В научно-исследовательской работе «Южнорусская Фиваида» представлен разнообразный теоретический и практический материал по сакральной географии России и субъекта её федерации - Ставропольского края, по проблемам патриотического, духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи в возрасте 12-17 лет: рекомендации по христианской тематике, формированию установок толерантного сознания.
Вложение | Размер |
---|---|
yuzhnorusskaya_fivaida.rar | 299.66 КБ |
X городская научно-практическая конференция школьников
Секция: краеведение
Тема: «Южнорусская Фиваида»
Автор работы: Резниченко Гаянэ.
Место выполнения работы: г. Невинномысск,
МОУ СОШ № 7, 9 класс.
Научный руководитель: Сачян Людмила
Станиславна, учитель немецкого языка
МОУ СОШ №7
Невинномысск – 2011
Оглавление Стр
Введение……………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Миссионерство в делах…………………………………………………………..4-6
Глава 2. Экспериментальное исследование……………………………………………… 6-
Параграф 1. Организация и методы исследования………………………………………. 6
2.1. Молодёжь, как дела? ………………………………………………………………...6-7
Параграф 2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………….. 7
2.2. Духовное состояние молодёжи г. Невинномысска………………………………. 7
2.3. Из любого тупика есть выход………………………………………………………7-8
2.4. Сравнительный анализ появления монашества и монастырей
на Русской земле и их количества в стране, Ставропольской и Владикавказской
епархии, в Ставропольском крае…………………………………………………………...8
2.5. Русская Православная Церковь и духовный мир молодого человека…………….8-9
Заключение…………………………………………………………………………………...9
Литература……………………………………………………………………………………10
Приложение…………………………………………………………………………………..11-19
Введение
Сегодня мы идем трудным путем — путем возвращения к духовным истокам, духовной культуре, к богатству которой мы могли прикоснуться лишь отчасти. Глубочайшая трагедия в начале XX века расколола государство, семью, церковное общество, на многие годы, прервав преемственность традиции, исказив традиционные для российской государственности ценности веры, семьи, патриотизма. И ныне мы являемся свидетелями всех печальных последствий отступления человека от Бога и веры. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года, «в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех, иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами».
В современном обществе открытая или скрытая пропаганда греха привела к тяжелейшим последствиям. Современная молодежь не желает создавать крепкую семью, повсеместно господствуют безответственное отношение к работе и неуставные взаимоотношения. И как не вспомнить слова из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30, 13).
Сегодня атеистическая картина мира из области идеологии перекочевала в область положительного научного знания и всеивается в умы молодых людей под видом единственно верного учения. Опираясь на такое основание, не построишь духовно-нравственную опору личности, а потому надо вновь и вновь объяснять важность и необходимость приобщения подрастающего поколения к ценностям нашей культуры. Надо объяснять, что изучение христианской культуры послужит консолидации и оздоровлению общества, а никак не разрушению и взращиванию межнациональной и межрелигиозной вражды.
В научно-исследовательской работе «Южнорусская Фиваида» представлен разнообразный теоретический и практический материал по сакральной географии России и субъекта её федерации - Ставропольского края, по проблемам патриотического, духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи в возрасте 12-17 лет: рекомендации по христианской тематике, формированию установок толерантного сознания. В основе работы размышления участников первого Фестиваля духовной культуры, состоявшегося в г. Москве 26 января 2005года, а также Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Рис.1) в сборнике его статей [1,4]. Лейтмотив размышлений – формирование духовно-нравственного воспитания молодёжи. Этой проблеме посвящено огромное количество светской и особенно духовной литературы начиная с ветхозаветных времён. Та и другая литература разны по содержанию, но объединены призывом к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Как воспитывать молодого человека в этом ключе в наше время? Что из себя представляет «герой нашего времени»? Каким ему быть?
Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков («монах» - от греческого слова «монос», то есть один; «инок» - от древнеславянского слова «ин», то есть один).
Практическая значимость работы заключается в том, что она позволит узнать о церковной культуре Ставророльского края, о духовном состоянии молодёжи г. Невинномысска, определить роль Православия в жизни молодого человека, поможет ему в поисках своего «я», обогатит ум, наполнит душу светом и добром, укрепит дух, подвигнет к любви к ближнему, к Отечеству. Эта научно-исследовательская работа может вдохновить педагогов, особенно молодых, пристальнее всмотреться во внутренний мир подростков, любить своих воспитанников, быть им нравственным примером, так как «ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6,40).
Цель: формирование нравственных качеств личности путём приобщения её к истокам отечественной духовной культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с сакральной географией Ставропольского края;
- узнать о духовном состоянии молодого человека 12-17 лет;
- определить место и роль Церкви в жизни подрастающего поколения;
- помочь молодому человеку в поисках себя, в обретении духовного стержня, в получении вековых народных ценностей.
Глава 1. Миссионерство в делах.
1.1. Светильники разума народного.
Наши предки говорят с нами из глубины веков.
