Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.
Могущество и красота математической мысли - в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций. И вместе с тем математические высказывания - определения, теоремы, формулы - сопоставимы с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной плотности языка.
Математика в своей сущности достаточно таинственна и романтична.
Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями? Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только?
Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе.
Актуальность выбранной темы - увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи:
- установить связь между математикой и литературой;
- опровергнуть стереотип о сухости математиков;
- найти материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация обучающихся | 2.85 МБ |
fiziki_i_liriki_.doc | 120 КБ |
zashchita_proekta.doc | 53.5 КБ |
metodicheskiy_pasport_uchebnogo_proekta.doc | 41.5 КБ |
Проект «Физики и лирики»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»
Адрес: 190020, Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 29, Литера А
Тел/факс: 251-28-97, тел.: 251-12-91
ПРОЕКТ
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Выполнили: | Журба Кирилл Кудрявцева Ксения Полуянко Анна Филиппов Александр Чикишев Павел Яскеляйнен Анна |
Руководитель проекта: | Ю. А. Липатова учитель математики |
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1 Математика в литературе
1.1 Математики-писатели………………………………………………..3
1.2 Математические задачи в литературных произведениях………….6
1.3 Графическая поэзия…………………………………………………..7
1.4 Палиндром…………………………………………………………….8
Глава 2 Литература в математике
2.1 Писатели-математики………………………………...………………9
2.2 Поэты о математике………………………..........................................11
2.3 Математика в стихах …………………………………………...…….12
2.4 Цифровые стихи ……………………..…………………...…………..15
Заключение…………………………………………….…………...……..19
Литература …………………………………………………………...…...20
Введение
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.
Могущество и красота математической мысли - в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций. И вместе с тем математические высказывания - определения, теоремы, формулы - сопоставимы с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной плотности языка.
Математика в своей сущности достаточно таинственна и романтична.
Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями? Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только?
Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе.
Актуальность выбранной темы - увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи:
- установить связь между математикой и литературой;
- опровергнуть стереотип о сухости математиков;
-найти материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой.
Объектом исследования данной работы являются:
а) фрагменты литературных произведений известных писателей и поэтов, которые можно просчитать, доказать или опровергнуть, используя знания, полученные на уроках математики;
б) стихи и проза математиков и о математике, которые попробуем проанализировать с точки зрения литературных произведений.
Используемый математический материал является обязательным для изучения и традиционно выносится на итоговую аттестацию.
Планируется самостоятельная деятельность учащихся по поиску, отбору, систематизации и представлению информации. Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформляются учащимися в виде сборника статей.
Итак, мы попытались найти произведения, взглянув на них глазами литератора и математика.
Над проектом работали две группы:
«Литематики» и «Матераторы»
Глава 1 Математика в литературе
1.1 Математики-писатели
Софья Ковалевская (1850 – 1891)
Известный математик Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Софья Васильевна писала прозаические произведения:
- роман «Сестры Раевские»;
- драма «Борьба за счастье» (написана в соавторстве со шведской писательницей А.Ш. Леффлер), в которой отражены политические идеалы С.В. Ковалевской. Заключительный аккорд ее пьесы: «Сила не в одиночестве – в единении» - созвучна идеям объединения революционных сил в борьбе с любыми формами народного угнетения;
- роман «Нигилистка» был запрещен в России вплоть до 1917г. В нем писательница верно поняла и хорошо изобразила новое в психологии русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею.
- «Воспоминания детства» интересны описанием нравов помещичьей усадьбы второй половины ХIХ в., методов воспитания детей; ценна в историческом отношении данная в книге картина развития русской литературы того периода, когда творили А.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию:
Если ты в жизни, хотя на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч света сквозь мрак и сомненье
Ярким сиянием твой путь озарил:
Что бы, в решении своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой.
Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856)
Великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем, деятель университетского образования и народного просвещения. Н.И. Лобачевский в молодости написал стихотворение «Разлив Волги при Казани»:
Царица рек, в торжественном теченье
К далеким Каспия обширного водам
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С ней – древней матерью татарским городам!..
Ужели и твоих иссякнет волн стремленье –
И Волга зарастет болотною травой?
И, где суда твои крылатые сквозили,
Увязнет странника усталая нога?
Куда они с собой веселье привозили –
Осиротелые умолкнут берега!..
Нет!.. бытие твое до вечности продлится,
Как память ясная великих дел.
