Ученик 4 класса Горелов Егор под руководством своего учителя Деминой Н.В. и научного консультанта Салугиной Н.П., к.и.н., доцента выполнил исследовательскую работу "Экспериментальные способы изучения древней керамики" и принял участие в Окружной научно-практической конференции для младших школьников, 2015г.
В ходе всей работы Егор познакомился с особенностями основными методами изучения технологии керамики и разными способами лепки сосудов. Экспериментальным путем, соблюдая технологию изготовления дрквней керамики слепил сосуды. Принял участие в археологической экспедиции в составе группы юных археологов, участвовал в раскопках, слушал лекции ученых, принимал участие в ролевых играх.
На протяжении всей экспедиции им были сделаны фотографии, отражающие два способа обжига керамики и сосудов. По окончанию экспедиции был составлен фотоотчет. (приложение к работе)
За данную работу ученик 4 класса Горелов Егор был награжден Дипломом I степени.
Вложение | Размер |
---|---|
gorelov_egor_4_klass_kraevedenie.docx | 30.66 КБ |
prilozhenie_k_rabote_gorelova_egora.docx | 1.96 МБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Краеведение»
Экспериментальные способы изучения
древней керамики
Автор: Горелов Егор, ученик 4 класса
ГБОУ ООШ №21 г. Чапаевск
Руководитель: Демина Наталия Викторовна,
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ ООШ №21 г.Чапаевска
Научный консультант: Салугина Наталья Петровна, к.и.н., доцент
г.Чапаевск, 2015г.
Содержание
Введение | 3-4 |
Глава I. Приемы и способы работы древних гончаров Самарского Поволжья Глава II. Экспериментальное исследование способов лепки сосудов | 5-8 9-13 |
2.1. Технология изучения древней керамики | 9-10 |
2.2. Проведение экспериментального исследования | 10-13 |
Заключение | 14-15 |
Литература | 16 |
Приложение | 17 |
Введение
Керамика является самой массовой категорией находок при раскопках археологических памятников и одним из самых информативных источников. Чаще всего керамику изучают с точки зрения морфологии, т.е внешних особенностей: изучается форма сосудов и орнамент. Менее всего изучены особенности технологии изготовления глиняной посуды, т.к. эта информация скрыта от глаз исследователей.
Московским археологом А.А.Бобринским в 1978 г. была разработана методика исследования именно технологии изготовления сосудов, начиная от отбора исходного сырья и заканчивая обжигом. Им были выделены общие приемы выделения способов изготовления керамики. Изучение технологии очень важно для археологов, т.к. каждая родственная группа имела свои приемы и способы изготовления глиняной посуды. Поэтому, когда археологи понимают, как изготовлена керамика, они делают выводы о родственности населения, их контактах, передвижениях и т.д. [1,7]
В Самарской области археологическими раскопками изучены десятки поселений и могильников срубной археологической культуры эпохи бронзы (середина II тысячелетия до н.э., т.е. 4,5 тысячи лет тому назад). Технологически керамика из этих памятников изучена еще не достаточно. Поэтому проведение экспериментальных работ, направленных на моделирование возможных способов ее изготовления актуально [3,22-23]
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что керамика срубной культуры могла делаться несколькими способами: с помощью лоскутного налепа на форме-основе и из лент, наращиваемых по кольцевой траектории, но без формы-основы.
Данная гипотеза основывается на микроскопическом изучении керамики самарских археологов – специалистов по древней гончарной технологии. Чтобы проверить нашу гипотезу было решено изготовить несколько сосудов именно этими способами и сравнить с археологическими находками на раскопках.
Объект исследования данной работы технология изготовления древней керамики, характерной для бронзового века Самарского Поволжья
Предмет исследования: лепка сосудов разными способами, которые были характерны для бронзового века Самарского Поволжья
Цель исследования: проанализировать экспериментальным путем, способы лепки сосудов, которые были характерны для бронзового века Самарского Поволжья.
Задачи:
Методы:
Мы искали информацию о древней керамике, как историческом источнике, которую узнали из энциклопедий, из Интернет-источников.
2. Аналитический.
Мы проанализировали методы изучения технологии керамики, разные способы лепки сосудов характерных для бронзового века Самарского Поволжья.
3.Экспериментальный.
Мыпроверили свои наблюдения методом эксперимента: взяли те примеси, которые увидели под микроскопом и составили формовочную массу (тесто, из которого лепится сосуд). Потом из этой массы разными способами слепили сосуды, высушили и обожгли их, а потом сравнили с археологическими сосудами, найденными на раскопках.
Глава 1. Приемы и способы работы древних гончаров
Самарского Поволжья
Очень часто работу археолога сравнивают с работой детектива, распутывающего сложное преступление, или криминалиста, который по различным следам, отпечаткам пальцев, остаткам одежды и т. д. должен восстановить картину преступления. Действительно, археологи-керамисты по следам, отпечаткам, оставленным на керамике столетия и тысячелетия назад, восстанавливают приемы и способы работы древних гончаров.
