III районная исследовательская конференция учащихся младших классов «Юный изыскатель» Исследовательская работа направление: литературоведение тема : «Чему нас учат сказки»
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 415.61 КБ |
МКОУ «ЗАРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ………………………………………………………………. 2 стр
2.Основная часть ……………………………………………………….. 3 -4 стр.
3Заключение …………………………………………………………….. 4стр.
4. Список используемых информационных источников……………. 5стр
5. Приложение…………………………………………………………… 6 стр
Введение
Тема исследования: «Сказка ложь да в ней намек»
Цель исследования: Выяснить чему нас учат русские народные сказки, « Репка» «Колобок» и некоторые другие.
Задачи исследования:1. Какую воспитательную или познавательную функцию выполняют эти сказки.
2. Сколько лет русским народным сказкам.
3. Есть ли тайный смысл у этих сказок.
Актуальность: Мы любим читать сказки. Особенно русские народные сказки. Почти все они начинаются одинаково ЖИЛИ-БЫЛИ ….. , а заканчиваются словами СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЁК……..
Сказка это то, что придумано, то чего не было на самом деле. Тогда зачем придумывают сказки? Ведь говорить не правду не хорошо? Значит она должна нас чему-то научить. А чему? Это мы и хотели выяснить через Русские народные сказки, с которыми знакомимся в 1 классе.
Мы прочитали на уроке русские народные сказки «Репка» и «Колобок». Эти сказки нам очень понравились. Они интересны, красочны и их легко запомнить. Мы их пересказывали друг другу, маме, папе и даже коше. Потом мы рисовали рисунки к этим сказкам. Смотрели мультфильмы, но мы же знаем, что все сказки чему-нибудь да учат. И перед нами встал вопрос чему же мы научились у этих сказок.
Объект исследования: Русские народные сказки «Колобок», « Репка» и др
Предмет исследования: Смысловое значение сказок явное и тайное.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что за простыми сюжетами сказок(РН) скрывается иное значение, чем можно увидеть на первый взгляд.
Методы исследования: 1. Работа с книгой
2. Анализ сказок
3. Опрос учащихся и родителей.
4. Познакомиться с информацией из интернет-ресурсов
4. Наблюдение.
Новизна: в нашей работе мы рассматриваем Русские народные сказки не просто как развлечение для детей, а как научное наблюдение людей. о растущей и убывающей луне.
После подробного знакомства с этими сказками мы обсудили их в классе и у нас вот что получилось.
Сказка «Репка» нас учит дружбе, помощи друг другу потому что, только работая дружно герои сказки справились с трудной работой. Уважению старшего поколения, потому что помогать старшим это наша обязанность. А так же что самая маленькая помощь может оказаться главной и даже самой нужной.
Сказка «Колобок» нас учит тому что нельзя убегать из дома без разрешения взрослых, потому что там на улице может быть опасно. Что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, мы же не знаем чего они от нас хотят. И ещё она нас учит, что Похвалу надо ещё заслужить, а когда тебя хвалят без причины то это лесть и это не хорошо.
Итог выше изложенного После знакомства с этими сказками мы стали добрее относиться друг к другу. Мы стали с большим желанием помогать друг другу. Чаще стали ходить в гости друг к другу и играть вместе стало веселее. И даже зная эти сказки наизусть нам нравится их слушать и читать самим и рисовать к ним рисунки.
Сколько лет сказкам?
И у нас возник вопрос. Когда появились эти сказки, если их ещё читали наши бабушки и дедушки.
Чтобы это узнать мы зашли на сайт Википедия и вот что мы узнали.
Точный возраст сказки "Колобок" Вам не назовёт никто. Народным сказкам тысячи или даже десятки тысяч лет, они появились ещё в эпоху первобытно-общинного строя. А вот собирать, записывать и издавать их начали только в 19 веке.
Колобок-персонаж имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других.».
Наше открытие.
Есть ли у русских народных сказок тайный смысл? Интересный вопрос.
Кажется, что только из смысла наши сказки и состоят….
На одном интересном сайте нам встретилась сказка очень похожая на уже известную нас сказку «Колобок» но все же там были отличия . Например
Различия | |
Сказка которую знаем. | Старая сказка. |
1 В той сказке которую знаем мы были дед и баба | 1.А в этой были Рас и Дева. |
2.заяц, волк медведь и лиса. | 2. Лебедь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса. |
3 животные не трогали колобок и только лиса его съела. | 3.животные откусывали от колобка по кусочку пока он совсем не исчез. |
На самом деле сказки складывались для того, чтобы передать свои наблюдения и жизненный опыт. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще помнить народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были сложены.
«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки .
Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте(см в приложении) каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”. Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка – полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается – Мидгард-Земля (по современному – планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):
Голубой платок,
красный колобок:
по платку катается,
людям усмехается.
– Это про Небеса и Ярило-Солнце.
«Репка» — о том же самом, только в обратном порядке Месяц постепенно превращается в полную луну.
Сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» очень просто и интересно рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, Заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима
И мы решили проверить так ли это. Рассматривая ночное небо мы видели что луна и правда по круглая как колобок, а то как долька апельсина или как арбузная корка. А то и вовсе луны на небе нет. И вот что мы взяли на сайте (приложение)
Сказки очень нужны детям как раньше, так и теперь. Их конечно с удовольствием слушаем, читаем и сами рассказываем. И лишний раз убеждаемся, что в народной мудрости. Люди, создавшие сказки, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Поэтому они рассказывали свои наблюдения друг другу и из этих рассказов родился жанр народные сказки. Так нами любимый и всем понятный.
Список используемых информационных источников.
Символизм русских народных сказок
.Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
РНС «Колобок»(старый вариант)
Попросил Рас Деву: – Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке.
Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь: – Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.
Тут навстречу ему Медведь: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: – Колобок-Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.
«Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка относится к типу цепочных и рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале своих родных, а затем и зверей.
В фольклорном варианте Афанасьева к участию в вырывании из земли репки подключаются ноги:
Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! |
Только с приходом пятой ноги репку удаётся вырвать из земли. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Репка
Снегири и коты
Басня "Две подруги"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Ёжикина Радость
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками