В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.
Со временем составлением и оформлением родословных древ стали заниматься специально подготовленные люди, их называли герольдами. В Российской империи, начиная с XVI-XVIII вв., создан специальный Геральдический приказ, позже департамент, который существовал до 1917 г. Это учреждение было официальным органом, куда передавали генеалогическое древо, чтобы закрепить свое привилегированное положение. Кроме того, создавались различные генеалогические общества во многих городах.
Человек – звено могучей многовековой цепи, связующей время и пространство. Я тоже звено. Но какой цепи, где мое место. Узнать это не только интересно, но и познавательно.
Вложение | Размер |
---|---|
"Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я - отраженье вашего лица......" | 33.93 КБ |
Название работы
"Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица......"
Автор работы
Хлуденева Екатерина Андреевна, 10 «А» класс
Место выполнения работы
г.Бийск
Научный руководитель
Введение
В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.
Со временем составлением и оформлением родословных древ стали заниматься специально подготовленные люди, их называли герольдами. В Российской империи, начиная с XVI-XVIII вв., создан специальный Геральдический приказ, позже департамент, который существовал до 1917 г. Это учреждение было официальным органом, куда передавали генеалогическое древо, чтобы закрепить свое привилегированное положение. Кроме того, создавались различные генеалогические общества во многих городах.
Человек – звено могучей многовековой цепи, связующей время и пространство. Я тоже звено. Но какой цепи, где мое место. Узнать это не только интересно, но и познавательно.
Объектом исследования является история семьи Камбалиных в истории государства от ее истоков до современности
В качестве предмета исследования нами были выбраны следующие вопросы данной темы:
1.Истоки появления рода Камбалиных на Алтае
2.История семьи Камбалиных, начиная с 18 века
3.Сопоставление фактов истории рода Камбалиных с историей России и историей Алтая
Целью работы является прослеживание и анализ процесса становления и развития семьи Камбалиных на Алтае от истоков до современности. Для достижения заявленной цели в процессе анализа доступных нам источников, нами были заявлены и в последствии решены следующие исследовательские задачи:
1.Проследить связь судьбы рода Камбалиных с событиями в истории России
2.Составить генеалогическое древо семьи на протяжении жизни семи поколений
Основой источниковой базы исследования являются документы и фотографии семейного архива, а также воспоминания некоторых представителей рода Камбалиных. Проанализировав имеющуюся у нас информацию, мы восстановили все этапы развития рода Камбалиных, создали некоторые обобщенные портреты старейших из рода, познакомились с жизнью, которую вели мои предки больше ста лет назад.
Актуальность и научная новизна нашего исследования заключается в том, что знания о жизни наших предков являются существенной частью интеллектуального и культурного потенциала человека, которые помогают восполнить пробелы в историческом знании прошлого нашего города. Углубляясь в исторические корни своей семьи, мы познаём историю государства, мы открываем новые слова, понятия, делаем представление об окружающем мире и людях, мы получаем заряд жизнестойкости, т.к. родство, корни делают нас сильными, учат заботливо и внимательно относиться к людям. А это, мы считаем, необходимо для каждого.
Род Камбалиных
Память о родных и близких людях, так или иначе, хранится в каждой семье. Моя бабушка часто укоряет нам, своих внуков, что мы, современные люди, привыкли понимать семью очень узко. Общение с семьей для нас - это общение с самыми близкими - с отцом, матерью, родными сестрами и братьями. "Вот раньше, - говорит она,- под общением с семьей понимали глубокую и прочную связь между всеми ее членами, даже самыми далёкими. И это было правильно! Чего только не бывает в жизни, как она нас ни бросает, как ни бьет. И может случиться так, что вы будете рады, что поддерживали общение с семьей в целом".
Исстари на Руси семейное древо было самым важным для каждого человека. Помнили люди живых, вспоминали ушедших, поддерживали связи с близкой и дальней родней. Недаром на Руси брали к себе жен погибших братьев, воспитывали их детей, как своих. Семейное древо - свято! Не должны дети оставаться сиротами, а старики - беспомощными. Ведь современная жизнь диктует свои условия, и вот уже братья и сестры, как листья семейного дерева, разбросаны по свету.