Однако, главным в работе археолога является стремление понять и правильно объяснить события и исторические процессы, произошедшие многие века назад[2,30].
Любое гончарное производство, древнее или современное, строго организовано. Одна операция следует за другой, и нарушать этот порядок нельзя. Каждая ступень – это узкая технологическая задача, которая решается в любом гончарном производстве. Теперь мы более подробно остановимся на характеристике каждой стадии [2,38].
Исходное сырье — это тот основной пластический материал, из которого делается посуда. Существует точка зрения, что древнейшим из них был органический материал (помет птиц, навоз животных, илы). Он обладал необходимыми свойствами: пластичностью, клейкостью и способностью сохранять форму изделия после высушивания.
Однако уже в ранние эпохи в качестве сырья для производства посуды используется глина. Тем более, что распространена она практически повсеместно. Глина представляет собой осадочную горную породу, обладающую рядом полезных свойств: размоканием в воде, пластичностью во влажном состоянии, сохранением формы при высыхании, способностью приобретать после обжига высокую механическую прочность, термической устойчивостью, способностью поглощать и передавать тепловую энергию при нагревании [2,39].
Как же гончары, без специальных научных знаний, часто полуграмотные, выбирали необходимую им глину? Опираясь на знания, накопленные поколениями мастеров, на свой личный опыт, гончары вырабатывали свои представления о глине, ее пригодности для работы. Основным качественным показателем, на который прежде всего обращалось внимание, была степень пластичности. Пластичность определяется довольно просто, часто на ощупь, путем разминания и растирания кусочков глины руками или зубами.
Пригодность глины определяется еще и таким способом: из комочка глины раскатывается жгутик и сворачивается в колечко, если колечко не трескается, глину можно использовать для лепки.
Места, где добывали глину, — "глинища" — располагались обычно недалеко от поселков, где работали гончары. Многие глинища разрабатывались населением на протяжении жизни нескольких поколений[2,42].
Каковы же приемы? Изготовление полого тела или стенок сосуда в рамках указанного направления связано с использованием определенных "строительных элементов" или порции глины. В качестве таких элементов выступают жгуты, ленты и лоскуты.
Жгуты наращиваются, как правило, по спиральной траектории. Гончар раскатывает длинный жгут и делает несколько оборотов. Жгуты примазываются либо с внешней, либо с внутренней стороны, либо в торец.
Глиняные ленты делаются из жгутов путем их уплощения. "Классический" способ наложения лент но кольцевой траектории, когда делается один оборот. Характерно также переменное наложение лент: с внешней стороны, с внутренней и т. д.[2,50]
Лоскуты — небольшие порции глины, которые либо отрываются от жгута, либо делаются отдельные лепешки. Налепливаться они могут как без определенной системы, так и по спирали.
Наиболее древним представляется бессистемный лоскутный налеп. Затем в процессе эволюции на его основе развиваются спирально-лоскутный, спирально-жгутовой способы.
Изготовив начин и полое тело, мы получаем как бы основу будущего сосуда. Далее ему надо придать необходимую форму. Эта работа может происходить еще на ступени конструирования, т. е. когда делается начин и полое тело, будущему изделию сразу придается задуманная форма. Но часто это становится отдельной операцией[2,51].
На территории Самарского Поволжья в бронзовом веке (середина II тысячелетия до н.э., т.е. 4,5 тысячи лет тому назад) жили племена срубной археологической культуры. В отличие от других племен охотников и рыболовов они были уже земледельцами и скотоводами. Основным занятием этих племен было скотоводство, хотя, конечно же, они охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали различные растения, ягоды, грибы и т. д. Важным видом хозяйственной деятельности было гончарство.На территории Самарской области исследовано несколько стоянок срубной культуры.
Интересные результаты дало исследование технологии керамики. В это время, по-видимому, продолжалось использование глиноподобных материалов, но началось и знакомство с глинами [2,96].
Температуры обжига сосудов были разнообразными, но часто сосуды обжигались без доступа кислорода, о чем свидетельствуют темно-серые и черные изломы, а также наличие темных пятен. Способы конструирования сосудов были лоскутный, жгутовой и лентами. Однако, лоскутный налеп в отличие от неолита стал более организованным: спиралевидным. При этом налепе лоскутки формовочной массы, отрываемые во время лепки от жгута, накладывались по спирали, друг за другом [4].
Выводы по главе 1:
Глава 2. Экспериментальное исследование способовлепкисосудов
2.1. Технология изучения древней керамики
Люди в своей жизни всегда пользовались различными емкостями, они были необходимы для переноски и хранения воды. Первые емкости могли быть изготовлены из природных материалов: дерева, камня, плодов растений. Например, кокосовый орех, выдолбленная тыква и т.д.
