Данная работа посвящена изучению жизненного и педагогического пути старейшей учительницы школы - З.И.Криуляк
Вложение | Размер |
---|---|
abrosimov.docx | 35.7 КБ |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5
Полный адрес: 663951, Красноярский край, Рыбинский район, село Малая Камала,
ул. Луговая, д. 2
Тема исследования:
«Жизненный и педагогический путь Зои Ивановны Криуляк»
Автор: Абросимов Дмитрий Алексеевич,
9 класс
Научный руководитель: Парфенчук Марина Филипповна,
учитель истории и обществознания.
2014-2015 учебный год
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию жизненного пути и педагогической деятельности З.И.Криуляк. Я в этом году оканчиваю школу и только теперь понимаю, какую роль играет в жизни человека учитель. Я захотел узнать побольше об учителях нашей школы, но обнаружил, что сведений на данную тему мало. Поэтому я решил собрать материал о старейшей учительнице нашей школы - Зое Ивановне Криуляк.
Оглавление
1 | Введение ……………………………………………………… | 3-4 |
2 | Глава 1. Детство …………………………………………….. | 5-6 |
3 | Глава 2. Обучение в педагогическом училище…………… | 6 |
4 | Глава 3. Дорога в Сибирь…………………………………… | 6 |
5 | Глава 4. Здравствуй, Малая Камала………………………… | 7 |
6 | Глава 5. Работа в школе. ……………………………………… | 8-9 |
7 | Глава 6. «Вся гордость учителя в учениках»………………… | 9-10 |
8 | Глава 7. Большая дружная семья............................................... | 10-12 |
9 | Заключение…………………………………………………….. | 13 |
10 | Источники и использованная литература…………………… | 14 |
11 | Приложения…………………………………………………… | 15-20 |
Введение
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!
Павел Сергейчук
Актуальность темы
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости, учит быть Человеком.
К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед актуальной проблемой - «старение и вымирание» профессии учителя.
Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Недаром 2010 год был объявлен Годом Учителя, так как труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности.
Эта исследовательская работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить школе и детям. Речь идет об Учителе с большой буквы, Учителе по призванию и таланту – о Зое Ивановне Криуляк (Хрусталевой).
Цель:
исследование жизненного и педагогического пути учителя начальных классов Зои Ивановны Криуляк
Задачи:
1.Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности З.И.Криуляк 2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов.
3. Оформить собранный материал в школьный музей
Методы исследования:
Гипотеза: жизненный и педагогический путь Зои Ивановны Криуляк - часть истории России
Объектом исследования является история жизни и педагогической деятельности учителя начальных классов Криуляк З.И..
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории Красноярского края, а также позволят пополнить школьный музей.
Глава 1. Детство
Хрусталева Зоя Ивановна родилась в1932г в Ярославской области Масловском районе д.Ульяновке. Отец-Хрусталев Иван Андреевич 1896 года рождения. Мать- Хрусталева Евдокия Ивановна 1898 года рождения. В семье было 5 детей: 4 дочки и 1 сын.
Семья переехала в Угличский район г.Углич, где отец работал директором маслозавода. Старшие дети ходили в школу, младшие сестренки Зоя и Нина находились дома с мамой. Ничто не предвещало беды. Но в стране наступило страшное время – репрессии. Всего жертвами репрессий за советский период в СССР, по данным правозащитной организации «Мемориал», стало от 11—12 млн человек. Из них 4,5 — 4,8 млн человек были осуждены по политическим мотивам, расстреляны около 1,1 млн, остальные попали в лагеря.
Зоя Ивановна вспоминает: « В 1937 году отца арестовали. Семью хотели выслать на север. Мама сказала: «Никуда мы не поедим, хоть стреляйте». Детей и жену не тронули. Отца признали невиновным в 1940 году, но мама к этому времени уже умерла, не выдержав всего этого».
С сентября 1937 по 6 октября 1938 года выездными сессиями Военной коллегии ВС СССР осуждено в Ярославской области 529 человек, в том числе приговорено к расстрелу — 398. Ивану Андреевичу повезло: его не расстреляли, но 3 года лагерной жизни многого стоят.