Великое в веках бессмертием хранится
И не ему ничтожество – удел.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
Всегда, везде покорные ему.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения; физик, математик, химик, поэт; поборник российского просвещения – вот что пишут об этом замечательном ученом биографы. Ломоносов был не только естествоиспытателем, но и гуманитарием, филологом и поэтом. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739г.) он обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, сохранившуюся в русской поэзии и поныне. Стал создателем русской оды. Сыграл важную роль в разработке жанров послания, идиллии, эпиграммы. Ниже будет представлено одно из его самых известных стихотворений «Случились вместе два астронома в пиру…»
«Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил : «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
1761г.
1.2 Математические задачи в литературных произведениях
Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между — делом, зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Если читатель любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить и т.п. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие.
Перейдем к конкретным примерам.
Задача №1.
Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В коробке оставалось еще 20 рублей.
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев».
Здесь даже не сформулирован вопрос, но он напрашивается сам собой: сколько трех – и пятирублевок отец Федор взял и сколько оставил? Ну, а, чтобы обеспечить единственность решения, добавим дополнительное условие: отец Федор взял с собой большую часть трехрублевок и большую часть пятирублевок. Как ни странно, этого вполне достаточно.
1.3 Графическая поэзия
Одним из видов симметрии в литературе является графическая поэзия:
И
Кто
Придя
в твои
запретные,
где б не был до того никто,
найдет безмолвные твои
и, тайны света низведя,
в тьме безответные
родит тебе мечты,
тот светлый ты,
твоя звезда живая,
твой гений двойника.
Его смиренно призывая,
смутясь, молись издалека.
А ты, а ты, вечерняя звезда,
тебе туда
глядеть,
где я,
я.
И. Рукавишников
Мы –
Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вздыхает.
Шёпот звезд долетает порой,
И лазурные чувства теснятся толпой.
Всё забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
"Да!"
Э.Мартов
«Создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление. Крайне характерно, что игра фигурными стихами существует не в виде формул или схем, она облечена в форму искусства. Для ученых, поэтов фигурные стихи - своего рода «скрипка Шерлока Холмса», инструмент, дающий возможность пользоваться особым, синтетическим видом мышления, который иногда крайне необходим». (Анна Благая)
1.4 Палиндром
Абсолютное проявление симметрии в литературе – это палиндром. Палиндромы — это фразы, которые читаются по буквам одинаково, как слева направо, так и справа налево. Разрывы между словами, а также пунктуация и ударения при этом не учитываются.
Написать палиндромом целое стихотворение очень сложно. Чем оно длиннее, тем труднее сохранить в нем содержание, связность и красоту. В. Хлебников установил настоящий поэтический рекорд, написав целую палиндромную поэму "Разин" из 350 строк (1912 г.)
«А луна канула»,
«А роза упала на лапу Азора».
Палиндром В.Набокова:
Я ел мясо лося, млея...
Рвал Эол алоэ, лавр.
Те ему: "Ишь! И умеет Рвать!"
Он им: "Я - минотавр!"
Итак, симметрия в литературе играет важную роль: её используют в качестве обычного приёма в поэзии (ритм и рифма) и для создания художественных произведений и уникальных стихотворений. Она придаёт произведениям оригинальность, красоту звучания и особое восприятие.
Глава 2 Литература в математике
2.1 Писатели-математики
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. Славы.
Задачи Льва Николаевича Толстого
Как известно, великий русский писатель Л.Н.Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика». Авторство первой задачи приписывают Льву Толстому, который придумал ее для учеников второго класса церковно-приходской школы. На сайтах относительно этой задачи такой вот текст: «сейчас ее правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков».
Условие задачи:
Мужик продает шапку. За шапку хочет 10 рублей. Подходит покупатель, смотрит, меряет и решает купить. Дает 25 рублей одной купюрой. У продавца нет сдачи. Он посылает мальчишку- помощника к тете Клаве разменять деньги. Мальчишка деньги быстренько разменял и вернулся. Мужик отдал покупателю шапку, сдачу и тот ушел. Через некоторое время прибегает тетя Клава и заявляет, что деньги, которые принес на размен мальчишка фальшивые. Она предлагает мужику не ходить в участок, а прямо сразу вернуть ей деньги. Делать нечего, мужик лезет в карман и отдает тете Клаве свои кровные 25 рублей. Вопрос: На сколько денег «попал» продавец?
Решение:
Итак, мужик получил деньги только от тети Клавы, которая в результате размена вручила ему через мальчика 25 рублей. А выплачивал он деньги дважды - это сдача покупателю шапки (15 рублей) и возврат тете Клаве 25 рублей вместо фальшивых. В сумме - 40. Разница 40 – 25 = 15. Ответ: 15 рублей.