Каждый из нас хоть раз в жизни задумывается о самом важном, о том, что он из себя представляет, где его корни, в чём смысл его существования на земле. Мир вокруг нас быстро меняется, и иногда бывает трудно определить, где подлинное и настоящее, а где ложное. Мы тоже меняемся вместе с миром, вместе с обществом, к которому принадлежим. Но неизменным остаётся наше стремление к истинным ценностям, к самосовершенствованию, к самовоплощению.
Духовные ценности Православия пробиваются к нам через толщу веков, расцвечивая нашу жизнь радугой новых красок. Наши предки говорят с нами из глубины веков о Боге и Божием мире, о нравственном устроении человека и о нормах отношения к другим людям, о природе пороков и тяжком труде их изживания, о любви к Родине и беззаветной преданности ей.
И эти бесценные дары предков, щедро раздаваемые нам избранными пастырями Православия, бережно хранятся в монастырях Отечества нашего (Рис.2).
1.2.Учители нового времени на службе у Слова.
Издавна любили на Руси читать и слушать книги.
Общеизвестны многие просветители земли русской. Это Святые Равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир (рис.3), Св. князь Ярослав Мудрый, митрополиты Илларион и Гермоген, Владимир Мономах, Св. Нестор – летописец, Св. покровитель всех учащихся Преподобный Сергий Радонежский, Св. Александр Свирский, Св. патриархи Филарет Московский и Никон. Вся жизнь этих людей была посвящена служению Слову, Церкви и Отечеству, а значит – народу. Многие из них, как и апостолы, приняли мученическую смерть за учение, которое несли людям. Они понимали, ради чего пожертвовали своей жизнью, слишком хорошо зная цену Слову. РПЦ свято чтит память своих сынов – воинов, не раз спасавших Русь от уничтожения: это Св. князь Александр Невский, Св. Илья Муромец, Св. адмирал Ушаков и многие другие, принявшие схиму к концу своей жизни.
Их лики мы видим во многих Православных храмах и монастырях в России и за рубежом. Многовековая печаль знаний и вместе с тем оптимистический взгляд мудрых глаз вызывают безграничную веру и доверие людей. Просвещение несли в мир Св. Феофан Затворник, Св. Леонтий Ростовский, святители Стефан Великопермский, Иннокентий Иркутский, Дмитрий Ростовский, Св. Митрофаний Воронежский, Св. Тихон Задонский, Св. Серафим Саровский( рис.4), Святитель Игнатий Брянчанинов (рис.5 ), митрополит Филарет (Дроздов), Святые отцы Оптиной пустыни и Свято – Троице – Сергиевой Лавры (рис.8).
Все мы знаем, сколь самоотверженно и мудро служит Святейший Патриарх Кирилл (рис.6) на посту Предстоятеля РПЦ в России. Все мы ценим силу слова Святейшего, которое не только проникает в самые сердца его Православной паствы, но и не оставляет равнодушными людей далёких от Церкви и представителей иных конфессий.
Многовековой мудростью монахи делятся со светскими учителями, о чём свидетельствуют различные курсы подготовки преподавателей основ Православной культуры, к примеру, в Свято – Троице – Сергиевой Лавре. Через знание своих истоков учителя смогут воспитать в ребёнке очень важное качество – патриотизм, а за ним всё: и совесть, и долг, и истина, и добро, и личность, потому что патриотизм – это любовь к отчизне, к родной земле, верность её заветам, почитание традиций.
1.3. О монашестве и монастырях.
В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую святую жизнь. Непрестанная молитва, пост, воздержание и труд – таковым был быт аскета, то есть подвижника. С третьего столетия подвижники стали удаляться в горы и пустыни, ведя строгую подвижническую жизнь. Их стали называть отшельниками и пустынниками.
Так было положено начало монашеству, или иночеству, то есть оному, удалённому от соблазнов мира, образу жизни. Монашество – удел немногих избранных, имеющих призвание всецело посвятить себя служению Богу. Оно самое могущественное средство для приобретения нравственной духовной силы или спасения души.
Родиной монашества считается Египет, а отцом – учредителем Преподобный Антоний Великий. Он был основателем отшельнического иночества (каждый инок жил отдельно в хижине или пещере, но все они были под руководством одного наставника).
Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились и подчинялись уставу. Такие общины назывались монастырями. Основателем общежительного иночества считается Преподобный Пахомий Великий. Основателями иночества на Руси, начавшегося вместе с принятием христианства (табл.1), были Преподобный Антоний и Преподобный Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Все монахи выполняют различные работы, то есть послушание. Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как у монахов.
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы и тогда уже дать невозвратные обеты. Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.(рис.7 )
Главной и неоценимой заслугой для общества является непрестанная, творимая ими молитва о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки – это жертва Богу от общества, которое, передавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Монастырь – источник назидания для мирян. С незапамятных времён при монастырях функционировали больницы и школы, монастыри имели большое значение как центры науки и распространители просвещения.