- Всем,
кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слёзы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)
В 1942 году Иван Андреевич добровольцем пошел на фронт. «Не могу стоять в стороне, когда в стране беда»,- вспоминает Зоя Ивановна слова отца. Благодаря таким людям мы победили врага. Не озлобился человек на власть, которая так немилостиво с ним обошлась, потому что любил семью, Родину. Младших детей: Владимира, Зою и Нину, забрали в детский дом, хотя бабушка умоляла, просила оставить их с ней, но ее никто не слушал. Отвозили детей тетя и первая учительница - Волкова Серафима Александровна. С 1942 года по 1947 год Зоя с братом и младшей сестрой воспитывались в детском доме в с.Богородском Ярославской области. Спали на топчанах, хлеба получали 120 граммов в день, голодали, но выжили. Весной, когда стаивал снег, дети ходили и копали оставшуюся в земле картошку. Она была подмороженная, сладкая, но из нее делали драники. « До сих пор на них смотреть не могу, наелась на всю жизнь», - говорит Зоя Ивановна. Но беды и несчастья не закончились для этой семьи - в 1943 году пришла похоронка на отца. И стали дети круглыми сиротами. Старшая сестра Клавдия рыла окопы под Москвой, а Лидия работала на торфоразработках, хотя еще были совсем девчонки.
Глава 2. Обучение в педагогическом училище
В 1948 году поступила в педагогическое училище г.Углича. Стать учителем было детской мечтой Зои Ивановны. Любовь к этой профессии заложила в душу этой маленькой девочке первая учительница-Серафима Александровна. Она часто приезжала в детский дом, навещала маленькую Зою. Жить было не на что, поэтому пошла работать в Дом малютки ночной няней, а утром шла на занятия в училище. Зоя Ивановна постоянно посещала детский дом, потому что там оставалась младшая сестра Нина. И однажды ее, уставшую, не выспавшуюся девчонку увидела директор детского дома и предложила ей работу пионервожатой. Так и училась: днем - на занятиях в педучилище, вечером - на работе пионервожатой.
Глава 3. Дорога в Сибирь
И вот детская мечта сбылась - в 1952 году окончила педагогическое училище и вместе с другими молодыми педагогами отправилась на работу в далекую Сибирь. От Углича до Ярославля плыли на пароходе, где произошла интересная незабываемая встреча с маршалом Советского Союза Александром Михайловичем Василевским, который тоже был пассажиром этого судна. Когда он узнал, что в соседней каюте находятся 7 молодых девчонок, будущих педагогов, и пункт их назначения – Сибирь, он захотел с ними познакомиться. Оставшуюся часть пути провели в беседах о трудном времени, выпавшее на долю нашего народа, о счастливом будущем, в которое все верили. А от Ярославля до Красноярска путь продолжали по железной дороге. Ехать было весело. Три дня пути пролетели быстро. В Красноярске на вокзале будущих педагогов встретила инспектор Краевого отдела народного образования Щербакова Вера Самойловна. Она сообщила, что по распределению их отправляют работать в Рыбинский район. До Заозерного путь продолжали на электричке. А там девчат уже ждали. Заведующий Рыбинским отделом народного образования Кириенко Иван Ефимович встретил очень тепло. Молодых педагогов распределили по разным селам. Зое Ивановне предстояло ехать в Малую Камалу. Это небольшое село находилось в 25 километрах от районного центра. Вместе со своей подругой Селивановой Лидией Ивановной, которая отправлена была в Черемшанскую начальную школу, Зоя Ивановна поехала в конечный пункт своего назначения- Малую Камалу.
Глава 4. Здравствуй, Малая Камала
Село понравилось сразу. Позже Зоя Ивановна напишет стихотворение:
На холмах у тихой речки
Стоит большое русское село.
Кругом поля пшеницы, гречки.
Всех красотой влечет оно.
Внизу речка Камалинка извивается,блестит,
А над нею на пригорке, величавый лес шумит.
Трудолюбивы люди здесь, добры,
А у подножия горы родник чистейший,
Как святой.
И едут к нам за красотой.
«Нисколько не жалею, что судьба забросила меня в это далекое сибирское село: замечательные, талантливые, трудолюбивые, душевные люди здесь живут»,- говорит Зоя Ивановна.