«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своего мнения о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» - так, в виде числителя и знаменателя, Л.Н.Толстой раскрывал достоинства человека и оценку им самого себя.
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
советский поэт. Драматург, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Тексты для конфетных оберток написаны и проиллюстрированы им в 1923г.
Новые гири-
Старых тяжелее.
Мы их примем,
Прежних не жалея.
Чтобы точно прикинуть
Фунты к килограмму,
Нужно запомнить
Такую программу:
Фунтами вес
для ровности класть,
и после отнять
сорок третью часть.
Фунт – четыреста граммов.
Упирай на этот пункт,
новый разум вырасти:
тянет граммов старый фунт
около четыреста.
Один грамм.
Зря не надо быть упрямым,
надо вещи вешать граммом.
В грамме этом – сам вникай-
четверть лишь золотника.
2.2Поэты о математике
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах:
- «Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» - Гете.
- «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» - Н.Гумилев.
- «Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» - В.Брюсов.
- «Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» - В.Хлебников
2.3 Математика в стихах
Математическая ветвь научной поэзии Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) включает в себя несколько стихотворений, звучащих как гимн
математике. Это «Числа», «К портрету Лейбница», «Мир N измерений» и некоторые другие.
Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – вне сознания – далёко,
Туда, где светят царственные числа.
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намёк случайный,
Объемлет нас непересказанный трепет…
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!
Брюсов В. Числа.
Неповторимо и своеобразно творчество Александра Александровича Блока (1880 – 1921), написавшего поэму «Скифы» и другие изречения о математике.
…Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит!
Мы любим всё – и жар холодных числ,
И дар божественных ведений,
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Блок А. Скифы
Древние задачи
Сильное впечатление производит использование оригинальных формулировок задач, теорем, доказательств, известных из истории. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. Вот пример – древнеиндийская задача:
«Есть кадамба-цветок.
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветом наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?»
Пусть всего собралось Х пчелок, тогда имеем уравнение:
х + (
Решив это уравнение, получим ответ: 15 пчел.
Известный ученый Диофант жил в III веке, остальные известные факты его биографии исчерпываются таким стихотворением – загадкой, по преданию выгравированным на его надгробии:
«Путник! Здесь прах погребен Диофанта,
И числа поведать могут, о чудо, сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни –
Пухом покрылся тогда подбородок. 3
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, скольких лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?»
Обозначим число лет жизни Диофанта за Х. Составим и решим уравнение:
Оказывается, в 84 года. Но замечательным ученым Диофанта назвали не за умение решать такие уравнения. В его труде «Арифметика» есть уравнения первой степени с одним неизвестным, но главное в этой книге – решение так называемых неопределенных уравнений.
Поэтическое обыгрывание математических понятий
1) Пустое множество – очень важное математическое понятие; при любом описании пустое множество оказывается одним и тем же – число элементов в нем равно нулю.
Спросил меня голос в пустыне дикой:
— Много ли в море растет земляники?
— Столько же, сколько селедок соленых
Растет на березах и елках зеленых.
С.Я.Маршак
2) Прямая и обратная пропорциональность используется в произведениях таких известных авторов, как А.С.Пушкин:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
и П.Вяземский:
Чтоб более меня читали,
Я стану менее писать.
2.4 Цифровые стихи
Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.
В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.
Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.
При этом цифровые стихи нисколько не примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и так далее.
А.Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
В.Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
С.Есенин
14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Элегия
30000... 103 000 000...
48... 102 000 000 000 000...
115... 106... 43... -
8000... 2003...
Маpш
18 17 ! 18 16 !
115 13 3006 !
90 17 ! 90 16 !
240 110 ! 526 !
Частушки
117 117
19 9 5!
117 117
48 35!
Бодрые
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20
38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20
45 108 2
47 16
3 4 302
20 20 20
7 14 100
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20
Грустные
511 16
5 20 337
712 19
2000047
117 11 44
20532
922 8 9 4
50 18 02
8 10 14 7 19
33 2 13 1
305 305 0 4 16
60 91
138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225
145 4 8
16 9 33
15 98
4 243
Считалка
2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.
Заключение
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
- существует связь между математикой и литературой;
- математика обладает большим эстетическим потенциалом;
- был опровергнут стереотип о сухости математиков;
- использованы исторические сведения межпредметного характера;
- доказано присутствие математики в литературе.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Хорошие книги можно читать по-разному: залпом, едва поспевая за увлекательным сюжетом, или медленно, наслаждаясь красотой авторского слога. А ещё можно читать глазами математика, замечая и анализируя забавные ситуации, в которые попадают персонажи. Это не только увлекательное, но и весьма поучительное занятие.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик.