Так я с бабушкой стала по крупицам воссоздавать нашу родословную. Это увлекательное путешествие во времени с моими предками, которые достойно жили в очень трудные времена для страны, так увлекло меня, что память о них, их порядочность и уважительное отношение к людям хотелось бы передать детям и внукам своим. Это главные качества, которые были и есть у каждого народа, которые являются глубинными корнями древа жизни человечества.
А пошёл наш род от Камбалина Прохора Петровича. У сына его Нестора Петровича было десять детей: Семён, Степан, Павел, Иван, Лукерья, Марфа, Пелагея, Агафья, Фёдор, Тимофей. Семён Несторович был женат на Евдокии, с которой нажили 12 детей: Фёкла, Семён, Андрей, Василий, Астафий, Ульяна, Степанида, Евдокия и др. Степан Несторович со своёй женой Нательей имели 10 детей: Павел, Михаил, Даниил, Иван, Фёдор, Наталья, Клавдия, Феодосия, Александра, Пелагея. У брата его Павла с женой Ольгой было также 10 детей: Марфа, Мария, Анна, Анастасия, Пелагея, Елена (с рождения была слепая и замуж вышла за слепого, что не помешало им вырастить и воспитать восьмерых детей), Василий, Михаил, Иван, Лукерья (долго жила в с. Колпашево в ссылке, потом переехала в Бийск, умерла в 1981 году). У Ивана Несторовича и жены Агафье было шесть детей: Никита (был хромой, с женой Евдокией Яковлевной своих детей не было, но, когда сестра Евдокии родила мальчика без мужа, Никита с Евдокией забрали его и вырастили как родного сына), Алексей, Егор, Зиновий (умер от тифа), Андрей, Николай, Ефросинья. Лукерья Несторовна вышла замуж за Жабина Ивана. (Их дети: Василий, Андрей, Александр, Анастасия, Клавдия, Анна, Лукерья, Феклинья, Степанида, Ульяна, Авдотья). Все Камбалины жили богато, имели пасеки, жили в двухэтажных домах.
Петр Етихиевич Медведев был староста церкви, имел семерых детей. Брата его Евтихия забрали на войну. Жена его оставалась беременной. Евтихий наказывал: « Если родишь сына – назови Евтихием, имя редкое, вернусь с войны – найду, а дочку назови своим именем. Через два-три месяца пришла похоронка о гибели Евтихия. В страшных муках рожала сына его жена. Умерла через три недели после родов. Ребенка забрал себе восьмым ребенком его дядя Петр Евтихиевич, назвал его Петром, а отчество оставил отца: Петр Евтихиевич. Петр вырос. Был он кержак.
Историческая справка
Слово "кержаки" имеет в литературе устойчивое определение: выходцы с речки Керженец в Нижегородской губернии.
Старообрядческое общество было предельно закрытым, к чужим относилисось недружелюбно. По этой причине суждение о них были, например, такими: "Это был сильно развитой народ, хитрые мужики, чрезвычайные начётчики и буквоеды, народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высшей степени". Так Ф. М. Достоевский писал о сибирских старообрядцах. Отношение к кержакам было завистливо-неприязненным, описание их быта неправдоподобно, поскольку внутри никто из описателей не бывал. Самое главное, что никто не понимал и не ценил, - стремление и способность кержаков жить в согласии. Рассыпанная по всей России диаспора староверов была самоуправляющимся сообществом, которое выживало в любых природных и социальных условиях.