Глава 5. Работа в школе
Зайцев Анатолий Григорьевич, директор школы, заботливо отнесся к молодому педагогу. Ее поселили в небольшой дом на улице Красноармейской. Условия для работы были очень трудные: печное отопление, холодно, даже чернила в чернильницах замерзали. Писали перьями на старых книгах между строчками, потому что тетрадей не было. Но дети с удовольствием ходили в школу: хотели учиться. Некоторых детей не во что было одеть, обуть. «Столько лет прошло, а помню, как будто было вчера, -вспоминает Зоя Ивановна,- прибежал Петя Дробот в кирзовых сапогах на босою ногу, один сапог рваный, перемотан веревкой, а на улице мороз 40 градусов. Я разула его, давай ножки растирать. Вот как дети стремились к знаниям». Я слушал Зою Ивановну и думал, какое же доброе сердце у этой женщины и какое же это счастье быть учеником такого учителя. Работала и в интернате воспитателем, где было около 100 воспитанников. А ночью готовилась к урокам. Вот так и работали. Но на жизнь не жаловались: во время войны было еще труднее.
Восьмилетняя школа, в которой работала Зоя Ивановна, была деревянная небольшая, а детей было много, поэтому учились в 2 смены. Наполняемость класса- 25-30 человек. Более 200 детей обучалось в школе из близ лежащих населенных пунктов: Усть- Казачка, Черемшанка, Усовка, Новогеоргиевка. Дети проживали в интернате, который располагался в 3-х зданиях. Сначала дети ходили пешком, а потом их подвозили на автобусе.
Добротой и вниманием окружили коллеги молоденькую учительницу, чтобы она не чувствовала себя одинокой в этом суровом краю. Вместе с ней в это время работали: Ильенко Ольга Васильевна-учитель истории, Пахряев Николай Павлович – директор школы, Грюнер Марта Федоровна - учитель иностранного языка, Крикун Зоя Никитична - учитель начальных классов, старейшая учительница школы - Николаева Алевтина Родионовна. Вспоминает о них Зоя Ивановна с уважением и глубоким чувством признательности. С любовью и теплотой говорят о Зое Ивановне, проработавшей уже не мало лет в школе, педагоги, которые только начинали свою профессиональную деятельность: учителя начальных классов - Шукан Римма Петровна, Кельм Наталья Александровна, учитель физической культуры- Дружинин Леонид Иванович. Всегда она подскажет, когда что-то не получается, поддержит добрым словом в трудную минуту.
С особой теплотой о Зое Ивановне говорит учитель начальных классов Наталья Александровна: «Зоя Ивановна Криуляк была моим наставником, когда я пришла молодым специалистом работать в Малокамалинскую школу. Умная, строгая, требовательная, и в то же время очень добрая и отзывчивая, она с первых дней моей работы оказывала методическую помощь: помогала в подготовке к урокам, посещала мои первые уроки, после которых мы вместе их анализировали, приглашала на свои занятия, где мне, как молодому учителю, было чему поучиться.
Особенно мне запомнились ее слова, которые она неоднократно говорила молодым специалистам:
В селе ты не просто порядочный житель.
У всех на виду твое имя, учитель.
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Я очень благодарна Зое Ивановне за ее терпение, справедливость, ответственность и доброту, за то, что на протяжении многих лет она прививала любовь к профессии многим молодым педагогам. А сколько детей она воспитала! Скольким детям она привила любовь к знаниям».
Глава 6. «Вся гордость учителя в учениках» (Д.И.Менделеев)
35 лет проработала Зоя Ивановна в Малокамалинской школе учителем начальных классов. Всех своих учеников она помнит и с гордостью говорит о них. Когда мы рассматривали с Зоей Ивановной фотографии ее учеников, она каждого помнит и знает судьбу многих ее воспитанников. 9 ее учеников посвятили свою жизнь обучению и воспитанию детей, они стали учителями и воспитателями детских садиков, 6 воспитанников стали медицинскими работниками, работают сейчас в больницах нашего района и края. 7 человек- инженеры, есть даже летчик. Есть среди ее учеников и работники полиции, и строители, и водители, и механизаторы, и электрики, и бухгалтеры, и есть даже артисты. Когда ведущий на Вечере встречи выпускников, посвященном 115- летию образования школы, обратился к присутствующим с просьбой - подняться всех, кого учила Зоя Ивановна, встал весь зал. Ради этого стоило жить. « Жизнь прожита не зря»,- говорит Зоя Ивановна.