Список используемой литературы:
Проект: «Физики и лирики»
Учебный проект
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе.
Актуальность выбранной темы - увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи:
- установить связь между математикой и литературой;
- опровергнуть стереотип о сухости математиков;
-найти материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой.
Объектом исследования данной работы являются:
а) фрагменты литературных произведений известных писателей и поэтов, которые можно просчитать, доказать или опровергнуть, используя знания, полученные на уроках математики;
б) стихи и проза математиков и о математике, которые попробуем проанализировать с точки зрения литературных произведений.
Итак, мы попытались найти литературные произведения, взглянув на них глазами литератора и математика.
Над проектом работали две группы:
«Литематики» и «Матераторы».
1.2 Математические задачи в литературных произведениях
Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между — делом, зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Если читатель любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить и т.п. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие.
1.3 Графическая поэзия
Одним из видов симметрии в литературе является графическая поэзия.
«Создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление. Крайне характерно, что игра фигурными стихами существует не в виде формул или схем, она облечена в форму искусства. Для ученых, поэтов фигурные стихи - своего рода «скрипка Шерлока Холмса», инструмент, дающий возможность пользоваться особым, синтетическим видом мышления, который иногда крайне необходим». (Анна Благая)
1.4 Палиндром
Абсолютное проявление симметрии в литературе – это палиндром. Палиндромы — это фразы, которые читаются по буквам одинаково, как слева направо, так и справа налево. Разрывы между словами, а также пунктуация и ударения при этом не учитываются.
Написать палиндромом целое стихотворение очень сложно. Чем оно длиннее, тем труднее сохранить в нем содержание, связность и красоту. В. Хлебников установил настоящий поэтический рекорд, написав целую палиндромную поэму "Разин" из 350 строк (1912 г.)
Симметрия в литературе играет важную роль: её используют в качестве обычного приёма в поэзии (ритм и рифма) и для создания художественных произведений и уникальных стихотворений. Она придаёт произведениям оригинальность, красоту звучания и особое восприятие.
2.1 Писатели-математики
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. Славы.
Задачи Льва Николаевича Толстого
Как известно, великий русский писатель Л.Н.Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика». Авторство первой задачи приписывают Льву Толстому, который придумал ее для учеников второго класса церковно-приходской школы. На сайтах относительно этой задачи такой вот текст: «сейчас ее правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков».
2.2 Поэты о математике
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах:
- «Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» - Гете.
- «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» - Н.Гумилев.
- «Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» - В.Брюсов.
- «Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» - В.Хлебников
Математическая ветвь научной поэзии Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) включает в себя несколько стихотворений, звучащих как гимн
математике. Это «Числа», «К портрету Лейбница», «Мир N измерений» и некоторые другие.
Неповторимо и своеобразно творчество Александра Александровича Блока (1880 – 1921), написавшего поэму «Скифы» и другие изречения о математике.
2.3 Математика в стихах
Древние задачи
Сильное впечатление производит использование оригинальных формулировок задач, теорем, доказательств, известных из истории. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. Вот пример – древнеиндийская задача:
«Есть кадамба-цветок.
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветом наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?»
Поэтическое обыгрывание математических понятий
1) Пустое множество – очень важное математическое понятие; при любом описании пустое множество оказывается одним и тем же – число элементов в нем равно нулю.
Спросил меня голос в пустыне дикой:
— Много ли в море растет земляники?
— Столько же, сколько селедок соленых
Растет на березах и елках зеленых.
С.Я.Маршак
2) Прямая и обратная пропорциональность используется в произведениях таких известных авторов, как А.С.Пушкин:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
и П.Вяземский:
Чтоб более меня читали,
Я стану менее писать.
2.4 Цифровые стихи
Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.
В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.
Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.
При этом цифровые стихи нисколько не примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и так далее.
А.Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
В.Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
- существует связь между математикой и литературой;
- математика обладает большим эстетическим потенциалом;
- был опровергнут стереотип о сухости математиков;
- использованы исторические сведения межпредметного характера;
- доказано присутствие математики в литературе.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Хорошие книги можно читать по-разному: залпом, едва поспевая за увлекательным сюжетом, или медленно, наслаждаясь красотой авторского слога. А ещё можно читать глазами математика, замечая и анализируя забавные ситуации, в которые попадают персонажи. Это не только увлекательное, но и весьма поучительное занятие.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие,
видеть глубже других. А это должен и математик.