Наличие монастырей в стране есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая посёлок, который вырастал иногда в большой город. [3, с. 694-496]. Ярчайший пример тому – Свято- Троице-Сергиева Лавра в г. Сергиев Посад Московской области (Рис.8).
1.4. Монастыри и подвижники Крестоградия.
Слово оживает с особой силой в святых намоленных местах: храмах, монастырях. Лучшие в нашем регионе богословские умы сосредоточены в Ставропольской Духовной Семинарии, так как она является учебным, просветительским и научно-миссионерским центром на протяжении многих десятков лет. Такими же центрами, только поменьше, можно считать и монастыри Ставрополья: Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской в г. Пятигорске (рис.9), Иоанно-Мариинский женский в г. Ставрополе (рис.10 ), Свято-Георгиевский женский в Предгорненском районе (рис.11 ), монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы « Всех скорбящих радость» в с. Татарка (рис.12 ). О трёх первых написано много книг и брошюр известных авторов краеведения нашего региона. А вот о монастыре во имя иконы Пресвятой Богородицы « Всех скорбящих радость» печатных изданий ещё нет. Скорее всего потому, что статус монастыря он приобрёл совсем недавно: около полугода назад архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан своим указом возвёл бывший монашеский скит в ранг монастыря. Подворье ухожено трудами двух насельников и приходящей сюда помогать монахам в их трудах старушки из села. Построенные на частные пожертвования храм и часовня поражают изяществом и великолепием. Прекрасный райский уголок на возвышенности привлекает сюда массу паломников со всей России и ближнего зарубежья.
Наиболее почитаемы на Ставрополье Святитель Игнатий Брянчанинов и Преподобный Феодосий Кавказский. (Рис.13). «Посмотрим на внешний рисунок биографии Святителя Игнатия Брянчанинова. Столбовой дворянин, образованнейший офицер, без пяти минут царедворец и фаворит, подающий надежды литератор. Одновременно это глубоко верующий человек, стремящийся к простой жизни, молитве и уединению, который предпочёл светской карьере монашество. Настоятельство в Троице-Сергиевой пустыни в предместье столицы, затем – Кавказская кафедра.» [1,21] Вся жизнь Святителя – подвиг во имя Отечества, Церкви, народа.
«Многострадальный Кавказ за свои горькие слёзы и воздыхания обрёл молитвенника, дивного во святых, родного нашей земле и живущим здесь народам – Преподобного старца Феодосия, жившего и скончавшегося в Минеральных Водах. Народная тропа к могилке Старца не зарастает и поныне. Старец Феодосий был, есть и будет покровителем живущих здесь народов. Горе Кавказа – его горе. И молитвенным предстательством пред Богом он помогает всем – и христианам, и не христианам, и русским, и не русским. Ибо для праведников все свои и все ближние, «зане тако благоволи Бог». [4, 8]
Если в нашем регионе наступит стабильность, в том числе и усилиями Православной Церкви, - это будет подарок и для России и для всего общества. Потому что стабильность Кавказа – это стабильность России. Молодёжь сегодня заботит уверенность в будущем, в своей нужности обществу, а значит, и возможность нормально устроить свою жизнь. Найти свой путь, который был бы полезен и для общества, и для личности.
Глава 2. Экспериментальное исследование.
Параграф 1. Организация и методы исследования.
2.1.Молодёжь, как дела?
Молодёжь в моём понимании – это девушки и юноши от 12 до 17 лет. Это та часть нашего общества, которая очень скоро придёт на смену теперешним взрослым, станет надёжной и опорой семье, народу, государству, Отчизне. Станет хлебопашцем, рабочим, врачом, конструктором, учённым, партийным функционером, губернатором, Президентом. Только каким? Желательно достойным.
С печалью я гляжу на наше поколенье». Эти слова поэта – пророка часто приходят на ум, когда видишь подростков, бесцельно слоняющихся в городе, сидящих на остановках автобусов и распивающих пиво, сквернословящих, плюющихся и хохочущих ни с чего. Каждому их них известно, что есть гораздо более интересные занятия. Это посещение библиотек, факультативов, спортивных и музыкальных школ, интернет – клубов, театров и кино. Да и мало ли увлекательного в окружающем нас мире? Среди моих сверстников есть много совсем других, непохожих на вышеназванных ребят. Эти другие стремятся хорошо учиться, любят петь, танцевать, участвуют в различных акциях, неуклонно повышают свой образовательный и культурный уровень. В школе часто слышишь слово «культура». Однако не всякий вразумительно может сказать, что он понимает под этим понятием. «Культура». Изначально этимология этого слова обращена к Богу и имеет прежде всего религиозную направленность. В.И. Даль определяет культуру как возделывание, образование. Культура – это возвышение человека, и её главная идея – обожествление, одухотворение. Она ведёт человека к познанию Бога. И потому, раскрывая возможности своей личности через культуру, человек проникает в глубину своего образа, в своей внутренний мир.