Керамика или посуда, изготовленная их глины, появилась в позднем каменном веке, неолите, примерно в VIII тыс. до н.э. Термин "керамика" происходит от греческого слова "керамос", что означает — глина [4].
Именно с этого времени начинает развиваться гончарство. Гончарство — это область производственной деятельности человека по изготовлению посуды и некоторых других предметов из глины и ее смесей с другими материалами, которые после термической обработки приобретали камнеподобное состояние [2,8].
Глина — это измельченный продукт разрушения горных пород, которые от переменного действия тепла и холода, влияния влаги и воздуха, а также многих других факторов, разрушаясь, образовывали рыхлый порошок — глину. Глины обладают свойством пластичности: глиняный порошок, замешанный с водой, образует вязкое тесто, способное формоваться и сохранять приданную ему форму. Обожженное в огне тесто приобретает твердость и крепость камня [2,5].
Очень важно, что керамика является наиболее массовой находкой при археологических раскопках. При этом керамика разных археологических культур, т.е. разных народов отличалась и по внешним особенностям (по форме, орнаменту) и по особенностям ее изготовления, которые скрыты от глаз исследователя. Каждая группа населения делала посуду из определенных сортов глины, в которую добавляли разные примеси, лепили сосуды тоже по-разному: одни гончары делали глиняные жгуты и налепливали их по спирали, другие расплющивали жгуты, делали глиняные ленты и соединяли их по кольцу, третьи использовали лоскутки или комочки глины [2,10].
Основными методами изучения технологии керамики являются:
Как же ученые узнают о том, каким образом сделана керамика? Для этого используется метод эксперимента. Вначале ученые изучают керамику под микроскопом и определяют, какие примеси добавлялись в глину; по особенностям спаев (мест соединения отдельных элементов) они определяют возможные способы лепки сосуда. А потом проверяют свои наблюдения методом эксперимента, т.е. берут те примеси, которые они увидели под микроскопом и составляют формовочную массу, т.е. тесто, из которого лепится сосуд. Потом из этой массы разными способами лепят сосуды, высушивают их, обжигают, а потом разбивают и сравнивают изломы экспериментального и археологического сосуда. Это очень трудоемкий процесс [1,30].
2.2.Проведение экспериментального исследования
Я несколько раз работал в археологической экспедиции, где раскапывали поселения бронзового века (Шигоны, Федоровка около с.Приволжье). Там было найдено много обломков глиняной посуды и я заинтересовался, как ее делали гончары бронзового века.
В Самарской области работает единственная в России экспериментальная экспедиция по изучению древнего гончарства (недалеко от пос. Прибрежный Красноглинского района г.Самары). Летом 2014 г. я побывал в этой экспедиции и попробовал сделать сосуды теми способами, которые были характерны для бронзового века Самарского Поволжья. Об этом я вам сейчас и расскажу.
Подготовка формовочной массы.
Для подготовки формовочной массы была использована глина, в которую был добавлен шамот (старые измельченные сосуды) и навоз коровы. (Навоз животных широко использовался древними гончарами всех районов мира. Это в настоящее время доказано работами археологов и этнографов.) Обычно заготавливается большое количество формовочной массы, поэтому ее переминают ногами, а потом дополнительно – руками (приложение №1). Формовочная масса считается готовой, когда она перестает липнуть к ногам.
Лепка сосудов.
1-й способ – лоскутным налепом на форме-основе. Для этого берется форма-модель, это может быть старый горшок. Я взял деревянную болванку, специально сделанную для этого. Деревянную основу накрыл влажной тканью и стал обмазывать ее небольшими порциями глины – лоскутами, которые отрывал от комка глины (приложение №2). Влажная ткань необходима для того, чтобы потом было легче снять сосуд с основы. Когда основа полностью была облеплена глиной, колотушкой уплотнил глину, загладил влажной тряпочкой и оставил на некоторое время на основе. Получился практически целый сосуд. Долго оставлять на основе нельзя, т.к. глина начнет высыхать и может потрескаться (усадка). Поэтому через полчаса сосуд был снят с основы, заглажен изнутри, и на него нанесен орнамент. После этого сосуд был поставлен на просушивание.
2-й способ – на плоскости, кольцевым налепом из лент. Вначале из комка глины делается кружок диаметром примерно 5-7см, толщиной примерно 1 см, края которого загибаются наверх. Это дно будущего сосуда. После этого делаются глиняные ленты: берется глина, раскатывается жгут (колбаска), которую ребром ладони уплащиваем в плоскую полоску – ленту, шириной примерно 2 см. Эту ленту прилепляем к дну. Делаем один оборот ленты – кольцо. Потом делаем следующую ленту, прилепляем к предыдущее и так дальше – в зависимости от того, какой высоты сосуд мы делаем (приложение №3). У нас получается заготовка, из которой далее пальцами сосуду придается форма: где-то выдавливаем глину и расширяем сосуд, где-то, наоборот, сужаем. Главное, чтобы соединять ленты плотно. После того, как сделали сосуд, его отправляем на сушку.
Сушка сосудов. Сосуды должны обязательно хорошо просохнуть. Сушатся сосуды в безветренном месте, в помещении, куда не попадают прямые солнечные лучи. Это необходимо для того, чтобы сосуды высыхали равномерно. Через несколько дней сосуды можно вынести на улицу, и они досыхают на солнце.
Обжиг сосудов. Это самая ответственная стадия в гончарном производстве. Если сосуды не до конца высохли, если неверно провести обжиг, то вся посуда растрескается и пропадет весь труд. В экспедиции построены разные устройства для обжига керамики.
Очаг – на ровной круглой площадке строятся стенки высотой примерно 30-40 см . На дно очага укладывается топливо, на него ставятся сосуды, они укрываются топливом и вся конструкция поджигается. Так проходит обжиг в очаге (приложение №4). При обжиге в очаге сосуды и топливо соприкасаются друг с другом, поэтому сосуды получаются пятнистыми: там, где плашка ляжет на сосуд, т.е не будет доступа кислорода, на сосуде получится темное пятно.
Другое устройство для обжига – горн (приложение №5). Это более сложное устройство. В нем есть отдельно камера, где сжигается топливо и камера, куда ставятся сосуды. Между ними – перегородка с отверстиями – продухами. Через эти отверстия горячий воздух поступает из топочной камеры в обжигательную и сосуды обжигаются этим горячим воздухом. Здесь топливо и сосуды не соприкасаются и поэтому сосуды получаются ровного коричневого цвета.
В бронзовом веке горнов не было, и сосуды обжигались в очагах. Но, чтобы понять, как проходил обжиг, сосуды, которые я сделал обжигали один в очаге, один – в горне. В первом случае у меня получился сосуд с темными пятнами, а во втором случае – ровного красивого коричневого цвета.
Таким образом, я побывав в этой экспедиции, понял, каким образом делались сосуды в бронзовом веке.
Выводы по экспериментальному исследованию:
Заключение
Керамика является самой массовой категорией находок при раскопках археологических памятников и одним из самых информативных источников. Московским археологом А.А.Бобринским в 1978 г. была разработана методика исследования именно технологии изготовления сосудов, начиная от отбора исходного сырья и заканчивая обжигом.
В Самарской области археологическими раскопками изучены десятки поселений и могильников срубной археологической культуры эпохи бронзы (середина II тысячелетия до н.э., т.е. 4,5 тысячи лет тому назад).
Интересные результаты дало исследование технологии керамики. Температуры обжига сосудов были разнообразными, но часто сосуды обжигались без доступа кислорода, о чем свидетельствуют темно-серые и черные изломы, а также наличие темных пятен. Способы конструирования сосудов были лоскутный, жгутовой и лентами. Однако, лоскутный налеп в отличие от неолита стал более организованным: спиралевидным. При этом налепе лоскутки формовочной массы, отрываемые во время лепки от жгута, накладывались по спирали, друг за другом.
Археологи давно изучают древнюю керамику. Но если раньше исследовали, в основном, внешние черты и характеристики сосудов: форму и узоры (орнамент), то сейчас все большее внимание уделяется изучению технологии ее изготовления.
Это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что керамика срубной культуры могла делаться несколькими способами: с помощью лоскутного налепа на форме-основе и из лент, наращиваемых по кольцевой траектории.
Чтобы проверить нашу гипотезу было решено изготовить несколько сосудов именно этими способами, соблюдая технологию изготовления древней керамики и сравнить с археологическими находками на раскопках.Поведя экспериментальное исследование мы увидели, что наши сосуды внешне напоминают сосуды с археологических раскопок. Действительно при обжиге в очаге получаются на стенках сосудов темные пятна, что характерно для технологии изготовления керамики гончарами бронзового века Самарского Поволжья.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что экспериментальным путем наша гипотеза подтвердилась.
Побывав в этой экспедиции, я принял участие в экспериментальной экспедиции по изучению древнего гончарства (недалеко от пос. Прибрежный Красноглинского района г.Самары), узнал, каким образом делались сосуды в бронзовом веке (II тысячелетие до н.э., т.е. 3 тысячи лет тому назад), принял участие в исследовании древней керамики и попробовал сделать сосуды теми способами, которые были характерны для бронзового века Самарского Поволжья.
http://www.alabin.ru/files/biblioteka/kraevzap15/10_keram.html
Привередница
На горке
Развешиваем детские рисунки дома
Военная хитрость
Как нарисовать черёмуху