Женился он на красавице Евдокии Ивановне. Кержаки очень хлопотали перед царём, чтоб им дали разрешение жить в Солоновке, в горах, подальше от мирских. Стали выселятся кержаки в деревню Солоновка, ибо не было мира между кержаками и мирскими. Все родственники Петра уехали в Солоновку. Петр и Евдокия очень любили друг друга. Они поменялись крестиками. Но потом Евдокия согласилась на замужество убегом. У мирских были узенькие крестики, а у кержаков - широкие и именные. Братья не редко наезжали в деревню, где жила Евдокия, все хотели вернуть её к отцу (в свою веру). Так как чужаки при приближении к деревне должны были спускаться с горы, их было далеко видно. Ехали они обычно в ходках по три человека, тогда скорее Евдокию прятали. Однажды она сеяла муку, так пришлось спрятаться прямо под большое корыто. По корыту несколько человек пробежали, но не догадались его приподнять. Евдокия страху натерпелась. Свёкор Петр стал хлопотать, чтобы как-то разрешить эту проблему. В конце концов, повенчали их в мирской церкви в г. Бийске. Отделили Петра с Евдокией в отдельную избушку, дали им поросёнка, телёнка, жеребёнка. Ульяну уже крестили в мирской церкви. Но семья имела крепкие старообрядческие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью жизни крестьянина. В семье всё строилось по принципу старшинства. Авторитет главы семейства был не авторитарным, держался не на страхе, а на совести членов семьи, на уважении, Такое уважение заслуживалось только личным примером, трудолюбием и добротой. В семье воспитывалось особенно почтительное, можно сказать, святое отношение к труду. В большой крестьянской семье трудились все, от мала до велика, и не потому, что кто-то заставлял, а потому, что от рождения видели пример в жизни. Трудолюбие не навязывалось его как бы впитывали. На работу благословение просили. Характерной чертой семейных традиций староверов было серьёзное отношение к браку. Семья старались жить так, чтобы не причинять горя и неприятности один другому. Не принято было заводить ссоры, обманывать кого-то, подшучивать или насмехаться над кем-либо.
Дед Петр часто вспоминал о своей жизни самого младшего, самого последнего и приемного в семье, родились в семье Петра и Евдокии: 1. Ульяна, 2. Дементий, 3. Иван и 4. Фотий (Фадей). Выросли дети.
Ульяна Петровна рассказывала, как её просватали. Ульяна нанималась мыть стены (бревенчатые были дома). Стены мыли обычно два раза в год. Заработок был – 20-25 копеек в день. Ситец стоил 5 копеек аршин, сатин 15-20 копеек аршин. Девушки шили модные юбки с оборками. А ей дед не разрешал: « Ты уборки нашьешь, а парни без рубах будут». Вообще – то дед помогал, ибо Евдокия с Петром жили бедно. Ульяна очень стеснялась своей юбки без оборок. Когда ей исполнилось 20 лет, приехали сваты, но отец не отдал её, надо было дома работать. Камбалины жили богато, имели свою пасеку. Продали они как-то несколько колодок Медведевым, познакомились, подружились. Однажды пили медовуху и решили Камбалины засватать Ульяну за Тимофея. Приходит как- то Ульяна домой, а мать ей и говорит: «Мы тебя, Ульяша, просватали за Тимку Камбалина». Ульяна Тимку не любила, он всегда в праздники ходил на охоту, возвращался грязным. Она была старше на 1,5 – 2 года, не такая красивая, но трудолюбивая. Тимофей был очень кудрявый, красивый и нелюдимый. Как праздники, так на охоту. Очень любил уходить в тайгу. Поженили их в январе после Рождества, она не видела своего жениха до самой свадьбы. Евдокия Ивановна была красивая, круглолицая, полная. Было у неё 3 снохи. Жили Камбалины в 2-х этажном доме. У каждого брата были выездные кони. По воскресеньям они ездили к своим родственникам по женам, а на плечи Ульяны ложилось все хозяйство и дети всех деверев, а Тимка на охоту уходил в лес. Потом притащит уток, а Ульяна, которые крупнее ощиплет, а те, что мельче, зароет где-нибудь под черемухой. К тому же дед Тимофей был страстно ревнив.
У Фатея жена была портниха, хлеб они не сеяли, было у них две дочки, обоих выучили на учителей. У Дементия были Марфа, Матрена, Марфа и Николай ( вернулся с фронта без ноги).
После 60 лет Ульяна поехала просить прощение и вернулась в свою церковь. В молельных домах она не садилась на лавочки, а простаивала на коленях и молилась. У нее стал отдельный туесок с квасом, а внучатам очень хотелось попить из ее туеска. Она, бывало, заплачет и напоит: « Вы же чистенькие, вы не ругаетесь». А ругала внучат она так: « Пятная вас». Часто кормила мёдом, внуков было много, и она со всеми водилась. Однажды бабушка Евдокия кормила молоком из рожка двойняшек, а те внуки, что постарше грешили. Из осины делали долбленки для меда. Взяли Петра за ноги, спустили в долбленку. Он руками выгребал мед, четверо держали его за ноги, остальные бегали набрать бзники (синяя ягода). Набрали меда и ягоды и решили варить варенье. Залезли под амбар и развели костер. Варенье варили в блюдце. Увидел дед, костер залил, Петра драли наборной уздой. Так он и остался непутевым. Иван Петрович Медведев заезжал к нему на ссылку прощаться. Его сын Степан отказался от своей ссыльной жены Клавы. Дети их: Валя и Николай, - попали в детдом. Коля заболел и умер. В детдоме была трахома, и Валя ослепла, позже она разыскала отца.