Хочется вырасти по-настоящему воспитанным и культурным человеком. Поэтому с введением в нашей школе факультативного курса основ Православной культуры я решила познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира, молодёжи и себя в этом мире.
«Человек, освоивший основы духовной культуры, сможет различать добро и зло. Он будет понимать, что есть грех и что есть добродетель. Он поймёт, что добро есть Бог, а зло – дьявол, и осознанно сделает выбор: за кем идти и куда». [2,72] Метод анкетирования молодых людей в возрасте 12-17 лет дал интересные результаты.
Параграф 2. Результаты исследования и их интерпретация.
2.2. Духовное состояние молодёжи города Невинномысска.
Общеизвестно, что юноши и девушки собираются в «стайки » по интересам, то есть «тусуются». Молодёжь по определённым признакам, идеалам схожа вне зависимости от места проживания. Для того, чтобы определить состав молодых людей по уровню их культурного развития и принадлежности к той или иной группировке в моём городе, я использовал самый доступный и эффективный метод сбора информации – анкетирование по месту жительства (опрос одного лидера определённой группы лиц по принадлежности к полу и возрасту, то есть выборка), который дал следующие результаты:
- молодёжных субкультур ……………………………...71%
- неопределившихся …………………………………… 24%
- Ставр. Православное братство «Святого Духа»…… 2%
- нелояльных к трём первым…………………………... 3%
Визуальную картину расслоения городской молодёжи даёт диаграмма (рис.9).
Вывод: основная масса молодых людей уважительно относится к иностранной культуре, забывая о своей национальной. Пытаясь показать себя «пофигистами», становятся постепенно «людьми мира», забывая о том, что они носители величайшей в мире русской культуры.
2.3. Из любого тупика есть выход.
Почивший в Бозе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу? Богу или мамоне? Своему Отчеству или же сиюминутным выгодам, тщеславию и эгоизму?»
В жизни каждого из нас случаются моменты, когда кажется, что зашёл в тупик, из которого нет выхода, что никто и ничто уже не поможет. Куда идти, что делать?
На занятиях по основам Православной культуры преподаватель не раз говорил, что в таких случаях лучше всего обратиться к православному священнику. Не надо стесняться рассказать ему о своих бедах: он посредник между Богом и людьми. Значит, всё, что «пастырь, овец пасущий» посоветует, будет правильно. Для меня это аксиома. Как-то раз мне довелось услышать мнение одного психолога, считающего, что от самоубийства человека может спасти только Православие. Монахи являются хранителями многовековых знаний. Когда мне понадобится помощь священника, непременно обращусь в любой из наших монастырей, так как твёрдо уверена, что именно там получу разумный и дельный совет. Ведь монастырь как бастион сражается за наши души. Монастырь объединяет нас в любви. Монастырь растит наших детей – новых воинов Христовых.
Однажды мне посчастливилось побывать в паломнической поездке в село Татарка. Поделившись с одноклассниками впечатлениями о поездке, с удивлением поняла: немногие знают, что из себя представляет православный монастырь и в чём смысл его существования. Вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «монастырь», был задан мной ученикам 5-11 классов в МОУ СОШ №7 г. Невинномысска. Время проведения социологического исследования - январь 2011года. Исследуемая совокупность: учащиеся в возрасте 12-17 лет. Размер выборки: 15 респондентов. Опрос дал следующие результаты: (смотри ассоциограмму) монастыри -
- место, где живу монахи……………………………………………...78%
- вокруг них в древности селились люди и строились города………3%
- люди прячутся там от жизненных трудностей……………………..13%
- существуют во многих религиях мира……………………………...52%
- мозговой центр Церкви……………………………………………….8%
- патронируют реабилитационные центры для наркозависимых…..64%
- мощи святых, чудотворные иконы, святая вода……………………..3%
- появились в стране вместе с религией……………………………....16%
- затрудняюсь, не хочу отвечать………………………………………...3%
Вывод: большинство опрошенных имеют довольно размытое представление о православных монастырях как духовном сердце России. Скромные знания учащихся позволяют утверждать, что школьники слабо знают религиозную культуру своей страны и своего народа.
2.4. Сравнительный анализ появления монашества и монастырей на Русской земле и их количества в стране, в Ставропольской и Владикавказской епархии, в Ставропольском крае.
Изучение истории русского монастыря позволило выявить пробелы в собственных знаниях и составить таблицу 1, а также провести сравнительный анализ количества монастырей в нашей стране, Ставропольской и Владикавказской епархии, в Ставропольском крае (табл.2).
Вывод: на Святой Руси несчётное количество монастырей. Сейчас, когда повсеместно в Отечестве нашем возрождается Православие, их количество с каждым годом преумножается. Однако число монастырей на Ставрополье, по сравнению с остальными в стране, крайне мало ввиду геополитического положения края. Тем не менее, сравнительный анализ общего количества православных монастырей в России с количеством монастырей Ставропольской и Владикавказской епархии и количеством монастырей, находящихся на территории Ставропольского края, всё же позволяет сделать вывод о правомерности названия ставропольских земель «Южнорусская Фиваида».