Лукьянова (Стрелкова) Ирина Анатольевна, заведующая детским садом «Улыбка», рассказывает о своей первой учительнице: «Рассматривая школьную фотографию, вспоминаю чудесные школьные годы, одноклассников и свою первую учительницу- Криуляк Зою Ивановну. Она учила нас с первого по третий класс. Строгая и добрая, требовательная и справедливая, отзывчивая, заботливая, всегда рада помочь в трудную минуту. Зоя Ивановна с большим вниманием относилась к детям. Она без всякой брезгливости могла умыть ребенка и взять на руки, заплести косички и погладить форму. После уроков помогала выполнять домашнее задание отстающим ученикам. Она для всех учеников была и учительницей, и второй мамой».
Любовь к своему селу, которое стало для нее родным, Зоя Ивановна выразила в строках своего стихотворения:
Как люблю я свою Камалу,
Она всегда будет в сердце со мною.
Никуда не уеду и не уйду,
Я любуюсь ее красотою.
Глава 7. Большая дружная семья
Здесь же в Малой Камале в 1954 году встретила Зоя Ивановна свою судьбу - Криуляк Алексея Михайловича, замечательного человека, отличного труженика. Всю жизнь проработал в родном селе сначала трактористом, потом шофером. Прожили вместе 57 лет, вырастили 3-х детей: 2 сына и дочку. Всем детям дали образование. Старший сын Сергей окончил школу и автотранспортный техникум. Сейчас трудится в г.Бородино на ремонтно-механическом заводе. Сын Владимир сначала окончил Красноярский политехнический техникум, затем в г. Сыктывкаре горный институт, потом Ленинградскую лесотехническую академию. Много лет жил и работал в Воркуте. Сейчас работает инженером в Ухте. Дочь Ирина после школы окончила Красноярский технологический техникум, а потом получила новую специальность «воспитатель дошкольного учреждения», много лет работала воспитателем в детском садике «Улыбка», где кстати несколько лет работала воспитателем и Зоя Ивановна, находясь на пенсии.
«Наши дети подарили нам с мужем 7 внуков, все уже взрослые, старшему внуку- 38 лет, младшей внучке-24 года. 4 внуков имеют высшее образование, 3 – средне - специальное образование. Одни живут и работают рядышком: в Зеленогорске, Красноярске, другие далеко - в Москве. Подрастают у нас и 5 правнуков. Мы самая счастливая семья. Частые гости у нас в доме дети, внуки, правнуки. Не забывают меня и бывшие мои ученики. Постоянно звонят и приезжают в гости Валя Рахманова, Валя Кудинова, Валя Мысак, Света Букал. С первых лет работы в школе и по сей день дружим с Крикун Зоей Николаевной, которая работала учителем начальных классов в нашей школе. От этого тепло и радостно на сердце. Я согрета вниманием моих близких, родных людей и друзей. Очень люблю свою профессию и благодарна судьбе за свою жизнь»,- говорит Зоя Ивановна.
За свой многолетний нелегкий труд Зоя Ивановна имеет награды:
Закончить рассказ о Зое Ивановне Криуляк, Учителе и Человеке с большой буквы, я хочу строками стихотворения, которое она посвятила своей ближайшей подруге и коллеге Ильенко Ольге Васильевне. Прочитав это стихотворение, я подумал, что эти строки можно отнести и к самому автору:
Все было в жизни:
Вьюга и пороша.
И сердце замирало от тоски,
Но так много было и хорошего.
А о плохом забудь и не грусти.
По всей стране твои ученики.
Одни врачи, учителя, инженеры,
Другие водят в море корабли.
У каждого их них частичка твоего ума.
Каких детей взрастила ты,
И всю любовь ты в них вложила.
Они умны, красивы и сильны,
В них вся твоя мечта и сила.
Заключение
Я исследовал жизненный и педагогический путь учителя начальных классов Зои Ивановны Криуляк.
Сначала я изучил материал школьного архива, потом встретился с Зоей Ивановной. Затем побеседовал с педагогами и бывшими учениками, которые рассказали о роли этого учителя в их жизни. Кроме этого я изучил документы, фотографии из личного архива. В работе я использовал материал научной и художественной литературы.
Выдвинутая мною гипотеза в ходе исследования подтвердилась: история жизни и педагогической деятельности З.И.Криуляк тесно связана с судьбой нашей страны.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены. Актуальность выбранной темы подтверждена моим исследованием.
Источники и использованная литература
Стеклянный Человечек
Несчастный Андрей
Извержение вулкана
Весенняя сказка
Каргопольская игрушка