Историческая справка.
Летом 1929года Сталин объявил курс на сплошную коллективизацию, поставив целью её полное завершение к 1932году. Методы коллективизации были жестокими: за отказ вступить в колхоз человек лишался избирательных прав, подвергался конфискации имущества и аресту. Крестьяне насильно загонялись в колхозы. В феврале 1930года были установлены рамки определения кулацких хозяйств. По директиве правительства раскулачиванию подлежало 250 тысяч семей. Раскулаченных без суда лишали всего имущества, выселяли из родных деревень, отправляли на север.
Массовое раскулачивание, начавшееся в феврале 1930года, вызвало волну крестьянских выступлений. Многие крестьяне покидали деревни, перебирались в города. За считанные месяцы разрушался многовековой уклад русской деревни, уничтожались наиболее продуктивные хозяйства.
Как рассказывала Хлуденева Лидия Григорьева, моя бабушка: "Родители мои были простые крестьяне. Сначала единолично работали, а тут коллективизация. В колхоз-то кто шёл, кто не шёл. А потом постепенно так все и перешли. Кто не соглашался, это зажиточные были, их сразу высылали отсель. Они уж и не вернулись, так и померли. Когда своя-то земля была, не колхозная, всё-таки сытые были крестьяне, которые любили землю-то да лошадь у кого была. А уж, которые бедные, лошади нет, сдавали душу другому. И жили впроголодь, и по миру ходили. Это всё было. А уж в колхозе-то, когда скотину на общий двор свели, все одинаковые стали".
Иван Петрович (сын Петра и Евдокии) его жена Параскева Васильевна умерли на ссылке. Было им лет по 42. Были у них дети: Евгения (замужем за Александром Тырышкиным), Анастасия ( замужем за Филиппом Макеевым), Петр ( погиб холостым на ссылке), Ефим, Яков, Степан (женат на Клавдии Степановне Камбалиной), Николай (умер в ссылке), Дарья, Мария, Евдокия, Андрей ( все умерли в ссылке). У Дементия жену звали Мария Филипповна. Ещё у Фотия была Юля. У Дементия сын Николай (с фронта вернулся без ноги), женат на Зинаиде, сын Егор (умер холостым), дочь Матрёна (замужем за Петром Андреевичем Моисеевым), Марья (жила в Старо-Тырышкино), Александра ( замужем за Камбалиным Федором), Марфа.
У Марфы Несторовны с Афанасием Сергеевичем Тырышкиным был единственный сын Василий, который долгое время занимал должность председателя колхоза. Старик - красавиц, с роскошной белой бородой, ходил прямо, говорил здраво. Авдотья, жена его, была маленькой, сухонькой. Прожили они 80 и 82 года.
Историческая справка.
На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны вероломно нарушив договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Тысячи орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, военным городкам, железнодорожным узлам, населенным пунктам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась Великая Отечественная война советского народа.
С какой стороны не бросишь взгляд на село Линёвкое, упадёт он в первую очередь на новенькие купола, взметнувшейся к небу церкви. Недалеко от неё есть улочка, прорезанная глубоким оврагом. Заглядывает в него осторожно двумя глазами-окнами крайний дом. Хозяйка его - Хлуденева Лидия Григорьева, моя бабушка, здесь, в сорока километрах от Бийска, в старинном алтайском селе, прожила всю свою долгую жизнь. Прожила, как все, не хуже и не лучше других. Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке только исполнилось четыре года, но многое сохранилось в детской памяти: "Великая Отечественная стала тяжёлым испытанием для страны. Помню, как по радио передали: "Война". Старики вроде как говорили: "Будет, мол, она". Но в самое-то плохое человек никак верить не хочет. Тогда, по первой мобилизации, много наших деревенских взяли. В колхозе для мобилизованных машины давали. Грузятся мужики на машины, а провожающие бабы плачут. Вот и отца моего забрали. А через полгода пришла похоронка, в которой сообщалось, что Казанцев Григорий Васильевич геройски погиб под Смоленском и похоронен в братской могиле в деревне Кошняки Износовского района ".
