Цель проекта: рассказать о значении преподобного Сергия Радонежского в деле устройства и сохранения единства русского государства и Церкви.
Задачи проекта:
1. Собрать информацию о преподобном Сергии, используя разные источники;
2. Рассказать о жизни преподобного Сергия, показать, насколько важными для нашей страны являются его деяния;
3. Показать миротворческие, просветительские, духовные подвиги преподобного, его неоценимый вклад в русскую культуру.
4. Показать связь Каширской земли с Сергием Радонежским.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.1 МБ |
Проектная работа | 10.03 КБ |
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
ПРОЕКТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме «Почитание преподобного Сергия Радонежского в истории моего края»
Автор:
Иванова Елена,
учащаяся 9 класса.
Руководитель:
Степанова Надежда
Афанасьевна, учитель
русского языка и
литературы
Кашира
2014
Введение.
Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью, Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян.
Цель проекта: рассказать о значении преподобного Сергия Радонежского в деле устройства и сохранения единства русского государства и Церкви.
Задачи проекта:
1. Собрать информацию о преподобном Сергии, используя разные источники;
2. Рассказать о жизни преподобного Сергия, показать, насколько важными для нашей страны являются его деяния;
3. Показать миротворческие, просветительские, духовные подвиги преподобного, его неоценимый вклад в русскую культуру.
4. Показать связь Каширской земли с Сергием Радонежским.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы на примере жития преподобного Сергия Радонежского воспитывать в молодежи доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры.
Краткая аннотация: Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей преподобных, основателей монастырей. Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?
Будущий подвижник Сергий (Варфоломей) родился в первой четверти XIV в. в Ростовской земле в 1314г. Согласно древнему ростовскому преданию, родители Сергия — боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова — там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь. В юности Варфоломей (Сергий) твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. Однако лишь после смерти родителей он смог осуществить свой замысел.
О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится главным образом в его житии. Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником —. Пахомием Сербом (Логофетом) — и лишь в таком виде дошёл до наших дней.
Основная часть.
…Но еще есть Свет верховный,
Свет не солнца и планет,
Но чистейший Свет духовный,
Свет науки, Божий Свет …
В. Бенедиктов.
В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы на холме Маковец. Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел и умереть в своем лесном уединении. Но часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней.
Человек, искренне избегающий земного почета и славы, приобрел смирение – основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.
Как передавал Епифаний, Сергий Радонежский переносил всякого рода лишения, изнурял плоть свою непрестанным постом и бдением, был неутомим в молитве и трудах. На всех иноков, пришедших к нему на сожительство, он действовал примером своей жизни. Он, как некогда преподобный Феодосий Печерский, сам рубил дрова и разносил по кельям, молол жито в жерновах, пек хлебы, варил пищу для братии, шил обувь и одежду и на своих плечах носил из источника на гору воду в двух водоносах и поставлял у кельи каждого, а ночи проводил без сна в молитве, питался только хлебом и водою, ни одного часа не оставался праздным и что бы ни делал, на устах его всегда был псалом.
Скоро про святого Сергия узнали по всей России, и все почитали его за праведника. Но он оставался по – прежнему скромным, и как всегда, работал больше всех. Одет был всегда так бедно, что никто не признал бы в нем игумена. Многие приходили издалека, чтобы взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его и один простой землепашец, который не признал в старце, трудившемся над грядкой, игумена. Но, когда понял свою ошибку, бросился к ногам Преподобного, прося прощения. Простодушный землепашец до того был побежден кротостью великого Старца, что вскоре снова прибыл в Обитель, чтобы остаться в ней, и принял монашество. Так простота и великая благодать Преподобного действовали сильнее всякого великолепия.
Слава о святом чудотворце разносилась далеко за пределами края. Епифаний рассказывал про случай с бесноватым знатным вельможей, жившим на берегах Волги, который, будучи связан, разрывал железные узы и скрывался от людей, живя среди диких зверей, пока его не находили домашние. Решили вельможу повезти насильно к святому. Когда Сергию сказали о том, то он приказал всем собраться в церковь и служить молебствие о болящем. А сам вышел к бесноватому с крестом, и лишь только осенил того и окропил святой водою, как больной с диким воплем «горю, горю» бросился в большую лужу, но внезапно утих и стал совершенно здрав. Такие исцеления и чудеса широко разносились по окрестностям, и в Обитель к Преподобному притекали со всех мест люди разного положения, от князей и бояр до простых и самых нищих.
Чудесная помощь Сергия Радонежского наблюдалась и в 16 веке, когда в России наступило трудное время, названное Смутным. За царский престол боролись самозванцы. Они опирались на помощь врагов, обещая изменить на Руси православную веру.
В 1608 году враги окружили Троице-Сергиеву лавру и послали осажденным ультиматум об условиях сдачи: «…Покоритесь… Если же не покоритесь и не отдадите нам града, мы возьмем его сами и ни один из вас милости от нас не увидит. Каждый умрет зло смертью!»
Однако русские люди отказались предать веру своих отцов и заветы преподобного Сергия. Все жители окрестных земель сошлись под защиту Троице-Сергиевой лавры.
Предание сохранило память об этой чудесной помощи Преподобного Сергия Радонежского, его явления в то время разным людям. Он предупреждал о тех местах обители, в которых будет совершено вражеское нападение и защитники успевали приготовиться к обороне.
Раз, явившись в видении келарю Авраамию Палицину, Преподобный благословил его и с ним двух монахов скакать за помощью в Нижний Новгород. И Москва была освобождена от поляков, в летописи остался в памяти народной подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Великим князем Московским во дни преподобного Сергия был Димитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Задумав освободить Русь от татарского ига, он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его, потому что любил Россию, жалел народ свой и знал, что князь идет биться за правое дело, за свое отечество, за веру православную. Хоть и страшная была сечь на Куликовом поле, хоть и много русских воинов нашли себе смерть в этом побоище, но Господь даровал им победу. Димитрий Донской вернулся в Москву победителем.
Новгородская летопись свидетельствует, что направлялся он в Коломну. И путь его лежал через древнерусскую Коширу (на левом берегу) и сделал после очередного утомительного перехода остановку для ночлега и отдыха на пустынном песчаном берегу Оки. Здесь, на белых песках, к нему привел по Каширскому тракту воевода Никула Вельяминов. Именно здесь провели ночь с 22 на 23 августа будущий победитель Куликовской битвы Боброк – Волынец, бесстрашные витязи Пересвет и Ослябя, мужественный боярин Михаил Бренк.
По преданию, на месте остановки русского войска на белых песках князь Димитрий Донской поставил позже обетный храм в честь победы на Куликовом поле. Народная молва из поколения в поколение связывает это событие с благословением преподобного Сергия, который и сам не раз проходил по этой земле.
О существовании храма на месте будущего монастыря говорит древний фундамент, обнаруженный на том месте, где сейчас стоит монастырский храм преподобного Сергия Радонежского.
Великое значение имеет для нас имя Преподобного Игумена земли русской. Святой Сергий был в наших краях. Он показал нам здесь образ святой жизни, образ покаяния.
Сохранилось предание, что когда преподобный Сергий шел из Серпухова через белые пески в город Коломну, то полюбил это место, благословил и изрек: «Быть тут монастырю» - и водрузил Крест Господень.
Есть здесь в местечке Акри и целебный источник преподобного Сергия, который, как и в Радонежских лесах, был изведен им ударом о землю посохом на сухом месте. Вода его, чистая и вкусная, исцеляет с верою приходящих от глазных болезней и разных недугов.
По устным сказаниям белопесоцких иноков, в монастыре сохранялись келья и посох Преподобного.
До середины XX века оставался на монастырской территории перед братским корпусом и святой Сергиев колодец. Воду из него никогда не использовали в бытовых или технических нуждах, а употребляли как святыню.
Каширяне в связи с именем преподобного Сергия рассказывают примерно следующее. Когда Преподобный хотел переправиться через Оку, каширский перевозчик потребовал с него слишком дорогую плату и ни за что не хотел уступить, хотя видел, что ризы на старце худые и бедные.
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?
Заключение.
Русские православные монастыри, словно негасимые лампады, сияют нетленным блеском по просторам России. Издревле они служили и служат ее духовной опорой, особенно в тяжелые годы испытаний русской государственности. Вот уже 515 лет, как в Каширской земле стоит скромная Свято – Троицкая Белопесоцкая обитель, напротив города Каширы. Многое повидал на своем веку Троицкий Белопесоцкий монастырь, выдержав все неприятельские осады, с годами достраивался, перестраивался, становился все краше и величественнее, удивляя и восхищая людей всех эпох своим архитектурным великолепием, и постепенно превратился в «Диво» или «Жемчужину на Белых Песках», как и теперь с любовью называют его люди. Но из всех значительных подмосковных исторических памятников этот монастырь является едва ли не самым забытым.
Пришла пора исправить это положение. Я призываю всех православных, всех русских людей, любящих свое Отечество, каширян и ступинцев, поклониться «Жемчужине» на Белых Песках. А находится она по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.
Как проехать к Белопесоцкому монастырю.
Проезд к Белопесоцкому монастырю на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Акри», далее автобусом «Ока» до остановки «Монастырь» или до ст.Белопесоцкий, далее пешком до монастыря. Можно проехать и на личном транспорте по Федеральной трассе «Москва - Дон», до деревни Лужники, по указателю налево до монастыря.
Богослужение в монастыре совершается ежедневно:
8.00 - часы, Божественная Литургия
16.00 - вечерняя служба
Контактный телефон Белопесоцкого монастыря: (49664) 9-05-83.
Сайт Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря: http://www.svtbm.ru/
Хочу сказать, что сама я не раз бывала в этом святом месте. И каждый раз испытывала такое трепетное волнение! А, покидая монастырь, хочется еще и еще не раз посетить наше «Диво».
Используемая литература и ресурсы Интернета:
Муравьиная кухня
Филимоновская игрушка
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Шум и человек
Повезло! Стихи о счастливой семье