Возвращаясь к вопросу о традиционной для моего народа культуре, хочется добавить, что в помощи молодому человеку в поисках себя, в обретении духовного стержня, в получении непреходящих ценностей нам помогает школа, Отечество, Церковь.
2.5. Русская Православная Церковь и духовный мир молодого человека.
«Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей. Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.»[1,4-5]. Мы не будем «иванами, не помнящими родства». Потому что опрос по анкете 2 позволил утвердиться во мнении, что основная масса молодёжи осознаёт необходимость построения будущего на основе культурного наследия, являющегося базовой ценностью и фундаментом социально-экономического и интеллектуального развития России (смотри график).
При помощи анкеты 3 я выяснила, как относится молодёжь города к Русской Православной Церкви и Православию как религии. Метод выборки дал такие результаты:
Вывод: есть надежда! Молодёжь не так уж плоха, как её выставляют в обществе. Ребята понимают, что всякое дерево имеет корни, что навыки нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, нравственное отношение к окружающему миру надо прививать не только в семье и школе, но и самостоятельно. Ведь на этой основе формировались национальная русская культура, самосознание нашего народа.
Учитывая вышесказанное, считаю, что если когда-нибудь ни дома, ни в школе, я не услышу ответ на какой-либо вопрос, то за мудростью обращусь только к священнику или монашествующему. Уверена, что именно они, учителя Православия - источник духовности и нравственности моей Родины и моего народа. С их помощью мы перестанем быть иванами, не помнящими родства, станем воистину свободными людьми, жизненным кредо которых будет ориентир на заповеди Божии.
Заключение
Переживаемый нами в настоящее время период возрождения Православия на Северном Кавказе, как и во всей стране, ставит перед Церковью и государством новые задачи.
С моей точки зрения, необходимо вернуть Православие если не как государственную, то как общественную идеологию, учитывая многоконфессиональность Ставрополья, давая место и другим, традиционным для России религиям, как это было в 19 веке, понимая, что вера – это душа народа, без которой нет народной жизни.
Я придерживаюсь мнения, что светское образование надо повернуть лицом к духовным, традиционным основам, утверждая приоритет моральных ценностей в наших школах, «Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине» [1.10]. Тогда богобоязненный человек будет жить спокойно в таком «сложном» регионе как Северный Кавказ.
Духовное становление общества - процесс многотрудный и долгосрочный. Успешное решение этой проблемы лежит на путях духовного возрождения каждой отдельно взятой личности. Поэтому в первую очередь начну с самовоспитания, памятуя поучение Преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».
Трудясь на благо Отечества, буду помнить о высшей ответственности перед Богом и перед людьми.
Я твёрдо верю в развитие соработничества и взаимодействия Церкви, государственных институтов и общественных организаций, в то, что особое внимание надо уделять проблемам молодёжи края. Потому что, по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает всё тесто». (Гал. 5, 9).
Литература
1.Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. «Вера, семья, Россия». Ставрополь, 2008, с.4-5, 10.
2.Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский. «Православная культура и молодёжная среда». М., 2006. с.47-51.
3. «Калейдоскоп внеклассных мероприятий», №5 М. – Ставрополь, 2006, с.30.
4.Закон Божий. Издание Николо-Волосовского монастыря, 1999.
5. Митрополит Гедеон Ставропольский и Бакинский. «Преподобный Феодосий Кавказский». Ставрополь,1998, с. 8.
6.Новый завет Господа нашего Иисуса Христа и Псалтирь в русском переводе. М., 1909. с.117. (- Евангелие от Луки, глава 6, стих 40).
Источники
- Анкетирование молодых людей 12-17 лет по месту жительства.
- Беседа с Благочинным всех церквей Невинномысского округа, предстоятелем Собора Покрова Пресвятой Богородицы отцом Иоанном (Моздором).
- Беседа с отцом Василием, священнослужителем Собора Покрова Пресвятой Богородицы города Невинномысска.
- Профессор Рязанцев И.П. «Социология и религия», лекция Московская Православная Духовная Академия, г. Сергиев Посад, 2006.
- «Русские монастыри». «История русского монастыря». М.,1996.
- Телепередачи для юношества «Касается всех» на телеканале «Радость моя». 2008г.
- Интернет-ресурсы.
- Рисунки 1-15
- Анкеты 1,2
- Таблицы 1,2
- Административная карта Ставропольской и Владикавказской епархии
- Географическая карта Ставропольского края
Приложения
Административная карта Ставропольского края
(Рис.1 )
1.Иоанно-Мариинский женский монастырь в г.Ставрополь
2.Свято-Успенский Второ-Афонский мужской монастырь в г. Пятигорске
3.Свято-Георгиевский женский монастырь близ г.Ессентуки
4.Монастырь «Всех скорбящих радость» в с. Татарка
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
(Рис.1) (Рис.2)
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан;
Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
(Рис.10)
Иоанно-Мариинский женский монастырь в г.Ставрополь
(Рис.9 )
Свято-Успенский Второ-Афонский мужской монастырь в г. Пятигорске
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
(Рис.11)
Свято-Георгиевский женский монастырь близ г.Ессентуки
(Рис.12 )
Монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»
в с. Татарка
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида
Приложение
Диаграмма Культурное расслоение молодёжной среды г. Невинномысска Рис.14
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
Анкета №1
1. Чем Вы заняты помимо учёбы в школе?
2. Вы считаете себя культурным молодым человеком (девушкой)? Почему?
3. Что такое в Вашем понимании культура?
4. К какой «тусовке» Вы относите своих друзей и себя?
5. Можем ли мы строить будущее без культурного наследия своих предков?
6. Сможем ли мы найти себя в третьем тысячелетии при помощи культурного и духовного наследия?
7. Можно ли считать вышеназванные наследия той базовой ценностью, которая обеспечивает самостояние Российского государства?
8. Считаете ли вы себя ответственным за сохранение и передачу этого наследия будущим поколениям в том состоянии, которого оно достойно?
9. Является ли забота о сохранении культурного и духовного наследия фундаментом устойчивого социально-экономического и интеллектуального развития России?
Анкета №2
1. Что Вы понимаете под понятием «духовность»?
2. Что Вы понимаете под понятием «духовное наследие», «культурное наследие», «духовно-культурное наследие России»?
3. Каковы, по-Вашему мнению, пути сохранения духовно-культурного наследия России?
4. Что Вы знаете о духовных ценностях своего народа?
5. Как по-Вашему, возможно ли преумножение духовно-культурного наследия России?
6. Каким образом можно использовать духовно-культурное наследие для решения актуальных задач государства в деле оздоровления нации?
7. Ваше отношение к организации «Православная Молодёжь России»?
8. Считаете ли Вы, что Православие – основа русской культуры?
9. Как по-Вашему, спасёт ли Православие человека, попавшего в беду?
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
Сравнительный анализ количества монастырей
Таблица 2
Общее количество монастырей (в целом по стране) | в 1988г. | в 2003г. | в 2008г. | в 2011г. |
по России | 22 | 614 | 1000 | 1050 |
по Ставропольской и Владикавказской Епархии | 0 | 3 | 6 | 7 |
по Ставропольскому краю | 0 | 1 | 2 | 4 |
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
« Иваны, не помнящие родства? – Нет!»
Рис.16
Молодёжное расслоение | Вопросы анкеты №1 | |||||
№п/п | Представители | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | молодёжных субкультур | |||||
2 | неопределившихся | |||||
3 | Православного Братства Ставрополья | |||||
4 | нелояльных к трём вышеуказанным |
График
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фив
Приложение
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «монастырь»?
Ассоциограмма
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Приложение
Появление монашества и монастырей на Русской земле
Таблица1
Время | Местность | Количество монастырей | Место расположения монастырей | Созидатели |
XI в. | Тогдашняя Русская земля | 70, из них: | Городские, подгородные (т.е. «мирские» монастыри, живущие среди мира) | Высшие церковные иерархи, князья, бояре, богатые горожане |
XIIв. | Центральная полоса Руси (Киев, Новгород) Южная и Северная Русь (Галич, Чернигов Смоленск, Ростов, Владимир) | 50 20 | ||
XIIIв. | Москва, Ярославль, Тверь, Кострома, Нижний Новгород | Появление первых монастырей | ||
XIV- XVвв. | Русский Север | 70 170 | Пустынные монастыри (лесные пустыни) | Отшельники (люди, ушедшие от мира, руководившие собиравшимся братством, изыскивавшие средства самостоятельно) |
XVI-XIXвв. | Повсеместно | Около 1000 | Городские, подгородные, пустынные монастыри | Высшие церковные иерархи, меценаты, отшельники |
XX- XXIвв. | 1000 Более 1050 |
Резниченко Гаянэ
«Южнорусская Фиваида»
Тезисы
«Южнорусская Фиваида»
Резниченко Гаянэ, учащейся 9 класса
МОУ СОШ №7, г. Невинномысска
Цель: формирование нравственных качеств личности путём приобщения её к истокам отечественной духовной культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с сакральной географией Ставропольского края;
- узнать о духовном состоянии молодого человека 12-17 лет;
- определить место и роль Церкви в жизни подрастающего поколения;
- помочь молодому человеку в поисках себя, в обретении духовного стержня, в получении вековых народных ценностей.
Семьдесят лет безверия в нашей стране почти искоренили духовный стержень русского народа – веру, а вместе с ней храмы, приходы, монастыри.