Методический паспорт учебного проекта
1. Название проекта: «Физики и лирики»
2. Ф.И.О Юлия Александровна Липатова (учитель математики)
Марина Владимировна Вимба (учитель русского языка и литературы)
3. Название учебного учреждения: ГБОУ «центр «Динамика»
4. Год разработки: 2014-2015
5. Опыт использования: 8 класс
6. Проблемная ситуация: увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Почему бы учителю на уроке математики, а также и при других формах общения с учащимися к месту и в меру не воспользоваться, например, стихотворной или художественно-прозаической цитатой, метафорой, изящной шуткой и остротой, занимательной задачей, игровыми элементами как средством возбуждения в сознании учащихся "чувственной мысли" (по образному выражению В.Маяковского).
Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а значит, при последующем систематическом изучении математики, и понимании красоты ее методов.
Поэтому мы решили установить связь между математикой и литературой и представить полученный материал другим учащимся, который можно так же использовать на уроках математики и литературы.
7. Проблема проекта: заключается в поиске и обобщении информации, позволяющей раскрыть данную тему.
8.Актуальность проекта: часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.
Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями? Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только? Данный проект посвящен двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе.
9. Цель: установить связь между математикой и литературой
10. Задачи-этапы-способы решения:
продемонстрировать материал на заседании МО учителей математики, МО учителей русского языка и литературы, предметной неделе и на неделе защиты проектов
11. Форма организации детей: индивидуальная работа
12. Ведущая деятельность: творческая
13. Сфера применения результатов: на уроках математики, литературы, на предметных и творческой неделях
14. Используемые технологии: создание печатной и электронной версии работы
15. Форма представления проектной деятельности: мультимедийная презентация, печатный текст обработанных материалов проекта, индивидуальный отчет проектанта
16. Способ объединения результатов на презентации: устный доклад, мультимедийная презентация
17. Виды презентации: компьютерно-демонстрирующий
18. Класс и возраст детей: 8 класс, 15-16 лет
19. Количество участников: 6
20. Предметная область: математика, история, литература
21. Состав участников: 8 класс
22. Характер координации: явный
23. Темы учебно-тематического плана:
24. Время работы: среднесрочный (6 месяцев)
25. Цель обучения, развития, воспитания:
-привитие навыков поисковой работы;
- практические умения и навыки арифметического характера;
-развитие навыков применения знаний, полученных на одном предмете в другой области;
-применение информационных технологий для презентации полученных результатов;
-формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
26. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
- базовые навыки обращения с персональным компьютером;
- умение работать в сети Интернет, осуществлять поиск информации;
- умение обрабатывать полученную информацию и данные с помощью средств Microsoft Office (Word, Power Point);
- умение решать линейные уравнения с одним неизвестным;
- умение составлять математические модели к текстовым задачам;
27. Приращение в ЗУН и специфических умений:
- нахождение длины окружности;
- развитие умений пользоваться справочной литературой;
-дальнейшее совершенствование информационно-компьютерной компетентности;
- дополнительные знания и навыки работы в основных офисных приложениях (обработка текстов, табличных данных, подготовка презентаций);
- формирование навыков исследовательской работы
28. Режим работы: внеурочный
29. Техническое оснащение:
-компьютер для обработки и представления результатов работы;
30. Учебно-методическое оснащение:
- школьные учебники
31. Информационное оснащение: печатные источники, интернет
32. Кадровое оснащение: учитель математики, учитель русского языка и литературы
33. Комментарий: в ходе работы над проектом особую активность в поиске и обработке найденного материала проявила Полуянко Анна. Однако, следует отметить и тот факт, что ни один ученик не был пассивен и безучастен! Приятно удивил Филиппов Александр, который не только нашел необходимую информацию, но и смог творчески преподнести ее одноклассникам на одном из собраний.
34. В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
- существует связь между математикой и литературой;
- математика обладает большим эстетическим потенциалом;
- был опровергнут стереотип о сухости математиков;
- использованы исторические сведения межпредметного характера;
- доказано присутствие математики в литературе.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Хорошие книги можно читать по-разному: залпом, едва поспевая за увлекательным сюжетом, или медленно, наслаждаясь красотой авторского слога. А ещё можно читать глазами математика, замечая и анализируя забавные ситуации, в которые попадают персонажи. Это не только увлекательное, но и весьма поучительное занятие.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен уметь и математик.
Круговорот воды в пакете
Развешиваем детские рисунки дома
Попробуем на вкус солёность моря?
Сказка об осеннем ветре
Соленая снежинка