Объект моего исследования – полезные ископаемые.
Предмет исследования – мел.
Цель исследования: изучить мел как полезное ископаемое, выяснить его происхождение, где встречается в природе, где используется в быту и на производстве.
Гипотеза моего проекта заключается в том, что мел в нашей жизни играет важную роль.
Для себя я определила этапы исследовательской деятельности:
1. Изучить литературу о меле.
2. Изучить информацию о применении мела в быту и на производстве.
3. Провести анкетирование.
4. Обработать результаты анкетирования.
5. Подвести итоги. Объект моего исследования – полезные ископаемые.
Предмет исследования – мел.
Цель исследования: изучить мел как полезное ископаемое, выяснить его происхождение, где встречается в природе, где используется в быту и на производстве.
Гипотеза моего проекта заключается в том, что мел в нашей жизни играет важную роль.
Для себя я определила этапы исследовательской деятельности:
1. Изучить литературу о меле.
2. Изучить информацию о применении мела в быту и на производстве.
3. Провести анкетирование.
4. Обработать результаты анкетирования.
5. Подвести итоги.vv Объект моего исследования – полезные ископаемые.
Предмет исследования – мел.
Цель исследования: изучить мел как полезное ископаемое, выяснить его происхождение, где встречается в природе, где используется в быту и на производстве.
Гипотеза моего проекта заключается в том, что мел в нашей жизни играет важную роль.
Для себя я определила этапы исследовательской деятельности:
1. Изучить литературу о меле.
2. Изучить информацию о применении мела в быту и на производстве.
3. Провести анкетирование.
4. Обработать результаты анкетирования.
5. Подвести итоги.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mel.docx | 28.76 КБ |
Исследовательская работа
«Мел»
Работу выполнила
ученица 4-а класса
МОУ «СОШ р.п.Озинки»
Карпенко Юлия
Руководитель: Паницкая Т.И.
Озинки 2015
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...
Актуальность работы, проблема, методы исследования………………….
Цель, задачи…………………………………………………………………..
Происхождение, свойства и применение мела.............................................
Анкета для учителей и учащихся…………………………………………...
Анализ анкет…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список источников…………………………………………………………..
Введение
Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы в детстве не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?
Какие тайны хранит мел? Иногда кусочек мела вдруг начинал царапать доску, а Татьяна Ивановна нам говорила, что это остатки древних ракушек. И вот такой простой кусочек заинтересовал меня.
Объект моего исследования – полезные ископаемые.
Предмет исследования – мел.
Цель исследования: изучить мел как полезное ископаемое, выяснить его происхождение, где встречается в природе, где используется в быту и на производстве.
Гипотеза моего проекта заключается в том, что мел в нашей жизни играет важную роль.
Для себя я определила этапы исследовательской деятельности:
Задачи:
1. Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела.
2. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
3. Оценить значение мела в жизни человека.
Минеральный мел – свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена. (Слайд 5)
Происхождение мела
Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.
Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились в хорошо нам знакомый мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:
- обломки скелетов – около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях;(Слайды 6 -8)
- раковины микроскопических моллюсков фораминифер – около 10%. Однако не все корненожки (русское наименование животных) имели известковый панцирь. Некоторые сооружали свой защитный слой из хитиноподобного вещества. Во многом поэтому в меловых отложениях собственно карбоната кальция отыскивается не более 98% (и не менее 91%);
- фрагменты известковых наростов водорослей – до 40%. Кокколитофориды – растительный планктон океанов – прекрасно чувствует себя и в наше время. Кокколитофориды- это одноклеточные известковые водоросли, от которых в теле сохранились кокколиты и рабдолиты. Последние в меле встречаются очень редко.До 98% микроскопической живой взвеси в верхних слоях морей приходилось и приходится на этот вид водорослей. Поэтому известковый минерал, на самом деле, - продукт по большей части растительного, а не животного генеза. Происхождение мела – заслуга растений!
- мелкодисперсный кристаллический кальцит – до 50%. Речь идет об «обломках обломков», причем настолько миниатюрного размера, что определить их биологическую принадлежность не представляется возможным.