Тимофей Несторович и Ульяна Медведева, мои прямые прапрадеды, от которых пошла моя ветвь, родили шестнадцать детей, но выжили только семеро. Татьяна Тимофеевна (1892-1.1.1982) + Федор Ефимович Дорогин. Татьяне было 16 лет, а Федору 18, когда их поженили. У них были дети: Петр (погиб в армии), Григорий, Василий и Иван были на фронте. Евдокия. Анна. Екатерина (служила медсестрой на полях сражения в Великую Отечественную). Надежда. Федор - муж Татьяны, пропал без вести на фронте. Марфа Тимофеевна (28.07.1903- 21.8.1978 похоронена в Бийске)+ Ефим Михайлович Завидов( погиб на фронте). Ольгея (10.07.1909) + Григорий Васильевич Казанцев (1912-1942г.) у них было 8 детей, выжила одна – Лидия Григорьевна, моя бабушка. Ефросиния Тимофеевна (28.02.1911- 1963, похоронена в селе Колпашево)+ Василий Тихонович Лучинкин (1907г.р.). Анна (23.03.1913 – 9.02.2004) + Фёдор Иванович Жирнов (18.02.1916-23.03.1980). Елена (1912-1937) + Григорий Дьяконов. Иван Тимофеевич( 3.05.1915- 1943) + Галина. Детей нет.
Солдатская вдова, Казанцева Ольгея Тимофеевна, моя прабабушка.....Сколько их, её ровесниц, коротали свой вдовий век после войны, выкосившей мужей. Когда началась война и всех мужчин забрали на фронт, в колхозе остались трудиться одни женщины. Моя прабабушка водила по холмистым полям самый тяжёлый трактор того времени – ЧТЗ, ремонтировала его, обслуживала, чтобы не подводил в работе. Ведь она была сильной женщиной, смелой, решительной, всегда была в числе первых. Летом работы было много: сбор урожая, сенокос. Рабочей силы не хватало, одни женщины, старики и дети. Работали порой до того, что чуть не падали от усталости. Никто не подгонял, сами старались. По трое суток домой не приходили, а ночевали на складах. Силы им придавала любовь к своей Родине, ненависть к фашистским поработителям, стремление обеспечить фронтовиков всем необходимым для победы. Их трудовой подвиг в годы войны не имел себе равного.
На её долю выпало две войны, гражданская и Отечественная, коллективизация - что ни этап, то "великий перелом". Они прокатились по судьбам миллионов и миллионов....По общепринятому словосочетанию надо бы сказать тут: простых людей. Но нет их, простых людей. И история наша слишком непроста.
Заключение
Мы попыталась воссоздать историю рода Камбалиных от истоков до современности. В ходе нашего исследования мы нашли и обработали большое количество информации, которая помогла нам восстановить некоторые аспекты истории этого рода. Мы можем сказать с большей долей уверенности, что род Камбалиных имеет достаточно интересную историю, а также он имеет и свои особенности. В своей работе мы восстановили некоторые аспекты истории предков семьи Камбалиных. Мы нашли довольно много фактов из жизни людей, живущих задолго до наших дней.
Я всегда думала, что интересно узнавать о жизни знаменитых людей. Но я ошибалась. Оказалось, что у моих родственников, совсем обычных людей, была своя жизнь, полная радостей и невзгод. И мы не имеем права их забыть.
Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих нашей семье людей. Они подарили жизнь нашим родителям, благодаря судьбе, наши родители смогли встретиться и полюбить друг друга. Прошло время и на свет появились мы, новое поколение каждого из рода. Пройдёт ещё не один десяток лет, когда родятся потомки нашего современного поколения. А я смогу с гордостью передать им память о семи отцах моих.
Нора Аргунова. Щенята
Простые новогодние шары из бумаги
Мастер-класс "Корзиночка"
Солнечная система. Взгляд со стороны
Кто самый сильный?