Божие слово оживает с особой силой в этих святых намоленных местах. Лучшие в нашем регионе богословские умы сосредоточены в Ставропольской Духовной Семинарии, так как она является учебным, просветительским и научно-миссионерским центром на протяжении многих десятков лет. Такими же центрами, только поменьше, можно считать и монастыри Ставрополья: Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской в г. Пятигорске, Иоанно-Мариинский женский в г. Ставрополе, Свято-Георгиевский женский в Предгорном районе, монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы « Всех скорбящих радость» в с. Татарка. О трёх первых написано много книг и брошюр известных авторов краеведения нашего региона. А вот о монастыре « Всех скорбящих радость» печатных изданий ещё нет. Скорее всего, потому, что статус монастыря он приобрёл совсем недавно: около полугода назад архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан своим указом возвёл бывший монашеский скит в ранг монастыря. Построенные на частные пожертвования храм и часовня поражают изяществом и великолепием. Прекрасный райский уголок на возвышенности привлекает сюда массу паломников со всей России и ближнего зарубежья. Возрастающее количество монастырей на Ставрополье позволяет называть нашу малую Родину «Южнорусской Фиваидой».
Наиболее почитаемы на Ставрополье Святитель Игнатий Брянчанинов и Преподобный Феодосий Кавказский.
Как помочь нашей молодёжи обрести духовный стержень, вернуть вековые народные ценности, чтобы они стали для неё жизненным кредо?
Теоретический материал работы по исследованию духовно-нравственного воспитания молодых людей г.Невинномысска основан на трудах отцов Православной Церкви, практический - на анкетировании городской молодёжи и беседах с поместными православными священниками.
Общественная проблема бездуховности подрастающего поколения, от которого зависит будущее города, края, Отечества должна обратить на себя внимание государства, Церкви, общественности. Череда модных на Западе субкультур и преклонения перед всем иностранным разделили наших ребят на металлистов, эмо, готов, панков, растаманов и прочих неформалов. Они далеки от культуры своего народа – Православия. Однако деятельность членов Ставропольского Православного Братства «Святого Духа» у нас и в других населённых пунктах края (городах Ставрополь, Изобильный, Георгиевск, Ново-Александровск) даёт надежду, что не все ребята растут «пофигистами». В результате анкетирования мы видим следующее расслоение в молодёжной среде города: представителей молодёжных субкультур – 71%; неопределившихся – 24%; членов ПБС – 2%; нелояльных к трём первым – 3%. Вывод: большинство последователей тяжёлого рока, считающих всё западное лучшим, забывает об отечественной культуре, становясь «людьми мира».
Но мы не будем «иванами, не помнящими родства». Результаты анкетирования позволяют утверждать, что культурное и духовное наследие было и будет фундаментом социально-экономического и интеллектуального развития России.
Духовную силу человеку даёт вера. Православная Церковь в нашем городе на примере деятельности своих священнослужителей делает вероучительные истины живыми в глазах людей. Нам есть на кого равняться.
Отношение молодёжи к Русской Православной Церкви в городе Невинномысске разное. Результаты анкетирования позволили сделать вывод: есть надежда! Молодёжь не так уж плоха, как её выставляют в обществе. Она понимает, на какой основе базируется русская культура и не против возвращения Православия в свою жизнь. Ребята придерживаются консервативных настроений, поддерживая традиционные духовные ценности своего народа. Переживаемый нами в настоящее время период возрождения Православия на Северном Кавказе, как и во всей стране, ставит перед Церковью и государством новые задачи.
С моей точки зрения, необходимо вернуть Православие если не как государственную, то как общественную идеологию, учитывая многоконфессиональность Ставрополья, давая место и другим, традиционным для России религиям, как это было в 19 веке, понимая, что вера – это душа народа, без которой нет народной жизни.
Я придерживаюсь мнения, что светское образование надо повернуть лицом к духовным, традиционным основам, утверждая приоритет моральных ценностей в наших школах, «Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине» [1.10]. Тогда богобоязненный человек будет жить спокойно в таком «сложном» регионе как Северный Кавказ.
Духовное становление общества - процесс многотрудный и долгосрочный. Успешное решение этой проблемы лежит на путях духовного возрождения каждой отдельно взятой личности. Поэтому в первую очередь начну с самовоспитания, памятуя поучение Преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».
Трудясь на благо Отечества, буду помнить о высшей ответственности перед Богом и перед людьми.
Я твёрдо верю в развитие соработничества и взаимодействия Церкви, государственных институтов и общественных организаций, в то, что особое внимание надо уделять проблемам молодёжи края. Потому что, по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает всё тесто». (Гал. 5, 9).
.
Доклад
«Южнорусская Фиваида»
Резниченко Гаянэ, учащейся 9 класса
МОУ СОШ №7, г. Невинномысска
Цель: формирование нравственных качеств личности путём приобщения её к истокам отечественной духовной культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с сакральной географией Ставропольского края;
- узнать о духовном состоянии молодого человека 12-17 лет;
- определить место и роль Церкви в жизни подрастающего поколения;
- помочь молодому человеку в поисках себя, в обретении духовного стержня, в получении вековых народных ценностей.
