБ |
Слайд 1
Осетины Выполнила : Алехина Татьяна, 10а класс. МБОУ «СОШ №5 ». г. Донской Проверила : педагог-консультант Прохорова Ольга ВладимировнаСлайд 2
Осетины
Слайд 3
Осетины Осети́ны — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
Слайд 4
Происхождение Осетин Осетины - один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.
Слайд 5
Происхождение Осетин Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению ( Дигорское , Алагирское , Куртатинское , Тагаурское ), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).
Слайд 6
Русско-осетинские отношения Уже с 40-х годов 18 века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению Осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце 18-19 веке началось переселение части Осетин с гор на равнины. Земли, переданные Осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.
Слайд 7
Переселение осетин После 1917 происходит массовое переселение Осетин на равнину. 20 апреля 1922 была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия. Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту Осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.
Слайд 8
Искусство. Литература. Во второй половине XIX в. большим событием в культурной жизни осетин явилось зарождение национальной литературы, основателем которой был Коста Хетагуров (1859—1906). Выход в 1899 г. его знаменитой «Осетинской лиры» ( Ирон , фандыр ), сборника стихотворений, открыл «новую эру в культурной истории осетинского народа В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писателей на двух диалектах осетинского языка — иронском и дигорском . Выход сборников основоположника осетинской прозы Сека Гадиева {1855—1915) и поэта Александра Кубалова (1871 —1944) явился новым значительным событием в культурной жизни осетин. К этому времени относится издание сборников стихов на дигорском диалекте Блашка Гуржибекова (1868—1905); тогда же произведениями Елбиздико Бритаева положено начало осетинской драматургии. Пьесы Е. Бритаева «Побывавший в России» и «Две сестры» ставились первыми осетинскими сельскими кружками самодеятельности».
Слайд 9
Осетинская архитектура Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам. Большое количество построек было разрушено во время различных карательных операций в Северную и Южную Осетию. Например, генерала русской царской армии Абхазова в Северной Осетии в 30-х годах 19 века и генерала русской царской армии Ренненкампфа в Южную Осетию примерно в то же время.
Слайд 10
Женская одежда Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.
Слайд 11
Осетинская свадьба На свадьбу обычно собиралось все мужское население аула, женщины, родственники и близкие знакомые, парни и девушки. Постоянными ее участниками были также вездесущие мальчишки. Мужчины старшего возраста садились за свадебный стол где-то во дворе (осетинская свадьба требует простора), пили араку, пиво, пели песни, веселились, желая новобрачным счастья, много детей. Женщины, находясь в помещении, в основном были заняты приготовлением угощений — очень трудоемкая работа. Но и о себе тоже не забывали. Молодежь веселилась, танцевала. Танцы шли не самотеком, а организовывались, ими руководили дежурные из числа собравшихся, знающих толк в этом деле. Молодые по обычаю не имели права садиться за стол без разрешения старших.
Слайд 12
Осетинская свадьба Танцы привлекали внимание всех — и молодежи, и людей старшего возраста, и, конечно, мальчишек. Танцы были интересными, эффектными, зрелищно красивыми. Девушки показывали красоту, грациозность и плавность движений, парни тоже старались не отставать от них, показывая свою ловкость, сноровку, остроумие и красноречие. Одним словом, на танцах царили дух соревнования, веселье, но при всем этом не было никаких пьяных возгласов. Напиться молодому человеку по этикету не положено. Кроме того, что скажут девушки, если от него отдает запахом спиртного. Девушки осетинки при всей своей кротости знали себе цену и считали оскорбительным для себя танцевать в паре с пьяным молодым человеком.
Слайд 13
Начало установления связей Осетии с Россией В XV — XVII вв. между Россией и Осетией не было постоянных связей. Они установились лишь в 40-х гг. XVIII века. Первые шаги России, связанные с установлением связей с Осетией, относятся к 1742 году. В этом году императрица Елизавета Петровна получила от Сената подробный доклад об Осетии. Из доклада она узнала, что Осетия — независимая страна и что ее горные ущелья «изобилуют золотом, серебряными рудами и минералами, камением преизрядным». Императрица заинтересовалась Осетией. Она поручила главе Коллегии иностранных дел А. П. Бестужеву-Рюмину изучить вопрос — может ли Осетия «быть в союзе с Россией». После, в 1745 году, русское правительство снарядило комиссию, состоявшую из миссионеров-священников и отправило ее в Осетию. Миссионерам было поручено подробнее узнать об осетинском народе, его общественном устройстве, быте, нравах, культуре, верованиях, о его отношении к России. Миссионеры должны были распространить в Осетии христианскую веру.
Слайд 14
Значение Осетии во внешней политике России В 1746 году императрица Елизавета Петровна издала указ, по которому переговоры назначались в Петербурге «ради крещения и для других секретов». Накануне русско-осетинских переговоров русское правительство уже знало, что Осетия занимает на Центральном Кавказе район, через который проходят Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги. Эти пути могли связать русских купцов с Закавказьем и Востоком, со странами, открывавшими большие возможности для развития русской торговли. Русское правительство знало и о природных богатствах Осетии. Оно особенно заинтересовалось залежами в Осетии свинца, в котором Россия очень нуждалась. Русское правительство надеялось договориться с представителями осетинских обществ, чтобы тайно от Турции и Ирана вывозить руду из Осетии. Таким образом, в середине XVIII века русское правительство имело в Осетии свои военные и экономические планы. Поэтому оно придавало предстоящим русско-осетинским переговорам большое значение.
Слайд 15
источники http://ru.wikipedia.org http://www.0zd.ru http://fandag.ru http://edinay-russia.narod.ru/OSETINY.htm http://fandag.ru/publ/14-1-0-56
Ручей и камень
Извержение вулкана
Сорняки
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Иван Васильевич меняет профессию