- нерастворимые минералы (в основном силикаты) – до 3%. В основном это геологический мусор (песок и обломки различных горных пород), занесенные в меловые отложения ветрами и течениями. Хотя помимо того биогенные кальциевые образования обогащаются соединениями фосфора и кремния во время обменных процессов при жизни животного;( Слайд 9 - 10)
- раковины более или менее крупных моллюсков, скелеты кишечнополостных, конкреции чужеродных минералов в меловых толщах встречаются относительно редко. Лишь некоторые фото мела демонстрируют наблюдателю массивы, испещренные полостями объемных раковин. (Слайд 10 – 12)
По химическому составу меловые породы более однородны на месторождении и отличаются по основным составляющим элементам в незначительных пределах. Карбонатная часть мела состоит из трех групп компонентов: органических остатков (растительные, животные); кристалликов кальция с четко выраженными гранями и порошкового кальцита.
Некарбонатная часть чаще всего в меле представлена кварцем, полевыми шпатами, опалом, халцедоном и др. Содержание некарбонатных пород невелико, но они значительно усложняют технологию получения высококачественного мелового порошка
Мощный меловой пояс простирается через весь Европейский континент, включая север Франции, южную часть Англии, Польшу, проходит через Украину, Россию и смещается в Азию – Сирию и Ливийскую пустыню.
Применение мела в промышленности и быту
Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий.
Использование мела в качестве наполнителя и пигмента в производстве бумаги и картона.
Высокая дисперсность измельченного карбоната кальция положительно влияет на гладкость, пористость, печатные и оптические свойства бумаги, снижается абразивность продукта. Это имеет важный момент, так как абразивность природного карбоната кальция значительно превышает абразивность каолина, что приводит к преждевременному износу дорогих узлов и деталей бумагоделательного оборудования. (Слайд 14)
Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
В сахарной промышленности мел используют для очистки свекловичного сока, его применяют для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.(Слайд 15)
Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания. Кроме того, в стекольной промышленности мел используется для производства соды. (Слайд 16)
Мел используют для производства удобрения. Значительная часть мела используется в животноводческой отрасли для подкормки с/х животных и приготовления комбикормов.При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище. (Слайд 17)
Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), как наполнитель используют в производстве краски и эмульсии. (Слайд 18)
Использование мела в резинотехнической отрасли
По количеству наполнителей, используемых в резиновой промышленности, мел занимает первое место. Это объясняется, с одной стороны, чисто экономическими соображениями – относительно небольшой стоимости мела и возможностью без вреда для резиновых смесей вводить его в большом количестве, с другой стороны - технической целесообразностью, поскольку мел облегчает технологический процесс изготовления резиновых изделий: ускоряет процесс вулканизации резины и придает ее поверхности гладкость. Мел широко применяется так же для производства пористой и губчатой резины, кожзаменителей, пластмассовых изделий и др. продукции. (Слайд 19)
Использование мела в строительной промышленности
Одним из крупных потребителей мела является строительная промышленность, где мел используется для производства цемента, извести. В Озинском районе находятся богатые залежи мела, т.к. на территории нашего района когда-то бушевало море. В р.п.Озинки есть крупный комбинат по производству извести и мела.(Слайд 20)
Анкетирование
1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?
2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы
3.другое
4.нет последствий.
3. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?
В ходе анкетирования было выявлено:
Наши рекомендации:
В ходе исследования мной сделан вывод:
Мел в нашей жизни играет большую роль. Применение мела различно: от промышленности до быта. Его запасы велики. В будущем применение мела будет расширяться.
Список литературы:
1. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 543 с.
2. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.
3. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог, 1995. 380 с.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.
5. Горная энциклопедия.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
http://www.proshkolu.ru/user/lkolganovado/blog/9963/
http://portfolio.1september.ru/work.php?id=565737
http://www.k-silikat.ru/chalk.php
Никто меня не любит
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Под парусами
Ах эта снежная зима
Для чего нужна астрономия?