Семьдесят лет безверия в нашей стране почти искоренили духовный стержень русского народа – веру, а вместе с ней храмы, приходы, монастыри.
Теоретический материал работы по исследованию духовно-нравственного состояния молодёжи г. Невинномысска базируется на статьях отцов Православной Церкви. Практический – на изучении сакральной географии страны и Ставрополья, паломнических поездках по краю, беседах со священнослужителями, а также анкетировании школьников. Сегодня мы идём трудным путём – путём возвращения к духовным истокам, духовной культуры. Особое внимание общества должно быть обращено к молодёжи, главная проблема которой – бездуховность. К молодежи, от которой зависит дальнейшая судьба города, края, народа, Отечества. И здесь не обойтись без заботы РПЦ и её молитвенников за нас – священников и монашествующих. Ведь монастырь как бастион сражается за наши души. Монастырь объединяет нас в любви. Монастырь растит наших детей – новых воинов Христовых.
На Святой Руси теперь несчётное количество монастырей. Сейчас, когда повсеместно в Отечестве нашем возрождается Православие, их количество с каждым годом преумножается. Однако число монастырей на Ставрополье, по сравнению с остальными в стране, крайне мало ввиду геополитического положения края. Тем не менее, сравнительный анализ общего количества православных монастырей в России с количеством монастырей Ставропольской и Владикавказской епархии и количеством монастырей, находящихся на территории Ставропольского края (таблица 2; рис.1), всё же позволяет сделать вывод о правомерности названия ставропольских земель «Южнорусская Фиваида».
«Герой нашего времени» многолик. У него своя культура – череда модных на Западе субкультур. Подростки далеки от традиционной культуры своего народа – Православия. Однако существует альтернатива всем неформалам – Ставропольское Православное братство «Святого Духа».
Визуальную картину расслоения невинномысской молодёжи по принадлежности к «тусовкам» даёт составленная мною после выборки (анкета 1) диаграмма (рис.9). Вывод: основная масса молодых людей забывает об отечественной культуре, становясь «людьми мира». Например, вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «монастырь», был задан мной в МОУ СОШ №7 г. Невинномысска. Исследуемая совокупность: учащиеся в возрасте 12-17 лет. Размер выборки: 15 респондентов. Опрос дал следующие результаты: монастыри – это место, где живу монахи - 78% ; вокруг них в древности селились люди и строились города - 3%; люди прячутся там от жизненных трудностей - 13%; существуют во многих религиях мира - 52%; мозговой центр Церкви - 8%; патронируют реабилитационные центры для наркозависимых - 64%; мощи святых, чудотворные иконы, святая вода - 3%; появились в стране вместе с религией - 16%; затрудняюсь, не хочу отвечать - 3%.
Вывод: большинство опрошенных имеют довольно размытое представление о православных монастырях как духовном сердце России. Скромные знания учащихся позволяют утверждать, что школьники слабо знают религиозную культуру своей страны и своего народа.
Духовное состояние молодёжи нашего города можно проследить по вычерченному мною после анкетирования (анкета 1) графику (рис.10).
Духовную силу человеку даёт вера. Православная церковь в нашем городе на примере деятельности своих священнослужителей делает вероучительные истины живыми в глазах людей. Нам есть на кого равняться.
Отношение молодёжи к Русской Православной Церкви в городе Невинномысске разное. Результаты анкетирования (анкета 2) позволили сделать вывод, что ребята придерживаются консервативных настроений, поддерживая традиционные духовные ценности своего народа.
Возрождение Православия ставит перед Церковью и государством новые задачи. Судьба России, её будущее в руках пастырей, педагогов, воспитателей, людей творчества. Ведь именно они, несмотря ни на что, остаются хранителями нашего культурного богатства и наших нравственных ценностей. [1,15]
С моей точки зрения, необходимо вернуть Православие если не как государственную, то как общественную идеологию, учитывая многоконфессиональность Ставрополья, давая место и другим, традиционным для России религиям, как это было в 19 веке, понимая, что вера – это душа народа, без которой нет народной жизни.
Я придерживаюсь мнения, что светское образование надо повернуть лицом к духовным, традиционным основам, утверждая приоритет моральных ценностей в наших школах, «Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине» [1.10]. Тогда богобоязненный человек будет жить спокойно в таком «сложном» регионе как Северный Кавказ.
Духовное становление общества - процесс многотрудный и долгосрочный. Успешное решение этой проблемы лежит на путях духовного возрождения каждой отдельно взятой личности. Поэтому в первую очередь начну с самовоспитания, памятуя поучение Преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».
Я твёрдо верю в развитие соработничества и взаимодействия Церкви, государственных институтов и общественных организаций, в то, что особое внимание надо уделять проблемам молодёжи края. Потому что, по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает всё тесто». (Гал. 5, 9).
Ералаш
Извержение вулкана
Знакомимся с плотностью жидкостей
Городецкая роспись
Растрёпанный воробей